Презентация на тему: Лекция 7. Языковые инновации и социолингвистика

Лекция 7. Языковые инновации и социолингвистика
Как меняется язык?
Общегерманское передвижение согласных
Лекция 7. Языковые инновации и социолингвистика
Лекция 7. Языковые инновации и социолингвистика
Язык и социальные параметры
Возраст
Возраст и инновации
Общество и инновации
Инноватор и социальная сеть
Лекция 7. Языковые инновации и социолингвистика
Социальные сети и класс
Инновации и социальная сеть
1/13
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 35)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (53 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция 7. Языковые инновации и социолингвистика

Д.С. Ермолин Курс: Основы антропологии языка.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Как меняется язык?

Познание процессов изменения в языке волновало многих ученых (прежде всего, исследования в области сравнительно-исторического языкознания) Очевидна структурность языковых изменений (появление одной инновации влечет за собой изменение всей системы).

Изображение слайда
3

Слайд 3: Общегерманское передвижение согласных

Индоевропейск. P T K B D G Bʰ Dʰ Gʰ Общегерманск. F Ɵ H P T K B D G

Изображение слайда
4

Слайд 4

Эти изменения произошли за 2 тысячи лет Каждый класс сменил один дифференцирующий признак Система осталась в том же виде На двух синхронных срезах не видно процесса Социолингвистику интересует процесс языковых изменений

Изображение слайда
5

Слайд 5

«Язык – это объект, который меняется в трех ипостасях» (У. Лабов). Параметры распространения инновации: территориальный временной социальный Было важно вписать принципы этих изменений в структуру и видеть в изменениях не только влияние внутриязыковых факторов Важны отношения между отдельными элементами: если в системе происходит какое-то событие, система перестраивается полностью Инновации всегда появляются и распространяются по одинаковым законам, никогда не удастся увидеть процесс от начала и до конца

Изображение слайда
6

Слайд 6: Язык и социальные параметры

Пол (мужчины меньше следят за аккуратностью речи) Территория (диалекты – англоязычная наука приравнивает их к социолектам) Этническая принадлежность (билингвизм) Возраст

Изображение слайда
7

Слайд 7: Возраст

Детство – усвоение vernacular- кода Отрочество (9-13) – влияние друзей и внешней образовательной среды, приобретение навыков аккомодации Ранняя юность (14-16) – не должен отличаться от окружения Юность (16-20) – выбор группы, с которой хочет ассоциировать себя Взросление – формирование социального сознания, переход на тот код, который «нужен» для того, чтобы занять свою нишу в обществе Старость – возвращение к vernacular- коду

Изображение слайда
8

Слайд 8: Возраст и инновации

К 25 годам должны уйти языковые черты, маркирующие peer- окружение. Те черты, которые сохраняются в языке после 25 лет, видимо, стоит признать в качестве языкового изменения. Дети получают «закрепившуюся» инновацию в качестве своего единственного варианта; впоследствии происходит влияние на систему целиком: восстанавливается симметрия, которая была нарушена. Языковые изменения не сугубо языковой процесс, поскольку происходит передача инновации от одного человека к другому. Т.о., процесс языковых изменений зависит от людей.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Общество и инновации

Возникает как минимум 2 группы: в одной получает распространение инновация, в другой – нет. При осуждении инновационные формы могут исчезнуть Зависит от общества (СМИ, публичные фигуры) – так происходит иррадиация инновации

Изображение слайда
10

Слайд 10: Инноватор и социальная сеть

Инноватор (по Лабову ) – центральная фигура языковой общности. Обладает авторитетом и высоким неформальным статусом. Существуя в плотной общности, он влияет на ее членов и способствует распространению инноваций. Он обладает сильными и многочисленными социальными связями. Милрой Дж., Милрой Л.  Механизмы изменений в городских диалектах: Роль класса, социальных сетей и гендера (1997)

Изображение слайда
11

Слайд 11

Инноватор (по Милроям) – человек со слабыми, но многочисленными связями. Занимает периферийное социальное положение. Сильные связи – друзья Слабые связи – знакомые. Их нельзя недооценивать! Такие типы социальной связи играют роль каналов иррадиации инноваций от одной общности к другой.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Социальные сети и класс

Плотная и многомерная сеть – наложение ситуаций (работа и отдых вместе), характерна для WC. Неплотная сеть – спектр ситуаций (с одними людьми я работаю, с другими отдыхаю), характерна для MC.

Изображение слайда
13

Последний слайд презентации: Лекция 7. Языковые инновации и социолингвистика: Инновации и социальная сеть

Плотная сеть достаточно устойчива к инновациям, общность – сильный фактор социального контроля. Но если в плотную сеть проникает инновация – стремительное распространение вплоть до статуса нормы Потенциальный инноватор – человек из неплотной сети, социальный контроль слабее. Early adopter – авторитет, вводит инновацию. Инновации движутся по городам, минуя деревни (свои каналы).

Изображение слайда