Презентация на тему: Лекция 6. Взаимодействие неаллельных генов

Лекция 6. Взаимодействие неаллельных генов.
Лекция 6. Взаимодействие неаллельных генов
1. Взаимодействие неаллельных генов.
У. Бетсон и Р. Пеннет - 1904 г., описали первый случай неаллельного взаимодействия.
При скрещивании же между собой рас с розовидным и гороховидным гребнем у гибридов первого поколения развивается совершенно новая форма гребня, напоминающая
Лекция 6. Взаимодействие неаллельных генов
Отличие от дигибридного скрещивания:
2. Комплементарность.
Комплементарность на примере наследования цвета глаз у дрозофилы: 9 : 3 : 3 : 1
Комплементарность на примере наследования формы плодов у тыквы: 9 : 6 : 1
Комплементарность на примере наследования окраски шерсти у мышей: 9 : 3 : 4
Комплементарность на примере наследования окраски шерсти у мышей: 9 : 3 : 4
Комплементарность на примере наследования окраски цветков у душистого горошка: 9 : 7
Комплементарность на примере наследования окраски зерен кукурузы: 9 : 7
4 варианта комплементарного взаимодействия генов с позиции фенотипического проявления:
3. Эпистаз
1) Доминантный эпистаз
Доминантный эпистаз на примере окраса лошадей: 12 : 3 : 1
Доминантный эпистаз: 12 : 3 : 1
Доминантный эпистаз на примере окраса пера кур: 13 : 3
2 варианта доминантного эпистаза c позиции фенотипического проявления:
2) Рецессивный эпистаз
Рецессивный эпистаз на примере окраса домовых мышей: 9 : 3 : 4
Рецессивный эпистаз и альбинизм: 9 : 7
2 варианта расщипления признаков при рецессивном эпистазе:
4. Полимерия
4. Полимерия
Схема наследования окраски семян у пшеницы
Кумулятивное полимерное взаимодействие.
Некумулятивное полимерное взаимодействие.
5. Плейотропное действие генов.
Интересно :)
Наследование платиновой окраски лисиц.
6. Генотип — система генов.
Ген, как единица наследственности, имеет ряд свойств:
Гены действуют на двух уровнях:
Существование явления взаимодействия генов привело к появлению понятий:
ВЫВОДЫ:
Рекомендации по литературе и интернет источникам.
1/39
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 97)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (39598 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция 6. Взаимодействие неаллельных генов

Изображение слайда
2

Слайд 2

НАСЛЕДОВАНИЕ ЯДЕРНОЕ (гены в хромосомах ядра) НЕЯДЕРНОЕ (гены в ДНК органоидов) МОНОГЕННОЕ (обусловлено аллелями 1 гена) ПОЛИГЕННОЕ (контролируется несколькими генами) АУТОСОМНОЕ - полное доминирование - неполное доминирование - кодоминирование - сверхдоминирование СЦЕПЛЕННОЕ С ПОЛОМ (гены в Х- хромосоме) ГОЛАНДРИЧЕСКОЕ (гены в У-хромосоме) ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НЕАЛЛЕЛЬНЫХ ГЕНОВ: - комплементарность - эпистаз - полимерия ПЛЕЙОТРОПИЯ (множественное действие генов)

Изображение слайда
3

Слайд 3: 1. Взаимодействие неаллельных генов

ГЕН В ГЕН А ГЕН С ПРИЗНАК ГЕН ПРИЗНАК А ПРИЗНАК В ПРИЗНАК С 1. Взаимодействие неаллельных генов. Неаллельные гены — это гены, расположенные в различных участках (локусах) хромосом и кодирующие неодинаковые белки. Неаллельные гены могут взаимодействовать между собой, когда один признак проявляется под действием совокупности нескольких генов.

Изображение слайда
4

Слайд 4: У. Бетсон и Р. Пеннет - 1904 г., описали первый случай неаллельного взаимодействия

Изображение слайда
5

Слайд 5: При скрещивании же между собой рас с розовидным и гороховидным гребнем у гибридов первого поколения развивается совершенно новая форма гребня, напоминающая половинку ядра грецкого ореха, в связи с чем гребень был назван “ореховидным”. Во втором поколении 9 : 3 : 3 : 1 — дигибридный характер скрещивания

Изображение слайда
6

Слайд 6

Дано: А— Розов В - горох Р: ААвв ааВВ F1 - АаВв Решение: Р: ААвв х ааВВ роз горох F 1 : АаВв орех Р2: АаВв х АаВв о рех орех F 2: 9А_В_, 3А_вв, 3ааВ_, 1аавв орех роз горох лист

Изображение слайда
7

Слайд 7: Отличие от дигибридного скрещивания:

1. Гибриды F 1 не похожи ни на одного из родителей и обладают новым признаком; 2. В F 2 появляются два новых фенотипических класса, которые являются результатом взаимодействия либо доминантных (ореховидный гребень), либо рецессивных (простой гребень) аллелей двух независимых генов.

Изображение слайда
8

Слайд 8: 2. Комплементарность

К комплементарным, или дополняющим друг друга, генам относятся такие неаллельные гены, которые при совместном проявлении обусловливают развитие нового признака. Действие же каждого из генов в отдельности воспроизводит признак одного из родителей.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Комплементарность на примере наследования цвета глаз у дрозофилы: 9 : 3 : 3 : 1

Изображение слайда
10

Слайд 10: Комплементарность на примере наследования формы плодов у тыквы: 9 : 6 : 1

Р: F1: F2: ААвв ааВВ АаВв 9А_В_ 3А_вв и 3ааВ_= 6 1аавв

Изображение слайда
11

Слайд 11: Комплементарность на примере наследования окраски шерсти у мышей: 9 : 3 : 4

Р: F1: F2: ААвв АаВв ааВВ 3А_вв 3ааВ_, 1аавв = 4 9 А_В_

Изображение слайда
12

Слайд 12: Комплементарность на примере наследования окраски шерсти у мышей: 9 : 3 : 4

AB Ab aB ab AB AABB сер. AABb сер. AaBB сер. AaBb сер. Ab AABb сер. AAbb черн. AaBb сер. Aabb черн. aB AaBB сер. AaBb сер. aaBB бел. aaBb бел. ab AaBb сер. Aabb черн. aaBb бел. aabb бел.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Комплементарность на примере наследования окраски цветков у душистого горошка: 9 : 7

Изображение слайда
14

Слайд 14: Комплементарность на примере наследования окраски зерен кукурузы: 9 : 7

Р: F1: F2: ААвв ааВВ АаВв 9А_В_ 3А_вв, 3ааВ_, 1аавв = 7

Изображение слайда
15

Слайд 15: 4 варианта комплементарного взаимодействия генов с позиции фенотипического проявления:

1) 9 : 3 : 3 : 1 - каждый из доминантных аллелей комплементарных генов в отдельности воспроизводит свой специфический признак (фенотип), а при совместном их присутствии в генотипе проявляется новый признак. 2) 9 : 6 : 1 — каждый доминантный аллель из комплементарных генов в отдельности воспроизводит один и тот же признак, а вместе они обусловливают проявление нового признака. 3) 9 : 3 : 4 - один из генов имеет собственное фенотипическое проявление, а действие другого может проявиться только в присутствии первого,что приводит к формированию нового признака. 4) 9 : 7 - каждый из комплементарных генов в отдельности не может обусловить развитие признака, но при сочетании в генотипе двух доминантных аллелей этих генов признак проявляется. При этом в F2 расщепление по фенотипу 9:7.

Изображение слайда
16

Слайд 16: 3. Эпистаз

- взаимодействие неаллельных генов, при котором один из них подавляется другим. Подавляющий ген называется эпистатичным, подавляемый — гипостатичным. Если эпистатичный ген не имеет собственного фенотипического проявления, то он называется ингибитором и обозначается буквой I. Эпистатическое взаимодействие неаллельных генов Доминантное Рецессивное

Изображение слайда
17

Слайд 17: 1) Доминантный эпистаз

При доминантном эпистазе проявление гипостатичного гена (В, b) подавляется доминантным эпистатичным геном (I > В, b). A — черная окраска; а — коричневая; I— подавляет окраску; i — не подавляет.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Доминантный эпистаз на примере окраса лошадей: 12 : 3 : 1

Доминантный ген серой окраски С является эпистатичным по отношению к доминантному гену В (черный окрас). В присутствии гена С ген В своего действия не проявляет F 1 несут признак, определяемый эпистатичным геном. Р: F1: F2: ссВВ CCвв 3ссВ_ 9C_В_, 3С_вв= 12 CсВв 1ссвв

Изображение слайда
19

Слайд 19: Доминантный эпистаз: 12 : 3 : 1

CB Cb cB cb CB CCBB сер. CCBB сер. CcBB сер. CcBb сер. Cb CCBb сер. CCbb сер. CcBb сер. Ccbb сер. cB CcBB сер. CcBb сер. ccBB черн. ccBb черн. cb CcBb сер. Ccbb сер. ccBb черн. ccbb рыж. В F 2 класс с обоими доминантными генами сливается по фенотипу (серая окраска - С_В_) с классом, у которого представлен только эпистатичный ген (С_вв) - 12/16. Черная окраска (ссВ_) проявляется у 3/16 гибридных потомков, в генотипе которых отсутствует эпистатичный ген. В случае гомозиготного рецессива (ссвв) отсутствие гена-супрессора позволяет проявиться рецессивному гену с, который вызывает развитие рыжей окраски.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Доминантный эпистаз на примере окраса пера кур: 13 : 3

Доминантный ген одной пары ( I ) является эпистатичным по отношению к доминантному гену другой пары, вызывающему развитие окраски ( C ). В связи с этим окрашенное оперение имеют только те особи, в генотипе которых присутствует ген С, но отсутствует эпистатичный ген I. У рецессивных гомозигот ссii отсутствует эпистатичный ген, но у них нет гена, который обеспечивает выработку пигмента ( C ), поэтому они имеют белую окраску. Р: Р: F1: F2: CCII ccii CcIi 9C_I_, 3ccI_, 1ccii = 13 3 C_ii

Изображение слайда
21

Слайд 21: 2 варианта доминантного эпистаза c позиции фенотипического проявления:

1) 12 : 3 : 1 — форма аавв фенотипически отличается от форм с домининтными аллелями двух генов А_В_ и доминантным аллелем одного гена А_вв, ааВ_. 2) 13 : 3 – в этом случае рецессивная гомозигота (аавв) фенотипически не отличима от одного из гетерозиготных классов А_вв или ааВ_

Изображение слайда
22

Слайд 22: 2) Рецессивный эпистаз

- это подавление рецессивным аллелем эпистатичного гена в гомозиготном состоянии аллелей гипостатичного гена (ii > В, b).

Изображение слайда
23

Слайд 23: Рецессивный эпистаз на примере окраса домовых мышей: 9 : 3 : 4

А —окраска агути (рыжевато-серая) а — черная окраска В — способствует проявлению окраски b — супрессор (подавляет действие А и а) Мыши с генотипом А-bb и ааbb имеют одинаковый фенотип — все белые.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Рецессивный эпистаз и альбинизм: 9 : 7

Присутствие в генотипе двух аллелей гена альбинизма ( аа ) не дает возможности проявиться доминантному гену окраски ( B ) — генотипы ааВ-. Р: F1: F2: ААВВ аавв АаВв 3 ааВ_, 3А_вв, 1аавв = 7 9А_В_

Изображение слайда
25

Слайд 25: 2 варианта расщипления признаков при рецессивном эпистазе:

1) 9 : 3 : 4 — 3 варианта проявления фенотипа. 2) 9 : 7 — рецессивная гомозигота (аа) по гипостатичному гену фенотипически неотличима от фенотипа ii (например, обе формы неокрашены).

Изображение слайда
26

Слайд 26: 4. Полимерия

— взаимодействие неаллельных генов, при котором степень проявления признака зависит от количества генов. Полимерные гены обозначаются одинаковыми буквами, а аллели одного гена имеют одинаковый нижний индекс (А1, А2, А3; а1, а2, а3).

Изображение слайда
27

Слайд 27: 4. Полимерия

У пшеницы: А — тёмно-красный цвет зёрен, а — белый цвет зёрен. За цвет отвечают два гена — 1 и 2. Первый ген может быть представлен аллелями А1 и а1, второй — аллелями А2 и а2. В зависимости от того, каких аллелей больше — А или а, оттенок зёрен будет изменяться.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Схема наследования окраски семян у пшеницы

A 1 A 2 A 1 a 2 a 1 A 2 a 1 a 2 A 1 A 2 A 1 A 1 A 2 A 2 красн. A 1 A 1 A 2 Aa 2 ярко-розов. A 1 a 1 A 2 A 2 ярко-розов. A 1 a 1 A 2 a 2 розов. A 1 a 2 A 1 A 1 A 2 a 2 ярко-розов. A 1 A 1 a 2 a 2 розов. A 1 a 1 A 2 a 2 розов. A 1 a 1 a 2 a 2 бледно-розов. a 1 A 2 A 1 a 1 A 2 A 2  ярко-розов. A 1 a 1 A 2 a 2  розов. a 1 a 1 A 2 A 2  розов. a 1 a 1 A 2 a 2 бледно-розов. a 1 a 2 A 1 a 1 A 2 a 2 розов. A 1 a 1 a 2 a 2 бледно-розов. a 1 a 1 A 2 a 2 бледно-розов. a 1 a 1 a 2 a 2 бел.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Кумулятивное полимерное взаимодействие

- степень проявления признака зависит от числа доминантных аллелей всех генов. Чем больше доминантных аллелей генов, тем сильнее выражен тот или иной признак

Изображение слайда
30

Слайд 30: Некумулятивное полимерное взаимодействие

Резус – положительность наследуется доминантно и обусловлена четырьмя доминантными аллелями ( Rh o `, Rh o ``, Rh o ``` ). Отсутствие резус антигенов обусловлено рецессивными аллелями ( rh `, rh ``, rh ``` ). Упрощённо пользуются двумя аллелями ( Rh – rh или R – r ).

Изображение слайда
31

Слайд 31: 5. Плейотропное действие генов

— множественного действия гена, влияния его на развитие нескольких признаков. Дрозофила с белыми глазами: светлое тело, изменение строения полового аппарата, снижение плодовитости... Синдром Марфана «паучьи» пальцы: нарушение развития соединительной ткани, строения хрусталика, аномалии в сердечно — сосудистой системе.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Интересно :)

Болезнь протекает на фоне повышения интеллекта, в связи с чем ее называют болезнью великих людей. Ею страдали А. Линкольн, Н. Паганини.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Наследование платиновой окраски лисиц

A a A AA  погибают Aa  платин. a Aa  платин. aa черн.

Изображение слайда
34

Слайд 34: 6. Генотип — система генов

Термин генотип предложен в 1909 г. датским генетиком Вильгельмом Иогансеном. Он же ввел термины: ген, аллель, фенотип, линия, чистая линия, популяция. Генотип – это совокупность генов данного организма. У человека по последним данным около 35 тыс. генов. Генотип, как единая функциональная система организма, сложился в процессе эволюции. Признаком системности генотипа является взаимодействие генов.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Ген, как единица наследственности, имеет ряд свойств:

- дискретность действия - развитие различных признаков контролируется разными генами, находящимися в различных локусах хромосом; - стабильность – передача наследственной информации в неизменном виде (при отсутствии мутаций); - лабильность (неустойчивость) – способность к мутациям; - специфичность - каждый ген отвечает за развитие определенного признака; - плейотропность - один ген может отвечать за несколько признаков. - экспрессивность - степень выраженности признака (полимерия); - пенентрантность - частота встречаемости; - способность вступать во взаимодействие другими неаллельными генами.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Гены действуют на двух уровнях:

1) На уровне самой генетической системы, определяя состояние генов их работу, скорость репликации ДНК, стабильность и изменчивость генов. 2) На уровне работы клеток в системе целостного организма.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Существование явления взаимодействия генов привело к появлению понятий:

Генотипическая среда - то окружение, в которое попадает вновь возникающая мутация, т.е. весь комплекс генов, имеющихся в данном генотипе. Генный баланс - соотношение и взаимодействие между собой генов, влияющих на развитие признака.

Изображение слайда
38

Слайд 38: ВЫВОДЫ:

Чем сложнее генетический контроль признака, чем больше генов участвуют в его развитии, тем выше наследственная изменчивость, так как мутация любого гена нарушает генный баланс и приводит к изменению признака. Следовательно, для нормального развития особи необходимо не только присутствие генов в генотипе, но и осуществление всего комплекса межаллельных и неаллельных взаимодействий. Таким образом, генотип – это целостная генетическая система организма, а не простая совокупность всех его генов.

Изображение слайда
39

Последний слайд презентации: Лекция 6. Взаимодействие неаллельных генов: Рекомендации по литературе и интернет источникам

1)Учебник: Н.Д. Андреева Биология. 10-11 кл.; тема «Закономерности наследования», стр. 199-200. 2) Биология : учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования [ Текст ] / [Н.В.Чебышев, Г.Г.Гринева, Г.С.Гузикова и др.]; под ред. академика Н.В.Чебышева. – 10 – е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2018. – 448 с. 3) Сивоглазов, В.И., Агафонова, И.Б., Захарова, Е.Т. Биология. Общая биология [Текст ] : базовый уровень 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2018. - 384 с. 4) https://foxford.ru/wiki/biologiya/vzaimodeystvie-neallelnyh-genov 5) https://licey.net/free/6-biologiya/73-genetika_i_selekciya_teoriya_zadaniya_otvety/stages/4396-vzaimodeistvie_neallelnyh_genov__komplementarnost__epistaz__polimeriya__pleiotropiya.html ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовиться к проверочной работе: «Аллельные и неаллельные взаимодействия генов

Изображение слайда