Презентация на тему: Лидерство и коммуникативная компетентность

Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Цели дисциплины – формирование междисциплинарных компетенций управленческих кадров в сфере инновационного лидерства и управления коммуникациями, проектирования
Цели дисциплины – формирование междисциплинарных компетенций управленческих кадров в сфере инновационного лидерства и управления коммуникациями, проектирования
Структура курса
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Социальная и психологическая стороны политического лидерства неразрывно связаны. Тенденций развития современного политического лидерства – институционализации
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Функции
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
В основе формирования теорий социального лидерства находится его структура, которая включает четыре элемента.
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Теория черт
Лидерство и коммуникативная компетентность
Теории личностных качеств Исследования
Теории личностных качеств Исследования
Теории личностных качеств Исследования
Теории личностных качеств
Поведенческие теории
Исследования, проведенные университетом штата Огайо
Исследования, проведенные университетом штата Мичиган
Исследования, проведенные Техасским университетом
Ситуационные теории
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Ситуационные модели лидерства
Модель Фидлера
Модель Фидлера Ситуация
Теория Херси ( Paul Hersey ) и Бланшара ( Kenneth Blanchard )
Теория Херси ( Paul Hersey ) и Бланшара ( Kenneth Blanchard )
Теория Херси ( Paul Hersey ) и Бланшара ( Kenneth Blanchard )
Теория Пути-Цели
Теория Пути-Цели
Теория Пути-Цели Поведение лидера
Теория Пути-Цели
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Власть и лидерство
Макс Вебер о власти
ОНОВНЫЕ ТИПЫ ВЛАСТИ (по Френчу и Равену):
Дополнительные типы власти:
Власть поощрения
Власть принуждения
Власть, определенная законом
Власть авторитета
Власть эксперта
Власть информации
Власть связей
Власть катализатора
Целью исследования было выявление качеств и форм поведения, присущих эффективному лидеру 21 века ( ActiveGlobal )
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Лидерство и коммуникативная компетентность
Благодарю за внимание!
1/92
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 88)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (454 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лидерство и коммуникативная компетентность

Изображение слайда
2

Слайд 2

Управление посредством цифр осталось далеко в прошлом. Руководство, построенное на страхе, больше не работает. Если управление - это, прежде всего, люди, то искусство управления должно превратиться в искусство человекоуправления. К. Нордстрем Й. Риддерстрале

Изображение слайда
3

Слайд 3

Лидерство издавна занимает умы человечества от античности до современности. Что позволяет человеку вести других людей за собой, «заражать» их своими стремлениями и идеалами, и почему, собственно, люди готовы за кем-то следовать – на эти вопросы существует множество ответов, и притом порой весьма противоречивых. Лидерство становится в настоящее время одним из ключевых понятий в сфере управления. В современном инновационном обществе, одной из основных характеристик которого является изменение, акцент смещается на инициативу всех участников процесса управления.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Для эффективной деятельности органов власти и служащих необходимым представляется сбалансированное сочетание «менеджерского» и «лидерского» подходов. Вместе с тем, проблемам развития лидерства и коммуникативной компетентности в органах власти не уделяется должного внимания, что неминуемо сказывается на качестве государственного управления. Воспроизводство бюрократических практик, авторитарных моделей управления персоналом не позволяют адекватно реагировать властным структурам на новые вызовы современности.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Цели дисциплины – формирование междисциплинарных компетенций управленческих кадров в сфере инновационного лидерства и управления коммуникациями, проектирования и самоменеджмента

Задачи дисциплины: формирование системного и критического мышления, системы представлений о закономерностях развития феномена лидерства применительно к сфере управленческой деятельности, освоение концептуальных основ лидерства, типов, уровней и механизмов, навыков лидерства на индивидуальном и групповом уровнях; понимание границ между лидерством и управлением, основных функций лидера в условиях изменений; приобретение навыков применения в управленческой практике алгоритма принятия эффективных управленческих решений на основе анализа и моделирования коммуникативных процессов, знание особенностей межкультурной коммуникации, умение ставить цели и профессионально коммуницировать, выстраивать взаимоотношения в коллективе на «360 градусов»; навыков достижения консенсуса и умения успешно вести переговоры;

Изображение слайда
6

Слайд 6: Цели дисциплины – формирование междисциплинарных компетенций управленческих кадров в сфере инновационного лидерства и управления коммуникациями, проектирования и самоменеджмента

Задачи дисциплины: знание концептуальных основ управления через культуру, сущность и элементы управленческой культуры, особенности управленческой культуры на государственной службе, владение механизмами формирования организационной культуры, навыками командообразования и делегирования, управления конфликтом, владение различными стилями принятия решений и умение выбрать оптимальный для каждой конкретной ситуации в контексте выигрышных стратегий развития, продуктивности и эффективности деятельности органов власти; формирование навыков самоменеджмента, противодействия эмоциональному выгоранию на государственной службе, навыков эффективного тайм-менеджмента и развитие навыков, связанные с обработкой и анализом информации; способностей достижения оптимального баланса между профессиональной и частной жизнью, умения устанавливать личные цели развития и карьерного роста.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Структура курса

Теоретико-методологические основы лидерства Коммуникативная компетентность в профессиональной культуре государственных и муниципальных служащих. Инновационное лидерство в государственном и муниципальном управлении: сущность и ключевые элементы. Самоменеджмент: развитие личностного потенциала и лидерских качеств.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

В литературе понятие «лидерство» понимается двояко: собственно лидерство как психологический по своей природе феномен; руководство  – официально заданный, социальный феномен

Изображение слайда
10

Слайд 10

Лидерство и руководство  – это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство  – на том, чтобы люди делали правильные вещи. Руководство Лидерство 1. Осуществляется регуляция официальных отношений. 1. Осуществляется регуляция межличностных отношений в группе. 2. Связано со всей системой отношений. 2. Является элементом микросреды. 3. Целенаправленный процесс, осуществляемый под контролем различных элементов структуры. 3. Возникает стихийно. 4. Явление более стабильное. 4. Явление менее стабильное и зависит в большей степени от настроения группы. 5. Более определенная система различных санкций. 5. Менее определенная система различных санкций. 6. Процесс принятия решений значительно более сложен. 6. Решения принимают непосредственно, в ходе групповой деятельности. 7. Сфера действий руководителя шире. 7. Сфера деятельности лидера –  в основном малая группа. Рис. 1

Изображение слайда
11

Слайд 11

Лидерство характеризуется следующими признаками: регулирует отношения, которые носят неофициальный характер; является феноменом микросреды, прежде всего, малых групп; возникает стихийно; оно значительно зависит от перепадов мнений, настроений членов группы; отсутствует определенная система санкций; процесс принятия решений не сложен; сфера действий лидера ограничена микросредой. В отличие от собственно лидерства, руководство отличается другими качествами: регулирует отношения в социальной организации; является элементом макросреды; осуществляется целенаправленно и контролируется социальной организацией и социальными институтами; имеет систему санкций; процесс принятия решений сложен и многократно опосредован; охватывает различные уровни социальной системы

Изображение слайда
12

Слайд 12

РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО Особенное Предприятие, организация Формальная структура Руководитель Социальный феномен Неформальная структура Лидер Психологический феномен Рис. 2

Изображение слайда
13

Слайд 13

Критерием оценки деятельности руководителя служит конечный результат труда всего коллектива, в котором соединены результаты труда и руководителя, и исполнителей. КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВОМ Психологические Непсихологические Мотивация членов коллектива Авторитет руководителя Удовлетворенность членством в коллективе Самооценка коллектива Результативность коллектива Руководитель эффективный, если возглавляемый им коллектив имеет высокие показатели по соответствующим психологическим и непсихологическим критериям групповой эффективности. Рис. 3

Изображение слайда
14

Слайд 14

Общее Руководство, лидерство 1. Средство управления членами социальной группы 2. Реализуют процессы социального влияния 3. Присущ момент субординации отношений Рис. 4

Изображение слайда
15

Слайд 15: Социальная и психологическая стороны политического лидерства неразрывно связаны. Тенденций развития современного политического лидерства – институционализации и профессионализации

Институционализация лидерства означает, что отбор, подготовка и выдвижение лидеров происходит через политические партии и организации на основе социальных норм, что усиливает зависимость лидеров от мнений и настроений людей. Профессионализация политического лидерства отражает потребность лидеров в знаниях, умениях и навыках в сфере политического управления, взаимодействия их с партиями, группами интересов, средствами массовой информации, общественными объединениями и организациями. Под организационным лидерством понимается способность оказывать влияние на отдельных людей и группы в их деятельности для достижения целей организации.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Пол Образование Возраст Социально-экономический статус Общие Специфические Интеллект Знания Компетентность Специальные умения Информированность Уверенность в себе Уравновешенность Предприимчивость Стрессоустойчивость Ответственность Надежность Доминантность Креативность Общительность Американский психолог Н. Шоу Биографические характеристики Черты личности ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ Рис. 5 Способности

Изображение слайда
17

Слайд 17

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЛИДЕРА Объективное явление Универсальное явление Любая совместная деятельность нуждается в организации, поиске путей достижения целей. Эти функции выполняют люди высокоактивные и энергичные В лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей политика, бизнес, религия, культура… Рис. 6

Изображение слайда
18

Слайд 18

ФУНКЦИИ лидеров Определяются целями, которые ставятся, и средой, где действуют 1.  Аналитическая Постановка диагноза 2.  Разработка программы действий 3.  Мобилизация на выполнение программы 4.  Новаторская 8.  Интегративная 7.  Координационная 6.  Организаторская 5.  Коммуникативная Рис. 7

Изображение слайда
19

Слайд 19: Функции

управленческая : принятие эффективных управленческих решений, программ и направлений деятельности социальной общности на основе анализа и оценки положения дел; интегративная : объединение социальной общности вокруг целей функционирования посредством согласования интересов индивидов и социальных групп, личного примера служения сообществу; коммуникативная : обеспечение устойчивой связи между управляющей и управляемой подсистемами сообщества, между его частями и элементами, формирование доверия к действиям лидеров; инструментальная : выработка средств и методов достижения целей общности, реализация принятых решений, мероприятий и программ деятельности; ориентационная : инициирование обновления, модернизации социально-экономических отношений, форм взаимодействия между членами сообщества; организационная : укрепление порядка, формирование современной организационной культуры и структуры, поддержание лучших ценностей и традиций данной общности; патронатная : обеспечение законности, защита членов сообщества от произвола должностных лиц, соблюдение принципа справедливости при распределении материальных, финансовых и кадровых ресурсов.

Изображение слайда
20

Слайд 20

В переводе с английского «лидерство» ( leadership ) имеет два значения: 1) лидерство, 2) руководство, а «лидер» ( a leader ) – «ведущий», «указывающий путь». В современной науке это понятие рассматривается более широко: руководство; возглавление, ведение за собой; управление; исполнение главной роли; влияние; превосходство и др.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Лидер –  человек, за которым идут без принуждения. Лидерство –  сложный механизм взаимодействия лидера и ведомых. Здесь ВАЖНО: Способности лидера точно оценить ситуацию, найти правильное решение, мобилизовать на его выполнение. Восприятие и поддержка принятого решения, сознательное и добровольное подчинение ему. Рис. 8

Изображение слайда
22

Слайд 22

В современной науке – несколько подходов к трактовке лидерства. 1. Лидерство – как влияние на других людей. Влияние должно быть постоянным и на всю группу. 2. Лидерство  – управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, руководящая должность. 3. Лидерство  – особого рода предпринимательство, осуществляемое на политическом рынке. Предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения общественных задач на руководящие должности. Рис. 9

Изображение слайда
23

Слайд 23

Определяющие аспекты лидерства 1.  Личностные черты лидера. 2.  Инструменты осуществления им власти. 3.  Ситуация, с которой сталкивается лидер. Рис. 10

Изображение слайда
24

Слайд 24

Комбинация этих трех аспектов (1, 2, 3) определяет результативность деятельности лидера. 1. Личностные черты Природные качества Нравственные качества Профессиональные качества Сила характера Воля Интуиция Решительность Гипнотические возможности … Благородство Честность Забота о людях Гуманизм Человеколюбие … Аналитические способности Мудрость Компетентность Ораторское искусство Чувство юмора Креативность Дипломатичность … 2. Инструменты власти Политические партии Законодательные органы Суды Бюрократический аппарат Средства массовой информации и т. д. Условия дли контактов лидера и последователей 3. Ситуация Спокойная Кризисная Рис. 11

Изображение слайда
25

Слайд 25: В основе формирования теорий социального лидерства находится его структура, которая включает четыре элемента

Во-первых, это лидер, обладающий определенными личностными чертами, присущими только ему, способностями и возможностями достижения поставленных целей. Во-вторых, последователи и конституенты, которые имеют свои потребности, интересы и соответствующие способности, личностные характеристики и возможности для реализации своих целей. В-третьих, ситуация, внутри которой происходит процесс взаимодействия, общественные связи. В-четвертых, задачи, которые взаимодействующие индивиды с помощью лидера решают совместно. Эти элементы структуры лидерства постоянно взаимодействуют между собой и изменяются.

Изображение слайда
26

Слайд 26

«Лидерство» отражает объективную необходимость в организации совместной деятельности людей. Общественный характер труда предполагает : согласованность, координацию, регулирование индивидуальных трудовых усилий. Функцию по упорядочению и управлению общественными процессами осуществляет институт лидерства. Он управляет межличностными отношениями, объединяет и координирует индивидуальные усилия людей. Рис. 12

Изображение слайда
27

Слайд 27

Почему одни становятся лидерами, а другие довольствуются ролью последователей? Есть несколько теорий: 1.  Теория черт 2.  Ситуационная концепция 4.  Психологическая концепция 3.  Теория последователей Рис. 13

Изображение слайда
28

Слайд 28: Теория черт

Личностные качества – это индивидуальные отличительные черты лидера, такие как интеллект, честность, уверенность в себе, внешность Теория великой личности определяет качества лидера, отличающие его от остальных людей.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Теория черт Перечисляются качества, которыми в идеале должен обладать лидер. (Э. Богардус) ЧЕРТЫ Острый ум Твердая воля Энергичность Организаторские способности Компетентность Ответственность Умение нравиться людям (фотогеничность, внешняя привлекательность, ораторские способности) и т. д. Рис. 14

Изображение слайда
30

Слайд 30: Теории личностных качеств Исследования

40-50 годы Особенности личности ( креативность, уверенность в себе) Физические параметры (возраст, энергичность) Способности (объем знаний, свободное владение речью) Качества, связанные с работой (стремление добиться высоких результатов, упорство в преодолении трудностей)

Изображение слайда
31

Слайд 31: Теории личностных качеств Исследования

1948 г. Р.М. Стогдилл ( R.M. Stogdill ) Интеллект, инициативность, навыки взаимодействия, уверенность в себе, стремление взять на себя ответственность, честность 1970 г. Агрессивность, независимость, устойчивость к стрессам

Изображение слайда
32

Слайд 32: Теории личностных качеств Исследования

1990-е. S.A. Kirkpatrick E.A. Locke Thomas J. Neff James M. Citrin ( Уроки от топ-менеджеров: изучение ведущих американских лидеров)

Изображение слайда
33

Слайд 33: Теории личностных качеств

Уверенность в себе – это уверенность в собственных способностях и правоте своих суждений, решений и идей. Честность – это правдивость и непредвзятость, это открытость перед окружающими. Прямота означает цельность, собранность и способность действовать в соответствии с высокими моральными принципами. Настойчивость (драйв) – это сильная мотивация, которая придает мощную энергию лидеру

Изображение слайда
34

Слайд 34: Поведенческие теории

Автократический лидер – это лидер, который стремится централизовать власть, основывая ее на должностном положении, контроле за распределением вознаграждений и принуждении. Демократический лидер передает властные полномочия другим, поощряет активное участие в корпоративной деятельности, опирается на профессиональные знания подчиненных и находится в зависимости от того, какое влияние он на них оказывает.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Исследования, проведенные университетом штата Огайо

Внимательное поведение показывает, насколько чутко лидер относится к подчиненным, насколько уважает их мнения и чувства и в какой степени ему удается добиться взаимного доверия. Инициирующее поведение показывает, насколько лидер ориентирован на выполнение заданий и склонен направлять деятельность подчиненных на достижение корпоративных целей

Изображение слайда
36

Слайд 36: Исследования, проведенные университетом штата Мичиган

Лидеры, ориентированные на сотрудников, концентрируют внимание на нуждах подчиненных. Поддерживают позитивное взаимодействие и стремятся минимизировать конфликты. Лидеры, ориентированные на работу, направляют деятельность подчиненных, стремясь повысить эффективность, сократить расходы и установить график работ.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Исследования, проведенные Техасским университетом

Роберт Блейк, Джейн Моутон 2-х мерная модель (решетка лидерства) 2 критерия: внимание к людям, внимание к производству 5 основных стилей менеджмента

Изображение слайда
38

Слайд 38: Ситуационные теории

Объясняют связь между стилем лидерства и эффективностью в специфических обстоятельствах. Описывают характеристики групп и ситуаций, а также соответствующие им эффективные стили лидерства

Изображение слайда
39

Слайд 39

Ситуационная концепция (Р. Стогдилл, Т. Хилтон) Лидер  – функция ситуации. Конкретные обстоятельства определяют выдвижение лидера и его поведение. Рис. 15

Изображение слайда
40

Слайд 40

Стиль руководства –  стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъекти Ситуационная теория лидерства получила импульс к своему развитию в связи с исследованиями стиля управления организацией (Фидлер, Митчелл и Хаус, Херсси и Бланшар, К. Левин, Врум и Истман и др.). В этой теории анализируются различные стили лидерства: авторитарный, демократический и либеральный; стили, ориентированные на работу и на человека; директивный, поддерживающий, участвующий и ориентированный на достижения и др. вных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.

Изображение слайда
41

Слайд 41

ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА ФОРМАЛЬНАЯ СТОРОНА СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ СТОРОНА АВТОРИТАРНЫЙ (директивный) СТИЛЬ Деловые краткие распоряжения. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и порицания субъективны. Запреты без обсуждения, с угрозой. Эмоции в расчет не принимаются. Показ приемов – не система. Позиция руководителя  –  над группой. Дела в группе планируются руководителем заранее (во всем их объеме). Определяются лишь непосредственные цели, дальние – не известны. Голос руководителя  –  решающий. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (коллегиальный) СТИЛЬ Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание с советами. Распоряжения и запреты с дискуссиями. Позиция руководителя  –  внутри группы. Мероприятия планируются не заранее, а в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются. НЕЙТРАЛЬНЫЙ (попустительский) СТИЛЬ Тон – конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция руководителя  –  в стороне от группы. Дела в группе идут сами собой. Руководитель не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров групп.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Ситуационная теория лидерства получила импульс к своему развитию в связи с исследованиями стиля управления организацией ( Фидлер, Митчелл и Хаус, Херсси и Бланшар, К. Левин, Врум и Истман и др.). Анализируются различные стили лидерства: авторитарный, демократический и либеральный; стили, ориентированные на работу и на человека; директивный, поддерживающий, участвующий и ориентированный на достижения и др.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Ситуационные модели лидерства

Модель Фидлера Модель Херси и Бланшара Модель Пути-Цели Модель Врума-Яго (Врума -Йеттона)

Изображение слайда
44

Слайд 44: Модель Фидлера

Определяет степень ориентации на задания и взаимоотношения и указывает стиль лидерства, соответствующий ситуации.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Модель Фидлера Ситуация

Взаимоотношения между лидером и членами группы Структура задания Должностная власть

Изображение слайда
46

Слайд 46: Теория Херси ( Paul Hersey ) и Бланшара ( Kenneth Blanchard )

Сотрудники отличаются между собой по степени их готовности к выполнению задания. Уровень готовности – образованность, профессиональные навыки, самооценка, установки

Изображение слайда
47

Слайд 47: Теория Херси ( Paul Hersey ) и Бланшара ( Kenneth Blanchard )

Стиль объяснения Стиль убеждения Стиль участия Стиль делегирования

Изображение слайда
48

Слайд 48: Теория Херси ( Paul Hersey ) и Бланшара ( Kenneth Blanchard )

Характеристики подчиненных Приемлемый стиль лидера Низкий уровень готовности Объяснение (значительный интерес к заданиям, незначительный к взаимоотношениям Средний уровень готовности Убеждение (значительный к заданиям, значительный к взаимоотношениям Высокий уровень готовности Участие (незначительный к заданиям, значительный к взаимоотношениям) Очень высокий уровень готовности Делегирование (незначительный к заданиям, незначительный к взаимоотношениям)

Изображение слайда
49

Слайд 49: Теория Пути-Цели

Усиливает мотивацию подчиненных для достижения личных и организационных целей: -Разъясняя им пути к возможным наградам; -Увеличивая размер награды, которую ценят и к которой стремятся подчиненные

Изображение слайда
50

Слайд 50: Теория Пути-Цели

Учитывает: Стиль лидерства Характеристики подчиненных Ситуацию

Изображение слайда
51

Слайд 51: Теория Пути-Цели Поведение лидера

Стиль поддержки Директивный стиль Стиль участия Стиль ориентированный на достижения

Изображение слайда
52

Слайд 52: Теория Пути-Цели

Ситуация Стиль лидерства Влияние на подчиненных Результаты Подчиненные испытывают неуверенность в себе Стиль поддержки Формирование уверенности в себе, необходимой для выполнения задания Усиление мотивации; удовлетворение нужд; улучшение результатов труда Неясное задание Директивный стиль Объяснение пути к вознаграждениям Недостаточно сложное задание Стиль, ориентированный на достижения Установление более высоких целей Неадекватные вознаграждения Стиль участия Выяснение потребностей сотрудников, корректировка вознаграждений

Изображение слайда
53

Слайд 53

Теория последователей Лидерство  – выражение интересов и требований последователей. Именно последователи воспринимают лидера, воспринимают ситуацию и, в конечном счете, принимают или отвергают лидерство. Рис. 17

Изображение слайда
54

Слайд 54

Теория решающей роли последователей является попыткой восполнить недостатки теории черт и ситуационной теории лидерства. Основателями теории являются Келли, Холландер, Стенфорд и др. Келли выделил две характеристики последователей: независимость и критическое мышление либо конформизм; активность либо пассивность.

Изображение слайда
55

Слайд 55

Комбинации этих аспектов позволяют выделить пять типов последователей «Овечка» : низкая активность, низкий уровень критического мышления. «Подхалим» : активен, но лишен критического мышления. «Друг – враг» : критикует, но не действует. «Середняк» : средние показатели по обеим характеристикам. «Эффективные последователи» : мыслят самостоятельно и выполняют задания с обязательностью и энтузиазмом

Изображение слайда
56

Слайд 56

Комбинации этих аспектов позволяют выделить пять типов последователей Эффективные последователи Подхалимы Друзья – враги Овечки Середняки Действия Активность Пассивность Критическое мышление Конформизм Мышление Рис. 18

Изображение слайда
57

Слайд 57

Синтетическая теория лидерства основана на системном и комплексном подходах. Она вобрала в себя все основные аспекты изложенных теорий. При анализе лидера учитываются: черты лидера как личности, его происхождение; ситуация, в которой обретается лидерство; особенности групп последователей; условия, при которых осуществляется руководящая роль лидера; результаты взаимодействия лидера и исследователей

Изображение слайда
58

Слайд 58

Черты лидера. Задачи, которые он призван выполнять. Его последователей. Механизмы взаимоотношений лидера и его последователей. Нужно учитывать четыре главных аспекта лидерства: Создать единую, универсальную концепцию лидерства очень сложно, явление многообразно по своим проявлениям и функциям, зависит от исторической эпохи, типа политической системы, особенностей ситуации, последователей и других факторов. Рис. 19

Изображение слайда
59

Слайд 59

Типы лидерства в зависимости от содержания деятельности (вдохновитель и исполнитель), характера деятельности (универсальный и ситуационный), направленности деятельности (эмоциональный и деловой), отношения к официальному руководителю (позитивный и негативный).

Изображение слайда
60

Слайд 60

Роберт Такер Консерваторы Реформаторы Революционеры Сохранение в современном виде Реформирование общества, организации Коренные преобразования и изменения Три типа лидеров (в зависимости от цели, которую ставят) Рис. 20

Изображение слайда
61

Слайд 61

Два типа лидерства (в зависимости от используемых методов управления ) Демократический Авторитарный Рис. 21

Изображение слайда
62

Слайд 62

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИДЕРОВ 1.  «Знаменосец» 2.  «Служитель» 3.  «Торговец» 4.  «Пожарный» Крупный стратег. Реализует свои идеи и свои цели. Последователи определяют задачи, которые он реализует. Продает свои идеи последователям в обмен на их поддержку. Действия определяются насущными проблемами момента. В реальной жизни эти четыре образа не встречаются в чистом виде, а сочетаются у руководителей в различных пропорциях. Рис. 22

Изображение слайда
63

Слайд 63

ДРУГИЕ КЛАССИФИКАЦИИ лидеров 1.  Правящие 2.  Оппозиционные 1.  Федеральные 2.  Региональные 3.  Муниципальные 1.  Кризисные 2.  Рутинные 1.  Пролетарские 2.  Буржуазные и т. д. Рис. 23

Изображение слайда
64

Слайд 64

Макс Вебер Традиционное Легальное Харизматическое Монархия – передача власти на основе традиции На основе закона о выборах, юридических норм Харизма – свойство, посланное свыше, (греч.) – вера в сверхъестественные способности Три типа лидерства (в зависимости от легитимности ) Рис. 24

Изображение слайда
65

Слайд 65

Лидерство на уровне малой группы является наиболее распространенным явлением. Лидерство является прежде всего продуктом группового взаимодействия. Группа – это совокупность людей, которая характеризуется общностью целей, особыми потребностями, коллективным восприятием, взаимозависимостью, взаимодействием, взаимосвязью, членством. Группа влияет на осмысление ее членами своих целей и их пересмотр в соответствии с целями группы. В практике различают малые и большие группы. Особенностью малой группы является то, что в ней члены группы (от двух и более человек) взаимодействуют в непосредственной близости друг от друга, хорошо знают качества членов группы на основе их личной оценки. Основными чертами малой группы являются: наличие групповых норм; частота взаимодействия; схожесть моделей поведения и черт членов группы; взаимообмен стилей общения; дифференциация ролей; взаимозависимость индивидуальных и общих целей; получение личной пользы от нахождения в группе.

Изображение слайда
66

Слайд 66

Лидерство на уровне региона, общественного движения (политической партии) связано с большими группами, которые отличаются долговременностью, устойчивостью функционирования. Лидерство в этих группах носит социально-политический характер, персонифицированное известными в этих группах и за их пределами личностями. Политические партии являются важными субъектами государственной кадровой политики, поставщиками кадров в системы исполнительной и законодательной ветвей государственной власти, в том числе лидеров. Партии не только выдвигают лидеров из своей среды, но и являются важнейшим механизмом социального лидерства: они предназначены для завоевания, удержания и осуществления государственной власти, обладают возможностями работы с избирателями, участия в выборах, выдвижения кандидатов….. Партии являются механизмом социального тестирования лидеров, их отбора из всех слоев общества, подготовки и маркетинга. Общественные объединения  – это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставах объединений.

Изображение слайда
67

Слайд 67

Механизм лидерства  – это система регуляторов деятельности лидеров, обеспечивающих легитимность его действий и их соответствие принятой в обществе, общности, группе системе ценностей. Основными механизмами лидерства являются: административный (государственный аппарат и система представительства); социальный (система неюридических регулятивов); правовой (регламентация деятельности лидера-руководителя); социально-психологический (стереотипы, установки).

Изображение слайда
68

Слайд 68

Технологии социального лидерства Работа Н. Макиавелли "Государь" Управлять народом можно эффективно, только опираясь на страх, жадность, честолюбие, доверчивость, глупость. Недоверие к сторонникам надо маскировать. Создавать «врагов» для применения репрессий. Приемы «Прислониться» к признанному народом авторитету (желательно отошедшему в иной мир). Объявить себя учеником и соратником этого человека. Приписывать все неудачи соратникам, успехи – исключительно себе. Затевать великие стройки для сплочения нации. Ставить грандиозные хозяйственные задачи. Лично отбирать и расставлять кадры. Знать нужды армии, военную теорию. Окружать тайной механизм решения важных государственных проблем, информацию о положении в стране и за рубежом. Это механизм действия тоталитарных вождей. Четыре принципа Макиавели Авторитет и власть лидера коренятся в поддержке сторонников. Подчиненные должны знать, что они могут ждать от своего лидера, и понимать, что он ожидает от них. Лидер должен обладать волей к выживанию. Лидер  – всегда образец мудрости и справедливости для сторонников. Рис. 25

Изображение слайда
69

Слайд 69

Густав Лебон (1841–1931 гг.) в ряде трудов, прежде всего в работах»Психология толпы» (1895 г.) и «Психология народов и масс» (1905 г.), выявил сущность лидерства, исходя из отношений «вождь – масса», подвластности лидеров скрытым силам коллективного бессознательного. По Лебону, выдвижение лидера зависит от ситуации, хотя он может и обладать выдающимися качествами. Решающая роль в этом принадлежит народу, который может выдвинуть лишь небольшое количество великих людей. Но именно они воплощают силу народа, определяют прогресс человечества, синтезируют то, что создано народом, предвидят зарождающиеся потребности и указывают пути их удовлетворения. Среди великих людей Лебон выделил две категории: «мыслители», которые избегают политики; «фанатики», которые охотно идут в политики. Лебон дал развернутую характеристику черт «фанатиков». Они отличаются энергичностью, ограниченностью умственных способностей. Они обладают развитой интуицией, благодаря чему понимают массы. Энергию «фанатиков» направляют силы коллективного бессознательного, скрытого в массах, что порождает иллюзии, недостижимые мечтания.Среди «фанатиков» Лебон выделяет вожаков масс, усматривает в их лидерстве биологическую природу наподобие вожаку стаи. Среди качеств вожаков Лебон придавал особое значение их способности действовать, доминировать, подчинять себе других, гипнотизировать, использовать силу внушения, быть организующим началом толпы благодаря волевому превосходству, твердости убеждений, вере в идею, в дело. Вожак управляет толпой с помощью ряда технологических приемов – утверждения, повторения, подражания. Особую силу имеет обаяние вожака, которое внушает восхищение и страх. При этом преобладает приобретенное обаяние, связанное с известностью, именем, богатством, славой, репутацией, успехом. Следование толпы за вожаком вызвано ее потребностью в подчинении.

Изображение слайда
70

Слайд 70

Технология лидерства представляет собой совокупность последовательно применяемых методов воздействия лидера на последователей, избирателей и соперников. В структуру технологий лидерства входит три наиболее значимых элемента: знания, ориентированные на действия; конкретные приемы, процедуры и методики действий лидера и его последователей; ресурсы и технологические средства. При этом важное значение имеет соблюдение технологической дисциплины – строгой последовательности технологических операций (алгоритм деятельности). В лидерстве могут использоваться технологии и средства различных наук (политических, социальных, психологических, экономических и других). Особенностями технологий лидерства являются их ориентация на социальные общности и группы; отражение в технологиях отношений доминирования и следования (господства и подчинения); с содержательной стороны – акцент на качествах лидера, его взглядах и способностях удовлетворять потребности в управлении общественными и государственными делами.

Изображение слайда
71

Слайд 71: Власть и лидерство

Изображение слайда
72

Слайд 72: Макс Вебер о власти

«Власть – это возможность того, что некий деятель благодаря социальным отношениям окажется в положении, при котором он сможет осуществлять свои собственные желания, несмотря на сопротивление других людей и без всякой связи с той основой, на которой эта возможность зиждется».

Изображение слайда
73

Слайд 73: ОНОВНЫЕ ТИПЫ ВЛАСТИ (по Френчу и Равену):

Власть поощрения Власть принуждения Власть определенная законом Власть авторитета Власть эксперта Власть информации

Изображение слайда
74

Слайд 74: Дополнительные типы власти:

Власть связей Власть катализатора

Изображение слайда
75

Слайд 75: Власть поощрения

основана на вере в то, что кто-то может награждать продвижением по службе, почетом, признанием, доступом к материальным и другим ресурсам. Присуждение Думой звание почетный житель города (района), благодарность Думы Звание человек года Присвоение почетного знака именная стипендия для детей Поощрение Льготы Денежная премия Внесение в книгу Почета Размещение на доске почета

Изображение слайда
76

Слайд 76: Власть принуждения

проистекает из того, что кто-то может наказать — причинить боль, объявить выговор, разжаловать или отобрать привилегии. не согласование на должность размещение в газете (СМИ) лишение лицензии запрещение деятельности введение, наложение штрафа принятие решения о депутатском расследовании лишение льгот финансовые ограничения

Изображение слайда
77

Слайд 77: Власть, определенная законом

основана на Вашем положении в системе принятие решения о недоверии

Изображение слайда
78

Слайд 78: Власть авторитета

проистекает из восприятия кого-то, в качестве лица, обладающего индивидуальными чертами, вызывающими уважение и преданность. использование авторитета Совета в спорах получение приоритета в коридорах власти

Изображение слайда
79

Слайд 79: Власть эксперта

основана на убежденности в том, что кто-то обладает какими-то специальными знаниями, навыками или опытом. решение на основе экспертизы работа в комиссиях рассмотрение проектов инициативных групп, администрации

Изображение слайда
80

Слайд 80: Власть информации

проистекает из уверенности в том, что кто-то обладает информацией, или доступом к источникам информации, которая имеет чрезвычайную важность. информационный "кукиш" в кармане право запроса право доступа

Изображение слайда
81

Слайд 81: Власть связей

основана на вере в то, что Вы имеете связи с влиятельными и важными людьми с: единомышленниками с выше стоящими структурами с ключевыми фигурами в своей среде

Изображение слайда
82

Слайд 82: Власть катализатора

которая происходит из способности комбинировать два или больше источников своего влияния, каждый из которых не является достаточным для достижения результата. устранение бюрократических барьеров; упрощение процедур.

Изображение слайда
83

Слайд 83: Целью исследования было выявление качеств и форм поведения, присущих эффективному лидеру 21 века ( ActiveGlobal )

1.Рефлексия. Лидер должен оценивать собственные мотивы, убеждения, установки и действия, задавая самому себе вопрос – Могу ли я быть уверен, что внутренние ограничения не заставляют меня принимать плохие решения? Чтобы преуспеть в этом, лидер должен: Принимать ответственность за собственные ошибки. Искать новых знаний, стремясь видеть всю картину в целом. Понимать, какую роль следует играть перед лицом возникающих задач. Относиться к неудачам как к возможности для роста и развития. Часто задумываться о своей производительности. Серьезно относиться к чужим точкам зрения, даже если они противоречат его собственным. Откровенно общаться с людьми, чтобы учиться у них и пользоваться их доверием.

Изображение слайда
84

Слайд 84

2.Общество. Лидер должен руководствоваться принципами честности, уважения, стремления ко всеобщему благу, соблюдая при этом баланс между индивидуальным и групповым благополучием. Для этого необходимо: Действовать этично и на благо, а не просто давать такие обещания. Поощрять социальную ответственность. Открыто обсуждать действия и решения, выходящие за рамки этики. Действовать на благо других людей, а не только в собственных интересах. Выказывать людям признание и вознаграждать их, основываясь на их заслугах, а не только организационной политике. Принимать справедливые решения, даже если это не в интересах лидера. Принимать меры, чтобы действия лидера не приносили вреда организационной среде.

Изображение слайда
85

Слайд 85

3.Разнообразие. Лидер должен уважать базовые различия – гендерные, этнические, возрастные, национальные, религиозные и мировоззренческие. А для этого нужно: Стараться удовлетворять потребности потребителей, принадлежащих к иным культурам. Поощрять межгрупповую совместную работу. Проявлять чуткость, когда дело касается культурных различий. Уметь работать совместно с непохожими на самого лидера людьми. Эффективно управлять разнородными группами. Интересоваться практиками бизнеса, принятыми в других культурах. Управлять виртуальными командами, основываясь на нуждах потребителей и связанных с ними практиках.

Изображение слайда
86

Слайд 86

4.Изобретательность. Лидер должен предлагать и реализовывать практические идеи, помогая другим делать то же самое, чтобы создать климат, благоприятный для инноваций. Для этого необходимо: Помогать людям адаптироваться к изменениям. Помогать группам в формировании общей позитивной картины будущего. Заниматься саморазвитием, чтобы тем самым совершенствовать общегрупповые способности. Решать реальные проблемы и привлекать к этому других, не теряя при этом ясности мышления. Рассказывать истории, которые станут для людей мотивом к достижению стратегических целей. Отыскивать пути для ускорения, гибкости и инноваций.

Изображение слайда
87

Слайд 87

5. Люди. Чтобы заслужить преданность, успешно вдохновлять людей на усилия и способствовать улучшению коммуникаций, лидеру необходимы хорошие личные взаимоотношения со своими сотрудниками. Для этого нужно: Понимать чувства других людей и адекватно на них реагировать. Отвечать на разнообразные потребности группы в лидерстве. Помогать людям найти нужный баланс между работой и жизнью. Ежедневно делать все для завоевания доверия коллег и потребителей. Минимизировать негативные влияния человеческого фактора на принятие решений и производимые действия. Создать и поддерживать функционирование сети межфункциональных задач. Уметь общаться с потребителями и коллегами на всех уровнях.

Изображение слайда
88

Слайд 88

6.Управление деятельностью. Лидер должен разрабатывать стратегию, планировать и реализовывать планы, организовывать работу подчиненных и направлять работу к нужным результатам. Для успеха в этом направлении необходимо: Быстро приспосабливаться к изменчивым условиям. Управлять расходами. Повышать конкурентоспособность. Разрабатывать и осуществлять эффективные планы. Анализировать и использовать данные для достижения результатов. Ориентация на потребителя.

Изображение слайда
89

Слайд 89

Лидерство — это не что-то, что ты получаешь по своей должности или по важности в рамках компании. Лидерство – это то, что ты зарабатываешь тем, как ты себя ведешь, и той энергией, тем энтузиазмом, который ты из себя источаешь. И во многих организациях самые эффективные лидеры находятся где-то в глубине организаций, не наверху сидят. Американский предприниматель, главный редактор журнала Fast Company, автора бестселлера Practically radical и соавтор Mavericks at Work Уильям Тейлор

Изображение слайда
90

Слайд 90

«То, каким курсом вы идете, гораздо важнее, чем ваша скорость.» Стивен Кови «Ошибки – это ворота в открытия» Джеймс Джойс

Изображение слайда
91

Слайд 91

Мы видим мир, каков он есть. Мы видим мир таким, каковы мы. Талмуд

Изображение слайда
92

Последний слайд презентации: Лидерство и коммуникативная компетентность: Благодарю за внимание!

Изображение слайда