Презентация на тему: Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения

Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения
Нормативные основания
Нормативные основания
Профессиональный стандарт
Понятия
Основные направления деятельности педагога –психолога ОО ( Профессиональный стандарт)
Уровни нормативно-правового обеспечения ППС
Нормативные основания
Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения
Участники ППС
Участники ППС
Локальные нормативные документы
Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения
Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения
Локальные нормативные документы
Функции руководителя ППС
Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения
Функции руководителя ППС ( с учетом всех направлений)
Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения
Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения
Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения
Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения
Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения
Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения
Роль педагога - психолога
Задачи педагога - психолога
Задачи педагога - психолога
Задачи педагога - психолога
Обновление содержания деятельности
Обновление содержания деятельности
Обновление содержания деятельности
Обновление содержания деятельности
Обновление содержания деятельности
Обновление содержания деятельности
Обновление содержания деятельности
Обновление содержания деятельности
Пакет документов педагога-психолога
Пакет документов педагога-психолога
Пакет документов педагога-психолога
Пакет документов педагога-психолога
Пакет документов педагога-психолога
Пакет документов педагога-психолога
Пакет документов педагога-психолога
Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения
1/44
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 44)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5749 Кб)
1

Первый слайд презентации

Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения проектирования и реализации основных образовательных программ Скочилова Елена Юрьевна, н ачальник лаборатории НМО ДПП ООНД

Изображение слайда
2

Слайд 2: Нормативные основания

Введение и реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в образовательных организациях, профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», вступившим в силу с 1 января 2017 года, ориентировано на формирование принципиально новой модели образования, обеспечивающей повышение его качества. Обновление содержания образования, разработка и внедрение новой нормативно-правовой базы деятельности образовательных организаций требуют формирования принципиально новых подходов к психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Нормативные основания

В соответствии со Стандартами педагог-психолог должен оценивать результаты введения новых образовательных стандартов, а с другой стороны – влиять на них. При взаимодействии с педагогом психолог способен обеспечить каждому учащемуся индивидуальную образовательную траекторию. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды учреждения, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие обучающихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала

Изображение слайда
4

Слайд 4: Профессиональный стандарт

Согласно профессиональному стандарту «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», основная цель деятельности педагога-психолога: – психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, основных и дополнительных образовательных программ ; оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Понятия

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системноорганизованная деятельность психолога и педагогического коллектива, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в школьной среде. С введением ФГОС происходит процесс слияния психологической работы с учебно -воспитательной системой, превращение их в единую систему сопровождения обучающихся.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Основные направления деятельности педагога –психолога ОО ( Профессиональный стандарт)

Изображение слайда
7

Слайд 7: Уровни нормативно-правового обеспечения ППС

Изображение слайда
8

Слайд 8: Нормативные основания

Изображение слайда
9

Слайд 9

Изображение слайда
10

Слайд 10: Участники ППС

Изображение слайда
11

Слайд 11: Участники ППС

Изображение слайда
12

Слайд 12: Локальные нормативные документы

Изображение слайда
13

Слайд 13

Изображение слайда
14

Слайд 14

Изображение слайда
15

Слайд 15: Локальные нормативные документы

Изображение слайда
16

Слайд 16: Функции руководителя ППС

Основным приоритетом работы становится создание психолого- педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Изображение слайда
18

Слайд 18: Функции руководителя ППС ( с учетом всех направлений)

Планирование деятельности СППС (планы, графики, циклограммы, программы, списки) Организация деятельности СППС (положения, регламенты, инструкции, методические рекомендации, методические указания) Координация деятельности СППС (алгоритмы взаимодействия, делегирование полномочий закреплено) Мотивация деятельности сотрудников СППС (поощрение, положительные результаты, положение о стимулирующих выплатах в соответствии с установленными показателями Контроль деятельности СППС (отчеты, результаты самообследования, журналы…)

Изображение слайда
19

Слайд 19

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23

Изображение слайда
24

Слайд 24

Изображение слайда
25

Слайд 25: Роль педагога - психолога

Педагог-психолог может и должен играть ключевую роль в обновленной системе образования, в проектировании и реализации ООП. П сихологическое сопровождение предполагает - целостный и непрерывный комплекс мер, предусматривающий применение адекватных форм, методов, приемов взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Задачи педагога - психолога

Задачи психологического сопровождения на каждом уровне образования различны: Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Задачи педагога - психолога

Задачи психологического сопровождения на каждом уровне образования различны: Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Задачи педагога - психолога

Задачи психологического сопровождения на каждом уровне образования различны: Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Обновление содержания деятельности

диверсификацию уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень учреждения); вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках ФГОС (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

Изображение слайда
30

Слайд 30: Обновление содержания деятельности

Таким образом, основными направлениями работы, обозначенными в Стандартах как формы психологического сопровождения участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС остаются по-прежнему : профилактика, диагностика, консультирование, просвещение, коррекционно-развивающая работа, экспертиза, проводимые с администрацией, педагогами, учащимися, родителями. Однако в привычный набор методов и подходов необходимо будет внести некоторые коррективы с учетом специфики ФГОС.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Обновление содержания деятельности

Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния учащихся, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Обновление содержания деятельности

Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися (воспитанниками), имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

Изображение слайда
33

Слайд 33: Обновление содержания деятельности

Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательной организации. Необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения: Уровень класса (группы). На данном уровне ведущую роль играют учителя и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности — развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Обновление содержания деятельности

Уровень образовательной организации На данном уровне работа ведется педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами (в оптимальном варианте объединенными в службу, консилиум и т.д.), выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействии с учителями, родителями, сверстниками. На данном уровне также реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и учителями (взаимодействие с центрами, ПМПК)

Изображение слайда
35

Слайд 35: Обновление содержания деятельности

Специалист психолого – педагогического сопровождения принимает участие в разработке образовательной программы ОО, программы развития, проектировании системы управления, проводит анализ планов учебной и воспитательной работы, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их психологической обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании личности и учебных групп, вносит соответствующие предложения руководству, отдельным работникам по управлению учреждением.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Обновление содержания деятельности

Психологическое сопровождение осуществляется на основании плана работы педагога-психолога в течение всего учебного года и включает 4 этапа : подготовительный, адаптационный (диагностический ), содержательный (коррекционный ), итоговый (рефлексивный). Работа на каждом этапе осуществляется в определенные сроки с определенным контингентом: администрацией, педагогами, родителями, обучающимися, коллегами психолога. О сновным приоритетом работы педагога-психолога становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Пакет документов педагога-психолога

Важным компонентом профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация обеспечивает и регламентирует каждое направление деятельности педагога-психолога. Пакет документации педагога-психолога включает в себя : законодательно - правовые акты и нормативные документы; специальную документацию, организационно-методическую документацию, комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения учащихся.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Пакет документов педагога-психолога

Специальная документация (документация для служебного пользования ) Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся :  Карта психолого-педагогического сопровождения ребенка - совокупность сведений о динамике возрастного развития ребенка, нуждающегося в индивидуальном сопровождении.  Протоколы обследования. Протокол является свободной формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком, и отражает различные особенности используемого инструментария.  Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка (по запросу). Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена только по запросу профильных специалистов. На основании специальной документации педагог-психолог может давать рекомендации педагогам, родителям или лицам их заменяющим.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Пакет документов педагога-психолога

При планировании мероприятий необходимо учитывать количество общего рабочего времени педагога-психолога в год и неделю, нормы расхода времени на каждый вид деятельности, согласно инструктивному письму от 24.12.2001г. № 29/1886-6 и приказу МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений». Годовой план работы педагога-психолога согласовывается с руководителем методической службы района или города (при наличии) и утверждается руководителем образовательной организации. Схема оформления годового плана представляется с распределением основных мероприятий по видам деятельности.  Просветительская работа включает в себя проведение лекций, семинаров, выступления на методических объединениях, родительских собраниях и т.д.  К экспертной работе относится участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.  Проектная деятельность включает в себя проектирование образовательной программы совместно педагогом-психологом и учителями на основе возрастно-нормативной модели развития учащегося определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития.  К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности: анализ и планирование деятельности; курсы повышения квалификации; анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; участие в научно-практических семинарах, конференциях; посещение совещаний и методических объединений; оформление кабинета и др.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Пакет документов педагога-психолога

Журнал учета видов и форм работы педагога-психолога ОО Журнал учета видов работы позволяет отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые педагогом-психологом в течение года. Наличие всего объема информации, отраженной в журнале учета видов работы, позволяет педагогу-психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные. Журнал являются документом, на основе которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога. В журнале фиксируется каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. Запись работы рекомендуется оформлять в соответствии с согласованной формой.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Пакет документов педагога-психолога

Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка является документом, фиксирующим изменения в его развитии на всем протяжении психолого-педагогического сопровождения. Для отслеживания динамики изменений в карту вносятся данные, полученные в результате комплексных социально-психолого-педагогических обследований с целью накопления материала для создания наиболее полного представления о развитии ребенка. В карту заносятся также формы, виды и содержание деятельности всех специалистов по сопровождению ребенка и его родителей (законных представителей). Карта индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка заполняется только на тех детей, которые требуют индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Пакет документов педагога-психолога

Структура психолого-педагогической программы в соответствии с ФГОС Психолого-педагогическая программа (подпрограмма) либо пишется (составляется) педагогом-психологом образовательной организации самостоятельно, либо делается ссылка на авторскую разработанную программу с указанием автора, названия, года и места издания. На программу должна быть дана внешняя рецензия. Виды психолого-педагогических программ: I Профилактические психолого-педагогические программы – программы, направленные на профилактику трудностей в обучении, воспитании и социализации, отклонений в развитии и поведении обучающихся, воспитанников. II Коррекционно-развивающие психолого-педагогические программы – программы психолого-педагогической работы с обучающимися, воспитанниками, испытывающими трудности в обучении и развитии; направленные на преодоление проблем и компенсацию недостатков, адаптацию в образовательной среде и др. III Развивающие психолого-педагогические программы – программы, направленные на наиболее полное раскрытие интеллектуально-личностного потенциала обучающихся, воспитанников, формирование и развитие их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности. IV Диагностические психолого-педагогические программы – программы психологической и психолого-педагогической диагностики интеллектуальных, личностных, коммуникативных, поведенческих, социальных особенностей обучающихся, воспитанников в рамках решения актуальных образовательных и воспитательных задач. V Образовательные (просветительские) психолого-педагогические программы — программы, направленные на формирование психологических знаний, повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности обучающихся, воспитанников, их родителей и педагогов.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Пакет документов педагога-психолога

Аналитический отчет о результатах деятельности педагога-психолога и статистическая справка В аналитическом годовом отчете отражаются все виды деятельности педагога-психолога в соответствии с годовым планом работы и журналом учета видов и форм работы. Отчет должен включать качественно-количественные показатели по направлениям деятельности. Анализируя выполнение поставленных на год задач, педагог-психолог указывает возникшие затруднения, проблемы, считая их задачами следующего учебного года. Учитывая новые инструментально-методические средства, которыми овладел педагог-психолог за отчетный период, прописываются перспективы дальнейшей работы. При написании отчета педагог-психолог обязан строго соблюдать принцип анонимности и конфиденциальности, что выражается в представлении только общих результатов и сравнительных характеристик (возрастной контекст анализа и др.) В качестве промежуточной и итоговой отчетности необходимо составлять статистическую справку.

Изображение слайда
44

Последний слайд презентации: Локальная нормативная база психолого-педагогического сопровождения

Спасибо за внимание!

Изображение слайда