Презентация на тему: Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )

Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Детские церебральные параличи —
Причины возникновения ДЦП
Факторы риска
Течение заболевания при всех его формах подразделяет­ся на стадии:
Ранняя стадия — это первые 3-4 недели периода ново­рожденности
Ранние признаки развития ДЦП
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Лабиринтный тонический рефлекс
Шей­ный установочный цепной симметричный рефлекс
Асимметричный шейный установочный рефлекс
К 10—12 мес. при нормальном развитии всех перечисленных рефлексов здоровый ребенок овладевает возможностью стояния и ходьбы. У ребенка с ЦП эти процессы
Клинические проявления ДЦП
Патологический мышечный тонус.
Патологические движения
Скелетные деформации
Контрактуры суставов
Задержка умственного развития
Судороги
Потеря слуха
Нарушения зрения
Проблемы с глотанием
Нарушение речевых функций
Распространённость речевых расстройств при ДЦП
Причины возникновения речевых расстройств у детей с ДЦП
Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:
Речевые нарушения у детей с церебральным параличом в раннем возрасте
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Нарушение формирования артикуляции и орально - моторных рефлексов
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Задержка обратного развития ряда врождённых рефлексов орального автоматизма
О ральный праксис
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Существует более 20 классификаций детского церебрального паралича
Классификация ДЦП К.А. Семёновой (с элементами классификации Д.С. Футера и М.Б. Цукер )
Двойная гемиплигия
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Спастическая диплегия (синдром Литтля )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Патология черепных нервов:
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Позы при спастической диплегии
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Гемипаретическая форма
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Система логопедической работы при псевдобульбарной спастической дизартрии
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Гиперкинетическая форма
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Система логопедической работы при гиперкинетической дизартрии
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Психотерапевтическое воздействие
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Атонически-астатическая форма
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Система логопедической работы при мозжечковой дизартрии
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )
Смешанные формы
Благодарю за внимание
1/84
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 29)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (17573 Кб)
1

Первый слайд презентации: Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП )

О.В. Елецкая, канд. пед н., доцент. olga_eletskaya@mail.ru О.В. Елецкая : логопедам: https ://vk.com/eletskaya_olga

Изображение слайда
2

Слайд 2: Детские церебральные параличи —

собирательный термин, объединяющий группу непро-грессирующих, но часто меняющихся синдромов моторных нарушений, вторичных по отношению к поражению или аномалиям головного мозга, возникающих на ранних стадиях его развития.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Причины возникновения ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) вызывается повреждением определенных зон мозга, которые развиваются. Это повреждение может состояться на ранних этапах беременности, когда мозг только начинает формироватся, в процессе родов, когда ребенок проходит через родовые пути или после рождения, в первые годы своей жизни. Во многих случаях точную причину ДЦП установить не удается.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Факторы риска

Инфекционные заболевания, судорожные состояния, патологию щитовидной железы, вредные привычки и прочие медицинские проблемы матери. Врожденные дефекты, в особенности головного и спинного мозга, головы, лица, легких и нарушение обмена веществ. Несовместимость по резус фактору, по группе крови между матерью и плодом, которая может вызвать повреждения мозга у плода. (К счастью, сейчас это состояние почти всегда своевременно диагностируется и лечится у женщин, которые получают надлежащую дородовую медпомощь). Определенные наследственные и генетические факторы. Осложнения во время родов. Преждевременные роды. Низкая масса при рождении (в особенности при весе ребенка меньше килограмма при рождении). Выраженная желтушность после рождения. Множественные плоды (двойня, тройня). Недостаточность снабжения кислородом (гипоксия) мозга в период беременности, во время или после рождения ребенка. Повреждения мозга в раннем возрасте (напр., менингит) травма мозга, гипоксия или мозговое кровотечение.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Течение заболевания при всех его формах подразделяет­ся на стадии:

Изображение слайда
6

Слайд 6: Ранняя стадия — это первые 3-4 недели периода ново­рожденности

У ребенка обнаруживается ряд симп­томов поражения мозга: повышенная температура, цианоз кожи лица, косоглазие, тремор конечностей, ри­гидность мышц или атония, отсутствие или слабость врож­денных рефлексов

Изображение слайда
7

Слайд 7: Ранние признаки развития ДЦП

Задержку достижения таких вех развития как контроль головы, переворачивание, достижение предметов рукой, сидение без поддержки, ползание или ходьба. Удерживание «детских» или «безусловных» рефлексов, которые в норме исчезают через 3-6 месяцев после рождения. Преобладающее использование одной руки (праворукость или леворукость ) к возрасту 18 месяцев. Это указывает на слабость или патологический мышечный тонус одной стороны, и может быть одним из ранних признаков ДЦП.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Первым установочным рефлексом у здо­рового новорожденного является лабиринтный рефлекс с го­ловы на шею. У детей с ДЦП неудержание головы один из первых симптомов.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Лабиринтный тонический рефлекс

Лабиринтный тонический рефлекс при положении ребенка на спине Лабиринтный тонический рефлекс при положении ребенка на животе

Изображение слайда
10

Слайд 10: Шей­ный установочный цепной симметричный рефлекс

Изображение слайда
11

Слайд 11: Асимметричный шейный установочный рефлекс

Изображение слайда
12

Слайд 12: К 10—12 мес. при нормальном развитии всех перечисленных рефлексов здоровый ребенок овладевает возможностью стояния и ходьбы. У ребенка с ЦП эти процессы задер­живаются или совсем не возникают

К 10-12 мес. при нормальном развитии всех перечисленных рефлексов здоровый ребенок овладевает возможностью стояния и ходьбы. У ребенка с ДЦП эти процессы задер­живаются или совсем не возникают.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Клинические проявления ДЦП

Изображение слайда
14

Слайд 14: Патологический мышечный тонус

Патологический мышечный тонус. Мышцы могут быть очень тугими ( спастичными ) или чрезмерно расслабленными (гипотоническими). Из-за повышения тонуса конечности могут находиться в непривычном и невыгодном положении. Например, спастичные мышцы ног могут привести к перекрещению ног, напоминающее ножницы.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Патологические движения

Движения могут быть непривычно резкими, внезапными или медленными и червеобразными. Они могут быть неконтролируемыми или бесцельными.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Скелетные деформации

Больные часто имеют укорочение конечности на пораженной стороне. Если это не корригировать хирургическим образом или с помощью определенного устройства, это может вызвать перекос таза и формирования сколиоза (искривления позвоночника).

Изображение слайда
17

Слайд 17: Контрактуры суставов

У пациентов с детским церебральным параличом часто движения в суставах становятся тугими, с ограниченной амплитудой движений. Это вызывается неравномерным давлением (усилием) на сустав разных мышечных групп за счет изменения их тонуса и силы.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Задержка умственного развития

Некоторые, хотя далеко не все дети с ДЦП имеют задержку умственного развития. Преимущественно, чем более выраженная умственная задержка, тем высший общий уровень инвалидности ребенка.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Судороги

Третья часть детей с ДЦП имеют судороги. Судороги могут начаться в раннем возрасте или через несколько лет после повреждения мозга, которое послужило причиной церебрального паралича. Физические проявления судорог могут быть частично замаскированными патологическими произвольными движениями.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Потеря слуха

Частичная потеря слуха не является редкой при церебральных параличах. Ребенок может не откликаться на звуки или иметь задержку развития речи.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Нарушения зрения

Три четверти детей с церебральными параличами имеют косоглазие (страбизм), то есть отклонения наружу или вглубь одного глаза. Это вызвано слабостью мышц, контролирующих движения глаз. Эти люди часто страдают близорукостью. Если косоглазие своевременно не корригировать, оно с течением времени может послужить причиной серьезных проблем со зрением.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Проблемы с глотанием

Глотание является очень сложной функцией, которая требует точного взаимодействия многих групп мышц. Пациенты с ДЦП, которые не могут достаточно контролировать работу этих мышц имеют проблемы с сосанием, с приемом пищи и жидкости, контролем выделения слюны. У них часто развивается слюнотечение. Это может сопровождаться риском аспирации - вдыхания в легкое пищи или жидкости через рот или нос. Это может обусловить развитие инфекции или даже удушье ребенка.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Нарушение речевых функций

Известно, что у детей с ДЦП отмечаются множественные речевые нарушения. Дефекты речи могут быть обусловлены характером заболевания, а именно поражением ЦНС (дизартрии различной этиологии, дисграфии различной этиологии, моторная и сенсорная алалия и т. д.) Кроме того, у детей, страдающих ДЦП, часто имеют место и функциональные речевые расстройства вследствие специфичиских условий развития и воспитания больного ребёнка. Как правило, у ребёнка с ДЦП наблюдается целый спектр речевых нарушений. Так, например, дисграфия может сочетаться с алалией или дизартрией.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Распространённость речевых расстройств при ДЦП

Речевые расстройства в клинике ДЦП составляют, по данным различных авторов, от 70 до 85 %.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Причины возникновения речевых расстройств у детей с ДЦП

Наряду с повреждением определённых мозговых структур существенную роль в генезе речевых расстройств при ДЦП играет вторичное недоразвитие или более позднее формирование тех отделов в коре головного мозга, которые наиболее сильно развиваются в постнатальном онтогенезе ( премоторно-лобная, теменно-височная). Особенности структуры нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Нарушение речевого онтогенеза при ДЦП также связано с недостаточностью предметно-практической деятельности детей и ограниченностью их социальных контактов. При ДЦП отмечается определённая взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Речевые нарушения у детей с ДЦП включают:

фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии; специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания; нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонтико-фонематическими расстройствами; нарушение формирования связной речи и понимания речевого сообщения; все формы дисграфии и дислексии (в генезисе этих нарушений большая роль принадлежит несформированности зрительно-моторных и оптико-пространственных систем, а так же развитие артикуляционно-акустических навыков).

Изображение слайда
27

Слайд 27: Речевые нарушения у детей с церебральным параличом в раннем возрасте

В первые месяцы жизни ребёнка весьма сложно определить наличие ДЦП, можно только описать краткие характеристики некоторых отличий от нормы. Речь, как основное средство общения, развивается через движение и при социальных контактах, и её фундамент закладывается ещё на первом году жизни ребёнка. Когда ребёнок страдает нарушением сенсомоторной сферы при ДЦП, прежде всего, изменяются процессы артикуляции, звукопроизношение, управление мимикой лица и жестами, кинестетическое восприятие, контроль за дыханием и передвижениями, исчезает возможность детей самостоятельно реализовать себя в окружающем мире. Всё это оказывает непосредственное влияние на ограничение речевой деятельности и психическое развитие в целом.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Возраст Речевые проявления Неврологическая симптоматика 0-1 мес. Малоактивен, либо долго спит, либо постоянно кричит. Плач монотонный, непродолжительный, бедный интонациями. Заторможенная ориентировочная реакция на зрительные и слуховые раздражители. Напряжение и дрожание языка. Язык почти не участвует в процессе глотания и сосания. Сосательные рефлексы слабые или отсутствуют. Проявившись, долго не редуцируются и сохраняются в искажённом виде. Рефлексы орального автоматизма м. Б. чрезмерно усилены, общедвигательные реакции заторможены, ярко выражена псевдобульбарная симптоматика (нарушение сосания, глотания, крика, дыхания, нарушение ладонно-речевого рефлекса Бабкина), не реализуются возможности артикуляторной и лицевой моторики. 2-3 мес. Фрагментарно присутствует «комплекс оживления». Редко наблюдается улыбка. Мимика маловыразительна и несимметрична. Крик тихий, непродолжительный, монотонный. Голосовая активность слаба, очень бедна, гуканье появляется с опозданием, не формируются механизмы аутоэхолалии, гуление задерживается на несколько месяцев или лет в зависимости от диагноза. В процессе артикуляции ярко выражены нарушения мышечного тонуса в виде паретичности, спистичности, дистонии, гиперкинеза и дрожания языка. В ротовой полости наблюдается повышенная чувствительность, особенно губ и языка.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Возраст Речевые проявления Неврологическая симптоматика 3-6 мес. «Комплекс оживления» недифференцированный или отсутствует, крик маловыразительный. Слабо реагирует на звуковые раздражители. Певучее гуление и смех отсутствует. Гуление находится на рудиментарном уровне, характеризуется недифференцированными гласными звуками «а», «и», «ы», которые возникают спонтанно. У звуков отсутствует напевность, модуляция и ритм. При псевдобульбарной симптоматике – нарушения голосообразования и крика. При спастичности – повышенный тонус языка и губ. Язык напряжён, кончик языка не выражен, губы напряжены. При гипотонии – вялость жевательных и мимических мышц артикуляционной мускулатуры. Рот постоянно полуоткрыт. При дистонии – мышцы постоянно сокращаются, что сопровождается гиперкинетическими компонентами. 6-9 мес. С трудом отличает мать от других людей, отрицательные реакции на новое лицо, малоактивен в общении, с трудом вступает в контакт со взрослыми в игре. Не использует жесты в общении, мимика маловыразительна. Лепет имеет специфические особенности и может растянуться на несколько лет. Наблюдаются ярко выраженные безусловные рефлексы орального автоматизма. Кусание и жевание выражены слабо, особенные затруднения при жевании. Крайне заторможены реакции языка и губ. Изменения мышечного тонуса языка и губ и гиперкинезы языка. Во время приёма пищи – псевдобульбарная симптоматика (защитные рефлекторные реакции, оральные синкенезии, повышенная гиперсаливация ).

Изображение слайда
30

Слайд 30

Возраст Речевые проявления Неврологическая симптоматика 9-12 мес. Выраженные эмоциональные реакции. Предпочитает общаться при помощи жестов. Проявляет слабый интерес к окружающему миру. Лепет малоактивный (не более 1-2 лепетных слов), маловыразительный, слабодифференцированный, бедный интонационными оттенками. Крайне редко – 2-3 слога. Оральные движения становятся более дифференцированными, контролируемыми и координированными, хотя пища ещё вытекает изо рта во время еды.. 18-36 мес. Нарушение понимания как на уровне речи, так и на уровне жестов; отсутствует понимание значения слова «да», речь бедна, фрагментарна, отрывочна, с деффектами артикуляции и присутствием персеверационных эхолалий. Бедность активного и пассивного словаря, недефферинцированное знание слов. Дети часто путают слова, обозначающие предметы.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Нарушение формирования артикуляции и орально - моторных рефлексов

Речевой аппарат основывается на работе системы органов, выполняющих жизненно важные функции, особенно функции, связанные с питанием: (сосание, выплёвывание, глотание, жевание, разжёвывание) и с дыханием. Эти функции можно отнести к разряду предлингвистических рефлекторных явлений.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Сенсорная подготовка орально-моторной области у детей с ДЦП занимает важное значение для развития речи. Ещё во внутриутробном развитии плод исследует маленькой ручкой свою ротовую полость. Позже новорожденный зависит от ориентации рта и груди, откуда он получает питание. Ротовая полость сначала готовится к познанию мира, и только потом к принятию пищи. Большинство движений оральных органов при питании сочетается с речевыми звуками. Исходя из этого, у детей не формируются схемы движения в виде собственной вокальной игры до появления этих движений в процессе питания.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Даже не очень грубые физиологические дисфункции оральной области ведут к серьёзным нарушениям нормального питания у ребёнка и в дальнейшем могут выразиться в дезорганизации общения и поведения. Сосание, являясь первой и основной функцией новорожденных, оказывает огромное влияние на развитие артикуляции и сенсомоторное развитие в целом.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Сосание, являясь первой и основной функцией новорожденных, оказывает огромное влияние на развитие артикуляции и сенсомоторное развитие в целом.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Сосание может затормозить, или, наоборот, активизировать поведение ребёнка. Обычно те движения, которые характерны для сосания, становятся более дифференцированными при гулении и лепете.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Первые согласные звуки, появляющиеся у ребёнка, требуют полного смыкания губ. Такая тонкая дифференцированность движения губ становится основой как при кормлении грудью, так и при кормлении через рожок.

Изображение слайда
37

Слайд 37

В норме ребёнок достигает наилучшего этапа развития функционирования оральных органов в процессе кормления, при употреблении пищи разной консистенции. Данный этап является весьма значимой предпосылкой к развитию артикуляции.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Задержка обратного развития ряда врождённых рефлексов орального автоматизма

сосательного, хоботкового, поискового, рефлекторного глотания, кусания и др. Наличие этих рефлексов препятствует развитию произвольных артикуляционных движений.

Изображение слайда
39

Слайд 39: О ральный праксис

У детей с ДЦП праксис формируется искажённо, его развитие затрудняется из-за наличия парезов и параличей мышц артикуляторного аппарата, напряжения мышц языка и губ. Паралич наружной прямой мышцы глаза из-за поражения отводящего нерва

Изображение слайда
40

Слайд 40

При ДЦП имеются кинестетические нарушения в области рта, что в сочетании с рефлекторной патологией отрицательно влияет на формирование праксиса и артикуляции.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Существует более 20 классификаций детского церебрального паралича

Изображение слайда
42

Слайд 42: Классификация ДЦП К.А. Семёновой (с элементами классификации Д.С. Футера и М.Б. Цукер )

Изображение слайда
43

Слайд 43: Двойная гемиплигия

Одна из самых тяжелых форм ДЦП, часто являющаяся следствием хронической пре- и перинатальной гипоксии с диффузным повреждением полушарий головного мозга.

Изображение слайда
44

Слайд 44

Клинически диагностируется спастическая тетраплегия ( тетрапарез ), псевдобульбарный синдром, когнитивные и речевые нарушения. У большинства детей наблюдаются эпилептические приступы. Двигательные расстройства могут быть больше выражены в ногах, руках или быть распределены равномерно.

Изображение слайда
45

Слайд 45

Для двойной гемиплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций туловища и конечностей. Почти в половине случаев двойной гемиплегии двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха, псевдобульбарными расстройствами.

Изображение слайда
46

Слайд 46

Довольно часто у детей отмечают микроцефалию, которая, разумеется, носит вторичный характер.

Изображение слайда
47

Слайд 47

Тяжелый двигательный дефект рук и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Изображение слайда
48

Слайд 48

При-чина Клинические проявления Двигательные нарушения Пс. разв Речь Прог-ноз Значительное поражение мозга во внутриутробном развитии витии Выраженные дисструктив-но-атрофи-ческие изменения, расширение субарахнои-дальных пространств и желудочко-вой системы. Псевдобуль - барная симп-томатика, слюнотечение и т. д. Выявляется в период новорожденности. Отсутствует защитный рефлекс. Резко выражены все тонические рефлексы. Не развиваются цепные установочные рефлексы (не может самостоятельно научиться сидеть, стоять, ходить). Функции рук и ног практически отсутствуют. Пеобладает ригидность мышц. Из-за повышенной активности тонических рефлексов ребёнок в положении на животе или спине имеет резко выраженные сгибательную и разгибательную позы. С ухожильные рефлексы очень высокие, тонус мышц в руках и ногах резко нарушен. Произвольная моторика совсем не развита. На уровне у/о в умеренной или тяжёлой степени Отсутствует: анартрия или тяжёлая дизартрия Неблагоприятный: полная инвалидность

Изображение слайда
49

Слайд 49: Спастическая диплегия (синдром Литтля )

Наиболее распространенная разновидность церебрального паралича, известная также под названием «болезнь Литтла ». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причем в большей степени ног, чем рук и лица.

Изображение слайда
50

Слайд 50

Микроцефалия и спастическая диплгия Для спастической диплегии характерно раннее формирование контрактур, деформаций позвоночника и суставов. Преимущественно диагностируется у детей, родившихся недоношенными (последствия внутрижелудочковых кровоизлияний, других факторов).

Изображение слайда
51

Слайд 51

При этой форме, как правило, наблюдается тетраплегия ( тетрапарез ), однако преобладает мышечная спастика в ногах. Наиболее распространенные проявления задержка психического и речевого развития, наличие элементов псевдобульбарного синдрома, дизартрия и т. п.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Патология черепных нервов:

сходящееся косоглазие, атрофия зрительных нервов, нарушение слуха, нарушение речи в виде задержки её развития, снижение интеллекта. Прогноз двигательных возможностей менее благоприятен, чем при гемипарезе.

Изображение слайда
53

Слайд 53

Эта форма наиболее благоприятна в отношении возможностей социальной адаптации. Степень социальной адаптации может достигать уровня здоровых при нормальном умственном развитии и хорошем функционировании рук.

Изображение слайда
54

Слайд 54

При-чина Клинические проявления Двигательные нарушения Пс. разв Речь Прог-ноз Воздействие вредных факторов вовнеутробный период. Тетрапарез (поражены руки и ноги), но нижние конечности поражаются в значительно большей степени Уже в период новорожденности слабо выражены или вовсе не воз-никают врождённые двигательные рефлексы: защитный, ползания, опоры, шаговые движений ново-рожденного и др. т. е. нарушается основа, на базе которой формиру-ются установочные рефлексы. Хва-тательный рефлекс усилен, степень выраженности может нарастать. Резко повышен тонус мышц языка (язык приведён к корню, подвиж-ность резко ограничена), Глаза ре-бёнка поднимаются вверх. В по-рочный круг втянуты речь и зре-ние. К 2-3 годам – стойкие пороч-ные позы и установки из-за патологических синергий. Вторичная задержка психического развития. При рано начатом лечении может быть устранена к 6-8 годам. 30-35% - у/о. 70% - речевые расстройства в форме дизартрии, реже – моторной алалии. Благоприятная форма в отношении преодоления психических и речевых расстройств. Ребёнок может научиться обслуживать себя, писать, овладеть рядом трудовых навыков.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Позы при спастической диплегии

Изображение слайда
56

Слайд 56

Патологическое положение руки при захвате игрушки Патологическая поза при сидении

Изображение слайда
57

Слайд 57: Гемипаретическая форма

( Cпастическая гемиплегия, гемипарез, гемиплегическая форма) — характеризуется односторонним нарушением функции конечностей. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Дети с гемипарезами овладевают возрастными навыками позже, чем здоровые. Поэтому уровень социальной адаптации, как правило, определяется не степенью двигательного дефекта, а интеллектуальными возможностями ребенка. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (тип Вернике-Манна ), задержкой психического и речевого развития. При этой форме нередко случаются фокальные эпилептические приступы.

Изображение слайда
58

Слайд 58

При-чина Клиничес-кие прояв-ления Двигательные нарушения Пс. разв Речь Прог-ноз Пораже-ние фор-мирующих пира-мидных путей го-ловного мозга вследст-вие травм, инфек-ций в ранний постна-тальный период. Поражение одноимён-ных руки и ноги. Боль-ше стра-дает верх-няя конеч-ность. Ча-ще – право-стороннее поражение. После рождения все двигательные рефлексы сформированы. Однако в первые недели уже можно выявить ограниченность спонтанных движений и высокие сухожильные рефлексы в поражённых конечностях. Появление гемипареза формируется к 6-10 мес. жизни, постепенно нарастают. С 2-3 лет – не прогрессируют. Двигательные нарушения носят стойкий характер. 25-35% - лёгкая степень у/о, 45-50% вторич-ная ЗПР. 20-35% рече-вые рас-строй-ства по типу псев-добульбарной дизартрии, реже – мотор-ной алалии. При лёгкой степе-ни : на-чинают самос-тоятельно хо-дить с 1г. 1м., без перека-та сто-пы в боль-ной ноге.

Изображение слайда
59

Слайд 59: Система логопедической работы при псевдобульбарной спастической дизартрии

I. Нормализация тонуса в артикуляторном аппарате, мимической мускулатуре и конечностях: подбор специальной позы, при которой наблюдается максимальное снижение тонуса и минимальное влияние патологических рефлексов а процессе речевого акта; покачивание торса ребёнка и лёгкое потряхивание всех конечностей.

Изображение слайда
60

Слайд 60

II. Развитие и формирование кинестетического контроля: формирование кинестетического следового образа в артикуляторной мускулатуре (логопед своей рукой воспроизводит определённое положение языка и губ у ребёнка в зависимости от артикуляции звука); массаж артикуляторной мускулатуры по общепринятой методике и точечный массах методом штопора.

Изображение слайда
61

Слайд 61

III. Формирование слухового контроля за произношением и развитием фонематического анализа: игры-упражнения в звукоподражании; работа по развитию фонематического анализа и синтеза по общепринятым методикам.

Изображение слайда
62

Слайд 62

IV. Нормализация проприоцептивной дыхательной мускулатуры. работа по удлинению выдоха; формирования умения задерживать дыхание и регулировать силу и толчок выдыхаемой струи.

Изображение слайда
63

Слайд 63

V. Формирование речевого дыхания вне фонации: постановка грудно-брюшного дыхания; отработка синхронного дыхания с логопедом.

Изображение слайда
64

Слайд 64

VI. Формирование синхронности речевого дыхания и голосоподачи : отработка синхронного дыхания на слогах: АХ, УХ, ИХ; отработка голосоподачи при обоюдном контроле руки ребёнка и логопеда при пении гласных А---, У ---, И ---.

Изображение слайда
65

Слайд 65

VII. Коррекция нарушений звукопоизношения. Последовательность постановки звуков и коррекции звукопроизношения зависит от локализации параличей и парезов в артикуляторном аппарате и индивидуальных компенсаторных способностей ребёнка. В первую очередь ставятся те звуки, в образовании которых участвуют наименее спастичные отделы языка и губ. При постановке звуков необходимо опираться на все сохранные анализаторы и использовать уже восстановленную функцию.

Изображение слайда
66

Слайд 66: Гиперкинетическая форма

Одно из возможных последствий перенесенной гемолитической болезни новорожденных, которая сопровождалась развитием «ядерной» желтухи. При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — диатонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы. Речевые нарушения наблюдаются чаще в форме гиперкинетической дизартрии. Интеллект развивается в основном удовлетворительно. Отсутствует правильная установка туловища и конечностей. У большинства детей отмечается сохранение интеллектуальных функций, что прогностично благоприятно в отношении социальной адаптации, обучения. Дети с хорошим интеллектом заканчивают школу, средние специальные и высшие учебные заведения, адаптируются к определенной трудовой деятельности.

Изображение слайда
67

Слайд 67

Причина Клин. проявл. Двигательные нарушения Пс. разв Речь Прог-ноз Билируби-новая энце-фалопатия как результат гемолити-ческой бо-лезни ново-рожденных. Реже – недо-ношенность с последую-щей череп-но-мозговой травмой во время ро-дов. При ко-торой прои-зошёл раз-рыв артерий, снабжающих кровью под-корковые яд-ра. Гиперки-незы, мы-шечная ригид-ность шеи, тулови-ща, ног. После рождения врождённые двигательные рефлексы на-рушены. Врождённые движения – вялые и ограни-ченные. Сосательный рефлекс ослаблен, нарушена коорди-нация сосания, г лотания, д ыха-ния. В ряде случаев тонус мышц снижен. В 2-3 месяца могут на-блюдаться внезапные мышеч-ные спазмы. Сниженный тонус сменяется дистонией. Очень редко ребёнок начинает ходить самостоятельнос 2-3 лет. Чаще в 4-7 лет, иногда в 10-12 лет. Гиперкинезы различного харак-тера. Возникают с 3-4 месяцев жизни ребёнка в мышцах языка и только к 10 – 18 мес. Появ-ляется в остальных частях тела, достигая максимального уровня в 2-3 года. Уровень интел-лекту-ального развития выше, чем при преды-дущих формах. 50% ЗПР. 90 % - гипер-кине-тическая диз-артрия. Прогнос-тически благо-приятная форма в отношении обу-чения и соци-альной адапта-ции. Прогноз заболевания за-висит от характера и ин-тенсивности гипер-кинеза.

Изображение слайда
68

Слайд 68: Система логопедической работы при гиперкинетической дизартрии

I. Подбор для больного ребёнка позы, при которой количество и интенсивность непроизвольных движений были бы минимальны. При этом применяется фиксация конечностей и головы в среднем положении – в тех случаях, когда гиперкинезы отдельных частей тела вызывают или усиливают насильственные движения артикуляторного аппарата, а так же тогда, когда попытки к речи усиливают непроизвольные движения отдельных частей тела.

Изображение слайда
69

Слайд 69

II. Обучение ребёнка удерживать мышцы лица в состоянии покоя с использованием способности к самоторможению гиперкинеза на основе обучения расслаблению мышц.

Изображение слайда
70

Слайд 70: Психотерапевтическое воздействие

основная цель которого – снять мышечное беспокойство и напряжение в возможных пределах и привести ребёнка в состояние эмоционального покоя. Подобного состояния можно добиться объяснением, стимулирующим расслабление мышц шеи, конечностей, ротовой полости, дыхательной мускулатуры. Голос логопеда, в зависимости от цели от цели воздействия, должен быть спокойным и властным, мягким и жёстким, но без лишних звонких модуляций. Содержание речи логопеда очень простое, речевые инструкции повторяются, меняется лишь эмоциональный фон. После этого следует перейти к пассивным поворотам головы в любом направлении с одновременной фиксацией раздражимых областей.

Изображение слайда
71

Слайд 71

Массаж, в основном, одного типа: лёгкое, плоскостное, поверхностное поглаживание. Движения способствуют оживлению кинестетического анализа, повышению кинестетического контроля. Массаж лицевых мышц выполняется в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляторной зоны. По длительности – не более 5 минут. Массаж проводится в медленном темпе. Подключается точечный перекрёстный массаж тормозным методом.

Изображение слайда
72

Слайд 72

Пассивные движения двух видов: статические и динамические. Статические: когда ребёнок говорит, логопед затормаживает насильственные повороты головы, движения челюстей, губ, приведение и отведение рук, ног, вращение туловища. Динамические: направлены на изменение амплитуды движения челюстей, губ, языка. Сразу же после проведения пассивных движений проверяется возможность самостоятельного управления нужной позицией при общем покое и при включении в движение. Все пассивные движения, сочетаемые с упражнениями на расслабление мышц, выполняются плавно, медленно, ритмично, с возможно большей амплитудой, но не допуская болевых ощущений. На всём протяжении занятий необходимо привлекать внимание ребёнка, обучая его выделять ощущение данного движения, воспроизводить его по словесному обозначению.

Изображение слайда
73

Слайд 73

III. Обучение правильному речевому дыханию при беззвучной артикуляции. У детей с гиперкинезами наблюдается недостаточное развитие ритма и глубины дыхания. Вначале нужно обращать внимание на выработку активного сильного выдоха, затем тренировать ритмичность дыхательных движений (дышать ритмично и синхронно с логопедом). Можно использовать глубокое дыхание для борьбы с гиперкинезами как один из методов расслабления мышц.

Изображение слайда
74

Слайд 74

IV. Выработка правильного речевого дыхания при фонации гласных А, И, У, тренировка умения сочетать выдох с моментом голосообразования.

Изображение слайда
75

Слайд 75

V. Постановка звуков. Последовательность Постановки звуков определяется локализацией гиперкинезов в артикуляторном аппарате. В первую очередь отрабатываются те звуки, которые образуются в тех отделах артикуляторного аппарата, где наблюдается наименьшее количество гиперкинезов. Например, если насильственные движения губ отсутствуют или слабо выражены, то в первую очередь ставятся губные звуки.

Изображение слайда
76

Слайд 76

VI. Выработка правильного произношения и правильной интонации.

Изображение слайда
77

Слайд 77: Атонически-астатическая форма

Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства в форме мозжечка или псевдобульбарной дизартрии. Наблюдается при преобладающем повреждении мозжечка и мозжечковых путей вследствие родовой травмы, гипоксически-ишемического фактора или врожденной аномалии развития. Клинически характеризуется классическим симптомокомплексом (мышечная гипотония, атаксия) и различными симптомами мозжечковой асинергии ( дисметрия, интенционный тремор, дизартрия). Рассматривается возможность возникновения этого варианта ДЦП при повреждении коры головного мозга (преимущественно лобной части). При этой форме ДЦП подчеркивается умеренная задержка развития интеллекта, а в ряде случаев имеет место олигофрения в степени глубокой дебильности или имбецильности.

Изображение слайда
78

Слайд 78

Причина Клин. проявл. Двигательные нарушения Пс. разв Речь Прог-ноз Поражение лобно-мосто-мозжечко-вого пути, лобных долей и мозжечка. Парезы, низкий тонус мышц при наличии патологических тоничес-ких реф-лексов, наруше-ние коор-динации движе-ний, равнове-сия. Несостоятельность врождённых двигательных рефлексов. Снижен тонус мышц. Цепные установочные рефлексы значительно задержаны в развитии. Начинают самостоятельно сидеть к 1-2 годам, ходить к 6 годам. К 3-5 годам овладевают возможностью произвольных движений. ЗПР, у/о в лёгкой, реже – в тяжёлой степени. Эйфория, суетли-вость, рас-тормо-женность. 60-75 % моз-жечко-вая или псев-до-буль-барная ди-зарт-рия. Прог-ности-чески тяжёлая форма.

Изображение слайда
79

Слайд 79: Система логопедической работы при мозжечковой дизартрии

I Формирование правильного дыхания: дать ощущение движения диафрагмы, межрёберных мышц, мышц живота с целью сформировать навыки речевого нижнерёбернодиафрагмального или грудобрюшного типа дыхания с тренировкой удлинённого выдоха; отработка диафрагмального дыхания без речевого сопровождения; сопровождение выдоха длительным звуком с интонацией удовольствия и неудовольствия А-И-У.

Изображение слайда
80

Слайд 80

II. Работа над голосом: развитие силы голоса; изменение силы голоса от громкого произношения к среднему, тихому и наоборот (можно использовать сказку Л. Н. Толстого «Три медведя», а так же порядковый счёт и т. д.); воспитание умения варьировать высоту голоса (при отработке можно использовать различные игры-драматизации).

Изображение слайда
81

Слайд 81

III. Развитие тембра голоса: подбором соответствующей позы и успокаивающего массажа снять напряжение мышц шеи и гортани, а также челюстных отделов как препятствия свободного голосового потока; отработка ровного, устойчивого, гибкого голоса и уверенного звучания любой высоты. При этом используется повышение и понижение голоса на согласных М, Н с паузами и без пауз. Голос повышается и понижается на 2-3 тона. Повышение и понижение голоса производится обычным или полунапевным способов произнесения, что даёт возможность освободить органы артикуляции и увеличить силу звучания голоса.

Изображение слайда
82

Слайд 82

IV. Работа по развитию интонации: отработка интонации вопроса, утверждения, восклицания, повеления, убеждения, приглашения, просьбы, угрозы; отработка интонации при помощи логических ударений, выделений ударных слов, пауз, изменения темпа речи. При этом широко используются элементы драматизации и диалог.

Изображение слайда
83

Слайд 83: Смешанные формы

Несмотря на возможность диффузного повреждения всех двигательных систем головного мозга (пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой), вышеупомянутые клинические симптомокомплексы позволяют в подавляющем большинстве случаев диагностировать конкретную форму ДЦП. Последнее положение важно в составлении реабилитационной карты больного.

Изображение слайда
84

Последний слайд презентации: Логопедическая помощь детям с детским церебральным параличом (ДЦП ): Благодарю за внимание

Изображение слайда