Презентация на тему: М.А.Шолохов. «Тихий Дон»

М.А.Шолохов. «Тихий Дон»
Работа над романом
Замысел романа
Задача писателя:
Различные социальные слои в романе
Идейно-композиционный центр эпопеи – Мелеховский курень
Идейно-композиционный центр эпопеи – Мелеховский курень
«Плюсы» мелеховского куреня
«Минусы» мелеховского куреня
Трагедия Григория Мелехова
Отсюда следуют интерпретации образа:
Новая интерпретация:
М.А.Шолохов. «Тихий Дон»
Почему «Тихий Дон» роман-эпопея?
1/14
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 94)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1376 Кб)
1

Первый слайд презентации: М.А.Шолохов. «Тихий Дон»

Изображение слайда
2

Слайд 2: Работа над романом

1925 год – начало работы над романом о Гражданской войне. Первоначальное название – «Донщина». 1928 год – публикация первой книги романа «Тихий Дон». 1929 год - публикация второй книги романа «Тихий Дон». 1932 год - публикация третьей книги романа «Тихий Дон». 1940 год - публикация четвёртой книги романа «Тихий Дон».

Изображение слайда
3

Слайд 3: Замысел романа

«Начал я писать роман в 1925 году. Причём первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал с участия казачества в походе Корнилова на Петроград < … >. Остаётся непонятным, почему казачество приняло участие в подавлении революции. Что это за казаки? Что это за Область Войска Донского? Не выглядит ли она для читателей некой terra incognita ?»

Изображение слайда
4

Слайд 4: Задача писателя:

хотел «показать различные социальные слои населения на Дону»; выявить «те колоссальные сдвиги в быту, жизни, человеческой психологии, которые произошли в результате войны и революции»; «проследить за трагической судьбой отдельных людей, попавших в мощный водоворот событий, происходивших в 1914-1921 годах».

Изображение слайда
5

Слайд 5: Различные социальные слои в романе

Донская «верхушка» Донские «низы» Зажиточная семья Коршуновых Батраки Кошевые Купцы Моховы Рабочие-казаки Котляров, Валет Помещики Листницкие Революционное казачество (Подтёлков, Кривошлыков, Лагутин) Хуторская интеллигенция Большевики Штокман, Погудко, Бунчук Белогвардейские генералы Крестьяне-бедняки Казачьи офицеры Бедняцкое казачество Духовенство Солдаты

Изображение слайда
6

Слайд 6: Идейно-композиционный центр эпопеи – Мелеховский курень

Изображение слайда
7

Слайд 7: Идейно-композиционный центр эпопеи – Мелеховский курень

Изображение слайда
8

Слайд 8: Плюсы» мелеховского куреня

трудовая семья; дух вольнолюбия; семейный совет; патриархальный уклад.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Минусы» мелеховского куреня

тяжелая доля женщины; собственнические повадки – дух деспотизма, власть жестоких традиций; гордая непокорность.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Трагедия Григория Мелехова

Перед Григорием - "три дороги, и ни одной нету путёвой... Деваться некуда". Его трагедия в осознании необходимости гражданского мира и единения народа "без красных и белых" и практической невозможности этого.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Отсюда следуют интерпретации образа:

Григорий -середняк, искавший третий путь в революции (концепция исторического заблуждения). Григорий - человек, утративший связь с народом – «отщепенец». Григорий - казачий сепаратист.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Новая интерпретация:

Григорий - правдоискатель в самом высоком, завещанном русской классикой смысле, и при этом образ человека из народа в эпоху великого разлома истории, ставшего "на грани двух начал, отрицая оба их".

Изображение слайда
13

Слайд 13

В конечном счёте, трагедия Мелехова - это не только трагедия одиночки-правдоискателя, но и трагедия казачества (и шире - всего народа), попавшего под пресс складывающегося тоталитарного режима.

Изображение слайда
14

Последний слайд презентации: М.А.Шолохов. «Тихий Дон»: Почему «Тихий Дон» роман-эпопея?

Масштабное воссоздание эпохальных в жизни народа событий, глобальный охват исторического времени, подчинение им многочисленных сюжетных линий, раскрытие судеб не только главных героев, их семей, но и больших человеческих коллективов, групп (военных отрядов, повстанцев банды Фомина), значимость образующих "хоровое" начало массовых сцен и так называемых второстепенных, подчас безымянных персонажей (а их более 700) определяют жанровое своеобразие шолоховского романа - полифонию голосов, несущих свою правду понимания мира.

Изображение слайда