Презентация на тему: Литературоведческий анализ произведения

Литературоведческий анализ произведения
Вопросы, на которые требуется найти ответы, прежде чем озвучить художественный текст:
Литературоведческий анализ произведения
Вопросы об авторе произведения
Теоретико-литературные вопросы
Особенности стихотворных произведений
Литературоведческий анализ произведения
Законы стиха
Литературоведческий анализ произведения
Литературоведческий анализ произведения
Законы стиха
Литературоведческий анализ произведения
Законы стиха
Особенности прозаических произведений
1/14
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 51)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (263 Кб)
1

Первый слайд презентации: Литературоведческий анализ произведения

Изображение слайда
2

Слайд 2: Вопросы, на которые требуется найти ответы, прежде чем озвучить художественный текст:

Нравится ли мне литературное произведение, которое я собираюсь прочитать детям? Чем оно меня привлекло? Что в нем есть особенного? Ради чего я хочу прочитать детям именно это произведение? Что с ними должно произойти, когда они его прослушают? Какие чувства я хочу у них вызвать? О чем хочу поразмышлять вместе с ними?

Изображение слайда
3

Слайд 3

Процесс обдумывания произведения приведет вас к необходимости его литературоведческого анализа, т.е более детального рассмотрения содержания и формы, различных элементов, из которых состоит произведение в их единстве. Помните! Нельзя передавать в чтении то, что сам не чувствуешь и не понимаешь.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Вопросы об авторе произведения

Фольклорное или литературное произведение перед вами? Если произведение литературное, то кто его автор, где и когда он жил и когда было создано это произведение?

Изображение слайда
5

Слайд 5: Теоретико-литературные вопросы

К какому литературному роду и жанру относится произведение? Жанр - это всегда конкретная точка зрения автора на мир. У каждого жанра есть свой собственный голос, свои особенные интонации, о которых должен знать исполнитель. 2. В стихах или в прозе написано произведение?

Изображение слайда
6

Слайд 6: Особенности стихотворных произведений

Сходные черты стихотворной речи и прозаической: Речевой поток тоже делится на синтагмы- речевые такты; Знаки препинания также помогают интонационно выстраивать текст; В предложениях и синтагмах существуют смысловые центры, к которым стремится мысль, и действуют правила постановки синтагматических, фразовых и логических ударений

Изображение слайда
7

Слайд 7

Важную смысловую роль играют: ритмическая организация стихотворной речи, рифма, часто встречающиеся особенности звуковой организации речи (звукопись и аллитерация), поэтическая лексика (тропы), поэтический синтаксис (отрыв определяемого слова от определения, инверсия, неполные предложения и т.п.)

Изображение слайда
8

Слайд 8: Законы стиха

Соблюдение межстиховой паузы. Межстиховые паузы - это особые паузы, которых нет в прозаической речи; они фиксируют конец стихотворной строки, задают ритм. Иногда межстиховые паузы совпадают с логическими или с концом фразы. Бывают случаи, когда межстиховая пауза не совпадает с логической- при переносе фразы.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Пример: Визг и слезы. По дорожке Мчатся голенькие ножки… Второе предложение разрывается и переносится на вторую строку. Этот перенос оправдан тем, что слова по дорожке и мчатся входят в разные синтагмы. Логическая пауза совпадает с межстиховой. В приведенном примере оправданием межстиховой паузы может стать эффект неожиданности: она превращается в психологическую, заставляет слушателя напряженно ждать, что же последует за прозвучавшим обстоятельством места.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Если синтагматическое ударение падает на слово, перенесенное в новую строку, то перед межстиховой паузой голосовой тон повышается, если смысловое ударение приходится на слово, стоящее до разрыва, то тон понижается. Визг и слезы. По дорожке Мчатся голенькие ножки…

Изображение слайда
11

Слайд 11: Законы стиха

2. Единство стихотворной строки. Все слова в стихотворной строке тесно «спаяны» между собой, поэтому самыми длинными паузами могут быть межстиховые. Если необходимо сделать логическую паузу внутри строки, то ее следует заменить интонационной. 3. Соблюдение авторских ударений. Ритм стихотворения подсказывает читателю, на какой слог каждого слова падает ударение.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки: Лишь стоит завести Очки. Очков с полдюжины себе она достала; Вертит Очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет; То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак. Ритм стихотворения- вольный ямб, ударный слог чередуется с безударным. Пиррихии- пропуски ударения на сильном месте- придают стиху разговорное звучание. Закон ритма подсказывает, что слово вертит нужно произнести с ударением на втором слоге- вертИт.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Законы стиха

4. Соблюдение количества слогов в строке. В каждой строке стихотворения определенное количество стоп с определенным чередованием ударных и безударных слогов. Это влияет на количество слогов в каждом слове. Этот закон требует четкой артикуляции: нельзя проглотить или прибавить слог, нечетко произнести конец слова- все это приближает стихотворную речь к прозаической.

Изображение слайда
14

Последний слайд презентации: Литературоведческий анализ произведения: Особенности прозаических произведений

Содержание прозаических произведений воспринимается легче, но при этом проза не так хорошо запоминается, часто детское восприятие прозы не отличается целостностью. Проза не вызывает у детей желания поддержать ее форме, создавать свои речевые произведения по аналогии. Прозаическая речь более плавная, поскольку в ней больше длинных предложений; она менее акцентирована.

Изображение слайда