Презентация на тему: Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )

Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )
1/28
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 18)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2757 Кб)
1

Первый слайд презентации

Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )

Изображение слайда
2

Слайд 2

Вид на Царскосельский дворец и парк. Литография А.Е. Мартынова (1821-1822)

Изображение слайда
3

Слайд 3

Большой (Екатерининский) дворец и Лицей. Литография А. Тона (1822)

Изображение слайда
4

Слайд 4

Актовый зал Лицея. Литография П. Иванова

Изображение слайда
5

Слайд 5

Первый директор Лицея Василий Фёдорович Малиновский

Изображение слайда
6

Слайд 6

А.С. Пушкин в возрасте 11-12 лет

Изображение слайда
7

Слайд 7

Лицеист В.Д. Вольховский

Изображение слайда
8

Слайд 8

Лицеист А.М. Горчаков

Изображение слайда
9

Слайд 9

Лицеист Ф.Ф. Матюшкин

Изображение слайда
10

Слайд 10

Лицеист А.А. Дельвиг

Изображение слайда
11

Слайд 11

Лицеист М.Л. Яковлев

Изображение слайда
12

Слайд 12

В.К. Кюхельбекер Рисунок А.С. Пушкина (1825)

Изображение слайда
13

Слайд 13

Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года картина И.Е. Репина (1911)

Изображение слайда
14

Слайд 14

Зал Лицея

Изображение слайда
15

Слайд 15

Четвёртый этаж целиком и полностью занимали личные комнаты лицеистов, где они жили и отдыхали после занятий

Изображение слайда
16

Слайд 16

Изображение слайда
17

Слайд 17

Лицейская комната А.С. Пушкина

Изображение слайда
18

Слайд 18

В Михайловской ссылке поэт много и плодотворно работает. Однако иногда грусть и печаль овладевали им. Ссылка разлучила Пушкина с друзьями, пятый год он жил в изгнании, пятый год проводил день дружбы в одиночестве, лишь мысленно обращаясь к друзьям. В грустные часы одинокого раздумья и родилось стихотворение «19 октября» (1825). В этот день 1811 года был открыт Лицей в Царском Селе. Здесь поэт обрёл настоящих друзей, здесь произошло его посвящение в поэты

Изображение слайда
19

Слайд 19

День открытия Лицея Пушкин неизменно отмечал стихотворениями, обращёнными к друзьям юности. Пушкин начинает рассказ о судьбах друзей-лицеистов с упоминания о Николае Корсакове, умершем в Италии в сентябре 1820 года. В стихотворении о Николае Корсакове, ушедшем в мир иной, поэт говорит как о живом: «Он не пришёл, кудрявый наш певец…» Разлука поэта с лицеистами изображается столь же непреодолимой, как и уход Корсакова из жизни. Поэт подчёркивает общность судеб, называя Корсакова «певцом» - традиционным наименованием стихотворца. Начало стихотворения проникнуто размышлениями о жизни природы и судьбе человека, свойственными элегии

Изображение слайда
20

Слайд 20

В двух следующих строках мотив разлуки смягчается: разлука навеки сменяется «долгой разлукой» с другим лицеистом, морским офицером Фёдором Фёдоровичем Матюшкиным. Трагическое звучание мотива разлуки приглушается. Разлука Матюшкина с друзьями временная, он вернётся из долгого странствия и встретится с лицеистами, а значит, и лирический герой вновь увидит своих товарищей

Изображение слайда
21

Слайд 21

Чтение 8 строфы В этих строчках звучит намёк на не входившего в лицейский круг Александра Раевского, старшего сына генерала Н. Раевского, героя Отечественной войны 1812 года. Александр был человеком широкообразованным, обладал острым умом. Но он отличался циничным, высокомерным, скептическим взглядом на жизнь. Пушкин «боготворил Раевского, тянулся к нему, доходил в своём увлечении до края, мучился им, потом ненавидел и, наконец, изжил в себе». Резкое изменение поэта к Раевскому произошло после того, как тот «святую дружбы власть употребил на злобное гоненье»: оказался интриганом, в результате происков которого поэт был выслан из Одессы

Изображение слайда
22

Слайд 22

Чтение 9-12 строф Иван И ванович Пущин (1798-1859) первый навестил опального поэта. Пущин погостил в Михайловском только день и ночь, а под утро 12 января уехал. Эта встреча близких друзей оказалась последней: в декабре того же 1825 года Пущин был арестован за участие в декабрьском восстании, а затем отправлен на каторгу в С ибирь.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Князь Александр Михайлович Горчаков

Изображение слайда
24

Слайд 24

В 11 строфе об Антоне Антоновиче Дельвиге сказано: «Вещун пермесских дев». Пермес – ручей в Беотии (Греция), местность вокруг него была посвящена музам – « пермесским девам» Дельвиг известен как автор идиллий, в которых воссоздан характер и дух древнегреческого мира. Огромный интерес к поэзии Эллады, к её мифам, легендам, духу её народа появился у Дельвига ещё в Лицее. С тех пор и до последних дней Дельвиг не изменил своего пристраст к Античности. К культуре Древнего мира Дельвига приобщил Кюхельбекер, любовь к нему впоследствии поддерживал знаменитый переводчик « Иллиады » Гнедич. Пушкин характеризует музу Дельвига как поэзию «для души», потому что Дельвиг в поэтическом творчестве был далёк от общественной жизни своего времени

Изображение слайда
25

Слайд 25

Чтение строф 13-14 Далее в стихотворении А.С. Пушкин называет имя другого поэта-однокашника, Вильгельма Карловича Кюхельбекера. На самом деле Пушкин и Кюхельбекер не были близкими друзьями, во многом различны были их литературные симпатии и эстетические представления. В стихотворении Пушкин называет Кюхельбекера «мой брат родной по музе, по судьбам». Это обращение подчёркивает мотив духовного родства поэтов-выпускников, а не разногласия между ними.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Обращение к друзьям-поэтам пробуждает творческое вдохновение и в душе лирического героя. В начале стихотворения утверждалось бессилие поэтической способности перед лицом разлуки и безжалостного рока: поэт даже мысленно не может представить себя в кругу пирующих друзей. Теперь воображение торжествует над явью, и лирический герой видит себя рядом с друзьями на будущем празднике. Вторая часть стихотворения – череда заздравных тостов. Поэтическое воображение торжествует над реальностью. Думая о товарищах, о Лицее, поэт вспоминает и своих учителей, обращая тост к «наставникам, хранившим юность нашу…», пьёт за здравие царя: « Он человек! Им властвует мгновенье// Он раб молвы, сомненья и страстей.//Простим ему неправое гоненье…// Он взял Париж, он основал Лицей». Конечно, этот тост не только за царя. Взятие Парижа – это воспоминание о победоносном окончании Отечественной войны, это тост за Родину, за её славу. «Он основал Лицей» – это тост за просвещение. Радостно-возбуждённый характер строф, где рисуется будущая встреча друзей, в последних строфах вновь сменяется грустным тоном. Пушкин противопоставляет себя, одинокого изгнанника, неведомому товарищу, которому «под старость день Лицея//Торжествовать придётся одному».. Его участь, в отличие от судьбы пота, подлинно несчастна, ибо он одинок навсегда, и вино в его чаще будет действительно горьким. В день шестидесятилетия первого выпуска 19 октября 1877 года телеграмму Горчакову подписал от имени семи курсов Сергей Комовский. Из первого выпуска остались только Комовский и Горчаков. Вскоре после открытия памятника А.С. Пушкину в Москве 8 мая 1880 года Комовский умирает. Годовщина 1880 года была первой, когда из первых лицеистов в живых остался один. А.М. Горчаков скончался 27 февраля1883 года в возрасте 85 лет. Стихотворение заканчивается строчками «Как ныне я, затворник ваш опальный, // Его провёл без горя и забот». Поэт проживает памятный для него день годовщины Лицея наяву, в одиночестве, и в воображаемом поэтическом мире дружбы, искренности, высоких чувств, среди своих лицейских товарищей. Этот мир прекрасен, поэтому поэт счастлив

Изображение слайда
27

Слайд 27

Стихотворение «19 октября» А.С. Пушкин посвятил своим лицейским товарищам. Раскрывая тему дружбы, поэт говорит о тяжести одиночества, о роли друзей и дружбы в жизни человека, о взаимоотношении друзей. В этом лирическом произведении выражены самые разнообразные настроения поэта: скорбь об усопшем друге, пожелание счастья товарищу, находившемуся в далёком плавании, обращение ко всем друзьям, ко всему первому выпуску лицеистов. Элегические мотивы первых строф сменяются торжественным величественным гимном, прославляющим нерушимую великую дружбу. Тема дружбы углубляется и развивается в непосредственных обращениях к друзьям. Звучит торжественный, праздничный заздравный тост в честь союза друзей, в честь Лицея и лицейских учителей. Но вот поэт вспомнил, что он в одиночестве, а друзья далеко, и их круг «час от часу редеет», и в стихотворении появились вновь элегические ноты.

Изображение слайда
28

Последний слайд презентации: Лицей в жизни и творчестве А.С. Пушкина (1811-1817 )

Изображение слайда