Презентация на тему: ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ

ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЛОГОПЕДИИ
Структура логопедии
ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ЛОГОПЕДИИ
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ
ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ
ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
Логопедическое воздействие -
Связь логопедии с другими науками
С вяз ь логопедии с общей и специальной психологией, психодиагностикой позволяет
С вяз ь логопедии с науками медико-биологического цикла позволяет
С вяз ь логопедии с лингвистическими науками и психолингвистикой обеспечивает
Принципы логопедии как науки
Принцип системности
Принцип комплексности
Принцип развития
Принцип деятельностного подхода
Онтогенетический принцип
Принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип)
Принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта.
Принцип обходного пути
Принцип подхода к речевым нарушениям с позиций связи речи с другими сторонами психического развития
Общедидактические принципы
ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
Различие понятий «недоразвитие речи» и «нарушение речи».
Общее недоразвитие речи -
Различение понятий «нарушение речевого развития» и «задержка речевого развития».
ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
В логопедии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю
Диалогическая речь
Отличительные черты диалога
Монологическая речь -
Выделяются три основных вида монологической речи:
Письменная речь -
Внутренняя форма речи (речь «про себя») -
С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания.
Значение логопедии
ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
ЛИЧНОСТЬ ЛОГОПЕДА
Личность логопеда характеризуется следующими качествами:
Умения логопеда
Педагогическая деонтология (система взаимодействий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе).
ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ
1/54
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 60)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (883 Кб)
1

Первый слайд презентации

ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ ЛОГОПЕДИИ ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ

Изображение слайда
2

Слайд 2: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Логопедия — наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин «логопедия»  происходит от греческих корней:  логос  (слово), пайдео  (воспитываю, обучаю) — и в переводе означает «воспитание правильной речи». Company Logo

Изображение слайда
3

Слайд 3: ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ ЛОГОПЕДИИ

Предмет – нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект – человек, страдающий нарушением речи (логопат). Недостатки развития речи - отклонения от нормального формирования языковых средств общения (отличать от возрастных особенностей ее формирования!) Company Logo

Изображение слайда
4

Слайд 4: Структура логопедии

логопедия Дошкольная Школьная Подростков и взрослых

Изображение слайда
5

Слайд 5: ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ ЛОГОПЕДИИ

является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Изображение слайда
6

Слайд 6: ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений. 2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи. 3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

Изображение слайда
7

Слайд 7: ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата ). 5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. 6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

Изображение слайда
8

Слайд 8: ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ

7. Систематизация речевых расстройств. 8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. 9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Теоретический  аспект  — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект  — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Для решения поставленных задач необходимо: осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.) обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Логопедическое воздействие -

сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека. должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Связь логопедии с другими науками

Внутрисистемные связи логопедии с педагогикой с сурдопедагогикой с тифлопедагогикой с олигофренопедагогикой с общей и специальной психологией, психодиагностикой Межсистемные связи логопедии С медико-биологическими науками : Анатомией Стоматологией Физиологией Педиатрией Нейрофизиологией Психопатологией Оториноларингологией Невропатологией С лингвистическими науками современный русский язык психолингвистика

Изображение слайда
13

Слайд 13: С вяз ь логопедии с общей и специальной психологией, психодиагностикой позволяет

дифференцировать различные формы речевых расстройств о тграничивать речевые нарушения от нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом установить контакт с детьми разного возраста выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы проводить более эффективную логопедическую работу.

Изображение слайда
14

Слайд 14: С вяз ь логопедии с науками медико-биологического цикла позволяет

определить этиологию нарушений правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием разгранич ить первичны е, связанны е с поражением центральной нервной системы, и вторичны е нарушени я психической деятельности в связи с речевым дефектом выб рать профил ь специального учреждения выбрать наиболее оптимальные методы коррекции, обучения и воспитания ребенка и предупредить аномальное развитие его личности

Изображение слайда
15

Слайд 15: С вяз ь логопедии с лингвистическими науками и психолингвистикой обеспечивает

Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению логопедического заключения, является необходимым для разработки системы логопедического воздействия.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Принципы логопедии как науки

Специальные принципы логопедии: Системности; Комплексности; Развития; Деятельностного подхода; Онтогенетический; Этиопатогенетический; Учёта симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта; Обходного пути; Рассмотрения речевого дефекта во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Принцип системности

опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы. Нарушения речи могут затрагивать произносительную, сторону речи, фонематические процессы, лексику и грамматический строй. Применение принципа системного анализа речевых нарушений позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи. Company Logo

Изображение слайда
18

Слайд 18: Принцип комплексности

Устранение речевых нарушений должно носить комплексный, медико-психолого-педагогический характер. Речь – процесс сложный. При коррекции нарушений речи требуется работа не только логопеда, но и других специалистов (детского психиатра, невропатолога, психолога), ведь мозг – единое целое, и нарушение звукопроизношения может быть одним из симптомов более сложного речевого расстройства. Company Logo

Изображение слайда
19

Слайд 19: Принцип развития

предполагает анализ процесса возникновения дефекта, выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Для правильной оценки того или иного отклонения, как отмечал Л. С. Выготский, следует различать причинно-следственные зависимости между происхождением изменений развития и сами эти изменения. Важно представить себе все многообразие условий, необходимых для полноценного формирования речевой функции на каждом этапе ее развития. Company Logo

Изображение слайда
20

Слайд 20: Принцип деятельностного подхода

Исследование детей с нарушениями речи, а также организация логопедической работы с ними осуществляются с учетом ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной). Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение. Для школьников ведущая деятельность учебная. На этой основе и строиться вся программа логопедической работы. Company Logo

Изображение слайда
21

Слайд 21: Онтогенетический принцип

Разработка методики коррекционно-логопедического воздействия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. Company Logo

Изображение слайда
22

Слайд 22: Принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип)

При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы. Первоначально необходимо выявить причину появления логопатологии и устранить ее. Company Logo

Изображение слайда
23

Слайд 23: Принцип учета симптоматики нарушения и структуры речевого дефекта

Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррекции речевых нарушений большое значение имеет установление в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта. Company Logo

Изображение слайда
24

Слайд 24: Принцип обходного пути

В процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формирования новой функциональной системы в обход пострадавшего звена. Company Logo

Изображение слайда
25

Слайд 25: Принцип подхода к речевым нарушениям с позиций связи речи с другими сторонами психического развития

Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры дефекта. Company Logo

Изображение слайда
26

Слайд 26: Общедидактические принципы

Принцип научности Принцип индивидуального подхода Принцип сознательности и активности Принцип наглядности в обучении Принцип доступности в обучении Принцип прочности результатов в обучении

Изображение слайда
27

Слайд 27: ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ

Норма речи - общепринятые варианты употребления языка в процессе речевой деятельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нарушение речи - отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения». Company Logo

Изображение слайда
28

Слайд 28: Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

1. Они не соответствуют возрасту говорящего; 2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка; 3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи; 4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка; 5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают; 6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера. Company Logo

Изображение слайда
29

Слайд 29: Различие понятий «недоразвитие речи» и «нарушение речи»

Недоразвитие речи  - качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом. Нарушение речи  - расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов. Company Logo

Изображение слайда
30

Слайд 30: Общее недоразвитие речи -

такая форма речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речи. Понятие «общее недоразвитие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя). Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д. Таким образом, термин «общее недоразвитие речи» характеризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом нарушении возможно не столько недоразвитие, сколько системное расстройство речи. Company Logo

Изображение слайда
31

Слайд 31: Различение понятий «нарушение речевого развития» и «задержка речевого развития»

При нарушении речевого развития искажается сам процесс речевого онтогенеза. При задержке речевого развития замедляется темп, при этом уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. Company Logo

Изображение слайда
32

Слайд 32

Распад речи - утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга. Симптом нарушения речи — это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности. Симптоматика нарушений речи — это совокупность признаков (проявлений) нарушения речевой деятельности. Механизм нарушения речи - характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности. Патогенез нарушений речи — это патологический механизм, обусловливающий возникновение и развитие нарушений речевой деятельности. Company Logo

Изображение слайда
33

Слайд 33

Структура речевого дефекта  - совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Различная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симптомов, что во многом определяет специфику целенаправленного логопедического воздействия. Company Logo

Изображение слайда
34

Слайд 34

Логопедическое воздействие - педагогический процесс, направленный на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, на воспитание и развитие ребенка с речевым нарушением. Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, преодоление речевых нарушений). Коррекция речевого нарушения может быть полная и частичная. Это определяется механизмом и тяжестью речевого нарушения сроками возникновения возрастом, в котором начата коррекционная работа адекватностью коррекционно-педагогического воздействия. Company Logo

Изображение слайда
35

Слайд 35

Полная коррекция Речевое нарушение преодолевается полностью, речь нормализуется в соответствии с возрастной нормой Частичная коррекция Снижение тяжести речевого нарушения

Изображение слайда
36

Слайд 36

Компенсация - сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма. Компенсаторная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в компенсации играет центральная нервная система. Обучение  — это двусторонний управляемый процесс, включающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руководство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве. Воспитание  — это целенаправленное, систематическое, организованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества. В процессе  перевоспитания  осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности. Company Logo

Изображение слайда
37

Слайд 37

Восстановительное обучение используется при локальных поражениях головного мозга. Оно направлено на восстановление нарушенных речевых и неречевых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохранное звено функции и перестройка всей функциональной системы. Термин «восстановление речи» используется для обозначения развития нарушенной речи при афазии. Company Logo

Изображение слайда
38

Слайд 38

Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение нарушений речи (например, дислексии), на исправление (например, звукопроизношения), так и на преодоление отрицательных симптомов неречевых нарушений (например, психологических особенностей заикающихся). Company Logo

Изображение слайда
39

Слайд 39: В логопедии различают две формы речи: внешнюю и внутреннюю

Внешняя речь включает следующие виды: устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Внутренняя форма речи – это речь «про себя» — это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы. Внутренняя речь отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Диалогическая речь

психологически наиболее простая и естественная форма речи, возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников и состоит в основном в обмене репликами. Реплика - ответ, возражение, замечание на слова собеседника -отличается краткостью, наличием вопросительных и побудительных предложений, синтаксически не развернутых конструкций. Company Logo

Изображение слайда
41

Слайд 41: Отличительные черты диалога

1)   эмоциональный контакт говорящих, их воздействие друг на друга мимикой, жестами, интонацией и тембром голоса; 2)  ситуативность, т. е. предмет или тема обсуждения существуют в совместной деятельности или непосредственно воспринимаются. Диалог поддерживается собеседниками с помощью уточняющих вопросов, изменения ситуации и намерений говорящих. Целенаправленный диалог, связанный одной темой, называется беседой. Участники беседы обсуждают или выясняют определенную проблему с помощью специально подобранных вопросов. Company Logo

Изображение слайда
42

Слайд 42: Монологическая речь -

последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Характерные признаки: последовательность и доказательность; грамматически правильное оформление; выразительность голосовых средств. Монологическая речь сложнее диалогической по содержанию и языковому оформлению и всегда предполагает достаточно высокий уровень речевого развития говорящего. Company Logo

Изображение слайда
43

Слайд 43: Выделяются три основных вида монологической речи:

повествование (рассказ, сообщение) описание рассуждение, которые в свою очередь подразделяются на ряд подвидов, имеющих свои языковые, композиционные и интонационно-выразительные особенности. При дефектах речи монологическая речь нарушается в большей степени, чем диалогическая. Company Logo

Изображение слайда
44

Слайд 44: Письменная речь -

это графически оформленная речь, организованная на основе буквенных изображений. Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения. В период овладения устной речью у ребенка-дошкольника происходит неосознанная обработка языкового материала, накопление звуковых и морфологических обобщений, которые создают готовность к овладению письмом в школьном возрасте. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма различной тяжести. Company Logo

Изображение слайда
45

Слайд 45: Внутренняя форма речи (речь «про себя») -

это беззвучная речь, которая возникает, когда человек думает о чем-либо, мысленно составляет планы. Внутренняя речь отличается по своей структуре свернутостью, отсутствием второстепенных членов предложения. Внутренняя речь формируется у ребенка на основе внешней и представляет собой один из основных механизмов мышления. Перевод внешней речи во внутреннюю наблюдается у ребенка в возрасте около 3 лет, когда он начинает рассуждать вслух и планировать в речи свои действия. Постепенно такое проговаривание редуцируется и начинает протекать во внутренней речи. Company Logo

Изображение слайда
46

Слайд 46: С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания

Подготовка проходит несколько стадий. Мотив или замысел (известен говорящему лишь в самых общих чертах) Стадия внутренней речи (наличие семантических представлений, отражающих наиболее существенное ее содержание) Из большего числа потенциальных смысловых связей выделяются самые необходимые и происходит выбор соответствующих синтаксических структур. На этой основе оформляется звучащая речь. Данный процесс может существенно нарушаться в любом из названных звеньев у детей и взрослых, имеющих недостаточный речевой опыт или выраженную патологию речи. Company Logo

Изображение слайда
47

Слайд 47: Значение логопедии

В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения. Company Logo

Изображение слайда
48

Слайд 48

Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде. Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности. Company Logo

Изображение слайда
49

Слайд 49

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его развитие. Company Logo

Изображение слайда
50

Слайд 50: ЛИЧНОСТЬ ЛОГОПЕДА

Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний. Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку в дошкольном и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией. Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у логопеда глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии. Company Logo

Изображение слайда
51

Слайд 51: Личность логопеда характеризуется следующими качествами:

гуманистическая убежденность; гражданская нравственная зрелость; познавательная и педагогическая направленность; увлеченность профессией; любовь к детям; требовательность к себе и окружающим; справедливость, выдержка и самокритичность; педагогическое творческое воображение и наблюдательность; искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др. Company Logo

Изображение слайда
52

Слайд 52: Умения логопеда

учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.). Company Logo

Изображение слайда
53

Слайд 53: Педагогическая деонтология (система взаимодействий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе)

включает в себя учение о педагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нравственности. Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родителей ребенка с речевыми расстройствами и сопереживания с ними. Логопед должен быть терпелив, тактичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой патологией и его родителями так, как относится врач к больному и его родственникам, быть осторожным в оценке тяжести и особенно — механизмов, нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность, так как многие из них, даже нерезко выраженные, могут быть только одним из проявлений тяжелых нервно-психических заболеваний. Важным условием педагогической деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопедом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитателем, логопедом и педагогом. Company Logo

Изображение слайда
54

Последний слайд презентации: ЛОГОПЕДИЯ КАК НАУКА О НАРУШЕНИЯХ РЕЧИ ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ

Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача — невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы. Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал специальных детских учреждений, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс. Company Logo

Изображение слайда