Презентация на тему: Лекция 9. Русская философия

Лекция 9. Русская философия
Лекция 9. Русская философия
Лекция 9. Русская философия
I. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского
II. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)  как в истории,
II. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)  как в истории,
III. Русская философия XVIII в. Включает два основных этапа в своем развитии: петровская эпоха и середина и вт. пол. XVIII века
IV. Русская философия XIX века. Основными направлениями русской философии XIX в.  являлись: • декабристская философия; • философия западников и славянофилов; •
1. Декабристская философия
2. Западники и славянофилы
3. Историческая философия Чаадаева
4. Консервативная религиозная и монархическая философия
5. Философия русских писателей
6. Революционно-демократического направле­ния русской философии XIX в.
7. Либеральное направ­ление
V. Русская философия ХХ века. Основные направления: • философия "золотого века" (религиозная философия, космизм); • естественно-научная философия; • советская
1."Золотой век" (период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в.)
2. Естественно-научная философия
3. Советская философия
V. «Философия русского зарубежья».
V. «Философия русского зарубежья».
1/21
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 31)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (95 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция 9. Русская философия

Изображение слайда
2

Слайд 2

Русская философия  — феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии   являются: • сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; • специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой); • целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; • большая роль проблем морали и нравственности ; • широкое распространение в массах, понятность простому народу. • активно вбирает в себя всё то, что волей судьбы было для нее недоступно.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Основы  предмета русской философии  составляли: • проблема человека; • космизм (восприятие космоса как единого целостного орга­низма); • проблемы морали и нравственности; • проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии ); • проблема власти; • проблема государства; • проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии); • проблема идеального общества ; • проблема будущего. Можно выделить следующие  основные этапы русской философии: • период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России); • философия XVIII в.; • философия XIX в.; • русская и советская философия XX в.

Изображение слайда
4

Слайд 4: I. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к IX - XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания)

Основными темами ранней русской философии  были: • моральные и нравственные ценности ; • объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; • государство; • право; • природа. • Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Бла­годати", в котором популяризируется и анализируется хри­стианство, его роль в настоящем и будущем Руси ); • Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы); • Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме", главная тема философии — проблемы ра­зума, познания ); • Филипп Пустынник (основное произведение — " Плач", за­трагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

Изображение слайда
5

Слайд 5: II. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)  как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв

Главными  темами, характерными для данного периода фило­софии,  являлись: • сохранение русской духовности ; • христианство; • борьба за освобождение ; • устройство государства; • познание. • Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основ­ными идеалами которого были сила и могущество, универ­сальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига) • Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христи­анского богословия, отстаивал идею преемственности хри­стианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Кон­стантинополь — Москва ; • Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целя­ми которых видел заботу о народе и справедливость;

Изображение слайда
6

Слайд 6: II. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)  как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв

• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозици­онной социально-политической философии, выступал за ог­раничение деспотизма царской власти, свободу, право, со­словно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным ; • Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так назы­ваемого движения " нестяжателей " (боролись против "иосиф­лян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев); • Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов; • Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул ра­циональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога. II. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси)  как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв.

Изображение слайда
7

Слайд 7: III. Русская философия XVIII в. Включает два основных этапа в своем развитии: петровская эпоха и середина и вт. пол. XVIII века

Творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью  их философии была социально-политическая: • вопросы устройства монархии; • божественность и нерушимость императорской власти ; • прав императора (казнить, миловать, самому назначать на­следника и других); • войны и мира. Представители  материалистического направле­ния были М.В. Ломоносов, АН. Радищев. М.В. Ломоносов   (1711 - 1765) в философии был сторонни­ком механистического материализма. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпус­кулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших час­тиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад. Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. А.Н. Радищев (1749 — 1802) п омимо обоснования материали­стических начал бытия большое внимание Радищев уделил со­циально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

Изображение слайда
8

Слайд 8: IV. Русская философия XIX века. Основными направлениями русской философии XIX в.  являлись: • декабристская философия; • философия западников и славянофилов; • философия Чаадаева; • консервативная религиозная и монархическая философия; • философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого; • революционно-демократическая философия; • либеральная философия

Изображение слайда
9

Слайд 9: 1. Декабристская философия

была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Кире­евского, В. Кюхельбеккера и других. Основная направленность философии декабристов — соци­ально-политическая.  Ее опорными идеями были: • приоритет естественного права; • необходимость для России правового строя ; • отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает; • личная свобода человека; • ограничение самодержавия законом и представительными ор­ганами либо замена его республикой.

Изображение слайда
10

Слайд 10: 2. Западники и славянофилы

Занимались исследованием проблемами истории, выбора исторического пути для Рос­сии занимались представители философских направлений "запад­ников" и славянофилов. Видными представителями западников являлись А.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто от­стала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России — освоить западные ценности и стать нор­мальной цивилизованной страной. Оппонентами западников являлись  славянофилы. Их лиде­рами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запа­д а (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыруч­ка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). По их мнению, любые реформы, попытки насадить на рус­скую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

Изображение слайда
11

Слайд 11: 3. Историческая философия Чаадаева

Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и ду­ховной субстанций. Жизнь человека возможна только в коллек­тиве. Коллективное (общественное) сознание полностью опре­деляет индивидуальное, субъективное. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным. Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Бо­жественное Провидение. Воплощение Божественной воли - хри­стианство. Христианство - стержень, двигатель истории. Политическое, правовое, духовное и экономическое рабство – самая характерная черта русского народа, с точки зрения Чаадаева. Будущее России — вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся сто­летиями уникальности выполнить историческую миссию в рам­ках общечеловеческой цивилизации. Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал не­объятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.

Изображение слайда
12

Слайд 12: 4. Консервативная религиозная и монархическая философия

Ее главным лозунгом в середине XIX в. было: "Право­славие, самодержавие, народность". Н.В. Федоров (1828 — 1903) – победа над смертью возможна в будущем, по мере развития нау­ки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем нахождения спо­собов воспроизводства жизни, оживления. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, — путь к решению всех проблем и всемирному счастью. К.Н. Леонтьев (1831 - 1891) — кри­тика негативных явлений русской жизни. По мнению Леонтьева, капи­тализм — царство "хамства и подлости", путь к вырождению наро­да, гибели России. Спасение для России — отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый пра­вославно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо право­славия самодержавие, общинность, строгое сословное деление (неравенство между людьми — желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано).

Изображение слайда
13

Слайд 13: 5. Философия русских писателей

Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "нацио­нальную почву" — обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе от­дельного человека, должна сыграть религия. Достоевским было выделено  два варианта жизненного пути,  по которому может идти человек: • путь человекобожества ; • путь богочеловека. Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремле­ние к нему во всех своих привычках и поступках Достоевский считал наиболее верным, праведным и спаситель­ным для человека. Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовст­во. Суть толстовства  в следующем: • религия должна стать простой и доступной для народа; • Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть; • смысл жизни — самосовершенствование; • главное зло на Земле - смерть и насилие; • необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; • в основе поведения человека должно быть непротивление злу; • государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппа­рат насилия, не имеет права на существование ; • всем необходимо возможными способами подрывать государст­во, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д. За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Тол­стой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

Изображение слайда
14

Слайд 14: 6. Революционно-демократического направле­ния русской философии XIX в

• Н.Г. Чернышевский; • народники - Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лав­ров, ПН. Ткачев; • анархист П. Кропоткин; • марксист Г.В. Плеханов. Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному. Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в "возвращении к земле" (к идее аграрно­сти России ), личной свободе и общинном укладе жизни. Народники ратовали за непосредственный переход к социа­лизму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффек­тивным из которых является террор. В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (меха­низм подавления) источником всех бед. Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

Изображение слайда
15

Слайд 15: 7. Либеральное направ­ление

Наиболее ярким его представителем являлся русский фило­соф  B.C. Соловьев (1853 - 1900 ). Основными идеалами  его философии были: • идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); • идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь); • идея прогресса — как всеобщей связи поколений; • идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к кото­рой должно стремиться человечество; • идея Бога как выражения добра; • идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; • идея Софии — всеобщей Божественной мудрости; •  русская идея,  состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).

Изображение слайда
16

Слайд 16: V. Русская философия ХХ века. Основные направления: • философия "золотого века" (религиозная философия, космизм); • естественно-научная философия; • советская философия; • философия русского зарубежья. Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее  основополагающие черты : • сильное влияние советской традиции (например, материа­лизм, формационный подход к истории); • обновление, объединение ее различных направлений (совет­ской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближе­ние к мировой философии

Изображение слайда
17

Слайд 17: 1."Золотой век" (период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в.)

C.H. Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экумениче­скую" Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политиче­скую, духовную сферы и разобщенность внутри них. П.А. Флоренский   (1882 — дата смер­ти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении). Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. Он выдвинул идею, что в будущем в связи с но­вейшими техническими открытиями будет найдено новое пони­мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не­постоянство времени и пространства. В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ- космист. Подробно обосновал теорию ноосферы (сфера разума). По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос. К.Э. Циолковский (1857 — 1935) был сторонником идеи веч­ности, несотворимости, неуничтожимости материи. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в бу­дущем. Н.В. Бугаев (1837 — 1902) построил философскую систему космических монад.  Мо­нады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.

Изображение слайда
18

Слайд 18: 2. Естественно-научная философия

Была представлена в твор­честве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Мен­делеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других. Представители  материалистического направления  (Сеченов, Менделеев, Тимирязев ) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строе­ния атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность позна­ния, изучали его механизм, были сторонниками материалисти­ческого понимания сознания. Социально-политическое направление   было представлено, глав­ным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные уче­ные рассматривали общество как единое целое, имеющее много­факторную природу, изучали факторы, воздействующие на общест­во (географические, климатические, экономические и т. д.). Разви­тие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.

Изображение слайда
19

Слайд 19: 3. Советская философия

Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское творчество  В.И. Ленина,  который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России. Можно выделить  три этапа развития советской философии: • 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма; • 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти ; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Стали­на по ряду философских вопросов; • 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности со­ветской философии.

Изображение слайда
20

Слайд 20: V. «Философия русского зарубежья»

П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: • языческий; • приобщения к христианству; • полной внутренней гармонии человека, его слияния с хри­стианством. Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гар­моничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении. Философия  Л. Шестова  (1866 — 1938) была близка к экзи­стенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "ге­рой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

Изображение слайда
21

Последний слайд презентации: Лекция 9. Русская философия: V. «Философия русского зарубежья»

Н.А. Бердяев (1874 — 1948) отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедли­вости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию.  Историческая миссия России —  построить "Царство Божие " (то есть общество, осно­ванное на взаимной любви и милосердии) на Земле. Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, жив­ший и работавший в США, сделал главной темой своей фило­софии проблемы человека и общества. Им были подробно разработаны актуальные для западного мира  теории: • стратификации; • социальной мобильности. Стратификация  — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, националь­ности, влиянию) — страты. Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является  социальная мобильность  населения — возможность пере­хода из одной страты в другую. История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Со­гласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники. V. «Философия русского зарубежья».

Изображение слайда