Презентация на тему: ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА

ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
Лингвистика текста как самостоятельная научная дисциплина зародилась на рубеже 60-70-х годов XX в.
Что такое лингвистика текста?
Одной из наиболее удачных квалификаций лингвистики текста признается ее определение как науки, изучающей «язык в действии» (Николаев 1978).   Объектом изучения
Что такое текст?
ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА
Задачи изучения лингвистики текста сегодня
Ведущие текстовые свойства
Текст « Наедине с природой »
Анализ модальной категории текста
1/10
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 85)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (71 Кб)
1

Первый слайд презентации: ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА

Раскольникова Д. В. ФЯМ-1 (РКИ) 2017 Москва Современные психолингвистические проблемы обучения РКИ Митрофанова И. И.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Лингвистика текста как самостоятельная научная дисциплина зародилась на рубеже 60-70-х годов XX в

Важное значение для выделения лингвистики текста в самостоятельную научную дисциплину имело воздействие со стороны дисциплин, непосредственно примыкающих к языковедению, — со стороны литературоведения, психологии, социологии, теории перевода, автоматической переработки языковых данных, методики преподавания родного и иностранных языков и т. д. О. И. Москальская указывает, что «в данной ситуации целое речевое произведение — текст — предстал как фокус, в котором скрещиваются все эти подходы к языку. Он оказался не только исходным материалом для названных направлений лингвистического поиска, но и определил предмет одного из них — предмет "лингвистики текста"» ( Москальская 1978).

Изображение слайда
3

Слайд 3: Что такое лингвистика текста?

В «Лингвистическом энциклопедическом словаре » (1990) лингвистика текста трактуется как «направление лингвистических исследований, объектом которых являются правила построения связного текста и его смысловые категории, выражаемые по этим правилам». В зарубежной научной литературе, например, в словаре Метцлера, она определяется как «языковедческая дисциплина, которая исследует структурные свойства текстов, условия их производства и взаимосвязанности, их языковой вариативности и обработки» ( Metzlei Lexikon Sprache 1993: 637).

Изображение слайда
4

Слайд 4: Одной из наиболее удачных квалификаций лингвистики текста признается ее определение как науки, изучающей «язык в действии» (Николаев 1978).   Объектом изучения лингвистики текста является текст

Изображение слайда
5

Слайд 5: Что такое текст?

Общепринятым в лингвистике является следующее определение текста: « Текст – это реально высказанное (написанное) предложение или совокупность предложений,... могущее... служить материалом для наблюдения фактов данного языка» (Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966). Традиционно в лингвистике термином «текст» обозначают не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное «речевое произведение» любой протяженности – от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги (Маслов Ю.С. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1998. – С.11).

Изображение слайда
6

Слайд 6

Генезис предмета лингвистики текста Внутриязыковая структура текста Динамические процессы психического (ментального) отражения действительности и переработки знания в тексте

Изображение слайда
7

Слайд 7: Задачи изучения лингвистики текста сегодня

Создание единой теории текста, определяющей текст в совокупности всех его свойств, то есть свойств текста как структурно-семантического образования; информационно-функциональной сущности; когнитивной модели; явления культуры и др.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Ведущие текстовые свойства

Смысловая цельность текста. Е ё проявления – связанность и развернутость компонентов текста, их интеграция и композиция – мотивированное расположение частей. Связность достигается единством текстообразующих средств, это грамматическое, смысловое и коммуникативное ( теморематическое ) единство. Смысловую цельность текста обеспечивает предмет речи – тема как «смысловое ядро текста» (О. И. Москальская ), его обобщенное содержание. Членимость текста. В ыделяются отдельные части текста, самостоятельные текстовые структуры, возможно прагматическое членение на разделы, части, параграфы и т. д. В процессе членимости ведущая тема распадается на подтемы, они членятся на микротемы. Модальность текста – оценочное отношение автора к изображаемому (Г. Я. Солганик ).

Изображение слайда
9

Слайд 9: Текст « Наедине с природой »

Всё кипит, всё бушует: вода, кустарник, сосны, берёзы, рябины. Ветер гонит песок, как поземку. Белые кипящие волны дохлёстывают до сосен. Мокрый, радужно вспыхивающий на солнце галечник. И великое множество молодых чаек - как будто белый птичник сбился у воды. Чайки в воде среди обмелевших валунов - как корабли в бухте. И все плавают, все перестраиваются, словно выполняют какой-то манёвр. Смотришь на этих чаек с задранными хвостами - и невольно приходит в голову: да не они ли послужили прообразом первого корабля ? Не на них ли глядя, в мозгу нашего пращура зародилась мысль о корабле? На отмели напротив нашего костра целый день недвижно сидят чайки. В великом множестве. Посиживают и о чём-то разговаривают, советуются. О чём ? К отлёту готовятся? Строптивых своих товарищей прорабатывают? Ах, как хотелось бы подслушать их разговор! И не мне одному хочется. Раза три на моих глазах к чайкам подплывали утки, но переступить черту, установленную природой между отдельными видами, не решались. (Ф. Абрамов)

Изображение слайда
10

Последний слайд презентации: ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА: Анализ модальной категории текста

Авторские сравнения, олицетворение воды, кустарника, сосны, березы, рябины (" всё бушует "), ветра (" гонит песок "), природы в целом (" черту, установленную природой "), чаек (" разговаривают, советуются", "не решались "), оценочные лексемы ( великое множество, посиживают, дохлёстывают - просторечное), выражают "чувство природы", свойственное Ф. Абрамову, рисуют читателю его образ. Диалогизация монологической речи, цепочка вопросительных предложений актуализирует категорию читателя.

Изображение слайда