Презентация на тему: Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А

Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А. Екатеринбург 2017
План
Литература
Предмет и задачи дисципли ны
Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А.
Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А.
Основные задачи БЖД
Основные понятия и определения
Основные понятия и определени я
Основные понятия и определения
Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А.
Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А.
Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А.
Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А.
Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А.
Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А.
Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А.
Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А.
Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А.
Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А.
Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А.
ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ
1/22
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 11)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (83 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А. Екатеринбург 2017

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

1. Предмет и задачи учебной дисциплины. Компетенции бакалавра в сфере обеспечения безопасных условий жизнедеяткльности. 2. Основные понятия и определения. 3. Обобщенная модель безопасности жизнедеятельности. Понятие о системном анализе безопасности. Принцип упреждения. Аксиома потенциальной опасности и концепция приемлемого риска.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Литература

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды ( техносферная безопасность): учебник для бакалавров/С.В. Белов. - 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд. Юрайт ; ИД Юрайт, 2012. – 682 с. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. Пособие / Р.И. Айзман, Н.С. Шуленина, В.М. Ширшова ; под общ. Ред. Р.И. Айзмана, С.В. Петрова.-Новосибирск : АРТА, 2011. – 368 с. Безопасность жизнедеятельности: практикум / Под общ. ред. Р.И Айзмана, С.В. Петрова. – Новосибирск: АРТА, 2011. – 288 с. Шестаков В.А. Безопасность жизнедеятельности в современных геополитических условиях: Учебное пособие. Екатеринбург: УИ У– филиал РАНХ и ГС, 2015. – 304 с.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Предмет и задачи дисципли ны

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – наука о сохранении здоровья и безопасности человека в среде обитания, призванная выявлять и идентифицировать опасные и вредные факторы, разрабатывать методы и средства защиты человека, вырабатывать меры по ликвидации ЧС мирного и военного времени. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ – область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – государственная политика в сфере защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасных условий жизнедеятельности граждан. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – формы и методы деятельности органов государственного управления, органов местного самоуправления и организаций по защите населения и территорий от ЧС и обеспечению безопасных условий жизнедеятельности граждан.

Изображение слайда
5

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ: Разработка нормативно-правовой базы. Создание и совершенствование организационных структур РСЧС (МЧС), региональных структур. Экономическое регулирование предупреждения ЧС (декларирование, лицензирование, страхование). Создание научной базы для решения стратегических проектов в сфере защиты населения и территорий от ЧС. Усиление региональных и местных органов РСЧС. Создание мобильных сил предупреждения и ликвидации ЧС (спасательные, аварийные и другие формирования). Участие РСЧС (МЧС) в антитеррористической деятельности, интеграция с другими силовыми структурами России. Международное сотрудничество и гуманитарная помощь.

Изображение слайда
6

Слайд 6

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК БИОСОЦИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА: Предметом науки о БЖД является безопасность человека как биосоциального объекта во всем многообразии угроз в динамичных природных, техногенных и социальных условиях, создаваемых им самим как субъектом. Объектом изучения науки о БЖД являются условия повседневной жизнедеятельности; опасные и вредные факторы, создающие реальные и потенциальные угрозы для жизни и здоровья человека. КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРА В СФЕРЕ БЖД: - знание основ культуры безопасности; - знание комплекса опасностей в окружающем мире; - знание опасностей в профессиональной деятельности; - умение прогнозировать и минимизировать опасности; -знание новых достижений личной, коллективной безопасности; умения проведения предупреждающих мер.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Основные задачи БЖД

Выявление и идентификация опасных и вредных факторов. Разработка методов и средств защиты человека и окружающей природной среды. Выработка мер по предупреждению и ликвидации ЧС мирного или военного времени.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Основные понятия и определения

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В науке БЖД под деятельностью понимают активное взаимодействие человека с окружающим миром, в итоге которого он достигает сознательно поставленной цели. Всякая деятельность включает в себя цель (предполагаемый результат), мотив (побудительная причина), действие (относительно законченный элемент деятельности), результат (то, что получено в завершение деятельности).

Изображение слайда
9

Слайд 9: Основные понятия и определени я

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств труда материальных и духовных ценностей.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Основные понятия и определения

Окружающей средой называется вся совокупность элементов (реальных объектов, явлений, процессов живой и неживой природы), которые способны при определенных условиях оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство. Окружающая среда представляет собой систему из природных, техногенных и социальных компонентов, которая в широком смысле слова образует макросреду. рабочего, поле для фермера, класс для учащихся, аудитория для студентов и т.д.).

Изображение слайда
11

Слайд 11

Объект – субъект безопасности : под ним понимается любая система, в состав которой входит человек, т.е. «индивид + фрагмент социума». Как характерное следует отметить то обстоятельство, что в проблеме безопасности человек является и объектом и субъектом. Так при решении чисто технических задач, типа безопасности АЭС или ракетно-космического аппарата, в конечном итоге и объектом и субъектом безопасности является человек. Окружающая среда и объект – субъект (человек) безопасности, находящийся с ней во взаимодействии могут рассматриваться как элементы кибернетической системы «человек – среда».

Изображение слайда
12

Слайд 12

В широком смысле под системой понимают нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи элементов (Солнечная система, транспортная система города, система управления муниципальным образованием и др.).

Изображение слайда
13

Слайд 13

Системный анализ – это совокупность методологических средств (научных методов познания), используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам и опирающийся на системный подход, построение математических моделей, современные способы управления. Системный анализ широко используется при исследовании проблем обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях как мирного, так и военного времени.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Система «человек – среда» является двухцелевой : одна цель состоит в достижении определенного эффекта, вторая – в исключении нежелательных (неблагоприятных) последствий, происходящих в системе вследствие различных диспропорций, в т.ч. как возможных, так и реальных чрезвычайных ситуаций.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Элементы производственной среды, воздействующие на человека в процессе труда, называют производственными факторами (материальные, психогенные). Производственные факторы по характеру их воздействия на человека делят на опасные и вредные (ГОСТ 12.0.002-80)

Изображение слайда
16

Слайд 16

Опасным называют такой фактор, воздействие которого на человека при определенных условиях приводит к травме или летальному исходу. К опасным факторам относятся, например, движущиеся машины и механизмы, горячие поверхности, электрический ток, обрушения и обвалы и др. Вредным называют такой фактор, воздействие которого на человека в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению работоспособности. К вредным факторам относятся, например, шумы и вибрация, повышенная или пониженная температура, недостаточная освещенность, электрические и магнитные поля, токсичные газы, пары и пыли, нервно-психические перегрузки и др.

Изображение слайда
17

Слайд 17

В науке БЖД предложенные стандартом понятия «опасный фактор» и «вредный фактор» объединяют в одно понятие – опасность, считая его более объемным, учитывающим все формы неблагоприятного воздействия на человека. Какой бы деятельностью не занимался человек, где бы он не находился, всегда рядом с ним существуют скрытые силы, представляющие для него угрозу. Это – потенциальные опасности. Наличие потенциальных опасностей, однако, не означает, что несчастье непременно произойдет. Для этого нужны определенные условия, которые называют причинами.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Опасность может быть оценена количественно, например, величиной риска. В науке БЖД под риском нанесения того или иного ущерба населению и территориям подразумевают частоту (вероятность) возникновения нежелательного события за определенный промежуток времени. Жизненная практика показывает, что в процессе деятельности не удается достичь такого уровня опасности (риска), при котором исключались бы нежелательные последствия. А поскольку возможные опасности (риски) нельзя устранить, то возникает желание снизить уровень до допустимого. Такой риск называется приемлемым. Приемлемый риск зависит от характера последствий. Величина риска, которая в силу объективных закономерностей не могла быть сведена к нулю, называется остаточным риском.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Угрозы – комплекс потенциальных опасностей объекту – субъекту безопасности от окружающей среды.

Изображение слайда
20

Слайд 20

В ходе эволюционного и социального развития у человека выработалась надежная естественная система защиты от неблагоприятных факторов окружающей среды. Основу естественной защиты человека от опасностей составляют нервная система и ее подсистемы – анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный (осязательный) и др. Искусственная система защиты человека строится на определенных принципах (идеях, руководящих правилах) и методах (способах). При воплощении принципов и методов достижения безопасности используют различные средства защиты, применение которых уменьшает воздействие опасных и вредных факторов. Условно их подразделяют на индивидуальные и коллективные средства защиты.

Изображение слайда
21

Слайд 21

ОБОЩЕННАЯ МОДЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ включает объект-субъект безопасности и окружающую его природную среду. Принцип упреждения – принятию каждого важного решения должна предшествовать экспертиза на безопасность. Аксиома потенциальной опасности – любая деятельность человека потенциально опасна (материальный мир опасен). Концепция приемлемого риска заключается в стремлении к такой безопасности, которую приемлет общество в данный период времени.

Изображение слайда
22

Последний слайд презентации: Лекция Теоретические основы безопасности жизнедеятельности Автор: Шестаков В.А: ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ

Опасности (угрозы) Защита Окружающая среда ( среда обитания) Объект-субъект безопасности ( че-ловек ) Предотвращение угроз

Изображение слайда