Презентация на тему: Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста

Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста
Понятие о ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии
СУБЪЕКТЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА
Задачи раннего вмешательства:
Принципы раннего вмешательства:
Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте
Распространенность нарушений у детей раннего возраста Таблица 1.
Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте
Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте
Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте
Виды ЗРР:
Структура дефекта при задержке психомоторного и речевого развития
Обследование детей младенческого и раннего возраста с нарушениями речевого развития
Основные методы психолого-педагогической диагностики
Методики оценки нервно-психического развития детей младенческого и раннего возраста :
Диагностические методики для детей с различными типами нарушений в развитии:
ОПРОСНИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Модель системы ранней помощи:
Служба ранней помощи:
Клиенты службы ранней помощи:
Задачи службы ранней помощи:
Содержание логопедической работы с детьми младенческого и раннего возраста
Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям младенческого возраста :
Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям младенческого возраста :
Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям раннего возраста :
Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям раннего возраста :
Логопедическая работа с детьми младенческого возраста
Логопедическая работа с детьми младенческого возраста
Основные направления логопедической работы
Условия реализации системы коррекционно-логопедической работы с детьми младенческого возраста
Первый этап развития доречевой активности детей
Второй этап развития доречевой активности детей
Третий этап развития доречевой активности детей
Четвертый этап развития доречевой активности детей
Пятый этап развития доречевой активности детей
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
Логопедическая работа с детьми раннего возраста
1/49
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 37)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1198 Кб)
1

Первый слайд презентации: Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста

Изображение слайда
2

Слайд 2: Понятие о ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии

Ранняя коррекционная помощь (раннее вмешательство) – это система психолого-педагогических и лечебных мероприятий, направленных на: выявление и ослабление или преодоление недостатков психоречевого и моторного развития детей младенческого и раннего возраста; на работу с семьей ребенка с особыми образовательными потребностями Понятие о ранней коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии

Изображение слайда
3

Слайд 3: СУБЪЕКТЫ РАННЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА

Изображение слайда
4

Слайд 4: Задачи раннего вмешательства:

раннее выявление отклонений в развитии; определение структуры дефекта (первичных, вторичных и третичных нарушений) и степени его выраженности; выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка; составление индивидуального маршрута для ребенка и семьи, обоснование прогноза развития; организация комплексной коррекционно-развивающей работы, дифференциация и индивидуализация обучения; активное вовлечение родителей (или лиц, их заменяющих) в процесс преодоления недостатков в развитии Задачи раннего вмешательства:

Изображение слайда
5

Слайд 5: Принципы раннего вмешательства:

принцип комплексности; принцип опоры на различные анализаторы; принцип поэтапности ; принцип учета зоны ближайшего развития; принцип усложнения материала; принцип наглядности; принцип онтогенетический; принцип реализации деятельностного подхода Принципы раннего вмешательства:

Изображение слайда
6

Слайд 6: Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте

Изображение слайда
7

Слайд 7: Распространенность нарушений у детей раннего возраста Таблица 1

Изображение слайда
8

Слайд 8: Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте

Нарушение речевого развития у детей представляет собой одну из форм сложного когнитивного дефекта, который включает избирательное расстройство речевой функции, а также отклонения неязыковых функций и процессов (моторной сферы – артикуляционная, ручная, общая моторика; познавательной сферы – внимание, восприятие, память, мышление; эмоционально-волевой сферы) Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте

Изображение слайда
9

Слайд 9: Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте

Задержка речевого развития ( ЗРР ) - системное нарушение, затрагивающее в различной степени все психические процессы, при котором наблюдается несформированность всех сторон речи, задержка темпов ее формирования (позднее начало речи и замедленный темп ее развития) Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте

Изображение слайда
10

Слайд 10: Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте

Неспецифическая задержка речевого развития - временное обратимое состояние, при котором наблюдается несформированность всех сторон речи, задержка темпов ее формирования (позднее начало речи и замедленный темп ее развития) Специфическая задержка речевого развития - системное нарушение, затрагивающее в различной степени все психические процессы и требующее воздействия не только на симптом (речевое расстройство), но и на причину, на механизм недоразвития Нарушения развития в младенческом u раннем возрасте

Изображение слайда
11

Слайд 11: Виды ЗРР:

Изображение слайда
12

Слайд 12: Структура дефекта при задержке психомоторного и речевого развития

Органическое поражение ЦНС Нарушение общения в диаде мать-дитя, отсутствие своевременной психолого-медико-педагогической помощи Нарушение двигательного развития Недоразвитие психологической базы речи Языковые расстройства Нарушение коммуникативных процессов Личностные особенности, затрудняющие адаптацию

Изображение слайда
13

Слайд 13: Обследование детей младенческого и раннего возраста с нарушениями речевого развития

Изображение слайда
14

Слайд 14: Основные методы психолого-педагогической диагностики

Изображение слайда
15

Слайд 15: Методики оценки нервно-психического развития детей младенческого и раннего возраста :

Методика Гриффитс (в переводе Е.С. Кешинян, 2000); Программа «Каролина»; Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (Э.Л. Фрухт, К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, 1983); Методики оценки нервно-психического развития детей младенческого и раннего возраста :

Изображение слайда
16

Слайд 16: Диагностические методики для детей с различными типами нарушений в развитии:

Е.Ф. Архипова (1989) - система обследования психического и доречевого развития детей с детским церебральным параличом ; О.Г. Приходько и Т.Ю. Моисеева (2001) - комплексное обследование детей с нарушениями в двигательной сфере ; Е.Р. Баенская и М.М. Либлинг (2001) - диагностика нарушений взаимодействия ребенка с окружающим миром (раннего детского аутизма) ; Т.В. Пелымская и Н.д. Шматко (2001) - методика выявления снижения слуха у детей первого года жизни; И.И. Ильчикова, М.Э. Бернадская и О.В. Парамей (2003) - диагностика нарушений зрительного восприятия у детей младенческого возраста; Е.В. Козлова (2003) - система оценки основных показателей развития детей первого года жизни с патологией ЦНС по «Шкале психомоторного развития по Гриффитс »; Ю.А. Лисичкина (2004) - исследование довербального развития детей с ПЭП (модифицированная методика О.В. Баженовой; Т.Н. Гирилюк (2007 ) – методика диагностики детей раннего возраста (2-3 лет) с дизартрией с балльной системой оценки развития психомоторной сферы Диагностические методики для детей с различными типами нарушений в развитии:

Изображение слайда
17

Слайд 17: ОПРОСНИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

детей от 2 до 16 месяцев KID шкала [ Kent Infant Development (KID) Scale ] Шкала KID < R > ( Чистович, Рейтер, Шапиро, 2000) детей от 15 месяцев до 3,5 лет CDI опросник [ Child Development Inventory ] Шкала RCDI-2000 (Шапиро, Чистович, 2000) ОПРОСНИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Изображение слайда
18

Слайд 18: Модель системы ранней помощи:

1-й блок – скрининговое обследование детей первого года жизни в учреждениях здравоохранения; 2-й блок – дифференциальная диагностика, проводимая в поликлиниках, центрах, больницах; 3-й блок – медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии в службах ранней помощи, центрах абилитации ; 4-й блок – переход ребенка в программы учреждений для детей дошкольного возраста Модель системы ранней помощи:

Изображение слайда
19

Слайд 19: Служба ранней помощи:

междисциплинарная структура, предназначенная для оказания помощи детям с особыми потребностями в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям, с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе Служба ранней помощи:

Изображение слайда
20

Слайд 20: Клиенты службы ранней помощи:

это дети до 3 лет, которые: имеют выявленное отставание в развитии; имеют медицинские диагнозы, (стойкие нарушения здоровья), с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии; проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию; входят в группу биологического риска Клиенты службы ранней помощи:

Изображение слайда
21

Слайд 21: Задачи службы ранней помощи:

Изображение слайда
22

Слайд 22: Содержание логопедической работы с детьми младенческого и раннего возраста

Изображение слайда
23

Слайд 23: Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям младенческого возраста :

с перинатальным поражением ЦНС (Ю. А.  Лисичкина, 2004); в условиях дома ребенка (Ю. А.  Разенкова, 1998); с детским церебральным параличом (Е. Ф. Архипова, 1989); с нарушениями двигательного развития (Е. В. Козлова, 2003); Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям младенческого возраста :

Изображение слайда
24

Слайд 24: Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям младенческого возраста :

в условиях лечебно-профилактического учреждения (В. А. Гофман, 2005); с врожденной расщелиной губы и неба (Н. В. Обухова, 2006); программа « Абилитация младенцев», (Е. В. Кожевникова, Н. П.  Лемке, Л. И.  Леушина, 1996). Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям младенческого возраста :

Изображение слайда
25

Слайд 25: Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям раннего возраста :

с детским церебральным параличом (О. Г. Приходько, 2001); с алалией, анартрией (Е. В. Кириллова, 2001); с органическим поражением ЦНС и/или одного из анализаторов (Е. А.  Стребелева ); с задержкой речевого развития (О. Е. Громова, 2003); Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям раннего возраста :

Изображение слайда
26

Слайд 26: Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям раннего возраста :

педагогического сопровождения семьи (О. Б.  Половинкина, 2005); с психоневрологической патологией (А. В. Тишкова, 2004); с дизартрией и задержкой психомоторного и речевого развития (Т .Н. Гирилюк, 2007) Психолого-педагогические технологии коррекционной помощи детям раннего возраста :

Изображение слайда
27

Слайд 27: Логопедическая работа с детьми младенческого возраста

Цель логопедической работы (по Е.Ф. Архиповой) – последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих свoeвремeннoe формирование речи и личности ребенка Логопедическая работа с детьми младенческого возраста

Изображение слайда
28

Слайд 28: Логопедическая работа с детьми младенческого возраста

Система коррекционно-логопедической работы с детьми младенческого возраста с перинатальным поражением ЦНС (Ю.А. Лисичкина, 2004) Логопедическая работа с детьми младенческого возраста

Изображение слайда
29

Слайд 29: Основные направления логопедической работы

формирование обоюдных эмоций и навыков коммуникативного поведения между субъектами диалога; развитие и формирование навыков экспрессивной речи; работа над импpессивной речью; коррекция патологической симптоматики в мышцах артикуляционного аппарата и функционирования периферической части артикуляционного аппарата; формирование сенсорных функций как основы психологической базы речи; становление навыков общей моторики; формирование умений и навыков мелкой моторики; обучение основным навыкам при кормлении; формирование когнитивных функций Основные направления логопедической работы

Изображение слайда
30

Слайд 30: Условия реализации системы коррекционно-логопедической работы с детьми младенческого возраста

направления работы реализуются в 5 этапов в зависимости от уровня сформированности каждой из нарушенных функций на момент обследования и индивидуальных особенностей ребенка; занятия проводятся индивидуально по 15–20 мин в состоянии активного бодрствования после кормления; один курс длится две недели; интервал между курсами составляет 3–4 недели; активное участие родителей ребенка; работа проводится под наблюдением врача-невролога Условия реализации системы коррекционно-логопедической работы с детьми младенческого возраста

Изображение слайда
31

Слайд 31: Первый этап развития доречевой активности детей

Цель : формирование потребности в эмоциональной коммуникации и эмоциональном познании окружающего мира Основные задачи : стимуляция и развитие умения ребенка сосредоточиваться и вслушиваться в речь матери и логопеда; формирование сенсо-моторных предпосылок речи; нормализация п po цессов к op мления Первый этап развития доречевой активности детей

Изображение слайда
32

Слайд 32: Второй этап развития доречевой активности детей

Задачи: стимуляция инициативы в общении со взрослым; развитие положительных эмоций, интереса к окружающему; формирование повторной эмоционально-голосовой подражательности; совершенствование процессов кормления. Второй этап развития доречевой активности детей

Изображение слайда
33

Слайд 33: Третий этап развития доречевой активности детей

Задачи: стимулирование ориентировочно-исследовательского поведения, интенсивных эмоциональных мотиваций к лепету; формиров a ние подражания звукам, предшествующим лепету; развитие новых умений в процессах кормления Третий этап развития доречевой активности детей

Изображение слайда
34

Слайд 34: Четвертый этап развития доречевой активности детей

Задачи: развитие дифференцированных эмоциональных реакций; формирование а y тоэхолаличного лепета; формирование предпосылок понимания речи; обучение жеванию, самостоятельной еде (из собственных рук) твердой пищи. Четвертый этап развития доречевой активности детей

Изображение слайда
35

Слайд 35: Пятый этап развития доречевой активности детей

Задачи : создание положительного эмоционального фона для восприятия игровых коммуникативных ситуаций; формирование псевдослов и их цепочек; стимуляция осознанно произносимых лепетных слов; расширение объем a понимаемых слов и фраз; обучение еде при помощи ложки Пятый этап развития доречевой активности детей

Изображение слайда
36

Слайд 36: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии (Т.Н.  Гирилюк, 2007) Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Изображение слайда
37

Слайд 37: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Авторские методики: Е.Ф. Архипова О.Е. Громова Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова Т.А. Датешидзе Т.Н. Новикова-Иванцова М. Лынская М. Ю. Черняк Е. Янушко Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Изображение слайда
38

Слайд 38: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Программа обучения рассчитана на 1 учебный год и предполагает работу по трем этапам: подготовительный, основной заключительный Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Изображение слайда
39

Слайд 39: Направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста

укрепление соматического и нервно-психического здоровья ребенка; формирование моторной сферы (общей, мелкой и артикуляционной моторики) и навыков самообслуживания; развитие высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления) и ведущей деятельности; развитие импрессивной и экспрессивной речи и коммуникативного поведения Направления коррекционно-развивающей работы с детьми раннего возраста

Изображение слайда
40

Слайд 40: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Задачи обучения : формирование моторной сферы (общей, мелкой и артикуляционной моторики, зрительно-моторной координации, навыков самообслуживания); преодоление дизартрической симптоматики (нормализация мышечного тонуса, формирование кинетических и кинестетических ощущений ручных и артикуляторных движений, развитие дыхания, межполушарных взаимодействий, межанализаторных связей); Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Изображение слайда
41

Слайд 41: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Задачи обучения : развитие познавательных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления) во взаимосвязи с развитием речи; формирование ведущей деятельности (овладение предметными, предметно-игровыми, конструктивными действиями) и устойчивой мотивации к различным видам деятельности; развитие речи и коммуникативной деятельности ( импрессивной и экспрессивной речи, речевой активности, просодики, знаний и представлений об окружающем, формирование речевого и предметно-практического общения с окружающими); Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Изображение слайда
42

Слайд 42: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

В работе применяются практические и наглядные методы и приемы : массаж гимнастика подражание вслушивание рассматривание манипуляции с предметами, картинками предметно-игровые действия с игрушками рисование, конструирование и др. Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Изображение слайда
43

Слайд 43: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Работа с детьми индивидуализируется и дифференцируется в зависимости от особенностей развития психомоторной сферы и речи. Коррекционно-развивающая работа проводится на занятиях и в повседневной жизни детей (занятия логопеда, воспитателя, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, режимные моменты, самостоятельная деятельность, игра). Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Изображение слайда
44

Слайд 44: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Логопедические занятия – индивидуальные и групповые продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от этапа работы и состояния детей – проводятся ежедневно: 4 групповых занятия (по 1 занятию с каждой подгруппой детей) 8 индивидуальных занятий. Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Изображение слайда
45

Слайд 45: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Группы комплектуют с учетом моторного, познавательного и речевого развития (по 5 человек): 1 подгруппа – дети только с дизартрическими проявлениями; 2 подгруппа – дети с ЗРР на 1 возрастной период; 3 подгруппа – дети с задержкой психомоторного развития на 1 возрастной период; 4 подгруппа – дети с задержкой психомоторного развития на 2 возрастных периода. Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Изображение слайда
46

Слайд 46: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Структура индивидуального логопедического занятия : 1. Организационный момент, установление эмоционального контакта. 2. Массаж лицевой и оральной мускулатуры, кистей и пальцев рук. 3. Упражнения на развитие артикуляционной моторики с элементами развития дыхания, звукопроизношения и просодики. 4. Игра на развитие общей и мелкой моторики с элементами развития речеслуховой памяти, слухового внимания и восприятия, лексического запаса. 5. Подведение итогов занятия. Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Изображение слайда
47

Слайд 47: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Структура группового логопедического занятия : 1. Организационный момент, установление эмоционального контакта. 2. Самомассаж биологически активных точек. 3. Активная артикуляционная и дыхательная гимнастика с элементами развития звукопроизношения и фонематического восприятия. 4. Игры на развитие общей и мелкой моторики с элементами развития речеслуховой, зрительной и двигательной памяти, слухового, зрительного и двигательного внимания, слухового и зрительного восприятия, мыслительных процессов, лексического запаса и фразовой речи. 5. Подведение итогов занятия. Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Изображение слайда
48

Слайд 48: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Родители в начале учебного года заполняют анкеты, знакомятся с результатами диагностики и с индивидуальным образовательным маршрутом ребенка. В течение года закрепляют полученные детьми навыки дома по заданию логопеда, психолога, воспитателя, посещают занятия, консультации-практикумы, знакомятся с ходом коррекционно-развивающей работы, с педагогической и психологической литературой. Поддержка семьи обеспечивается взаимодействием педагогов, врача, психолога и родителей. Важным моментом является принятие родителями проблем своего ребенка, знание и правильное применение ими способов общения и взаимодействия с ребенком, через которые осуществляется воспитание и обучение. Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Изображение слайда
49

Последний слайд презентации: Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста: Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Программа обучения представлена: 1. В учебном пособии Гирилюк Т.Н. «Логопедическая работа с детьми младенческого и раннего возраста» – Пермь, 2009 2. В монографии Гирилюк Т.Н. «Педагогическая технология по преодолению задержки речевого развития у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии» – Пермь, 2010 Логопедическая работа с детьми раннего возраста

Изображение слайда