Презентация на тему: Лекция № 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ

Лекция № 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ
Вопросы лекции
1. Культура Караханидского периода
Изменения в культурной жизни
Архитектура периода Караханидов
Мавзолей Айша-биби
Мавзолей бабаджи-хатун
Письменность, религия при караханидах
Ходжа Ахмед Йасауи (1103–1167 гг.)
Творчество Ходжа Ахмед Йасауи
Ахмед Иугнеки
Сулеймен Бакыргани
2. Монгольский период и его влияние на развитие культуры тюркских народов средневекового Казахстана
Лекция № 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ
Лекция № 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ
Лекция № 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ
Государство хорезмшахов
Лекция № 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ
Исмаил ибн Хасан Джурджани (1042 -1136  гг.)
Низами Арузи Самарканди
3. Культура периода Золотой орды
Лекция № 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ
Положительные последствия монгольских завоеваний
Положительные последствия монгольских завоеваний
Лекция № 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ
Материальная культура золотой Орды
П. Карпини и В. Рубрук о быте кочевников
Юрты в Золотой Орде
Юрты в Золотой Орде
Лекция № 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ
Планировка юрты
Планировка юрты
Лекция № 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ
Одежда в Золотой Орде
Одежда в Золотой Орде
Женщины в Золотой Орде
Костюм монгольской женщины
Религия в Золотой Орде
Религия в Золотой Орде
4. Культура в период Тимуридов
Архитектура при Тимуридах
Мечеть Биби-Ханым
Лекция № 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ
Улугбек (1394-1449)
Научная деятельность улугбека
Самарканд. 1929 год. Внешний вид остатков обсерватории Улугбека
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
1/47
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 66)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (7329 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция № 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ

Лекция по курсу « КульТУРОЛОГИЯ »

Изображение слайда
2

Слайд 2: Вопросы лекции

1. Культура Караханидского периода 2. Монгольский период и его влияние на развитие культуры тюркских народов средневекового Казахстана 3. Культура периода Золотой орды 4. Культура в период Тимуридов

Изображение слайда
3

Слайд 3: 1. Культура Караханидского периода

Государство Караханидов (942-1210) включало в себя территорию Мавераннахра ( столица Самарканд ) и Жетысу (Столица Баласагун ) и состояло из двух владений.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Изменения в культурной жизни

Период караханидского господства в Казахстане характеризуется сдвигами в экономической и культурной жизни тюркоязычных племен. На его территории заметным становится оседание тюрков-кочевников. Развивались поселения и города, соответственно и городская культура.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Архитектура периода Караханидов

Всемирно-известными памятниками архитектурного зодчества периода Караханидов являются мавзолей. Мавзолеи – это крытые монументальные надгробные сооружения. Свой первоначальный строительный вид до сих пор сохранили мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби, возведенные в Х–ХII веках. Они расположены в 18 км западнее города Тараза. Судя по народной легенде, девушка-красавица Айша-Биби жила, примерно, в XI–XII веках. Она была невестой Карахана, прозванного Аулие-ата (Святым старцем), и погибла от укуса змеи. Узнав об этом печальном известии, Карахан срочно возвратился из военного похода, по его приказу над могилой Айша-Биби был возведен величественный мавзолей.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Мавзолей Айша-биби

Изображение слайда
7

Слайд 7: Мавзолей бабаджи-хатун

Изображение слайда
8

Слайд 8: Письменность, религия при караханидах

Ислам был объявлен государственной религией. Распространение исламской религии началось в период арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. В городах стали возводить мечети, изучать основы ислама и чтение Корана. Начинается сложение новой тюркской письменности на основе арабской графики. Мусульманскую литературу на тюркском языке обогатили произведения Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ходжа Ахмета Яссави.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Ходжа Ахмед Йасауи (1103–1167 гг.)

Ходжа Ахмед Йасауи родился в городе Сайрам. Его отец Ибрагим был известным ученым. Мать Айша являлась дочерью шейха Мусы. Ахмед рано остался сиротой, лишившись матери и отца. Он воспитывался у своей сестры Гаухар-Шахназ. Грамоте он обучился у отца. Позднее освоил каноны исламской религии. С детских лет он жил в городе Туркестан (другое его название Йасы )

Изображение слайда
10

Слайд 10: Творчество Ходжа Ахмед Йасауи

Ходжа Ахмед Йасауи в народе стал известен как автор сборника стихов « Диуан -и- хикмет » («Книга о премудрости» ). Она написана на тюркском языке арабским алфавитом. В этом труде автор проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, призывает людей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Поэт беспощадно бичует несправедливость окружающего мира и изворотливых и алчных подхалимов.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Ахмед Иугнеки

Годы рождения и смерти Ахмеда Иугнеки неизвестны. Настоящее его имя – Адиб Ахмед Махмудулы. Его родной город – Иугнек. По мнению археологов, он находился близ города Туркестан. Еще при жизни поэт был прозван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его знаменитая книга «Дар истины » (« Хибат ал( ул )- хакайык »). В ней поэт призывал людей быть добросердечными, вести честную жизнь, не делать зла другим людям

Изображение слайда
12

Слайд 12: Сулеймен Бакыргани

Одним из великих поэтов – учеников Ахмеда Йасауи – является Сулеймен Бакыргани, известный в народе как Хаким-ата. В своих стихах поэт воспевал добрые человеческие отношения между людьми. Достоверной биографии Бакыргани не существует. Основными источниками информации выступают анонимное рисале (поучение) « Хаким-Ата китаби », опубликованное в  1898 году К. Г.  Залеманом под названием «Легенда про Хаким-Ата », и жизнеописание шейха из сочинения 1503 года « Рашахат ' айн аль- хайат » ( Капли из источника вечной жизни )  Фахр ад-Дина Али бин Хусейна Ваиза Кашифи.

Изображение слайда
13

Слайд 13: 2. Монгольский период и его влияние на развитие культуры тюркских народов средневекового Казахстана

В начале XIII века территория Казахстана и Средней Азии подверглась нашествию монгольских войск под руководством Чингис -хана и его сыновей.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Большая часть бытующих ныне штампов о монгольских завоеваниях и их значении в истории связано с пренебрежением к изучению этого сложного и противоречивого явления. Европоцентристские взгляды западных и русских исследователей особенно ярко проявились именно в этом вопросе. Господствовало суждение о них как государствах-угнетателях, любой положительный факт по отношению к ним казался немыслимым и подвергался сомнению.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Целая плеяда историков ( В. Бартольд, Л. Гумилев, Хара-Даван и др.) пришла к совершенно иным выводам. В. Бартольд писал: «Доказано, что несмотря на произведенные монголами опустошения, первое время существования монгольской империи было временем экономического и культурного расцвета для всех областей, которые могли воспользоваться последствиями широко развившейся при монголах караванной торговли и более тесного, чем когда-либо прежде и после, культурного общения между западной и восточной Азией».

Изображение слайда
16

Слайд 16

Эренжен Хара-Даван писал, что монгольские завоевания не были нашествием диких орд и монголы не были «дикарями», «варварами», иначе они не могли бы одержать победу над народами старых культур двух континентов и создать небывалую в мировой истории империю.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Государство хорезмшахов

Государство Хорезмшахов – название центрально-азиатского государства  Хорезм, принятое в востоковедении, находившееся в низовьях Амударьи и управлявшееся династией  Ануштегинидов  в 1097-1221 годах. Хорезмшахи правили значительной частью Мавераннахра и Хорасана, сначала как вассалы  сельджуков  и  каракитаев, а затем как независимые правители, вплоть до монгольского вторжения в Хорезм в XIII веке.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Изображение слайда
19

Слайд 19: Исмаил ибн Хасан Джурджани (1042 -1136  гг.)

Исмаил ибн Хасан Джурджани известный под именем Хаким Джурджани, был одним из наиболее знаменитых врачей Ирана в XII веке. Медицинская энциклопедия Джурджани "Сокровище Хорезмшаха " была первой крупной книгой по медицине в постисламском Иране, написанной на персидском языке, и вскоре она превратилась в основной источник знаний для иранских врачей, использовавшийся веками. Она была переведена на иврит, урду и турецкий. Этот многотомный труд состоит из десяти частей.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Низами Арузи Самарканди

Низами Арузи Самарканди – персидский поэт XII века, работал при дворе правителей Хорезма и  Гура. Родился в Самарканде. Автор сборника рассказов «Четыре беседы», где утверждается, что благополучие трона немыслимо без письмоводителей, поэтов, астрологов и врачей. Жизнь Низами Арузи была связана с Правлением   Караханидов  в  Мавераннахре,  Гуридов  и  Газневидов. Низами Арузи описывал в своих рассказах бытовую жизнь Караханидов при дворе. По сути, они были новыми тюркскими правителями Средней Азии. Низами считал, что при правлении  Хизра ибн Ибрахима  ( 1080-1087 ) двор караханидов отличался красотой и блеском. Он также вспоминал о сельджукиде   Ахмад Санджаре  ( 1118-1153 ) и хорезмшахе Ала ад-Дин Текеше -  ( 1172-1200 ) в рассказе о поэтах Рашид ад-Дин Ватвате и  Анвари.

Изображение слайда
21

Слайд 21: 3. Культура периода Золотой орды

Золотая Орда – одно из крупных государств, созданное на месте улуса Джучи. В период правления сына джучи – хана Бату территория Орды простиралась от Алтайских гор на востоке до низовий реки Дунай на западе. Вначале столицей был Сарай-Бату, расположенный в нижнем течении Волги. Затем она была переведена в Сарай- Берке. Вначале новое государство в письменных источниках именовали по-старому – улус Джучи, или улуг улус (великий улус). В русских источниках название Золотая Орда появилось лишь в конце ХVI века.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23: Положительные последствия монгольских завоеваний

- На долгое время на территории Казахстана прекратились войны и усобицы, появление Улуг Улуса сыграло огромную централизующую роль. - Такой же была точка зрения китайских историков. Так, Хен Жу-Минь писал: « Чингис - хан смял границы на пути связи между Востоком и Западом, сравнял с землей крепости и бастионы, которые препятствовали экономическим и культурным отношениям и после этого взаимные связи Востока и Запада начали процветать». - образование сильного государства стимулировало развитие торговли и расцвет градостроительства. Были восстановлены города, разрушенные во время завоеваний.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Положительные последствия монгольских завоеваний

- вновь крупными ремесленными и торговыми центрами стали Сыгнак и Отрар, были заново отстроены Барчынлыкент, Джент, города Хорезм и Мавераннахр. - Города Улуг Улуса отличались отсутствием каких-либо оборонительных сооружений, в государстве была единственная крепость - Дербент, на кавказском побережье Каспийского моря. Многие города считались крупнейшими не только на востоке, но и во всем мире. Так, население Сарай-Бату превышало 100 тысяч человек (в XIV в. города с населением 5-10 тыс. человек уже считались большими). На объезд столицы со всеми пригородами по периметру нужно было затратить не менее дня.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Благодаря особому покровительству ханов на территории Улуг Улуса стали открывать торговые фактории западно-европейских стран, особенно Генуи и Венеции. Эти фактории быстро перерастали в крупные городские центры - Кафа (современная Феодосия), Солдайя (Судак), Чембала (Балаклава). Генуэзские колонии обладали автономией, занимались торговлей между странами Европы и Улуг Улусом. Эти колонии просуществовали до конца V в. и сыграли значительную роль в торговом и культурном взаимоотношении народов мира.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Материальная культура золотой Орды

вся культурная жизнь Золотой Орды разделялась на две заметно отличавшиеся части – кочевую и оседлую. И все же оба эти уклада не противостояли друг другу как в хозяйственной, так и в культурной жизни. Взаимопроникновение и единение кочевого и оседлого начал в первую очередь строилось на фундаменте духовной культуры (язык, письменность, фольклор, религия).

Изображение слайда
27

Слайд 27: П. Карпини и В. Рубрук о быте кочевников

Кочевой быт раннего периода существования золотоордынского государства в деталях описан П.  Карпини и Г.  Рубруком, которые побывали здесь во время правления хана Бату. Естественно, что для монахов, привыкших к европейской цивилизации, он показался более чем своеобразным. Рубрук искренне восклицал по этому поводу: «Когда я вступил в их среду, мне совершенно представилось, будто я попал в какой-то другой мир ». Все здесь было непривычно, но в первую очередь поражали жилища, которые двигались вместе с их обитателями.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Юрты в Золотой Орде

Юрты в Золотой Орде были двух типов: разборные и неразборные. Основу первых составляли решетчатые щиты стен (6–8 щитов и больше) и специально выгнутые тонкие прутья крыши, которые упирались в центральный деревянный круг, служивший дымовым отверстием. В зависимости от богатства и знатности владельца юрта покрывалась черным или белым войлоком, иногда украшенным яркими аппликациями. Средний диаметр такого жилища 5–6 м. Это было жилище бедных и средних слоев населения, оно быстро разбиралось и легко перевозилось на верблюде или лошади.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Юрты в Золотой Орде

Неразборные юрты, как правило, принадлежали степной аристократии, так как для их снятия со специальной повозки и установки на выбранном месте требовались усилия многих слуг или рабов. В диаметре они имели до 10 м. Соответственно таким размерам были и телеги для их перевозки. Только ось такой повозки достигала величины корабельной мачты, а тянули ее не один десяток быков. Причем правила ими обычно женщина, находившаяся в самой юрте.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Изображение слайда
31

Слайд 31: Планировка юрты

Внутри юрта имела традиционно и жестко закрепленную планировку. Дверной проем (обычно завешенный войлоком, кошмой или ковром) всегда был обращен в южную сторону. Это не только позволяло хорошо освещать жилище большую часть дня солнечными лучами, но и использовать его как солнечные часы, отмечая время по свету из отверстия в крыше.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Планировка юрты

Напротив двери у северней стены всегда располагалось место и постель хозяина, а рядом с ним обычно усаживались почетные гости. Справа от входа у восточной стены находилась женская половина, а напротив нее, у западной,  - мужская. В центре на земле сооружался из камней очаг, где на специальном железном треножнике устанавливался котел для варки пищи. Топливом чаще всего в степных условиях служил кизяк - спрессованный и высушенный навоз.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Изображение слайда
34

Слайд 34: Одежда в Золотой Орде

Кочевое хозяйство накладывало отпечаток и на одежду населения Золотой Орды. Все путешественники единодушно отмечали, что платье мужчин и женщин сшито одинаковым образом. Лишь платье девушек немного длиннее мужского. Летом все население носило халаты, которые по монгольской традиции застегивались на правом боку, в отличие от тюрок, у которых застежка находилась слева.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Одежда в Золотой Орде

Зимой обычно носили по две шубы - одна мехом наружу, другая внутрь. Шились они из волчьих и лисьих шкур или более дорогой пушнины, поступавшей в виде дани из Руси и от других северных народов. У простолюдинов также были шубы, но из собаки или козы. Мягкие, хорошо выделанные кожи шли на шаровары. Из войлока изготовлялись плащи и шапки. Степная аристократия всегда любила рядиться в привозные шелк, парчу, тонкие европейские сукна. Люди попроще довольствовались хлопчатобумажными тканями.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Женщины в Золотой Орде

Путешественники из мусульманских стран постоянно подчеркивают одну непривычную для них деталь в женском костюме - отсутствие паранджи. Более того, на ханских приемах рядом с правителем всегда находилась жена (а порой и не одна) с открытым лицом. При этом она могла принимать участие в общих беседах и ее суждения были достаточно авторитетными, а в некоторых вопросах и решающими. Такое было совершенно немыслимым в странах классического ислама, что свидетельствует о заметной роли женщины (по крайней мере знатной) в общественной жизни Золотой Орды.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Костюм монгольской женщины

Замужние знатные монгольские женщины выделялись особым головным убором, который назывался бокка. Это был цилиндр высотой около полуметра и шириной 10–15 см. В обязательном порядке знатные женщины употребляли обильную косметику

Изображение слайда
38

Слайд 38: Религия в Золотой Орде

В течение примерно 70 лет в религиозной жизни Золотой Орды господствовало языческое многобожие в форме шаманизма. Подавляющее большинство населения поклонялось вечному синему небу, солнцу, луне, огню, воде и земле. В 1312 году хан Золотой Орды Узбек объявил ислам государственной религией государства.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Религия в Золотой Орде

при общем господстве язычества, а позднее ислама монголы чрезвычайно спокойно относились к другим религиям.  веротерпимость объясняется привычной кочевнику обиходностью и практичной значимостью обряда, который обязательно должен иметь положительное для просителя следствие. А с помощью какого божества это будет достигнуто, для находящегося в постоянной зависимости от грозных сил природы степняка было делом второстепенным. поэтому даже в одном семействе мирно уживались приверженцы самых различных исповеданий. В качестве примера можно привести самих Джучидов. Хан Бату был язычником, его сын Сартак - христианином несторианского толка, а брат хана Берке - мусульманином.

Изображение слайда
40

Слайд 40: 4. Культура в период Тимуридов

Эмир Тимур (Тамерлан) ( 1336-1405 гг.) был сыном бека Тарагая из тюркизированного монгольского племени барлас. В 1370 году эмир Тимур захватил власть в Мавераннахре, которым правил в течение 35 лет, вплоть до самой смерти в 1405 году.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Архитектура при Тимуридах

Архитектурным шедевром конца ХIV– начала ХV веков является мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи, возведенный по приказу эмира Тимура над могилой древнетюркского проповедника ислама, жившего в ХII веке.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Мечеть Биби-Ханым

Мечеть Биби-Ханым   - архитектурный памятник 1399-1404  годов в Самарканде, грандиозная соборная мечеть Тамерлана, богато украшенная изразцами, резным мрамором и росписями. Восстановлена из руин в конце XX века.  Мечеть была воздвигнута по приказу Тамерлана после его победоносного похода в  Индию. Согласно легенде, мечеть получила своё название в честь любимой жены Тамерлана

Изображение слайда
43

Слайд 43

Изображение слайда
44

Слайд 44: Улугбек (1394-1449)

полное имя  Мухаммед Тарагай ибн Шахрух ибн Тимур Улугбек Гураган, государственный деятель, правитель тюркской державы  Тимуридов, сын  Шахруха, внук Тамерлана. Известен как выдающийся математик, астроном, просветитель и поэт своего времени, также интересовался историей и поэзией. Основал одну из важнейших обсерваторий средневековья.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Научная деятельность улугбека

Основным интересом Улугбека в науке была астрономия. В 1428 г.  было завершено строительство обсерватории Улугбека, главным инструментом которой был стенной квадрант с радиусом 40 метров и с рабочей частью от 20° до 80°, которому не было равных в мире. В обсерватории Улугбека к 1437 г.  был составлен  Гурганский зидж   -  каталог звёздного неба, в котором были описаны 1018 звёзд. Там же была определена длина звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд) и наклон оси Земли: 23,52 градусов (наиболее точное измерение).

Изображение слайда
46

Слайд 46: Самарканд. 1929 год. Внешний вид остатков обсерватории Улугбека

Изображение слайда
47

Последний слайд презентации: Лекция № 8 КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ТЮРКОВ: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Изображение слайда