Презентация на тему: Лекция по педагогической психологии

Лекция по педагогической психологии
Задачи лекции :
План лекции:
Список основной литературы:
Список дополнительной литературы:
Педагогическая психология
1. Предмет педагогической психологии
Лекция по педагогической психологии
Лекция по педагогической психологии
отечественная педагогическая психология изучает:
2. Задачи педагогической психологии
2. Задачи педагогической психологии
3. Структура педагогической психологии
психология обучения
психология воспитания
психология профессионально-педагогической деятельности
4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика
5. Общая характеристика методов педагогической психологии
5. Общая характеристика методов педагогической психологии
5. Общая характеристика методов педагогической психологии
5. Общая характеристика методов педагогической психологии
5. Общая характеристика методов педагогической психологии
Домашнее задание
1/23
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 55)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (138 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция по педагогической психологии

Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Задачи лекции :

сформировать теоретические знания о предмете и задачах педагогической психологии. рассмотреть структуру педагогической психологии познакомить с методами педагогической психологии развить мыслительную активность студентов

Изображение слайда
3

Слайд 3: План лекции:

Предмет педагогической психологии. Задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика. Общая характеристика методов педагогической психологии.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Список основной литературы:

Айсмонтас Б.Б. “Педагогическая психология. Схемы и тесты”. – М., 2002 Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1999. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 1997. Педагогическая психология / под ред. Клюевой Н.В., Москва., - 2006 г.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Список дополнительной литературы:

Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968 Выготский Л.С. Собр. Соч. В 6-ти т. - М., 1982 Педагогическая психология под ред. Давыдова В.В. – М., 2008 Леонтьев А.А. Педагогическое общение. - М., 1998. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1989

Изображение слайда
6

Слайд 6: Педагогическая психология

- отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса. Термин " педагогическая психология " впервые был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.

Изображение слайда
7

Слайд 7: 1. Предмет педагогической психологии

Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологии

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

В частности, педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания»

Изображение слайда
10

Слайд 10: отечественная педагогическая психология изучает:

психологические механизмы управления обучением (Н.Ф. Талызина, Л.Н. Ланда и др.) и образовательным процессом в целом ( B. C. Лазарев и др.); управления процессом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.); учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Орлов и др.); индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, например сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.), личностные особенности обучаемых и учителей ( B. C. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.).

Изображение слайда
11

Слайд 11: 2. Задачи педагогической психологии

— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого; — определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения ( упрочивания ) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях; — определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.); — определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

Изображение слайда
12

Слайд 12: 2. Задачи педагогической психологии

— изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств; — определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления; — определение закономерностей, условий, критериев усво­ения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач; — определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами; — разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.

Изображение слайда
13

Слайд 13: 3. Структура педагогической психологии

1.Психология обучения. 2.Психология воспитания. 3.Психологии профессионально-педагогической деятельности.

Изображение слайда
14

Слайд 14: психология обучения

Предмет - развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Исследования в этой области направлены на выявление: взаимосвязей внешних и внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем; соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения; возможностей управления процессами учения и развития ребенка; психолого-педагогических критериев эффективности обучения и др

Изображение слайда
15

Слайд 15: психология воспитания

Предмет - развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Исследования в этой области направлены на изучение: содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок; различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях; структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности; условий и последствий психической депривации и др. (Лишин О.В., 1997; аннотация, обложка).

Изображение слайда
16

Слайд 16: психология профессионально-педагогической деятельности

Предмет - психологические аспекты формирования профессионально-педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются: определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов; изучение эмоциональной устойчивости учителя; выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.

Изображение слайда
17

Слайд 17: 4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика

Проблема учета сензитивных периодов развития в жизни ребенка. Проблема соотношения обучения и развития. Проблема соотношения обучения и воспитания. Проблема готовности детей к обучению в школе. Проблема одаренных детей. Педагогическая запущенность детей. Обеспечение индивидуализации обучения.

Изображение слайда
18

Слайд 18: 5. Общая характеристика методов педагогической психологии

Наблюдение — основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод целенаправленного систематического изу­чения человека. Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятель­ности).

Изображение слайда
19

Слайд 19: 5. Общая характеристика методов педагогической психологии

Беседа — широко распространенный в педагогической пси­ологии (и в педагогической практике) эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в ре­зультате его ответов на целенаправленные вопросы. Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервью­ируемом, который знает об этом, но и о других людях, событи­х и т.д

Изображение слайда
20

Слайд 20: 5. Общая характеристика методов педагогической психологии

Анкетирование — эмпирический социально-психологичес­кий метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче исследования вопросы. Подготовка анкеты — ответственное, требующее профессионализма дело. При составлении анкеты учитываются: 1) содержание вопросов, 2) их форма — открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет», 3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.), 4) количество и порядок следования вопросов.

Изображение слайда
21

Слайд 21: 5. Общая характеристика методов педагогической психологии

Эксперимент — центральный эмпирический метод научно­го исследования, получивший широкое распространение в педа­гогической психологии. Различают лабораторный (в специальных условиях, с аппаратурой и т.д.) и естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается. Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и иде­альных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его дея­тельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) использу­ется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д.

Изображение слайда
22

Слайд 22: 5. Общая характеристика методов педагогической психологии

Тестирование метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений. социометрия — эмпирический метод изу­чения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено

Изображение слайда
23

Последний слайд презентации: Лекция по педагогической психологии: Домашнее задание

Выделите основные содержательные компоненты структуры педагогической психологии. Сравните их по предмету и основным задачам. Результаты занесите в таблицу. Найдите достоинства и недостатки таких методов как наблюдение и эксперимент. Дайте развернутую характеристику одной из проблем современной педагогической психологии.

Изображение слайда