Презентация на тему: Лекция № 9 Плюралистическая демократия

Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
Лекция № 9 Плюралистическая демократия
1/30
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 19)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (139 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция № 9 Плюралистическая демократия

Изображение слайда
2

Слайд 2

Теория «плюралистической демократии» была наиболее влиятельной в 60-70 гг. XX в. (Р. Аллен, Р. Даль, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Д. Рисмен), хотя термин «плюрализм» введен в политический оборот в 1915 г. английским социалистом Г. Ласки.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Плюралистической называют демократию, в которой народ рассматривается как сложное противоречивое образование различных социальных групп, конкурирующих в борьбе за власть, а интересы граждан, образующих такие группы, реализуются с помощью взаимных компромиссов на основе баланса общественных интересов.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Плюралистическая теория демократии является наиболее распространенной и разработанной среди других форм. Она вбирает в себя элементы других теорий демократии, создавая сложный механизм правления на основе всестороннего учета интересов различных социальных групп и слоев населения. Она занимает промежуточное место между пониманием народа как единого целого (см. коллективистские формы демократии) и его пониманием как совокупности отдельных индивидов (либеральная демократия).

Изображение слайда
5

Слайд 5

В плюралистической теории субъектом общественных отношений является отдельная группа граждан. Здесь она имеет сходство с сообщественной формой демократии, однако механизм обеспечения интересов граждан в этих формах различен. Если в сообщественной форме демократии он основан на процедуре согласования сегментарных интересов, и при этом сегменты общества стандартизированы, то в плюралистической побеждают интересы той группы, которая овладела властью в ходе политической борьбы, после чего стороны и ищут компромисс в спорных вопросах.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Социальные группы, выделяемые плюралистической демократией, не являются фиксированными. Они могут быть динамичными, в зависимости от складывающихся в обществе интересов отдельных групп, либо временными, хотя не исключаются и достаточно стабильные общественные образования.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Плюралистическая демократия отрицает власть большинства, поскольку это большинство не есть какое-то определенное и устойчивое образование (ср. с определением Аристотеля). Оно представляется образованием аморфным и постоянно изменяющимся.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Плюралистическая теория исходит из того, что различные социальные группы, представленные на разных уровнях общественного бытия, например, семейного, профессионального, религиозного и т.п., способны объединяться в борьбе за власть, равно как и заблокировать невыгодное такой коалиции принимаемое решение. В этом случае они являются своеобразным противовесом, сдерживающим тенденции монополизации власти. Баланс интересов различных социальных групп рассматривается как динамический процесс конкурентного взаимодействия на основе политических блоков и компромиссов.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Таким образом, плюралистическая теория считает, что поиск компромиссных решений лежит в области конкурентной борьбы между различными социальными группами. Существует много концепций плюралистической демократии. Все они объединены общими чертами, основное содержание которых сводится к следующим положениям.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Основным элементом, движущей силой политического процесса является группа, объединенная общим интересом в какой-либо области общественных отношений. Интересы личности, ее права и свободы реализуются внутри данной группы при сохранении первичного статуса личности как источника всякой власти. Однако на первый план выдвигается именно группа, как субъект правоотношений в политической системе.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Между различными социальными группами существуют противоречия и конфликты, а политический процесс рассматривается как разрешение таких конфликтов на основе поиска компромисса. Если в коллективистских формах демократии общая воля народа рассматривается как существующая априори (т.е. без сомнений), еще до ее волеизъявления, то в плюралистической теории эта воля проявляется в ходе соревнования, борьбы субъектов политической сцены.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Социальной базой демократической власти является баланс интересов различных групп, который стороны ищут в ходе политической борьбы. Коалиции соперничающих групп представляют собой самозарождающуюся систему сдержек и противовесов и распространяются как на институциональную сферу, так и на социальные отношения.

Изображение слайда
13

Слайд 13

Провозглашается теория «здорового прагматизма» (иначе – «разумного эгоизма»), служащего генератором личных и групповых интересов. Плюралистическая теория, критикуя либерализм, где, по мнению ее основателей, государство выступает в роли «ночного сторожа», считает его органом, ответственным за все секторы общественных отношений и политической системы. При этом целью этой системы должна быть социальная справедливость.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Власть распределяется между центрами политического влияния – государственными органами, партиями, политическими и общественными организациями, ассоциациями граждан и т.п. При этом сами центры влияния, группы и их коалиции должны формироваться по демократическому принципу.

Изображение слайда
15

Слайд 15

Плюралистическая теория нашла поддержку и применение во многих странах мира. Однако существуют и критики этой теории. Во-первых, общественное бытие в ней рассматривается, как некая игра по определенным правилам, которые принимают все участники политического процесса. К этому процессу сводятся все общественные отношения. При этом арбитром в этой игре выступает государство, которое должно следить за соблюдением установленных правил. Критики плюралистической теории считают, что рассматривать общественное развитие с точки зрения игры, по крайней мере, легкомысленно.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Во-вторых, весьма спорным является и положение о социальных группах и их коалициях. В реальной жизни понятие социальных групп достаточно размыто, а их монолитность и правосубъектность вообще труднореализуемы. По статистике в странах Запада лишь одна треть населения согласна активно участвовать в политическом процессе. Поэтому плюралистическая модель отображает интересы меньшинства населения и не отвечает нормативному идеалу демократии.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Однако основным доводом критиков этой теории является положение о том, что социальные группы, которые принимают участие в политическом процессе, явно не равноценны по своему политическому весу. Этот фактор никак не учитывается в предложенном механизме народовластия и создает предпосылки приоритетного влияния на власть представителей крупного капитала, ведет к засилью бюрократии, лоббированию интересов военно-промышленного комплекса и других субъектов политического поля. В конечном итоге, политический процесс сводится к согласованию интересов в сфере экономики и системы финансов, что мы и наблюдаем на деле в странах развитой демократии.

Изображение слайда
18

Слайд 18

В этой системе нет места нравственности, именно поэтому один из виднейших магнатов современности Джордж Сорос в своем интервью программе «Итоги» 3 июня 2001 года признал, что мораль не совместима с экономическими интересами, поэтому необходимо при выработке политических и управленческих решений каким-то образом учитывать моральные основы и критерии, а не только интересы крупного бизнеса.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Другим фактором, усугубляющим неравенство групп, является их социальный и профессиональный состав, а также степень организованности, которая непосредственно определяет степень готовности такой группы к соперничеству в политическом процессе. Если продолжить аналогию политического процесса с игрой, то это выглядит как соревнование команд высшей и низшей лиги, где исход поединка ясен еще до его начала. Действительно, одним группам принадлежат огромные ресурсы (деньги, объекты промышленности, СМИ, научные организации и профессиональные менеджеры, специалисты в области PR и т.д.), другие, например, общество инвалидов-колясочников, в лучшем, случае могут провести пресс-конференцию, да и то непрофессионально. Какое уж тут равенство возможностей.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Более того, социальные группы, находящиеся на нижних ступенях иерархии по признаку объемов принадлежащего имущества, зачастую даже не осознают в полной мере собственных прав в этой игре и правила такой игры. На такой аргумент сторонники плюралистической теории заявляют о заботе, попечительстве над незащищенными группами, их образованием и просвещением в области прав человека. К тому же представители таких групп населения, а это пенсионеры, бедные слои общества, достаточно многочисленны и являются объектом интереса в ходе демократических выборов, где они и могут осуществить собственное волеизъявление.

Изображение слайда
21

Слайд 21

На это тоже есть возражения. Во-первых, по сообщениям, например, американской печати, ни один президент еще не выполнил своих предвыборных обещаний, хотя избиратели из рассматриваемых социальных групп и вынуждены верить кандидатам – у них просто нет другого выбора: не остается ничего другого, как надеяться на то, что очередной кандидат имеет совесть. Более того, сторонники монархии утверждают, что для монарха реализация принципа равенства более естественна, чем для определенного правящего клана. Правящий клан защищает свои интересы, в то время как для монарха все подданные – суть сыновья Отечества.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Еще одним доводом критиков плюралистической теории является положение о том, что она консервативна, в ней с большим трудом пробиваются новые идеи и новые интересы, вызванные глобализацией всех социальных процессов, научно-техническим прогрессом. Кроме того, эта теория требует широкого согласия всех заинтересованных в поставленной проблеме групп, что трудно достижимо на практике и сводит такое согласие к низшему возможному порогу в обществе. В целом, плюралистическая теория демократии может быть применима там, где интересы общества соответствуют государственным, а интересы крупного капитала не должны наступать на интересы беднейших слоев общества.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Наиболее влиятельным представителем теории политического плюрализма является американский политолог  Роберт Даль, который предложил (совместно с Чарльзом Линдбломом ) использо­вать для обозначения институциональных решений демократии понятие  « полиархии », буквально означающее «власть многих» в отличие от «демократии» - «власти всех». Полиархия - политический порядок, отличающийся в самом общем виде двумя масштабными характеристиками: гражданские права пре­доставлены сравнительно высокой доле взрослых, а сами эти права позволяют проявлять несогласие и путем голосования смещать выс­ших должностных лиц в управлении. Этот политический порядок опирается на семь основных институтов, которые должны действовать все вместе, чтобы система могла быть признана именно полиархией.

Изображение слайда
24

Слайд 24

1. Контроль над правительственными решениями, касающимися политического курса, конститу­ционно закреплен за выборными должностными ли­цами. 2. Выборные должностные лица определяются и мирно смещаются в ходе сравнительно частых, справед­ливых и свободных выборов, при которых принуждение вполне ограничено. 3. Практически все взрослое население имеет право участвовать в этих выборах. 4. Большая часть взрослого населения также имеет право выступать в качестве кандидатов на официальные должности, за которые идет соревнование на этих выборах.

Изображение слайда
25

Слайд 25

5. Граждане имеют эффективно обеспечиваемые права на свободное самовыражение, осо­бенно политическое, включая критику должностных лиц, действий правительства, преобладающей политической, экономической и социальной системы и господствующей идеологии. 6. Они также имеют свободный доступ к альтернатив­ным источником информации, не находящейся под мо­нопольным контролем правительства или любой другой единичной группы. 7. Наконец, они имеют эффективно обеспечиваемое право образовывать самостоятельные ассоциации и вступать в них, включая политические объединения, такие, как политические партии и группы интересов, стремящиеся влиять на правительство, используя для этого конкуренцию на выборах и другие мирные сред­ства

Изображение слайда
26

Слайд 26

Полная полиархия — это система XX века. Несмотря на то, что некоторые институты полиархии возникли в некоторых англосаксонских странах и странах континентальной Европы в XIX веке, ни в одной стране демос не стал инклюзивным (распространяющимся на другие государства) вплоть до XX века. Исторически полиархия прочно ассоциируется с об­ществом, обладающим рядом взаимосвязанных характе­ристик. В их числе: - относительно высокий уровень доходов и богатства на душу населения; - возрастание уровня доходов и богатства на душу населения на протяжении длительного времени;

Изображение слайда
27

Слайд 27

- высокий уровень урбанизации; - сравнительно маленькая или быстро сокращающая­ся доля населения, занятого в сельском хозяйстве; - многообразие сфер профессиональной деятельности; - широкое распространение грамотности; - сравнительно большое число лиц, посещающих высшие учебные заведения; - экономический строй, при котором производством заняты преимущественно относительно автономные фирмы, жестко ориентирующиеся в своих решениях на национальный и международные рынки;

Изображение слайда
28

Слайд 28

- сравнительно высокие значения традиционных индикаторов благосостояния, таких, как количество врачей и больничных коек на тысячу жителей, ожидаемая продолжительность жизни, доля семей, которые могут позволить себе приобретение различных товаров длительного пользования, и т.д. Взаимная корреляция подобного рода социетальных показателей настолько велика, что подтверждает правомерность квалификации их всех как признаков более или менее определенного типа социальной системы Общество такого типа Р.Даль назвал динамичным плюралистическим обществом, а страну, обладающую отмеченными чертами - современной динамичной плюралистической страной.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Современным динамичным плюралистическим обществам присущи благоприятствующие полиархии свойства, среди которых в качестве основных следует выделить два, подкрепляющие друг друга: - рассредоточение власти, влияния, авторитета и контроля, ранее концентрировавшихся в едином центре, между различными индивидами, группами, ассоциациями и организациями; - появление установок и убеждений, подготавливающих почву для развития демократических идей.

Изображение слайда
30

Последний слайд презентации: Лекция № 9 Плюралистическая демократия

В обобщенном виде полиархическая инфраструктура институтов прежде всего делает упор на их общечеловеческой (гуманитарной) и политической значимости. Для нее характерны такие принципы как правление большинства и уважение прав меньшинства, политическое и правовое равенство граждан, легитимизация власти и ее представительный характер, плюрализм и свобода политической деятельности. Эти принципы описывают основные сущностные признаки и характеристики демократии и позволяют сделать вывод: «демократия представляет собой такой спо­соб организации власти, при котором общество имеет возможность на регулярной основе посредством юридически закрепленных ненасильственных процедур корректировать деятельность управителей, а также персональный состав правящей группировки и политической элиты»

Изображение слайда