Презентация на тему: Лекция 2 Истоки современной науки (этапы развития естествознания)

Лекция 2 Истоки современной науки (этапы развития естествознания)
1. Мифология ( IV – I тысячелетия до н.э.)
2. Зарождение науки (VI - IV в. до н.э., Греция)
Милетская школа
Система мира по Анаксимандру
Школа древнегреческих атомистов
Лекция 2 Истоки современной науки (этапы развития естествознания)
3. Натурфилософия Аристотеля
Строение материи по Аристотелю
Другие положения натурфилософии Аристотеля
4. Период Эллинизма ( III в. До н.э. – IV в.н.э)
Измерение радиуса Земли Эратосфеном
Геоцентрическая система Птолемея
5. Период схоластики ( I V-XV вв.)
Научные достижения арабского Востока
6. Становление классической науки
Николай Коперник (1473 – 1543)
Джордано Бруно (1548-1600)
Галилео Галилей (1564-1642)
Лекция 2 Истоки современной науки (этапы развития естествознания)
Исаак Ньютон (1643-1727)
Схема процесса утверждения гелиоцентрической системы
7. Естественно-научные революции
1/23
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 19)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2049 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция 2 Истоки современной науки (этапы развития естествознания)

1 Лекция 2 Истоки современной науки (этапы развития естествознания) Мифология Зарождение науки Натурфилософия Аристотеля Период эллинизма Период схоластики Становление классической науки Естественно-научные революции

Изображение слайда
2

Слайд 2: 1. Мифология ( IV – I тысячелетия до н.э.)

2 1. Мифология ( IV – I тысячелетия до н.э.) Мифология ( μῦθος — предание, сказание и λόγος — слово, рассказ, учение) – система сакрального знания, основанная на традиционных преданиях, характеризуется метафоричностью и верой в чудесное. Призвана объяснить происхождение и устройство мира, место человека в нём. Общая черта всех мифов: Человек не выделяется из мифологической картины, наоборот, окружающий мир одушевляется или очеловечивается Достижения Зачатки знаний по механике (Египетские пирамиды, башни в Вавилоне и т.п.); Начало создания алгебры и геометрии; Наблюдение за движением Луны, Солнца и звёзд; Построение календаря (Египет, IV тысячелетие до н.э.);

Изображение слайда
3

Слайд 3: 2. Зарождение науки (VI - IV в. до н.э., Греция)

3 2. Зарождение науки (VI - IV в. до н.э., Греция) Предпосылки зарождения науки в Греции Хозяйственная и политическая жизнь древнегреческого полиса протекала в обстановке состязательности и конкуренции Проявление активности и инициативы способствовало поискам нового в различных сферах деятельности. Нормы поведения и деятельности вырабатывались в столкновении интересов различных социальных групп через борьбу мнений равноправных граждан на собраниях. Преимущество одного мнения над другим выявлялось через доказательство, в ходе которого не принимались во внимание ссылки на авторитет и социальное положение индивида. Результатом этого явилось формирование идеала обоснованного и доказательного знания. В восточных деспотиях (Индия, Китай) знания вырабатывались особой кастой и предписывались в качестве непререкаемой нормы, не подлежащей сомнению

Изображение слайда
4

Слайд 4: Милетская школа

4 Милетская школа Фалес (624-547 до н.э.) Первым задался вопросом о первооснове; «Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду ». Анаксимандр (610-546 до н.э. ) «Вещи возникают вследствие постоянного движения апейрона, приводящего к выделению из него противоположностей ». Апейрон – вечное и бесконечное, находящееся в непрерывном движении единое материальное начало. Анаксимен (585-525 до н.э. ) «Главная причина изменения всего сущего состоит в движении беспредельного воздуха».

Изображение слайда
5

Слайд 5: Система мира по Анаксимандру

5 Система мира по Анаксимандру Первая в истории геоцентрическая система : В центре мира находится Земля Земля существует в мире ни на что не опираясь Землю окружают три огненных кольца: солнечное, лунное и звездное Кольца покрыты воздушной оболочкой, только при её разрыве человек видит небесные светила

Изображение слайда
6

Слайд 6: Школа древнегреческих атомистов

6 Школа древнегреческих атомистов Демокрит (ок.460-ок.370 до н.э.) Левкипп ( V в. до н.э.) Эпикур (342-271 до н.э.) «Душа человека тоже состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов» Тит Лукреций Кар (ок.99-55 до н.э.) автор книги «О природе вещей» Идея атомизма ( Ατομος – «неделимый»): Нет ничего кроме атомов и пустоты Число атомов и их форм бесконечно Из ничего не происходит ничего Ничто не совершается случайно, но по необходимости. Различие между вещами происходит от различия их атомов

Изображение слайда
7

Слайд 7

7 Материалистическое мировоззрение (первична материя ) Идеалистическое мировоззрение (первично сознание (идея) ) Милетская школа Атомисты Пифагор Платон Пифагор ( VI в. до н.э.) «В основе вещей лежит число, познать мир — значит познать управляющие им числа» Вселенная рассматривалась как гармония чисел и геометрических фигур, им приписывались особые мистические свойства. Изучая числа, пифагорейцы разработали числовые отношения и нашли их во всех областях человеческой деятельности. Платон (427-347 до н.э.) Существует мир вечных, самостоятельно существующих духовных сущностей – идей. Материальный мир – лишь несовершенное отражение мира идей.»

Изображение слайда
8

Слайд 8: 3. Натурфилософия Аристотеля

8 3. Натурфилософия Аристотеля Аристотель (384 – 322 до н.э.) ученик Платона, учитель Александра Македонского. Натурфилософия – «философия природы»; единая наука о природе, состоящая из общефилософских положений и высказываний об отдельных явлениях природы Основные черты: имеет умозрительный характер не связана с решением практических задач.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Строение материи по Аристотелю

9 Строение материи по Аристотелю В основе материального бытия лежит первоматерия Ей присущи две пары противоположных качеств: тепло-холод и влажность-сухость Попарное сочетание качеств приводит к четырём первоэлементам: Воздух Вода Земля Огонь Основные качества можно отнимать и прибавлять: если отнять у воды холод и прибавить тепло, она превратится в воздух Перво- материя Воздух Огонь Вода Земля Тепло Холод Влажность Сухость

Изображение слайда
10

Слайд 10: Другие положения натурфилософии Аристотеля

10 Другие положения натурфилософии Аристотеля Геоцентрическая система : Неподвижная Земля, имеющая форму шара, находится в центре Мира. По положению Полярной звезды и лунным затмениям определил радиус Земли (ошибся в 2 раза). Вокруг Земли – система соприкасающихся и вращающихся 56 сфер, на которых расположены Луна, планеты, и Солнце. Последняя сфера – Звезды. Дальше – мир кончается. Т.о. мир конечен, имеет форму сферы. Вопросы динамики : изучал причины и формы движения. Отрицал атомистическую гипотезу. Считал, что «Природа не терпит пустоты» Заложил основы биологических знаний

Изображение слайда
11

Слайд 11: 4. Период Эллинизма ( III в. До н.э. – IV в.н.э)

11 4. Период Эллинизма ( III в. До н.э. – IV в.н.э) Евклид ( III в. до н.э.) В книге « Начала » обобщил всё, что сделано до него в математике Его система геометрии почти в неизменном виде просуществовала многие столетия Заложил основы геометрической оптики (законы прямолинейного распространения и отражения света) Эллинизация – процесс распространения достижений греческой культуры и науки на территории государств, побеждённых Александром Македонским. Центром науки становится город Александрия в Египте. Архимед (287 до н. э. — 212 до н. э ) Вычислил площадь круга, объём цилиндра, шара и конуса Ввёл число «пи» Разработал теорию рычага В работе «О плавающих телах» заложил основы гидростатики Сделал множество инженерных изобретений

Изображение слайда
12

Слайд 12: Измерение радиуса Земли Эратосфеном

12 Измерение радиуса Земли Эратосфеном Солнечный свет

Изображение слайда
13

Слайд 13: Геоцентрическая система Птолемея

13 Геоцентрическая система Птолемея Клавдий Птолемей (100-165 гг. н.э.) На основе каталога Гиппарха, собственных наблюдений и физики Аристотеля разработал геоцентрическую систему мира, определявшую космологические представления ученых на протяжение 1500 лет. Его труд «Математическая система" (" Альмагест ") – научная энциклопедия древности и средних веков. Земля неподвижна и находится в центре мира; Планеты вращаются по строго круговым орбитам; Движение планет равномерно.

Изображение слайда
14

Слайд 14: 5. Период схоластики ( I V-XV вв.)

14 5. Период схоластики ( I V-XV вв.) После распада Римской империи в Западной Европе имеет место резкое усиление влияния церкви на всю духовную жизнь общества. В результате центр развитой цивилизации переместился в Византию, а затем – в Арабский Халифат (Багдад) и Среднюю Азию (Бухара, Самарканд). Схоластика (σχολαστικος – учёная беседа, школа) – религиозно-философские учения западноевропейского средневековья и нового времени. Основные положения схоластики: Подлинной реальностью, определяющей всё сущее, обладает лишь Бог Мир не является самостоятельным, т.к. сотворён из ничего всемогущим Богом Бог сам по себе недоступен для познания и открывает себя человеку лишь священными текстами Библии. Единственный путь познания – Божественное Откровение «Вера выше разума»

Изображение слайда
15

Слайд 15: Научные достижения арабского Востока

15 Научные достижения арабского Востока Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198) Интерпретировал труды Аристотеля в духе материализма. Старался утвердить независимость науки от мусульманского богословия. Считал науку более совершенным способом познания, т.к. она опирается на логику и доказательства Авиценна (Абу Али Ибн Сина) (980-1037) Выдающийся врач, философ и музыкант. Автор книги « Канон врачебной науки » Альхазен (Ибн Аль-Хайсам) (965 – 1039) Исследовал преломление света и отражение его зеркалами, разработал теорию зрения и формирования зрительного восприятия Аль-Хорезми (лат. Algorithmus) (787-850) Выдающийся математик. От названия его книги происходит слово «алгебра» ( аль-джебр).

Изображение слайда
16

Слайд 16: 6. Становление классической науки

16 6. Становление классической науки Главным научным событием эпохи Возрождения, приведшим к возникновению классической науки, явилось становление гелиоцентрической системы Николай Кузанский (1401-1464) Выдающийся немецкий философ и теолог, кардинал и викарий Папы римского. Первым усомнился в аристотелево-птолемеевой теории Вселенной, утверждая подвижность Земли в пространстве, её вращение вокруг своей оси и вещественное единство Земли и всех небесных тел. Считал, что ни одно тело не может быть центром Вселенной, ибо она бесконечна

Изображение слайда
17

Слайд 17: Николай Коперник (1473 – 1543)

17 Польский астроном; На основе анализа «Альмагеста» сделал вывод о гелиоцентрическом строении вселенной: Планеты вращаются вокруг Солнца; Орбиты их движения – круговые. Книга «О вращении небесных сфер» (1543) Николай Коперник (1473 – 1543)

Изображение слайда
18

Слайд 18: Джордано Бруно (1548-1600)

18 Джордано Бруно (1548-1600) Итальянский учёный, доминиканский монах. Был сторонником гелиоцентрической системы. Дополнил её идеями Николая Кузанского. Выдвинул следующие концепции: Множественность планетных систем Бесконечность Вселенной Тождество Солнца и звёзд

Изображение слайда
19

Слайд 19: Галилео Галилей (1564-1642)

19 Основоположник экспериментального естествознания Открыл закон инерции и механический принцип относительности Астрономические открытия Галилея, сделанные с помощью телескопа: Лунный ландшафт Млечный путь – скопление звёзд Солнце вращается вокруг своей оси (по пятнам) Фазы Венеры Юпитер имеет 4 спутника Вывод: Земля не является уникальным центром Вселенной, а, скорее всего, сама движется вокруг Солнца. Книга: «Диалог о двух главнейших системах мира: Птолемеевой и Коперниковой» Галилео Галилей (1564-1642)

Изображение слайда
20

Слайд 20

20 Иоганн Кеплер (1571-1630) Законы Кеплера Каждая планета движется по эллипсу в одном из фокусов которого находится Солнце Радиус-вектор, проведённый от Солнца к планете, описывает равные площади за равные промежутки времени Квадраты времён обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от Солнца Тихо Браге (1546 – 1601) Датский астроном. Первым в Европе начал проводить систематические и высокоточные астрономические наблюдения. В гелиоцентрическую систему мира Браге не верил и называл её математической спекуляцией. Он предложил свою компромиссную систему мира, которая представляла собой комбинацию учений Птолемея и Коперника: Солнце, Луна и звёзды вращаются вокруг неподвижной Земли, а все планеты — вокруг Солнца.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Исаак Ньютон (1643-1727)

21 Исаак Ньютон (1643-1727) Совместно с Г.Лейбницем создал дифференциальное и интегральное исчисление Сформулировал три основных закона механики (законы Ньютона) Открыл закон Всемирного тяготения Применив эти законы к движению небесных тел, вывел законы Кеплера. Главная книга: «Математические начала натуральной философии» (1687)

Изображение слайда
22

Слайд 22: Схема процесса утверждения гелиоцентрической системы

22 Схема процесса утверждения гелиоцентрической системы Коперник идея Галилей Экспериментальные факты Кеплер Сформулировал законы Ньютон Теоретически обосновал

Изображение слайда
23

Последний слайд презентации: Лекция 2 Истоки современной науки (этапы развития естествознания): 7. Естественно-научные революции

23 7. Естественно-научные революции № Время Представления о Вселенной Революционные естественно-научные концепции Стадия познания природы 1 IV век до н.э. Геоцентрическая система Натурфилософия Аристотеля Синкретическая – нерасчленённое представление об окружающем мире. Господство наблюдений и догадок 2 XVII век Гелиоцентрическая система Механика Ньютона Аналитическая – мысленное расчленение и выделение частностей, возникновение физики, химии, биологии и т.д. 3 Рубеж XIX-XX веков Отказ от всякого центризма Теория относительности и квантовая механика Синтетическая – воссоздание целостной картины природы на основе предшествующих частностей 4 Наше время ? Синергетика? Искусственный разум? ? перевороты основ знаний, сопровождающиеся рождением новой картины строения Вселенной и разрушением старых представлений об окружающем мире

Изображение слайда