Презентация на тему: Лекция…. началась

Лекция…. началась
1. Метод перерезок в исследовании регуляции дыхания
Что такое регуляция дыхания? Зачем она нужна?
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Основоположники отечественной нейрофизиологии дыхания
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Вопрос 1. Какие изменения в паттерне дыхания произойдут при разрушении или охлаждении продолговатого мозга?
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Вопрос 2. Функция нейронов моста в регуляции дыхания заключается в:
Лекция…. началась
2. Понятие об автоматии дыхательного центра.
Автоматия дыхательного центра: три теории автоматии
(1) Пейсмейкерная (пейсмейкерно-сетевая) теория
(2) Теория сетевого ритмогенеза
(3) Теория группового пейсмейкера
Лекция…. началась
3. Нейронная организация дыхательного центра.
Переходим к нейронной организации дыхательного центра
Как мы видим из нашей литературы, в продолговатом мозге существует 2 группы ядер
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Запускаем стадию инспирации:
Лекция…. началась
Понятно, что бесконечно вдыхать мы не можем, останавливаем вдох.
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Как организм получает информацию об инициации стадии вдоха?
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Роль механорецепторов легких в реализации экспирации.
Рецепторы растяжения легких (ох, боюсь, Смирнова нам будет мало, поэтому «Начала физиологии» А.Д. Ноздрачева нам в помощь)
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Рефлексы Геринга- Брейера
Также с механорецепторов растяжения мы упомянем:
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
Лекция…. началась
1/58
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 31)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2490 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция…. началась

Тема лекции: «Регуляция дыхания» Нам понадобится: Тетрадь с конспектами. Учебник Смирнова- Агаджяняна. Интернет под рукой. Ручки – карандаши. Лекцию обязательно конспектировать!!! У вас конспекты будут проверять ваши преподаватели. Мне достаточно будет ответить на тест-вопросы по ходу лекции. Конечно, все писать не надо, особенно, там, где я пытаюсь привязать материал к нашей реальной жизни. Параллельно дополняем конспект лекции конспектом нужных мест из учебника. Согласна, это займет больше времени, но потом меньше времени понадобится для осмысления.

Изображение слайда
2

Слайд 2: 1. Метод перерезок в исследовании регуляции дыхания

Изображение слайда
3

Слайд 3: Что такое регуляция дыхания? Зачем она нужна?

Регуляция дыхания – это поддержание объема легочной вентиляции на уровне, соответствующем уровню потребления кислорода в организме. Конечная цель регуляции дыхания – приспособление внешнего дыхания к потребностям организма вцелом.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Простым языком – бежите вы за маршруткой №29 или 19 дыхание становится частым и глубоким – физ. нагрузка заставляет вас дышать именно так – возросло потребление кислорода - > изменился паттерн* дыхания. С этим справилась регуляция дыхания. А вот если декортицированную (или с поврежденным гипоталамусом) собаку поставить на беговую дорожку и заставить бежать, частота и глубина дыхания у нее не изменятся. Т.е. регуляция дыхания (приспособление к уровню потребления кислорода) отсутствует. * паттерн – это набор слов, которым мы будем описывать характер дыхания: «частое и глубокое», «редкое и глубокое», «частое и поверхностное»… и т.д.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Ниже представлены фамилии ученых, внесших вклад в развитие представлений о строении и локализации дыхательного центра. Не обошло это стороной и отечественную физиологию. Чего стоит фамилия Миславского … Портреты не рисуем, конечно же…а вот с метода перерезок, пожалуйста, пишем..

Изображение слайда
6

Слайд 6

Открытие дыхательного центра Marie Jean Pierre Flourens ( 15.04. 1794 – 6.12. 1867 ). I В 1 851 Flourens определил дыхательный центр как « noued vitale ». Отец Gustave Flourens – французский физиолог основоположник экспериментальной науки о мозге и пионер анестезии. MARCKWALD, M. Movements of Respiration, and their Innervation in the Rabbit. Roy. 8vo. Lond., 1888. A 26 V 1 M.J. P. Flourens Bell, Sir Charles, (1774–1842), Шотландский анатом и хирург. В 1822 г. подтвердил описание LeGallois Julien Jean LeGallois Expériences sur le principe de la vie notamment sur celui des mouvemens du coeur, et sur le siège de ce principe. Paris, d'Hautel, 1812,in 8º, de 3ff. XXIV-364pp. LeGallois предсказал возможность искусственного кровообращения

Изображение слайда
7

Слайд 7: Основоположники отечественной нейрофизиологии дыхания

Н.А. Миславский (1854-1928), Казань М.В. Сергиевский (1898-1982), Самара

Изображение слайда
8

Слайд 8

Очень важную роль в изучении локализации и функции нейронов дыхательного центра сыграл метод перерезок. Так, было показано, что при перерезке между продолговатым и спинным мозгом дыхание останавливается. Т.е. на уровне продолговатого мозга есть что особенное, без чего ну… НИКАК

Изображение слайда
9

Слайд 9

Если мы обратимся к вашей литературе – учебник Смирнова, страницы могут не совпадать (у меня редакция Смирнова-Агаджаняна, 2009), однако текст везде одинаковый. Мы увидим, что не только перерезка, но и различные вмешательства на уровне продолговатого мозга ФАТАЛЬНЫ для экспериментального животного. …и как мы видим из нашей литературы: на уровне продолговатого мозга локализован центральный регулятор дыхательного ритма. + именно он обладает автоматией.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Вопрос 1. Какие изменения в паттерне дыхания произойдут при разрушении или охлаждении продолговатого мозга?

Дыхание станет редким и глубоким Дыхание станет поверхностным Дыхание остановится

Изображение слайда
11

Слайд 11

Переходим к мосту. Как видно из рисунка, перерезка ЦНС на различных уровнях моста вызывает различные изменения паттерна дыхания. Перерезка между верхней и средней третью моста приводит к дыханию типа «апнейзис» - продолжительный вдох и короткий выдох (причина – устранение тормозные влияний к инспираторным нейронам от верхней трети моста) При перерезке между мостом и продолговатым мозгом формируется дыхание по типу гаспинга – продолжительный выдох, прерывающийся короткими экскурсиями грудной клетки по типу вдоха

Изображение слайда
12

Слайд 12

Взаимоотношения между отделами моста в регуляции дыхания были изучены и описаны Люмсденом в 1923г. Совокупность этих нейронных структур имеет название « пневмотаксический комлекс ». И, как мы видим из нашей рекомендованной литературы, нейроны моста участвуют в регуляции своевременной смены фаз дыхательного цикла (слово «пауза» вы не видели – ее не должно быть в норме).

Изображение слайда
13

Слайд 13: Вопрос 2. Функция нейронов моста в регуляции дыхания заключается в:

п одстройке параметров дыхания под текущие потребности организма; с воевременной смене вдоха на выдох; г енерировании и поддержании дыхательного ритма.

Изображение слайда
14

Слайд 14

О роли надмостовых структур в регуляции дыхания вы прочитаете в этом же источнике ниже. Вот прямо двигаясь глазами вниз по тексту. Что там хорошего написано про КБП и гипоталамус? А далее по тексту у нас отмечено, что нейроны дыхательного центра обладают… Автоматией. Давайте уточним, то, чего нет в учебнике.

Изображение слайда
15

Слайд 15: 2. Понятие об автоматии дыхательного центра

Изображение слайда
16

Слайд 16: Автоматия дыхательного центра: три теории автоматии

Stephen Mark Johnson J P hysiol 582.1 : 5-6, 2007.

Изображение слайда
17

Слайд 17: (1) Пейсмейкерная (пейсмейкерно-сетевая) теория

Ритм генерируется за счет работы пейсмейкерных нейронов в нейронной сети с возбуждающими и тормозными синаптическими связями Stephen Mark Johnson J P hysiol 582.1 : 5-6, 2007.

Изображение слайда
18

Слайд 18: (2) Теория сетевого ритмогенеза

Ритм генерируется за счет активности сети нейронов, между группами которых имеются тормозные связи. Реципрокное торможение – ключевой механизм сетевого ритмогенеза Stephen Mark Johnson J P hysiol 582.1 : 5-6, 2007.

Изображение слайда
19

Слайд 19: (3) Теория группового пейсмейкера

Возбуждающие аминокислоты (глутамат), эндогенно высвобождающиеся в возбуждающих синапсах, запускают цепь внутриклеточных процессов и обеспечивают синхронное возбуждение группы инспираторных нейронов дыхательного центра Stephen Mark Johnson J P hysiol 582.1 : 5-6, 2007.

Изображение слайда
20

Слайд 20

На разных этапах развития организма реализуются разные механизмы (теории автоматии). Остальное читаем в учебнике и очень удивляемся, что срез области локализации основных дыхательных нейронов толщиной 0,5 мм, способен генерировать дыхательный ритм in vitro, что свидетельствует о высокой степени надежности автоматии (нашли, где это в тексте?).

Изображение слайда
21

Слайд 21: 3. Нейронная организация дыхательного центра

Изображение слайда
22

Слайд 22: Переходим к нейронной организации дыхательного центра

Дыхательный центр – понятие, используемое в отечественной литературе Западные публикации: medullary respiratory network, ponto-medullary respiratory network, neuronal respiratory network

Изображение слайда
23

Слайд 23: Как мы видим из нашей литературы, в продолговатом мозге существует 2 группы ядер

Дальше разворачиваем лист, и не стесняясь в месте, наносим эти ядра на нашу карту. Затем читая дальше обнаруживаем, что в дорсальной группе ядер в основном инспираторные нейроны в вентральной – инспираторные и экспираторные. На нашем рисунке мы напишем за еще загадочные буквы эр-альфа и эр-бета.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Изображение слайда
25

Слайд 25

R – это группа респираторных (дыхательных) нейронов, которые бывают R α и R β типа. R α – возбуждаются легко, разряжаются в фазу инспирации. Технически, это разные нейроны, но по электрофизиологическим характеристикам и поддержке фаз дыхательного цикла объединены в одну группу. Лок -я: ДГЯ. R β – возбуждаются трудно, выполняют регуляторную функцию. Лок -я: ВГЯ.

Изображение слайда
26

Слайд 26

с Инс. диафр. Инс. м/ р Экс. м/ р С3-С5 Т2-Т6 Т8-Т10 Далее мы указываем иннервацию дыхательных мышц, и обращаем внимание на то, что R β – ничего не иннервируют. Они будут выполнять регуляторную функцию.

Изображение слайда
27

Слайд 27

В учебнике дана еще и другая классификация. Они обе правильные, но с точки зрения регуляции более понятна та, что вы сейчас пытаетесь изобразить. На следующем слайде. Рисунок из учебника Шмидта, в Агаджаняне -Смирнове, который вы сейчас держите в руках – то же самое.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Изображение слайда
29

Слайд 29

с Инс. диафр. Инс. м/ р Экс. м/ р С3-С5 Т2-Т6 Т8-Т10 ПТЦ И нам остается добавить в нашу схему пневмотаксический центр, локализованный в мосте.

Изображение слайда
30

Слайд 30

4. Нейронная поддержка фаз дыхательного цикла

Изображение слайда
31

Слайд 31

Прежде чем переходить к нейрональным взаимоотношениям при реализации фаз дыхательного цикла, вспомним, а сколько этих фаз? Три: Фаза инспирации (активная) Фаза постинспирации (пассивная) Фаза экспирации (активного выдоха).

Изображение слайда
32

Слайд 32

Спокойное дыхание у взрослого осуществляется на уровне 2-х фаз: инспирация- постинспирация. При физ. нагрузке и у детей – подключается активная экспирация. Почему инспирация (вдох) активна? Потому что: Необходимо преодолеть вязкое сопротивление со стороны органов брюшной полости. Преодолеть сопротивление со стороны дыхательных путей и легочной ткани. Поднять грудную клетку.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Запускаем стадию инспирации:

Возбужденные R α нейроны отдают возбуждающую импульсацию : В пневмотаксический центр К R β –нейронам Т.о. активируются мышцы-инспираторы (диафрагма) и параллельно тормозятся экспираторы. Реализуется стадия инспирации (активный вдох). Рисуем это на нашей карте

Изображение слайда
34

Слайд 34

с Инс. диафр. Инс. м/ р Экс. м/ р С3-С5 Т2-Т6 Т8-Т10 ПТЦ С «-»

Изображение слайда
35

Слайд 35: Понятно, что бесконечно вдыхать мы не можем, останавливаем вдох

Как только возбудились R β нейроны, они тут же начинают реципрокно тормозить R α нейроны. Из пневмотаксического центра спускаются возбуждающие влияния на тормозные структуры (ядро «С»), которые также тормозят R α нейроны. Тормозные влияния в нашей карте пусть будут красные.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Вопрос 3. Из нижеперечисленных стадий дыхательного цикла пассивной является стадия: инспирации; п остинспирации ; э кспирации.

Изображение слайда
37

Слайд 37

с Инс. диафр. Инс. м/ р Экс. м/ р С3-С5 Т2-Т6 Т8-Т10 ПТЦ С

Изображение слайда
38

Слайд 38

В вашем учебнике прописаны эти же межнейрональные взаимодействия, только с привлечением другой классификации нейронов. Можете сравнивать, но предварительно разберитесь еще раз в том, что сейчас рисовали и читали – чтобы было что с чем сравнивать

Изображение слайда
39

Слайд 39: Как организм получает информацию об инициации стадии вдоха?

С ролью информаторов справляются хеморецепторы, которые бывают центральные и периферические. Периферические хеморецепторы локализованы в сосудах везде, но больше всего в гемодинамически значимых точках – дуге аорты и синокаротидной зоне.. Представляют из себя… да в общем-то ничего особенного –увидите – не узнаете. Реагируют на изменение газового состава крови в общем, в частности на снижение в крови содержания кислорода. (Запомните, пригодится в тестах кому-нибудь)

Изображение слайда
40

Слайд 40

Согласно нашим источникам литературы («Начала физиологии», А.Д. Ноздрачев), выглядит периферический хеморецептор. Роль периферических (сосудистых) хеморецепторов показана в опыте Фредерика. Техника постановки эксперимента описана в вашей литературе, которую вы куда-то уже забросили. Ищем где, достаем учебник Агаджаняна-Смирнова из-под тарелки с едой, листаем и на 255 стр. отсюда вниз… На следующем слайде будет показана схема опыта с перекрестным кровообращением (опыта Фредерика). Всем, а особенно группам Олега Ивановича, ВЫУЧИТЬ эту схему.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Г2Т1Г Г1Т2 Самое главное из этого опыта вы должны усвоить, что изменение газового состава крови (о чем сигнализируют периферические хеморецепторы), меняет характер дыхания. О роли центральных хеморецепторов в регуляции дыхания студенты педиатрического факультета прочитали тут (подлогиньтесь, только) https://online.ssmu.ru/mod/lesson/view.php?id=23897&pageid=5701

Изображение слайда
42

Слайд 42

Конкретное место - ТУТ Из этого слайда мы очень сильно запоминаем те гуморальные факторы, которые являются стимуляторами центральных хеморецепторов. Более того, они являются ведущими в инициации первого вдоха новорожденного. Об этом читаем в онлайн-курсе еще раз (повторный проход по лекции не считаю в отчет пойдет дата первого прохода лекции).

Изображение слайда
43

Слайд 43

Вопрос 4. Прямым стимулятором периферических хеморецепротов является: н едостаток кислорода; и збыток азота; н едостаток углекислого газа.

Изображение слайда
44

Слайд 44

Итак, мы попытались разобраться в 2-фазах дыхательного цикла, инспирации и экспирации, межнейрональных взаимоотношениях, и рецепторах, импульсация от которых активирует инспираторные R α - нейроны. Переходим к стадии экспирации (активного выдоха)

Изображение слайда
45

Слайд 45

Стадия экспирации активная, реализуется при возбуждении экспираторных нейронов. Экспираторные нейроны трудоновозбудимые и запускаются только при наличии тройственных влияний от: Механорецепторов легких Нейронов пневмотаксического центра От регуляторных R β. Эти влияния наносим на нашу контурную карту. Голубые треугольнички – легкие. Он них информация в ЦНС по блуждающему нерву.

Изображение слайда
46

Слайд 46

с Инс. диафр. Инс. м/ р Экс. м/ р С3-С5 Т2-Т6 Т8-Т10 ПТЦ С n. vagus Кора, подкорка Если перерезать бл.нерв, дыхание станет редким и глубоким рис. ниже

Изображение слайда
47

Слайд 47: Роль механорецепторов легких в реализации экспирации

Поговорим о механорецепторах. Какие Вы должны знать: Растяжения (с них запускаются рефлексы Геринга- Брейера, на спадение, эффект Хеда ) Ирритантные Юкстакапиллярные (они заставляют постоянно кашлять людей с ХСН)

Изображение слайда
48

Слайд 48: Рецепторы растяжения легких (ох, боюсь, Смирнова нам будет мало, поэтому «Начала физиологии» А.Д. Ноздрачева нам в помощь)

локализованы в гладкомышечном слое стенок трахеобронхиального дерева; чувствительны к трансмуральному давлению, т. е. к разности давлений внутри и снаружи просвета воздухоносных путей; сигнализируют о растяжении дыхательных путей в т.ч. легких; афференты идут в составе блуждающего нерва.

Изображение слайда
49

Слайд 49

Изображение слайда
50

Слайд 50

Возбуждение рецепторов растяжения нарастает в ходе вдоха и вызывает торможение активности инспираторных нейронов ДЦ. При этом вдох прервался и сменился выдохом. Выделяют 2 субпопуляции механорецепторов : статические и динамические Активность статических зависит от достигнутого легочного объема, динамических от скорости вдоха. Т.е. их взаимодействие прекращает вдох тем скорее, чем глубже данный вдох и чем скорее он развивается. Это общий принцип реализации рефлексов с механорецепторов. Так регулируется паттерн дыхания при малом объеме легочной паренхимы, например (у новорожденных ). Теперь о разновидностях этих рефлексов.

Изображение слайда
51

Слайд 51: Рефлексы Геринга- Брейера

Экс пираторно-облегчающий – дополнительное раздувание легких в фазу выд оха (т.е. выдох продолжается) зад ерживает наступление следующего вд оха (реализуется, когда воздух поступает в дых. пути под давлением, напр. ИВЛ). Инс пираторно-тормозящий – при растяжении легких во время вд оха (то же самое ИВЛ) рефлекторно торм озится инспи рация и стимулируется выдох.

Изображение слайда
52

Слайд 52: Также с механорецепторов растяжения мы упомянем:

Рефлекс на спадение легких – проявляется при максимальном выдохе и при ранениях грудной клетки, сопровождаемых пневмотораксом. В таком случае появляется частое поверхностное дыхание, препятствующее дальнейшему спадению легких. Парадоксальный эффект Хеда – при интенсивном вдувании в легкие воздуха на короткое время (0,1-0,2 с.) активизируется вдох, сменяемый выдохом

Изображение слайда
53

Слайд 53

Роль рецепторов растяжения легких наглядно выявляется при их выключении с помощью блокады или перерезки блуждающих нервов ( ваготомии ): дыхание становится редким и глубоким, как это происходит при разрушении пневмотаксического центра.

Изображение слайда
54

Слайд 54

Рефлексы с ирритантных рецепторов Ирритантные (от лат. irritatio — раздражать) рецепторы расположены в эпителиальном и субэпителиальном слоях стенок воздухоносных путей. Эти рецепторы реагируют на резкие изменения объема легких, в частности на их спадение, которое вызывает рост инспираторной активности центрального механизма, прерывая таким путем выдох. Чувствительны к частицам пыли, скоплению слизи некоторым химическим раздражителям.

Изображение слайда
55

Слайд 55

Рефлексы с юкстаальвеолярных ( юкстакапиллярных ), или J—рецепторов. Эти рецепторы: Локализованы в интерстиции легких вблизи капилляров альвеол, Чувствительны к ряду БАВ (никотину, гистамину, простагландинам) Стимулируются при увеличении кровенаполнения легких, возрастания давления в малом круге кровообращения, в частности при отеке легких.

Изображение слайда
56

Слайд 56

Вопрос 5. При двусторонней ваготомии (перерезке блуждающего нерва) дыхание становится: р едким и глубоким; ч астым и поверхностным; ч астым и глубоким;

Изображение слайда
57

Слайд 57

Как вы обратили внимание, третий вопрос лекции получился самым объёмным. То, что мы рассмотрели сейчас необходимо будет дополнить информацией о детских особенностях (из ssmu.online ) я не прошу писать, прочитайте еще раз. Если говорить о проверенных (мною) источниках, то можно почитать здесь https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=972 Единственное, сложновато – не для студентов (если честно) Еще есть учебник, правда, простенький, но там, более или менее для начального уровня, прописаны некоторые рефлексы и рецепторы – этот источник можно использовать как справочник – пояснильщик. 2-я часть, на стр. около 180-210 требуемый нам материал – попробуйте, погуглите пдф формат – все равно лучше, чем чемоданы в Краснодар паковать.

Изображение слайда
58

Последний слайд презентации: Лекция…. началась

По лекции у меня все.. Ваши ответы жду на свою почту (у старост точно есть). До вторника…. 31.03. Да, санитарно-эпидемиологические каникулы… и что? Мы-то работаем, уже лекцию-то прочитать.. И ответить: уж не из железа ли сделан танк? Когда будем писать ответы – пожалуйста!!! Подпишите письма!!! В теме: № группы, лекция Сидоров. Например: 2804 лекция Кичеров (прости, Никита) ….а то стая сов с недосыпа, ломящихся не в ту интернет-жилу – зрелище не для слабонервных…. И потом ещё повторно со словами «…ой, а я тут это….забыла».. Неподписанные работы не проверяю!!! Сами ответы можете в самом письме. Файлы цеплять не надо ради 10 символов. Оформляем в виде 1-1, 2-2, 3-1… Также на самостоятельное изучение вам остается дыхание в измененных условиях (противогаз, гипоксия, гиперкапния… и т.д.). Часть из этих работ вы сделаете в вирфизе. На следующей лекции через неделю начнем «Сердечно-сосудистую систему» Ну, вот теперь у меня точно по лекции ФСЁ. Я – проверять ваши письменные опусы, вы – писать тесты и еще раз рисовать схему регуляции дыхания.

Изображение слайда