Презентация на тему: Личность и общество

Личность и общество
1. Понятия
2. Философская концепция личности
Становление личности в процессе социально-исторического развития (философский анализ)
Становление «Я»
Миф об Антигоне
Антигона
Личность в Античности
Миф об Эдипе
Эдип
Личность в эпоху средневековья
Традиционный тип личности
Личность в нетрадиционном обществе
И.Кант (1724-1804)
Нетрадиционный тип личности основывается на:
Определение понятия «личность»
3. Социально-философская концепция личности
Соотношение биологического и социального в человеке
Трехфакторная концепция развития человека
Личность и общество
4. Свобода м ответственность личности
Б.Спиноза (1632-1677)
Г.Гегель (1770-1831)
Ф.Энгельс (1820-1895)
А.Камю (1913-1960)
Августин (354-430)
выводы
Глоссарий
1/28
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 13)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (525 Кб)
1

Первый слайд презентации: Личность и общество

Учебные вопросы: Понятия «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность» Философская концепция личности Социально-философская концепция личности Свобода и ответственность личности

Изображение слайда
2

Слайд 2: 1. Понятия

Человек – биосоциальное существо Индивид – отдельный представитель человеческого рода Личность – социально значимые качества людей Индивидуальность – уникальность, самобытность личности

Изображение слайда
3

Слайд 3: 2. Философская концепция личности

Генезис понятия «личность» ( persona) Античность – под личностью понимали маску, которую надевал актер в античном театре Средневековье – persona означала личность Новое время - личность-субъект правовых отношений

Изображение слайда
4

Слайд 4: Становление личности в процессе социально-исторического развития (философский анализ)

Происходило и анализировалось в рамках отношений: «я» и Судьба (Античность) «Я» и Бог (Средневековье) «Я» и социальный мир (Новое время)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Становление «Я»

Структура «Я» в традицилнном обществе элементарное самосознание нерефлексивно (традиции и обычаи носили характер «святости». Поведение стандартизовано)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Миф об Антигоне

Элементарное самосознание формировало личностей, поведение которых не укладывалось в господствующие стереотипы

Изображение слайда
7

Слайд 7: Антигона

Изображение слайда
8

Слайд 8: Личность в Античности

Выбор личности был не в пользу своего особого решения. Выбор определялся надличностным порядком вещей (судьбой)

Изображение слайда
9

Слайд 9: Миф об Эдипе

Эдип, сверявший каждый свой шаг со стандартами поведения, не избежал ловушек судьбы (рока)

Изображение слайда
10

Слайд 10: Эдип

Изображение слайда
11

Слайд 11: Личность в эпоху средневековья

Признание ценности человеческой личности Источник всех ценностей был вынесен вовне (Бог). Свобода воли ориентировала на то, чтобы не впасть в греховный соблазн

Изображение слайда
12

Слайд 12: Традиционный тип личности

Отвечает за свои действия, но не за их смысл Рефлексия на уровне элементарного самосознания предполагала сверять свои действия с предписанным путем (мудрец, воин) Авторитарная мотивация

Изображение слайда
13

Слайд 13: Личность в нетрадиционном обществе

Первое философское обобщение дал И.Кант, введя понятие «автономия» (независимость личности по отношению к чему-либо). Автономия есть самозаконность, т.е. возведение нравственной максимы в принцип Принципы должны соблюдаться при любых обстоятельствах. У кого есть принципы, тот способен к независимому целеполаганию

Изображение слайда
14

Слайд 14: И.Кант (1724-1804)

Изображение слайда
15

Слайд 15: Нетрадиционный тип личности основывается на:

Ответственность личности не только за действия, но и за их смысл Утверждение достоинства личности Возникновение индивидуально-личностного самоконтроля в форме долга Антиавторитарная мотивация, предполагающая индивидуально-избирательное отношение к ценностям Развитая рефлексия, требующая индивидуального решения

Изображение слайда
16

Слайд 16: Определение понятия «личность»

Личность – социально-историческое явление, совокупность социальных качеств человека, опирающего в своей деятельности на сознательно-волевое начало, самосознание, самоконтроль, способность к самосовершенствованию. Личность – индивидуализированный тип рефлексии человека, обходящегося без санкции Абсолюта

Изображение слайда
17

Слайд 17: 3. Социально-философская концепция личности

Ролевой подход. Анализирует включенность личности в нормативно-регламентированные социальные отношения. Личность является носителем социальных ролей-функций, предписанных полом, возрастом, родом занятий Деятельностный подход. Рассматривает личность в связи с деятельностью. Личность формируется благодаря деятельности (социализация) и как субъект деятельности создает искусственную среду обитания (культуру ).

Изображение слайда
18

Слайд 18: Соотношение биологического и социального в человеке

Исследования по этологии (К. Лоренц) и социобиологии подтверждают, что человек по своей природе является изначально коллективистским существом. Это – его родовой признак. Биологическое выступает той основой, на базе которой формируется социум. Но в социуме это биологическое основание коренным образом изменяется

Изображение слайда
19

Слайд 19: Трехфакторная концепция развития человека

Генетический детерминизм (наследственность) Социологизаторский подход (социальная среда) Наследственность и среда, стимул –реакция, Оно – Сверх - Я (двухфакторная концепция) Природные задатки + социальная среда + самодетерминация

Изображение слайда
20

Слайд 20: Личность и общество

Личность и общество взаимосвязаны: Личность есть «совокупность общественных отношений» (К.Маркс) Личность благодаря творческому характеру деятельности преобразует общественные отношения

Изображение слайда
21

Слайд 21: 4. Свобода м ответственность личности

Свобода есть познанная необходимость (стоики, Спиноза, Гегель, Энгельс). Гносеологический и социальный аспекты – познание природных и социальных законов для контроля над природными и социальными условиями существования человека Свобода есть свобода выбора (экзистенциализм) и связанная с ним ответственность за свободный выбор Свобода означает свободу воли, своеволие, свобода зла (Августин) - негативное понимание свободы. Учение о свободе воли связано с учением о Божьей Благодати Позитивное понимание свободы дано И.Кантом, раскрывается в понятиях автономии, самозаконности, ориентации на моральные законы (свобода добра)

Изображение слайда
22

Слайд 22: Б.Спиноза (1632-1677)

Изображение слайда
23

Слайд 23: Г.Гегель (1770-1831)

Изображение слайда
24

Слайд 24: Ф.Энгельс (1820-1895)

Изображение слайда
25

Слайд 25: А.Камю (1913-1960)

Изображение слайда
26

Слайд 26: Августин (354-430)

Изображение слайда
27

Слайд 27: выводы

Личность и свобода являются социально-историческими явлениями. Суверенная личность автономна, обладает свободной волей, свободой выбора и ответственностью. Свобода не означает произвол. Свобода выступает универсальной характеристикой культуры, атрибутом человеческого существования.

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: Личность и общество: Глоссарий

Человек, индивид, личность, необходимость, рефлексия, persona

Изображение слайда