Презентация на тему: Лекция 5 Педагогическое взаимодействие

Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
1. Педагогическое взаимодействие в воспитании
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
Лекция 5 Педагогическое взаимодействие
1/20
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 23)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (152 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция 5 Педагогическое взаимодействие

План 1. Педагогическое взаимодействие в воспитании. 2. Воспитание в коллективе. 3. Планирование воспитательной работы. 4. Оценка результатов воспитательной работы. 5. Конфликты в воспитательной деятельности.

Изображение слайда
2

Слайд 2: 1. Педагогическое взаимодействие в воспитании

Основными элементами педагогического процесса являются деятельность педагога и деятельность обучающегося, согласование которых осуществляется по отношению к цели образования. Модель культурно - опосредованного отношения человека с миром (деятельности)

Изображение слайда
3

Слайд 3

Модель педагогического взаимодействия, отражающая три последовательно возникающие педагогические ситуации

Изображение слайда
4

Слайд 4

Педагогическое взаимодействие в воспитательном про­цессе ( педагогическое воспитательное взаимодействие ) – это со­гласованные деятельность воспитывающего (воспитателя) и дея­тельность воспитанника, обеспечивающие преимущественную реализацию целей воспитания через усвоение и освоение воспи­танником общественного и личностного социально-культурного опыта, составляющего содержание воспитания. В качестве воспита­телей могут выступать педагоги, родители, социальные работники, сверстники и т. п. Субъектом педагогической деятельности выступает воспитатель. Объект педагогической деятельности – воспитанник. 3. Культурное средство - средство, используемое воспитателем для осуществления педагогического воздействия и взаимодействия 4. Предмет педагогической деятельности в воспитательном взаи­модействии 5. Результат (фактически получаемый продукт)

Изображение слайда
5

Слайд 5

Ответная реакция воспитанников может характеризоваться как активное восприятие, переработка информации, игнорирование, противодействие, эмоциональное переживание, безразличие, действия, поступки, деятельность. Основными способами педагогического взаимодействия в воспита­тельном процессе выступают методы, формы и приемы воспитания. В педагогическом взаимодействии могут быть выделены два ком­понента, качества которых позволяют характеризовать тип взаимоот­ношений между субъектами педагогического взаимодействия. Это пе­дагогическое воздействие и ответная реакция воспитанника. Педагогические воздействия могут различаться: 1) как прямые и кос­венные, 2) по направленности, 3) по содержанию, 4) по формам предъ­явления, 5) по наличию или отсутствию цели

Изображение слайда
6

Слайд 6

Тип взаимодействия Отношение к интересам друг друга Наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности Субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии Сотрудничество Взаимно-положительное + С-С Диалог Взаимно-положительное - С-С Опека Взаимно-положительное - С-О Подавление Односторонне-положительное - С-О Соглашение Нейтральное + С-С Конфронтация Отрицательное - С-С Индифферентность (полная или частичная ) Нейтральное - С-С Типы взаимодействия

Изображение слайда
7

Слайд 7

2. Воспитание в коллективе Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, общение, формируются социальные отношения между учащимися. Варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах: – классный воспитатель (освобожденный классный руководитель); – классный руководитель; – классный куратор.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Классный руководитель организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, творческую, исследовательскую, проектную, оздоровительную, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников. Направления сплочения коллектива : - изучение учащихся и коллектива; - сплочение и развитие коллектива; - индивидуальная работа с учащимися; - взаимодействие с семьей; - взаимодействие с педагогами школы; - привлечение представителей общественных организаций к воспитанию детей.

Изображение слайда
9

Слайд 9

3. Планирование воспитательной работы Этапы планирования работы классного руководителя : - составление педагогом проекта плана (его контуров); - коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов педагогов, сбор пред­ложений, идей учащихся, родителей, учителей); - внесение педагогом коррективов в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллек­тивного планирования; окончательное оформление плана. Классный руководитель может составлять различные планы: - план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю, день; - план работы по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например, по нрав­ственному воспитанию учащихся, профориентационной работе; - план подготовки и проведения дела (родительское собрание); - план работы с творческим объединением, родительским комитетом и т.п. - план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Определение методики создания воспитательного коллектива основывается на двух позициях; во-первых, коллектив создается в процессе совместной деятельности его членов; во-вторых, надо так организовывать и стимулировать эту деятельность, чтобы она способствовала сплочению детей в коллектив. Основные способы создания воспитательного коллектива. Предъявление требований. Организация перспективных устремлений учащихся. Воспитание ученического актива. Формирование в коллективе здорового общественного мнения. Накопление и развитие традиций коллективной жизни.

Изображение слайда
11

Слайд 11

4. Оценка результатов воспитательной работы При оценке воспитанности детей в школе или в семье первое, на что нужно обратить внимание, это их поведение. Главным результатом воспитания должно быть отношение воспитанника к окружающему его миру. А отношение проявляется наиболее заметно в поступках, в деятельности. Отношение к сверстникам, младшим и старшим, отношение к вещам своим и общественным, к деятельности (и главному для школьника ее виду – учению), к эстетическим ценностям и т.п. – все это в наибольшей мере проявляется в поведении. Однако этот критерий оценки эффективности воспитания не является единственным. Когда оценивается воспитанность детей, то очень важными признаками результативности процесса воспитания являются такие, как знание воспитанниками в соответствии с их возрастом норм и правил поведения.

Изображение слайда
12

Слайд 12

5. Конфликты в воспитательной деятельности Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это столкновение противоположных целей, интересов, взглядов, позиций или мнений двух и более людей. К основным структурным элементам конфликта относятся: - стороны конфликта – те субъекты социального взаимодействия (участники), которые находятся в состоянии конфликта; - предмет конфликта – то, по поводу чего возник конфликт. Он может быть материальным и психологическим, достаточно значим для участников столкновения, являться фактором, определяющим поведение; - мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, провоцирующие участие в конфликте; - позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта; - конфликтогены, т.е. слова («красные флажки»), действия (или бездействие), которые могут привести к конфликту.

Изображение слайда
13

Слайд 13

В основе педагогического конфликта лежит противоречие, возникшее, как правило, в учебно-воспитательном процессе. Выделяют две основные группы конфликтов, соответствующие двум видам общения, – деловые и личные. Деловые конфликты возникают в результате столкновений, барьеров в совместной предметной деятельности, а личностные обусловлены трудностями нравственно-психологического характера. В реальном учебно-воспитательном процессе деловые и личные конфликты переплетаются.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Учителю важно брать на себя инициативу конструктивного разрешения конфликта: - не торопиться принимать меры, а выяснить мотивы и причины тех или иных действий; - определить стиль общения в конфликте; - принять во внимание индивидуальные особенности, жизненный опыт, достоинства воспитанника; - соблюдать в общении педагогический такт, «управлять собой», проявляя минимум негативных эмоций; - быть справедливым, объективным, уметь слушать воспитанника, не повышать голос в конфликтном диалоге, стремиться к совместному преодолению противоречий; - не бояться идти на компромисс, уметь признаться в неправоте и извиниться; - выражать недовольство отдельными действиями, а не учеником в целом.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Поскольку основные линии противоречий в социально-педагогическом процессе могут иметь различное направление и разный удельный вес, то можно говорить о вертикальных и горизонтальных конфликтах, между учителем и учеником. Вертикальные конфликты возникают при появлении противоречий в своеобразной иерархической структуре: между обществом и системой образования, между администрацией школы и учителем и учеником. Горизонтальные конфликты : «учитель-учитель», «ученик-ученик», «родитель-родитель» и т.п. В зависимости от содержания или предмета, вокруг которого возникает столкновение субъектов, различают разные виды конфликтов: бытовые, административные, профессиональные, идеологические, психологические, этические, амбициозные. В бытовых конфликтах столкновение субъектов происходит вокруг каких-либо бытовых проблем

Изображение слайда
16

Слайд 16

Административные конфликты возникают вокруг полномочий в системе «начальник-подчиненный ». Идеологические конфликты способны существенно развести представителей одной профессии по лагерям различных политических партий и общественных движений, превратив их из коллег в политических противников. В психологических конфликтах предметом столкновения становятся конкретные особенности психических свойств и процессов одного из субъектов, вызывающие неудобства у другого субъекта общения. Амбициозные конфликты отличаются тем, что объектом столкновения в них выступают претензии одного из субъектов на особый статус, на особое отношение к себе. По числу субъектов различают внутриличностные, межличностные и межгрупповые конфликты. Во внутриличностном конфликте противоречие возникает между двумя внутренними противоположно направленными мотивами, интересами или потребностями одного человека. В межличностном конфликте происходит столкновение интересов двух личностей, которые заявляют о своем праве на предмет спорной ситуации.

Изображение слайда
17

Слайд 17

В качестве способов разрешения конфликтов ряд педагогов предлагают использовать такие, как юмор, признании достоинств субъекта конфликта, компромисс, третейский суд, обоюдный анализ и др. Юмор – это беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо или к кому-либо. Признание достоинств заключается в выделении положительных черт субъекта конфликта, в акцентировании внимания на его положительных качествах. Компромисс представляет собой соглашение, к которому субъекты конфликта приходят на основе взаимных уступок. Третейский суд – это обращение конфликтующих субъектов за помощью к третьему лицу. Разрешению конфликта может помочь такой способ, как обоюдный анализ. В конфликте педагога и школьника противоречие часто возникает не между двумя субъектами, а между двумя интересами различного характера у одного субъекта – ребенка.

Изображение слайда
18

Слайд 18

При разрешении конфликта со школьником важно показать ему оба интереса, постараться сделать ученика лицом, заинтересованным не только в получении сиюминутного результата, но также и в других результатах, имеющих для него существенное значение. Некоторые педагоги предлагают для этого выполнить три операции [70]: 1. Огласить, озвучить ситуативный интерес ученика: «Если я тебя верно понимаю, то ты сейчас хочешь...». 2. Довести до логического конца предвидение результата: «...но тогда ты получишь... (возможный результат)». 3. Спроецировать интерес школьника на его взаимоотношения с людьми: «...при этом окружающие (или кто-то из конкретных людей) будут расценивать это как... и станут относиться к тебе...». Два принципиально важных обстоятельства для каждого педагога. Во-первых, процесс разрешения конфликта предоставляет педагогу дополнительные возможности для развития у школьников таких важных личностных характеристик, как способность анализировать конфликтную ситуацию, мысленно предвосхищать развитие ее последствий, видеть в конфликте не только себя, но и другого, способность искать пути выхода из конфликтной ситуации, способность творить свое поведение. То есть конфликт является одним из факторов развития личности школьника. Во-вторых, конфликта не следует бояться и избегать. Необходимо изучать особенности, характерные для протекания конфликтов, в том числе и педагогических, а также овладевать способами поведения в конфликтных ситуациях.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Три основные функции этической защиты и различные способы их реализации. Первая функция – сохранение педагогом собственного достоинства в момент грубости, направленной в его адрес. Вторая функция — корректировка поведения партнера с целью демонстрации ему иных, более культурных форм общения. Третья функция — сохранение достоинства ученика, допустившего оскорбительные действия в адрес учителя.

Изображение слайда
20

Последний слайд презентации: Лекция 5 Педагогическое взаимодействие

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Изображение слайда