Презентация на тему: Литература Русского Зарубежья

Литература Русского Зарубежья
В Серебряном веке русская культура заявила о себе как один из лидеров мирового духовного движения. Серебряный век был оборван политическими, военными и
Литература Русского Зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917 года и издававшейся вне СССР и России. Различают три периода или три волны
Литература Русского Зарубежья
Вторая волна возникла в конце Второй мировой войны. Третья волна началась после хрущевской «оттепели» и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А.
Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917 г., когда Россию массово начали покидать беженцы. После 1917 г. из России
Россию покинул цвет русской интеллигенции.
Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения А.С.Пушкина
Стремление «удержать то действительно ценное, что одухотворяло прошлое» – в основе творчества писателей старшего поколения, успевших войти в литературу и
Главным мотивом литературы старшего поколения стала тема ностальгической памяти об утраченной родине.
Противопоставляя «вчерашнее» и «нынешнее», старшее поколение делало выбор в пользу утраченного культурного мира старой России, не признавая необходимости
Иной позиции придерживалось младшее «незамеченное поколение» писателей в эмиграции.
Набоков и Газданов завоевали общеевропейскую, а в случае с Набоковым, даже мировую славу
Практически никто из младшего поколения писателей не мог заработать на жизнь литературным трудом: Газданов стал таксистом, Кнут развозил товары, Терапино
Проверь себя. 1. Сколько периодов русской эмигрантской литературы ты знаешь? Назови даты этих периодов. 2. Какие центры рассеяния русской эмиграции тебе
Продолжи фразу 1. После 1917 года из России уехало… 2. Национальным праздником русской эмиграции стал… 3. Главным мотивом литературы старшего поколения стала…
Литература Русского Зарубежья
«Едва ли не самым ценным вкладом писателей в общую сокровищницу русской литературы должны будут признаны разные формы нехудожественной литературы» – Г.Струве
Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристку:
В промежуточном положении между «старшими» и «младшими» оказались поэты, издавшие свои первые сборники до революции и довольно уверенно заявившие о себе ещё в
Ходасевич издает в эмиграции свои вершинные сборники
Иванов получает статус первого поэта эмиграции, выпускает поэтические книги, зачисленные в золотой фонд русской поэзии.
Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции:
Эмигранты всегда были против властей на их родине, но всегда горячо любили свою родину и отечество и мечтали туда вернуться. Они сохранили русский флаг и
В домах у них всюду иконы, дома они освящают и на Крещение священник ездит со святой водой и освящает дома. Они хорошие семьянины, разводов имеют мало, хорошие
Проверь себя! 1. Назови основной мотив произведений писателей младшего поколения эмигрантов? 2. Какие формы нехудожественной литературы привнесли в русскую
Закончи фразу В эмиграции Берлин был -… Прага -… Париж - …
Эмигранты составили за границей уникальное сообщество. Исключительность его состояла в той сверхзадаче, что поставила перед беженцами из России история: « Ни
По составу группа высылаемых «неблагонадежных» (первая волна эмиграции) сплошь состояла из интеллигенции, в основном интеллектуальной элиты России: профессора,
Высылка 1922 года была самой крупной государственной акцией большевистской власти против интеллигенции после революции. Но не самой последней. Ручеек высылок,
Активному продолжению духовных традиций Серебряного века способствовала и высокая доля культурных людей в составе эмиграции. Создалась уникальная ситуация: нет
Эта эфемерная « Россия №2 », не имея ни столицы, ни правительства, ни законов, держалась только одним – сохранением прежней культуры России в инокультурном,
В ситуации национального «рассеяния» русский язык оказался главным признаком принадлежности к ушедшей России. Газеты, журналы, книги – все это было
Для налаживания некоего подобия национальной духовной жизни требовалось творческое объединение.
Среди библиотек особо выделялась библиотека им. И.С.Тургенева в Париже. Она была основана ещё в 1875 г. самим И.С.Тургеневым при поддержке певицы Полины Виардо.
В Тургеневской библиотеке начал комплектоваться собственный музей с картинами, подаренными художниками, с личными вещами Шаляпина, Бунина, Лифаря, Нижинского,
Русские культурные центры в эмиграции обеспечивали своего рода «защиту» от иной культурной среды, способствовали сохранению собственных культурных традиций.
Для налаживания интеллектуального общения интеллигенция во многом словно вернулась к формам культурной жизни начала 19 века: литературным салонам, кружкам,
В Париже литературная богема собиралась на Монпарнасе в кафе «Ротонда» и «Купол »
Но настоящим, полноценным литературным салоном в Париже можно считать воскресные собрания в квартире Гиппиус и Мережковского на улице Колонель Боннэ.
Литературное общество с пушкинским названием «Зелёная лампа» оказалось популярным и существовало более 10 лет. На его заседаниях слушали доклады о культуре и
Основным механизмом существования русской культуры за рубежом явился принцип «культурного гнезда», который предполагал тесное взаимодействие всех сфер
Проверь себя
Продолжи фразу!
1/44
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 43)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (5207 Кб)
1

Первый слайд презентации: Литература Русского Зарубежья

Изображение слайда
2

Слайд 2: В Серебряном веке русская культура заявила о себе как один из лидеров мирового духовного движения. Серебряный век был оборван политическими, военными и социальными потрясениями 1917 – 1920 гг

Но мощное культурное движение не могло исчезнуть в один момент только от внешних неблагоприятных обстоятельств. Серебряный век не исчез. Он был разорван, и большая его часть продолжала существовать в культуре «России №2», как иногда называют русскую эмиграцию 1920-1930 гг.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Литература Русского Зарубежья – ветвь русской литературы, возникшей после 1917 года и издававшейся вне СССР и России. Различают три периода или три волны русской эмигрантской литературы

Изображение слайда
4

Слайд 4

Первая волна – с 1918 до начала Второй мировой войны – носила массовый характер.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Вторая волна возникла в конце Второй мировой войны. Третья волна началась после хрущевской «оттепели» и вынесла за пределы России крупнейших писателей (А. Солженицын, И.Бродский, С.Довлатов)

Наиболее культурное и литературное значение имеет творчество писателей первой волны русской эмиграции.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Понятие «русское зарубежье» возникло и оформилось после Октябрьской революции 1917 г., когда Россию массово начали покидать беженцы. После 1917 г. из России выехало около 2 млн. человек. В центрах рассеяния – Берлине, Харбине, Париже - была сформирована «Россия в миниатюре», сохранившая все черты русского общества

К середине 1920-х годов стало очевидным, что России не вернуть и в Россию не вернуться. .

Изображение слайда
7

Слайд 7: Россию покинул цвет русской интеллигенции

Сергей Булгаков К.Коровин Аркадий Аверченко Алексей Толстой Саша Черный

Изображение слайда
8

Слайд 8: Национальным праздником русской эмиграции стал день рождения А.С.Пушкина

С 1927 года начинается расцвет русской зарубежной литературы, на русском языке создаются великие книги.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Стремление «удержать то действительно ценное, что одухотворяло прошлое» – в основе творчества писателей старшего поколения, успевших войти в литературу и составить себе имя ещё в дореволюционной России. В изгнании прозаиками старшего поколения создаются великие книги:

Нобелевская премия 1933г.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Главным мотивом литературы старшего поколения стала тема ностальгической памяти об утраченной родине

Наиболее часто используемые темы - это тоска по «вечной России»; события революции и гражданской войны; русская история; воспоминания о детстве и юности.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Противопоставляя «вчерашнее» и «нынешнее», старшее поколение делало выбор в пользу утраченного культурного мира старой России, не признавая необходимости вживаться в новую действительность эмиграции

Это обусловило и эстетический консерватизм «старших»: «Пора бросить идти по следам Толстого?- недоумевал Бунин. – А по чьим следам надо идти?»

Изображение слайда
12

Слайд 12: Иной позиции придерживалось младшее «незамеченное поколение» писателей в эмиграции

К «незамеченному поколению» принадлежали молодые писатели, не успевшие создать себе прочную литературную репутацию в России. Владимир Набоков Марк Алданов

Изображение слайда
13

Слайд 13: Набоков и Газданов завоевали общеевропейскую, а в случае с Набоковым, даже мировую славу

Изображение слайда
14

Слайд 14: Практически никто из младшего поколения писателей не мог заработать на жизнь литературным трудом: Газданов стал таксистом, Кнут развозил товары, Терапино служил в фармацевтической фирме, многие перебивались грошовым приработком

Изображение слайда
15

Слайд 15: Проверь себя. 1. Сколько периодов русской эмигрантской литературы ты знаешь? Назови даты этих периодов. 2. Какие центры рассеяния русской эмиграции тебе известны? Чем они отличаются? 3. С какого года начинается расцвет русской зарубежной литературы? Какие книги создаются? 4. Назови имена писателей и поэтов эмигрировавших за границу? 5. Каких взглядов в литературе придерживались писатели и поэты старшего поколения? В чем выражается эстетический консерватизм «старших»? 6. Кого называли «незамеченным поколением»?

Изображение слайда
16

Слайд 16: Продолжи фразу 1. После 1917 года из России уехало… 2. Национальным праздником русской эмиграции стал… 3. Главным мотивом литературы старшего поколения стала…

Изображение слайда
17

Слайд 17

Если старшее поколение вдохновлялось ностальгическими мотивами, то младшее оставило документы русской души в изгнании, изобразив действительность эмиграции.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Едва ли не самым ценным вкладом писателей в общую сокровищницу русской литературы должны будут признаны разные формы нехудожественной литературы» – Г.Струве (исследователь эмигрантской литературы)

Критика Эссеистика Философская проза Высокая публицистика Мемуарная проза

Изображение слайда
19

Слайд 19: Младшее поколение писателей внесло значительный вклад в мемуаристку:

Изображение слайда
20

Слайд 20: В промежуточном положении между «старшими» и «младшими» оказались поэты, издавшие свои первые сборники до революции и довольно уверенно заявившие о себе ещё в России. В эмигрантской поэзии они стоят особняком

Поэма Горы Лестница

Изображение слайда
21

Слайд 21: Ходасевич издает в эмиграции свои вершинные сборники

Европейская ночь

Изображение слайда
22

Слайд 22: Иванов получает статус первого поэта эмиграции, выпускает поэтические книги, зачисленные в золотой фонд русской поэзии

Портрет без сходства Посмертный дневник

Изображение слайда
23

Слайд 23: Постепенно выделилась специализация культурных центров русской эмиграции:

Берлин был издательским центром Прага - научным Париж - литературным

Изображение слайда
24

Слайд 24: Эмигранты всегда были против властей на их родине, но всегда горячо любили свою родину и отечество и мечтали туда вернуться. Они сохранили русский флаг и правду о России. Истинно русская литература, поэзия, философия и вера продолжала жить в Зарубежной Руси. Основная цель была у всех « донести свечу до родины », сохранить русскую культуру и неиспоганенную русскую православную веру для будущей свободной России

Изображение слайда
25

Слайд 25: В домах у них всюду иконы, дома они освящают и на Крещение священник ездит со святой водой и освящает дома. Они хорошие семьянины, разводов имеют мало, хорошие работники, их дети учатся хорошо, и нравственность на высоком уровне

Изображение слайда
26

Слайд 26: Проверь себя! 1. Назови основной мотив произведений писателей младшего поколения эмигрантов? 2. Какие формы нехудожественной литературы привнесли в русскую литературу писатели-эмигранты? 3. Объясни термин «промежуточное положение» некоторых поэтов. Назови этих поэтов. 4. Какова была цель писателей-эмигрантов?

Изображение слайда
27

Слайд 27: Закончи фразу В эмиграции Берлин был -… Прага -… Париж - …

Изображение слайда
28

Слайд 28: Эмигранты составили за границей уникальное сообщество. Исключительность его состояла в той сверхзадаче, что поставила перед беженцами из России история: « Ни одна эмиграция… не получала столь повелительного наказа продолжать и развивать дело родной культуры, как зарубежная Русь»

Сохранение и развитие русской культуры в традициях Серебряного века и ставит эмиграцию 20-х – 30-х годов в положение культурного феномена. Ни вторая, ни третья волны эмиграции из России общих культурно-национальных задач не ставили.

Изображение слайда
29

Слайд 29: По составу группа высылаемых «неблагонадежных» (первая волна эмиграции) сплошь состояла из интеллигенции, в основном интеллектуальной элиты России: профессора, философы, литераторы, журналисты

Эту акцию эмигрантские газеты назвали «щедрым даром» для русской культуры за рубежом. За рубежом они стали основателями исторических и философских школ, современной социологии, важных направлений в биологии, зоологии, технике. «Щедрый дар» Российскому зарубежью обернулся потерей для Советской России целых школ и направлений, прежде всего, в исторической науке, философии, культурологии, други х гуманитарных наук.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Высылка 1922 года была самой крупной государственной акцией большевистской власти против интеллигенции после революции. Но не самой последней. Ручеек высылок, отъездов и просто бегства интеллигенции из Советского Союза иссяк только к концу 20-х годов, когда между новым миром большевиков и всей культурой старого мира опустился «железный занавес» идеологии

К 1925 – 1927 гг. окончательно сформировался состав «России №2». В эмиграции доля профессионалов и людей с высшим образованием превышала довоенный уровень.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Активному продолжению духовных традиций Серебряного века способствовала и высокая доля культурных людей в составе эмиграции. Создалась уникальная ситуация: нет государства, нет своего правительства, нет экономики, нет политики, - а культура есть

Распад государства не влечет за собой гибели нации! Только гибель культуры означает исчезновение нации !

Изображение слайда
32

Слайд 32: Эта эфемерная « Россия №2 », не имея ни столицы, ни правительства, ни законов, держалась только одним – сохранением прежней культуры России в инокультурном, инонациональном окружении. В этом эмиграция видела единственный исторический смысл случившегося, смысл своего существования

« Мы не в изгнании. Мы – в послании », - говорил Д.С.Мережковский. Задача сохранения культуры исчезнувшей старой России переросла в миссию русской эмиграции.

Изображение слайда
33

Слайд 33: В ситуации национального «рассеяния» русский язык оказался главным признаком принадлежности к ушедшей России. Газеты, журналы, книги – все это было единственным действенным способом сохранения и передачи культурных традиций

Газеты, журналы, книги - стали самым действенным средством объединения эмиграции.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Для налаживания некоего подобия национальной духовной жизни требовалось творческое объединение

Духовная жизнь эмиграции стала собираться вокруг небольших интеллектуальных точек тяготения: издательств, образовательных и просветительских учреждений. Достаточно быстро сформировались эмигрантские библиотеки и архивы.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Среди библиотек особо выделялась библиотека им. И.С.Тургенева в Париже. Она была основана ещё в 1875 г. самим И.С.Тургеневым при поддержке певицы Полины Виардо

В 20-е – 30-е годы Тургеневская библиотека пережила свой второй расцвет. В её фонды поступали не только издаваемые в эмиграции книги и журналы, но и вывезенная из России литература, документы, письма, дневники.

Изображение слайда
36

Слайд 36: В Тургеневской библиотеке начал комплектоваться собственный музей с картинами, подаренными художниками, с личными вещами Шаляпина, Бунина, Лифаря, Нижинского, Бенуа

Катастрофа наступила в 1940 году, когда немецкая армия заняла Париж. В Германию была вывезена большая часть фонда библиотеки. Вывезенные фонды пропали, их судьба до сих пор неизвестна. После Второй мировой войны Тургеневская библиотека в Париже была восстановлена, хотя и в более скромных размерах. Она действует и в настоящее время.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Русские культурные центры в эмиграции обеспечивали своего рода «защиту» от иной культурной среды, способствовали сохранению собственных культурных традиций

Было создано столько чисто русских учреждений, что можно было родиться, учиться, жениться, работать и умереть, не сказав ни слова по-французски. Среди эмигрантов даже бытовала такая шутка: «Хороший город Париж, только французов здесь многовато».

Изображение слайда
38

Слайд 38: Для налаживания интеллектуального общения интеллигенция во многом словно вернулась к формам культурной жизни начала 19 века: литературным салонам, кружкам, клубам

Изображение слайда
39

Слайд 39: В Париже литературная богема собиралась на Монпарнасе в кафе «Ротонда» и «Купол »

Изображение слайда
40

Слайд 40: Но настоящим, полноценным литературным салоном в Париже можно считать воскресные собрания в квартире Гиппиус и Мережковского на улице Колонель Боннэ

Бывали здесь политики, философы, иногда заходил Бунин. Царицей салона была сама хозяйка – «великолепная Зинаида».

Изображение слайда
41

Слайд 41: Литературное общество с пушкинским названием «Зелёная лампа» оказалось популярным и существовало более 10 лет. На его заседаниях слушали доклады о культуре и литературе, читали новые произведения

Здесь бывали П.Милюков, А.Керенский, И.А.Бунин, А.Н.Бенуа, Г.Иванов, И Одоевцева и другие.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Основным механизмом существования русской культуры за рубежом явился принцип «культурного гнезда», который предполагал тесное взаимодействие всех сфер творчества: литературы, музыки, живописи, сценографии

Относительно более консервативными стали и художественные вкусы: реализм, символизм, модерн. Авангардные поиски 10-х гг. в эмиграции не прижились. Взаимодействие художников в эмиграции подчас оборачивалось прямой жизненной необходимостью выживания.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Проверь себя

Почему общество, которое составили эмигранты, считается уникальным? В чём его исключительность? 2. О каком «щедром даре» русских писали эмигрантские газеты? 3. Что вы знаете о России №2? 4. Какой способ объединения эмигрантов был самым действенным?

Изображение слайда
44

Последний слайд презентации: Литература Русского Зарубежья: Продолжи фразу!

«Ни одна эмиграция не получала столь повелительного наказа…» «В эмиграции доля профессионалов и людей с высшим образованием…» «Распад государства не влечет за собой… Только… означает…» Дмитрий Мережковский говорил: «Мы не в изгнании. Мы….» «Мы не покинули Россию…»

Изображение слайда