Презентация на тему: Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО

Реклама. Продолжение ниже
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
2. Характеристика психического и речевого развития здорового и больного ребенка от 1месяца до 7 лет (по данным Л.А. Даниловой)
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
3.Нарушения психического развития при ДЦП
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
4. Классификация ДЦП
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
5. Коррекционная работа с детьми раннего и дошкольного возраста при ДЦП.
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
6. Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО
Благодарим за внимание
1/34
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 78)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2078 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

План Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич Характеристика психического и речевого развития здорового и больного ребенка от 1месяца до 7 лет (по данным Л.А. Даниловой) Нарушения психического развития при ДЦП Классификация ДЦП. Коррекционная работа с детьми раннего и дошкольного возраста при ДЦП. Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: 1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата. Детский церебральный паралич

Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5—7% детей. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3

Нарушения двигательных функций возникают вследствие различных заболеваний. Заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит (инфекционное заболевание с преимущественным поражением передних рогов спинного мозга, приводящим к параличам).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
4

Слайд 4

Врожденная патология опорно-двигательиого аппарата: врожденный вывих бедра, кривошея, косолапость и другие деформации стоп, аномалии развития позвоночника (сколиоз), недоразвитие и дефекты конечностей, аномалии развития пальцев кисти, артрогрипоз (врожденное уродство).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
5

Слайд 5

Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей, полиартрит (одновременное или последовательное воспаление многих суставов),заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит), системные заболевания скелета : хондродистрофия (врожденное заболевание костно-хрящевой системы с непропорциональным ростом частей тела и нарушениями окостенения), рахит (заболевание, чаше всего встречающееся у детей младенческого возраста, вызвано витаминной недостаточностью и характеризуется нарушением обмена веществ).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
6

Слайд 6

Ведущим в клинической картине перечисленных заболеваний является двигательный дефект: задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций. Детский церебральный паралич (ДЦП) — это полиэтиологическое заболевание мозга, которое возникает в результате воздействия вредоносных экзогенных или эндогенных факторов во внутриутробном (пренатальном) периоде, в момент родов (интранатальном) или на первом году жизни (в раннем постнатальном периоде). Наиболее частые случаи возникновения ДЦП связаны с поражением мозга во внутриутробном периоде и в момент родов. При поражении мозга на ранних этапах онтогенеза наиболее тяжело страдают его «молодые» отделы — большие полушария, которые регулируют произвольные движения, речь и другие корковые функции. При ДЦП страдают двигательные, познавательные, речевые функции.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7

Двигательные нарушения при ДЦП имеют сложную структуру и включают следующие компоненты: Нарушения мышечного тонуса. Гипотонии -низкий мышечный тонус. Мышцы конечностей и туловища дряблые, вялые, слабые, объем пассивных движении значительно больше нормального. Понижение тонуса мышц во многом связано с недостаточной функцией мозжечка и вестибулярного аппарата. Дистония — меняющийся характер мышечного тонуса. В покое мышцы расслаблены, при попытках к движению тонус резко нарастает, в результате чего оно может оказаться невозможным. Спастичность - повышение мышечного тонуса. Мышцы в этом случае напряжены. При резком повышении мышечного тонуса часто наблюдаются сгибательные и приводящие контрактуры (ограничение объема пассивных движений в суставах), а также различные деформации конечностей. Р игидность - мышцы напряжены, находятся в состоянии тетануса ( максимальное повышение мышечного тонуса ). Нарушается плавность и слаженность мышечного взаимодействия.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8

2. Ограничение или невозможность произвольных движений (парезы и параличи). Центральный паралич — полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных (пирамидных) путей головного мозга. Центральный парез — ограничение объема движений обычно сочетается со снижением мышечной силы. Ребенок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
9

Слайд 9

3.Наличие насильственных движений. Гиперкинезы — непроизвольные, насильственные движения, обусловленные переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз и незаконченных движений. Насильственные движения могут быть выражены в мышцах артикуляционного аппарата, шеи, головы, различных отделов конечностей. Тремор — дрожание конечностей.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
10

Слайд 10

4. Нарушения равновесия и координации движений (атаксия) Проявляются в виде неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок не может сидеть или стоять без поддержки. Нарушения координации проявляются в неточности, несоразмерности движении (прежде всего рук), что вызывает трудности в освоении предметных действий. У детей с ДЦП нередко ослаблено чувство позы; у некоторых искажено восприятие направления движения, что тормозит развитие крупных и тонких координированных движений.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
11

Слайд 11

5. Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных, стато-кинетических рефлексов, которые обеспечивают формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной моторики. Синкинезии — это непроизвольные содружественные движения, сопровождающие выполнение активных движений. 6. Наличие патологических тонических рефлексов (лабиринтный тонический рефлекс, симметричный шейный тонический рефлекс, асимметричный шейный тонический рефлекс). Патологически усиленные позотонические рефлексы отражают тяжесть заболевания, они нарушают последовательное развитие двигательных функций, являются одной из причин формирования патологических поз, движений, контрактур и деформаций конечностей. У детей с церебральным параличом может наблюдаться сочетание указанных рефлексов, что значительно утяжеляет структуру их дефекта.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
12

Слайд 12: 2. Характеристика психического и речевого развития здорового и больного ребенка от 1месяца до 7 лет (по данным Л.А. Даниловой)

(4 нед. -1мес.)- Здоровый ребенок- держит ручки в кулачке, часто у губ. При взятии на руки в положении кормления наблюдается сосательный рефлекс. Лежа на животе малютка рефлекторно поворачивает головку в сторону, щурится от яркого света, поворачивает голову к свету, пытается поднимать и удерживать головку, лежа на животе. Издает тихие звуки. Иногда ребенок прислушивается к звукам речи, к пению. Появляется первая улыбка в ответ на разговор взрослого. У ребенка с ЦП ладони разогнуты или только слегка согнуты пальцы. Сосательный рефлекс при взятии на руки не проявляется. Нарушается синхронность между дыханием и сосательными движениями, во время сосания захлебывается. При одностороннем поражении заметно, что при плаче и крике ребенка обе стороны лица участвуют не с одинаковой интенсивностью. Лежа на животе, младенец не поворачивает голову в сторону, отсутствуют рефлексы поворота головы и глаз к свету. Предмет глазами не фиксирует. Отсутствует сосредоточение взгляда на блестящих и ярких предметах.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13

(16 нед-4мес). У здорового ребенка к этому времени наблюдается исчезновение физиологической гипертонии новорожденных. Младенец лежит на животе несколько минут, упираясь на предплечья и хорошо удерживая голову. У него появляется рефлекс ползания. Ребенок рассматривает свои ручки, голову держит прямо, несколько минут может сидеть с поддержкой. Поддерживаемый под мышки, упирается ножками, согнутыми в тазобедренных суставах, о колени матери. Значительно увеличивается срок бодрствования. Ребенок начинает интересоваться окружающей действительностью, фиксирует глазами предмет, прислушивается к звучащим игрушкам, сосредоточивает свой взгляд на лице взрослого, находясь в вертикальном положении у него на руках. В ответ на разговор проявляет радость улыбкой, звуками и оживленными движениями рук и ног («комплекс оживления»). Случайно наталкивается руками на игрушку, висящую над грудью. По звуку отыскивает невидимый объект, поворачивает голову к источнику звука. Во время бодрствования часто улыбается, издает громкие звуки, выпремляет и сгибает руки и ноги. Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью игрушки. Во время кормления пытается придерживать руками бутылку.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14

У больного ребенка в этот период наблюдается усиление физиологической гипертонии. Рефлексы ползания и хватательный отсутствуют. Ребенок не тянется к игрушкам, голову не держит, лежит пассивно. Статические положения тела освоить не может, не сидит – падает на бок или на спину, рефлекс ползания не проявляется, с поддержкой не сидит. Если взять ребенка подмышки, то опору не ищет, ножки оказываются в положении «перекреста» или свисают как «плети». Малыш безучастен к окружающим, не реагирует на появление взрослых. Лицо амимичное, наблюдается затруднения при сосании и глотании. Игрушками не интересуется. «Комплекс оживления» не наблюдается. Индифферентен к игрушкам, к окружающим. Редко улыбается, причем улыбка носит рефлекторный характер и не имеет эмоциональной окраски. Во время еды продолжает захлебываться жидкой пищей. Руки при еде пассивны

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15

10 мес. Здоровый ребенок подражает взрослому, повторяет за ним разнообразные звуки и слоги. По просьбе взрослого находит и подает названную игрушку («дай мяч», «дай куклу»). Адекватно включается в игру: «ку-ку», «сорока-ворона». Производит действия с предметами: вынимание и вкладывание эти действия приобретают устойчивый характер. У больного ребенка подражательных реакций не наблюдается, адекватной реакции на обращенную речь не отмечается. При односторонних поражениях выявляется частичная амимичность лица и способность ребенка тянуться к предмету только одной рукой. 12 мес. Здоровый ребенок самостоятельно ходит на широко расставленных ногах, походка неустойчивая. Ребенок правильно держит ложку, надевает на палец мелкие предметы, слезает со стула, дивана, обходит препятствия, доставая игрушки. При еде активен, пытается держать ложку самостоятельно. В этот период малыш начинает делать первые постройки (ставит кубики один на другой). Легко подражает новым слогам, произносит около 10 слов. Запас понимаемых слов постепенно увеличивается. Больной ребенок сам не ест, к еде безразличен, продолжает захлебываться пищей. Кубики перебирает бессмысленно, постройки делать не может.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16

2 года. Здоровый ребенок бегает, может ходить по лестнице вверх и вниз. Чашку держит одной рукой, самостоятельно открывает и закрывает двери. В этот период становится опрятным. Малыш играет: «кормит куклу», «прячет игрушку», разбирает и собирает пирамиду и матрешку, производит выбор из 3-4 игрушек, дифференцирует и знает по названию 3-4 цвета. Различает крики домашних животных и имитирует их. Любит играть с другими детьми. Больной ребенок. Не ходит, с детьми не играет. Шагать по лестнице даже с поддержкой не может. Чашку не удерживает, дверь открыть не может. Цвета не всегда дифференцирует даже по аналогии. Крики животных не различает и не имитирует их. В тематические игры не играет. Как видно из приведенного материала, психомоторное отставание больного ребенка наблюдается уже с первого месяца жизни, особенно заметным оно становится к четырем месяцам. К году у малыша нет готовности к овладению вертикальным положением и значительно ограничены сенсорные возможности

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17

3 года. У здорового ребенка двигательная функция к этому времени уже значительно развилась. Он может некоторое время стоять на одной ноге. В этот период у него развились дифференцированные координированные движения: бросает и ловит мяч, ездит на трехколесном велосипеде. Рисует домик, машину, держа карандаш в одной руке. Листает книгу по одной странице. Ест самостоятельно, но неопрятно, с небольшой помощью одевается и раздевается. Дифференцирует основные цвета спектра и знает названия 3-4 цветов. Правильно называет знакомый предмет, отличает некоторые его признаки. Различает день, ночь. Правильно определяются направления в пространстве: вверх, вниз, вперед, назад. Ребенок с ЦП ходит только с посторонней помощью. Координация движения недостаточная, бросает мяч и тут же падает. На велосипеде ездить не может. Сам не ест, рисует только хаотичные линии. Самостоятельно не одевается и не раздевается. Основные направления в пространстве не определяет, периоды суток не вычленяет.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18

4 года. У здорового ребенка значительно развилась моторика. Он свободно ходит, бегает много, умеет выполнять движения в заданном темпе, сдерживать свои движения по инструкции. Учится ходить на лыжах. Самостоятельно одевается, раздевается и ест. Развиваются ручные действия в играх с предметами (конструирует из кубиков, делает постройки из песка). Различает геометрические формы- круг, квадрат, шар, кубик. Грамматически правильно оформлена экспрессивная, фразовая речь, отмечается лишь косноязычное произношение шипящих и сонорных звуков. У больного ребенка двигательные возможности резко ограничены: ходит он с трудом, часто с помощью протезов, опираясь на палку или костыли. Самостоятельно не одевается и не раздевается, ест только с помощью взрослых. Ручные действия значительно отстают в своем развитии. Путают основные цвета и формы предметов по названию и подобию. Отмечается резкое отставание пассивного и активного словаря. В экспрессивной речи преобладают существительные, реже глаголы, а прилагательные и служебные части речи почти не встречаются. Фразы короткие, не всегда правильно оформленные грамматически.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
19

Слайд 19

6 лет. Здоровый ребенок овладел уже точными координированными движениями: катается на двухколесном велосипеде, на коньках, спускается на лыжах с небольших горок, плавает, прыгает на одной ножке. Экспрессивная речь чистая, в артикуляционном аппарате отмечаются, дифференцированные движения. Фонематический слух и анализ сформированы для овладения программным материалом по обучению грамоте. Больной ребенок еще овладел двигательными навыками пользования велосипедом, коньками, лыжами, плавать научиться не может. В экспрессивной речи наблюдается косноязычие. Часто отмечается псевдобульбарный синдром. Фонематический анализ не сформирован. Фонематический слух грубо нарушен. В 7 лет здоровый ребенок обучается в школе. Его фонематический слух и анализ, пассивный и активный словарь достаточно сформированы для овладения программным материалом. У больного ребенка отмечаются нарушения фонематического слуха, которые затрудняют обучение письму и чтению, особенно затруднена дифференцировка близких по звучанию фонем (свистящих, шипящих и глухих, твердых и мягких, а также аффрикат). Наблюдаются трудности при написании сочетания букв и даже при построении буквы, а также при изучении материала по геометрии. В экспрессивной речи сохранилось косноязычие. Идет отставание в формировании словаря.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20: 3.Нарушения психического развития при ДЦП

Проблема нарушений психического развития и их коррекции при ДЦП рассматривается в трудах Л.А. Даниловой, Э.С. Калижнюк, Г.В. Кузнецовой, И.Ю. Левченко, Е.М. Мастюковой, О.Г. Приходько, К.А. Семеновой. Авторы отмечают, что аномалии развития психики при ДЦП включают нарушения формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности. Отклонения в познавательной деятельности характеризуются неравномерным, дисгармоничным характером интеллектуальной недостаточности, выраженностью психоорганических проявлений, недостаточностью сведений и представлений об окружающем мире. Неравномерный, дисгармоничный характер интеллектуальных нарушений характеризуется недостаточностью одних интеллектуальных функций, задержкой развития других и сохранностью третьих, что связано с ранним органическим поражением мозга. Несформированность высших корковых функций — важное звено нарушений познавательной деятельности при ДЦП. Чаше всего отмечаются недостаточность пространственных и временных представлений, затруднения в дифференциациях правой и левой стороны тела, оптико-пространственные нарушения, недостатки стереогноза (ребенок не может узнавать предметы на ощупь, не ориентируется в схеме собственного тела, не может дифференцировать пространственные отношения), недостатки процессов сравнения и обобщения, недостаточность развития фонематического слуха.

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21

Психоорганический синдром проявляется в замедленности, истощаемости психических процессов, в трудности переключения на другие виды деятельности, в недостаточности концентрации внимания, в замедленности восприятия, в снижении объема механической памяти. Бедность представлений об окружающем мире обусловлена вынужденной изоляцией, ограничением коммуникативных контактов, затруднениями в познании окружающего мира в связи с проявлением двигательных расстройств, нарушениями сенсорных функций. Патология зрения и слуха (которая отмечается примерно в 25% случаев), мьшечно-суставного чувства негативно влияет на восприятие, затрудняет интеллектуальную деятельность. У многих детей наблюдается низкая познавательная активность. По состоянию интеллекта дети с ДЦП составляют разнородную группу. В ряде случаев интеллект может быть близок к норме, в других отмечается умственная отсталость, чаще всего имеет место задержка психического развития церебрально-органического генеза. В этом случае на первый план выступают недостатки мыслительной деятельности, несформированность мыслительных операций. При своевременно начатой адекватной коррекционной работе эти дети демонстрируют положительную динамику. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности или, напротив, заторможенности застенчивости, робости.

Изображение слайда
1/1
22

Слайд 22

Наблюдается сочетание повышенной эмоциональной возбудимости с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакцией протеста, иногда наблюдается эйфоричный фон настроения — не оправданное реальной действительностью благодушное, повышенно-радостное настроение. Личностное развитие также имеет особенности. Чаще всего отмечается личностная незрелость: наивность суждений, слабая ориентированность в бытовых и практических вопросах. Дети с сохранным интеллектом часто не уверены в себе, недостаточно самостоятельны, обладают повышенной внушаемостью. У детей с умственной отсталостью недоразвитие всех психически функций носит тотальный характер. На первый план выступает недостаточность высших форм познавательной деятельности — восприятия, памяти, мышления, а также гностических функций; эти нарушения являются стойкими и необратимыми. В структуре дефекта у детей с церебральным параличом значительное место занимают нарушения речи, частота которых составляет до 80%. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. У детей с церебральным параличом основными формами речевых нарушений являются дизартрия, алалия. На ранних этапах наблюдается задержка речевого развития, а в дальнейшем недоразвитие речи носит системный характер.

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23: 4. Классификация ДЦП

СПАСТИЧЕСКАЯ ДИПЛЕГИЯ Спастическая диплегия — наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. Ею страдают более 50% больных церебральным параличом. Основным признаком спастической диплегии является повышение мышечного тонуса (спастичность) в конечностях с ограничением силы и объема движений в сочетании с сохраняющимися тоническими рефлексами. Тяжесть речевых, психических и двигательных расстройств варьируется в широких пределах, это связано со временем и силой воздействия вредоносных факторов. спастическая диплегия — это благоприятная форма заболевания в плане преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении становления двигательных функций.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
24

Слайд 24

ДВОЙНАЯ ГЕМИПЛЕГИЯ Это самая тяжелая форма ДЦП, при которой имеет место тотальное поражение мозга, прежде всего его больших полушарий. Двигательные расстройства выражены в равной степени в руках, и в ногах, либо руки поражены сильнее, чем ноги. Произвольная моторика отсутствует или резко ограничена. Дети не сидят, не стоят, не ходят. Функции рук практически не развиваются. Почти у всех детей отмечаются грубые нарушения речи по типу анартрии, тяжелой дизартрии. Прогноз двигательного развития неблагоприятный. Стояние и ходьба невозможны. Некоторые дети с трудом овладевают навыком сидения, но даже в этом случае тяжелые отклонения в психическом развитии препятствуют их социальной адаптации. В большинстве случаев дети необучаемы. Тяжелые двигательные нарушения рук, сниженная мотивация исключают самообслуживание и даже простую трудовую деятельность. Это указывает на полную или почти полную инвалидность ребенка.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Слайд 25

ГЕМИПАРЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП Эта форма характеризуется односторонним повреждением одноименных (левых или правых) конечностей. Рука обычно поражается больше, чем нога. Имеет место поражение преимущественно одного полушария, его корковых отделов и ближайших подкорковых ядер. Нарушение корковых функций одного из полушарий проявляется в виде гемипареза. Дети с гемипарезами овладевают возрастными двигательными навыками позже, чем здоровые. Со временем формируется стойкая патологическая установка конечностей и туловища: приведение плеча, сгибание и пронация предплечья, сгибание и отклонение кисти, приведение большого пальца руки, сколиозов позвоночника. Патология речи отмечается у 30—40% детей, чаще по типу дизартрии или моторной алалии. Степень интеллектуальных нарушений вариабельна от легкой до грубого интеллектуального дефекта. Прогноз двигательного развития в большинстве случаев благоприятный. Возможность самообслуживания зависит от степени поражения руки. Как правило, дети с гемипарезами оказываются обучаемыми.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
26

Слайд 26

ГИПЕРКИНЕТИЧЕСКАЯ ФОРМА ДЦП Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкорковых отделов мозга. Двигательные расстройства проявляются в виде непроизвольных насильственных движений — гиперкинезов. При гиперкинетической форме произвольная моторика развивается с большим трудом. Дети длительное время не могут научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить. Походка обычно не плавная, толчкообразная, асимметричная. Равновесие при ходьбе легко нарушается, но стоять на месте больным труднее, чем идти. Произвольные движения маловыразительные, размашистые, дискоординированные; затруднена автоматизация двигательных навыков, особенно навыка письма. Речевые нарушения наблюдаются у 90-100% больных, чаще в форме гиперкинетической дизартрии. В 20-30% случаев выявляют снижение слуха, преимущественно на высокие тона, в 10—15% — судороги. Психическое развитие нарушается меньше, чем при других формах церебрального паралича, т. е. интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно. У 50 % детей наблюдается ЗПР. Прогноз развития двигательных функций зависит от тяжести поражения нервной системы, от характера и интенсивности гиперкинезов.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
27

Слайд 27: 5. Коррекционная работа с детьми раннего и дошкольного возраста при ДЦП

Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, а в дальнейшем — общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. В комплексное восстановительное лечение ДЦП включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры.

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28

Коррекционно-педагогическая работа с детьми, страдающими церебральным параличом, строится с учетом следующих принципов : системный подход к коррекционно-педагогической работе, который предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых и психических нарушений. раннее начало комплексного воздействия с опорой на сохранные функции. организация работы в рамках ведущей деятельности с учетом закономерностей онтогенетического развития. наблюдение за динамикой психоречевого развития. сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы. тесное взаимодействие с семьей ребенка. Оптимальный вариант предполагает раннее, на первом году жизни, начало комплексной медико-психолого-педагогической коррекции. Такая помощь может быть оказана ребенку в условиях стационара. Важно обучить родителей приемам коррекционного воздействия.

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в раннем возрасте являются : — формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность. - формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания, переключения в деятельности; — формирование речевого и предметно-действенного общения с окружающими (развитие понимания обращенной речи, собственной речевой активности; формирование всех форм безречевой коммуникации — мимики, жеста и интонации); развитие элементарных представлений об окружающем мире; стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового кинестетического восприятия); формирование функциональных возможностей кистей и пальцев рук; развитие зрительно-моторной координации (путем формирования пассивных и активных действий);

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы в дошкольном возрасте являются: развитие игровой деятельности; развитие речевого общения с окружающими; расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире; развитие сенсорных функций; формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза; развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образной и элементов абстрактно-логического); формирование математических представлений; развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом; воспитание навыков самообслуживания и гигиены. Значительное место в коррекционно-педагогической работе при ДЦП отводится логопедической коррекции. Ее основная цель — развитие вербальных средств общения, совершенствование произносительной стороны речи, ее разборчивости. С 3 лет дети с ДЦП, способные к передвижению и владеющие навыками опрятности, могут поступить в специальный детский сад или группу. Наполняемость групп 8 человек. Коррекционно-педагогическая работа в детских садах такого профиля строится с опорой на программно-методические материалы, разработанные Е.Ф. Архиповой, Л.А. Даниловой, Г.В. Кузнецовой, И.Ю. Левченко, О.Г. Приходько, Н.В.Симоновой, И.В. Смирновой.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
31

Слайд 31: 6. Обучение детей с ДЦП в специальных (коррекционных) школах VI вида

Выпускники специальных групп с негрубыми двигательными нарушениями могут обучаться в общеобразовательной школе. Дети с выраженными двигательными расстройствами направляются на обучение в школы VI вида. Цель коррекционного воспитания и обучения — всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями. В специализированных школах-интернатах обучают­ся 60—70% детей с церебральным параличом. Коррекционные учреждения VI вида осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: начальное общее образование (4—5 лет), основное общее образование (6 лет), среднее образование (2 года). Общий срок обучения составляет 12 лет. Наполняемость классов 10 человек. В первый класс принимаются, как правило, дети 7-летнего возраста. Для детей, не посещавших детский сад, открываются подготовительные классы. Задачи работы с детьми в подготовительном классе: выявление состояния интеллекта, уровня обученности ребенка и его потенциальных возможностей, подготовка к дельнейшему обучению в школе по адаптированной про­грамме (массовой или специальной).

Изображение слайда
1/1
32

Слайд 32

Задачами специализированного образовательного процесса в школе для детей с ДЦП являются: сочетание обучения и воспитания с лечебно-восстановительными мероприятиями, трудовая подготовка, профессиональная ориентация. Содержание коррекционно-развивающей работы предполагает: последовательное развитие познавательной деятельности и коррекцию ее нарушений; целенаправленное формирование высших психических функций; воспитание устойчивых форм поведения и деятельности, необходимых для социально-бытовой адаптации. Одна из форм организации педагогической помощи является надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата. С одной стороны, надомное обучение включает данную категорию детей в образовательное пространство, с другой — имеет ряд недостатков: сокращенная общеобразовательная программа, нерегулярность домашних уроков, изоляция ученика от общества сверстников, отсутствие возможности профориентации. В школах-интернатах трудовое воспитание осуществляется как в процессе повседневной жизни, так и на специальных занятиях по трудотерапии, имеются трудовые мастерские: швейные, столярные, слесарные. Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу, садоводству и другим специальностям.

Изображение слайда
1/1
33

Слайд 33

Профориентация проводится в течение всего образовательного процесса. Цель профориентации: подготовка к будущей профессии в соответствии с психофизиологическими возможностями детей с церебральным параличом, интересами воспитанников. При сохранном интеллекте выпускники могут овладеть профессиями программиста, экономиста, бухгалтера, библиотекаря, переводчика и др. Для получения профессионального образования предоставляется возможность льготного поступления в профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения. Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК), проводится экспертиза трудоспособности.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
34

Последний слайд презентации: Лекция 8. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО: Благодарим за внимание

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже