Презентация на тему: Лекция № 8 Т ема 2.2. Бортовые системы контроля и индикации работы

Лекция № 8 Т ема 2.2. Бортовые системы контроля и индикации работы авиадвигателей 2.2.1. Бортовая система контроля работы авиадвигателей БСКД-90: назначение,
Лекция № 8 Т ема 2.2. Бортовые системы контроля и индикации работы
Назначение и основные технические данные БСКД-90
Назначение и основные технические данные БСКД-90
Назначение и основные технические данные БСКД-90
Назначение и основные технические данные БСКД-90
Назначение и основные технические данные БСКД-90
Состав БСКД-90: БППД2-1, БППД3-1, ЦВМ80-401,МВ-06-1, БЭ-45, ИЦС5-1, ДРТ5-3А, ДМК3-2, УПС4-1, ДКТ1-1
2.2.2. Схема связи БСКД-90 с системами самолета
Лекция № 8 Т ема 2.2. Бортовые системы контроля и индикации работы
Лекция № 8 Т ема 2.2. Бортовые системы контроля и индикации работы
2.2.2. Схема связи БСКД-90 с системами самолета
Взаимодействующие датчики и сигнализаторы
Взаимодействующие датчики и сигнализаторы
Лекция № 8 Т ема 2.2. Бортовые системы контроля и индикации работы
Лекция № 8 Т ема 2.2. Бортовые системы контроля и индикации работы
Взаимодействующие датчики и сигнализаторы
Лекция № 8 Т ема 2.2. Бортовые системы контроля и индикации работы
Взаимодействующие датчики и сигнализаторы
Лекция № 8 Т ема 2.2. Бортовые системы контроля и индикации работы
Взаимодействующие датчики и сигнализаторы
Отображение информации на ИМ (кадр ДВ/СИГН)
Взаимодействующие датчики и сигнализаторы
Взаимодействующие датчики и сигнализаторы
2.29. Электрическая структурная схема БСКД-90
2.2.3. Электрическая структурная схема БСКД-90
1/26
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 12)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (483 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция № 8 Т ема 2.2. Бортовые системы контроля и индикации работы авиадвигателей 2.2.1. Бортовая система контроля работы авиадвигателей БСКД-90: назначение, состав, основные технические данные 2.2.2. Схема связи БСКД-90 с системами самолета 2.2.3. Электрическая структурная схема БСКД-90

Изображение слайда
2

Слайд 2

2.2.1. Бортовая система контроля работы авиадвигателей БСКД-90: назначение, состав, основные технические данные 19 В настоящее время отдельные приборы и системы контроля работы двигателя (манометры, тахометры, термометры, измерители вибрации) объединяют в единый комплекс контроля работы двигателя. При этом обработка информации ведется в цифровом виде с помощью специализированной БЦВМ. К такому комплексу контроля работы двигателя можно отнести бортовую систему контроля двигателя БСКД-90, которая устанавливается на самолете Ту-204-300. КИСС – комплексная информационная система сигнализации МСРП – магнитная система регистрации параметров полета РЭД – регулятор электронный двигателя АСК – автоматизированная система контроля САС – система аварийной сигнализации ЧР - режим повышенной тяги двигателя ВНА - входной направляющий аппарат компрессора KПB КВД - промежуточный корпус компрессора высокого давления ЗПВ ПС – положение заслонок подпорных ступеней компрессора ИЦС5-1 – индикатор уровня масла

Изображение слайда
3

Слайд 3: Назначение и основные технические данные БСКД-90

18 Бортовая система контроля двигателя БСКД-90 предназначена для выполнения следующих функций: - прием информации с датчиков, сигнализаторов и систем, установленных на двигателе и самолете; - нормализацию и преобразование аналоговой и дискретной информации в цифровой код; - обработку полученной от датчиков информации по заданным алгоритмам; - выдачу информации в системы самолета. БСКД-90 имеет основной и резервный каналы. Основной канал формирует и выдает в самолетные системы информацию по контролю двигателя в полном объеме. Резервный канал осуществляет дублирование контроля основных параметров (n В, n КВД и Т Г ) и обеспечивает выдачу этих параметров и параметров вибрации, а также сигналов «Т ГАЗА ВЕЛИКА» и «ОБОРОТЫ ПРЕДЕЛ» на средства сигнализации и регистрации при отказе основного канала, в том числе и на аварийном электропитании.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Назначение и основные технические данные БСКД-90

17 БСКД имеет встроенные средства контроля, которые обеспечивают: - отключение неисправных каналов информации; - переключение на прием и использование информации от РЭД; - предполетный контроль системы на земле от кнопки БСКД KОHTP, расположенной на щитке контроля РЭД; - выдачу в системы КИСС, МСРП сигналов об отказавшем элементе системы или взаимодействующего датчика.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Назначение и основные технические данные БСКД-90

16 БСКД обеспечивает выполнение следующих основных функций по контролю двигателя и его систем: - допусковый контроль измеренных параметров и выдачу в КИСС, МСРП, АСК и САС сигналов неисправности при достижении параметрами предельных значений; - контроль работы механизации компрессора (ВНА, KПB КВД, ЗПВ ПС); - контроль работы системы охлаждения турбины; - формирование сигнала на выключение двигателя и выдачу его в СAС на табло красного цвета ВЫКЛЮЧИ ДВ1(2) на пульте пилотов среднем и в КИСС в кадры ДВ/СИГН, СИГН в виде текста ДВ1(2) ВЫКЛЮЧИ ДВИГАТЕЛЬ красного цвета; - формирование и выдачу сигнала желтого цвета ДВ1(2) ПЕРЕГРЕВ в кадры ДВ/СИГН КИСС и ДВ1(2) ПЕРЕГР на табло на щитке ПОЖАРНАЯ ЗАЩИТА;

Изображение слайда
6

Слайд 6: Назначение и основные технические данные БСКД-90

15 - контроль уровней вибрации в узлах подвески двигателя в районе разделительного корпуса (РК) и задней подвески (ЗП) по ротору вентилятора и ротору КВД, формирование и выдачу сигналов: - желтого цвета ВИБР ВЕЛИКА на табло САС и ДВ1(2) ВИБР ВЕЛИКА в КИСС в кадры ДВ/СИГН, СИГН при уровнях вибрации РК и/или ЗП 60 мм/с по ротору вентилятора и 50 мм/с по ротору КВД; - красного цвета ДВ1(2) ВИБР ОПАСНАЯ в КИСС в кадры ДВ/СИГН, СИГН при уровнях вибрации РК и/или ЗП 90 мм/с по ротору вентилятора и 70 мм/с по ротору КВД; - контроль положений и исправности реверсивного устройства; - подсчет времени работы двигателя на режиме ЧР; - контроль часового расхода масла за полет; - подсчет времени запуска и контроль времени выбега роторов двигателя;

Изображение слайда
7

Слайд 7: Назначение и основные технические данные БСКД-90

14 - подсчет наработки двигателя и выдачу результатов подсчета в МСРП после окончания полета; - формирование признаков работающего и неработающего двигателя и выдачу их (сигналы напряжением +27 В) в системы самолета: в гидросистему (для ВД, НС), в СЭС, а также в КИСС и в РИ (речевой информатор) сигнала ДВ1(2) НЕ РАБОТАЕТ ; - выдачу информации от РЭД о параметрах двигателя и отказах РЭД в КИСС, МСРП; - формирование дискретного сигнала ЧР по информации от РЭД и выдачу его в РИ; - анализ тенденций изменения основных параметров двигателя в течение полета; - контроль уровня масла при заправке. На самолете установлены два автономных комплекта БСКД.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Состав БСКД-90: БППД2-1, БППД3-1, ЦВМ80-401,МВ-06-1, БЭ-45, ИЦС5-1, ДРТ5-3А, ДМК3-2, УПС4-1, ДКТ1-1

13 Каждый комплект системы включает агрегаты, установленные на двигателе и самолете. На двигателе установлены: - блок БППД2-1 преобразования параметров двигателя ; - ДМК3-2 - датчик уровня масла в баке; - ДРТ5 - датчик расхода топлива через камеры сгорания; - MB-06 - два датчика вибрации разделительного корпуса и задней подвески по вертикальной оси. На самолете в техотсеке №3 установлены: - блок БППД3-1 преобразования параметров двигателя (резервного канала БСКД) ; - ЦВМ80-401М - цифровая вычислительная машина; - БЭ-45 - электронный блок аппаратуры вибрации; - ДКТ1-1 - термокомпенсационная колодка; - УПС-4 - блок подгрузки сигнализаторов.

Изображение слайда
9

Слайд 9: 2.2.2. Схема связи БСКД-90 с системами самолета

12 Взаимосвязь блоков БСКД с системами самолета осуществляется следующим образом. ЦВМ80-401М принимает информацию от РЭД-90 и выдает информацию о работе двигателя в системы КИСС, MCРП, KTЦ и ВСС (данные о расходе топлива), РИ, ВД, НС, СЭС, САС (на табло ВЫКЛЮЧИ ДВ1(2)), а также выдает дискретный сигнал о включении ЧР (чрезвычайного режима) в блок БППД3-1. БППД3-1 получает сигналы : - "Опора обжата" от системы шасси, - "ПОС в/з включена" – от противообледенительной системы, - сигнал запуска – от системы запуска, - сигнал "ЧР"– от ЦВМ80-401М и выдает сигналы напряжением +27 В на табло САС Т ГАЗА ВЕЛИКА, ОБОРОТЫ ПРЕДЕЛ, в РИ для формирования речевого сообщения " ДВИГАТЕЛЬ ПЕРВЫЙ (ВТОРОЙ) ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ РЕЖИМ ".

Изображение слайда
10

Слайд 10

11

Изображение слайда
11

Слайд 11

11

Изображение слайда
12

Слайд 12: 2.2.2. Схема связи БСКД-90 с системами самолета

10 Взаимосвязь элементов внутри БСКД осуществляется следующим образом. Блок преобразования параметров двигателя БППД2-1 получает информацию от датчиков, установленных на двигателе, преобразует ее в код и выдает в ЦВМ80-401М. Блок БППД3-1 получает информацию от отдельных датчиков, установленных на двигателе, и от блока БЭ-45, преобразует в код и выдает в ЦВМ80-401М. Блок БЭ-45 получает информацию от датчиков вибрации, установленных на двигателе, преобразует и выдает в БППД3-1. БСКД включается выключателем БСКД ДВ1 (ДВ2), расположенным на щитке включения систем в кабине экипажа. При этом включается непрерывный контроль системы от ВСК. При неработающем двигателе проверяются только те датчики, параметры которых находятся в рабочем диапазоне. Контроль остальных датчиков начинается при запуске двигателя. При отказе ЦВМ80-401М информация в самолетные системы КИСС, МСРП, на табло выдается с блока БППД3-1, а выдача информации в КТЦ и BCС прекращается.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Взаимодействующие датчики и сигнализаторы

Основной канал БСКД принимает, использует в обработке и передает в системы самолета информацию о текущих значениях параметров n в, n вд, Т г, Р вх, Р к, Т вх,  руд,  вна, полученных в кодовом виде от основного и (при отказе основного) дублирующего канала РЭД-90. При отсутствии или недостоверности информации, полученной от РЭД, основной канал БСКД переключается на прием информации от блока БППД2-1 по параметрам n в, n вд, Т г, Р вх,Т вх. Кроме датчиков уровня масла – ДМК-3, расхода топлива – ДРТ5, вибрации МВ-06 и температуры – ДКТ1-1 информацию о параметрах работы двигателя в БППД2-1 предоставляют: - датчик температуры газа за турбиной низкого давления Т-99; - датчики частоты вращения роторов вентилятора и КВД; - датчик давления топлива на входе в насос-регулятор Р вх ; - датчик температуры топлива на входе в насос-регулятор Т вх. 9

Изображение слайда
14

Слайд 14: Взаимодействующие датчики и сигнализаторы

Светосигнальные табло: - ПОМПАЖ загорается при помпаже двигателя, выдается из РЭД. - ВИБР ВЕЛИКА при уровнях вибрации РК и/или ЗП 60 мм/с по ротору вентилятора и 50 мм/с по ротору КВД, выдается из блока БЭ-45; - Т ГАЗА ВЕЛИКА загорается при температуре газа за турбиной низкого давления, равной или большей 660ºС, на всех режимах работы двигателя, кроме режима ЧР, на режиме ЧР – при значении равном или большем 720ºС, выдается из блока БППД3-1; - ОБОРОТЫ ПРЕДЕЛ загорается при частоте вращения ротора КВД, равной или большей 12240 об/мин (98%), или частоте вращения ротора вентилятора, равной или большей 4700 об/мин (100,2%), на всех режимах работы двигателя, кроме ЧР, на режиме ЧР – при n 2 ≥ 12540 об/мин (100,4%) или n 1 ≥ 4840 об/мин (103,2%), выдается из блока БППД3-1; 8

Изображение слайда
15

Слайд 15

Помпа́ж  ( фр.   pompage ) —  срывной режим  работы авиационного  турбореактивного двигателя, нарушение газодинамической устойчивости его работы, сопровождающийся хлопками в воздухозаборнике из-за противотока газов, дымлением выхлопа двигателя, резким падением тяги и мощной вибрацией, которая способна разрушить двигатель. Воздушный поток, обтекающий лопатки рабочего колеса, резко меняет направление, и внутри турбины возникают турбулентные завихрения, а давление на входе компрессора становится равным или бо́льшим, чем на его выходе. В зависимости от типа компрессора помпаж может возникать вследствие мощных  срывов потоков  воздуха с передних кромок лопаток рабочего колеса и лопаточного диффузора или же срыва потока с лопаток рабочего колеса и  спрямляющего аппарата. Одним из первых термин «помпаж» по отношению к реактивному двигателю применил академик  Б. С. Стечкин  в 1946 году [1].

Изображение слайда
16

Слайд 16

Изображение слайда
17

Слайд 17: Взаимодействующие датчики и сигнализаторы

Светосигнальные табло: - МАСЛО загорается при срабатывании сигнализаторов в случае: - при давлении масла в нагнетающей магистрали равном или меньшем (1,6 ± 0,3) кгс/см 2 ; - при давлении в суфлирующих полостях равном или большем (0,6 ± 0,2) кгс/см 2 ; - при уровне масла в маслобаке равном или меньшем 5 л; - при наличии стружки в масле; - Р ТОПЛИВА МАЛО загорается при давлении топлива перед НР-90 (насосы-регуляторы) равном или меньшем (2,8 ± 0,25) кгс/см 2 по сигналу с сигнализатора; - n СТАРТЕР загорается при частоте вращения n 2 = (56,8 ± 2,8)%,сигнал выдается из САУ-90; - ЗАМОК РЕВЕРСА загорается при открытии замка реверса по сигналу с сигнализатора; - РЕВЕРС ВКЛ загорается при установке створок реверса в положение «ОБРАТНАЯ ТЯГА» по сигналу с сигнализатора; 7

Изображение слайда
18

Слайд 18

Суфлеры предназначены для выпуска воздуха и газов из масляных полостей двигателя в атмосферу, для отделения от потока воздуха и газа частичек масла и для поддержания заданного избыточного давления в суфлируемых полостях. Избыточное давление в суфлируемых полостях поддерживается тарельчатым клапаном в пределах 0,01–0,03МПа. При увеличении давления сверх допустимого этот клапан открывается и перепускает воздух в атмосферу. Конструктивно центробежный суфлер представляет собой вращающуюся с большой скоростью крыльчатку, расположенную в корпусе. При работе двигателя в полость крыльчатки поступает воздух, содержащий небольшое количество паров и мелких капель масла. Под действием центробежных сил частички масла отбрасываются на стенку корпуса, откуда по специальным канавкам накопившееся масло сливается в картер двигателя. При этом уменьшаются безвозвратные потери масла. Воздух, очищенный от масла, через полый вал крыльчатки выводится в атмосферу. Вращающаяся крыльчатка имеет определенное гидросопротив-ление, благодаря чему в суфлируемых полостях создается избыточное давление, обеспечивающее нормальную работу откачивающих насосов и уплотнений масляных полостей опор ротора двигателя.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Взаимодействующие датчики и сигнализаторы

Светосигнальные табло: - ВЫКЛЮЧИ ДВИГАТЕЛЬ загорается при формировании в ЦВМ80 интегрального сигнала неисправности двигателя по следующим комбинациям сигналов: - «Вибрация велика» и «Стружка в масле»; - «Давление масла мало» и «Масла мало»; - «Стружка в масле» и «Давление масла мало»; - «Вибрация велика» и «Опасная температура газа»; - «Помпаж» и «Вибрация велика»; - «Предельная температура масла на входе» и «Стружка в масле»; - «Предельная температура масла на выходе» и «Повышенная вибрация»; - «Стружка в масле» и «Масла мало». Выдается из УПС4-1. Табло загорается также при наличии сигнала «Пожар» и при срабатывании СЗРТ. Светодиод 3Л314Г исправности БСКД. 6

Изображение слайда
20

Слайд 20

Изображение слайда
21

Слайд 21: Взаимодействующие датчики и сигнализаторы

Сигнализаторы. Сигнализатор давления МСТ-100А предназначен для выдачи сигнала при повышении давления более 100 кгс/см 2 в гидросистеме за краном управления реверсом КР-90 после перевода рычага крана КР-90 в положение обратной тяги. Система сигнализации положения РУ состоит из двух сигнализаторов положения замка и двух сигнализаторов обратной тяги типа ПКТ-6М. Сигнализаторы замка установлены на корпусе замка, сигнализаторы обратной тяги установлены на неподвижном силовом корпусе РУ двигателя. Один сигнализатор замка и один сигнализатор обратной тяги выдают сигналы в бортовую систему контроля двигателя БСКД-90, которая выдает в КИСС на экран информацию о положении элементов РУ и их неисправности. Второй сигнализатор замка выдает сигналы в электрическую систему управления реверсом тяги, в систему САС на табло «ЗАМОК РЕВЕРСА». Второй сигнализатор обратной тяги выдает сигнал в САС на табло «РЕВЕРС ВКЛ». 5

Изображение слайда
22

Слайд 22: Отображение информации на ИМ (кадр ДВ/СИГН)

1 Рамка для отображения сигналов, формирующих интегральный сигнал НЕ ГОТОВ ВЗЛЕТУ. 2 Сигнализация о включении реверса двигателя №1 или открытом положении замка реверса двигателя №1. 3 Счетчик температуры наружного воздуха ТН. 4 Сигнализация о включении реверса двигателя №2 или открытом положении замка реверса двигателя №2. 5 Шкала оборотов N1 двигателя №2. 6 Сигнализация ЗПВ ПС 2 группы двигателя №2. 7 Сигнализация положения клапана перепуска КП1 двигателя №2. 8 Шкала оборотов N2 двигателя №2. 9 Сигнализация положения клапана перепуска КП2 двигателя №2. 10 Шкала температуры выходящих газов ТГ двигателя №2. 11 Счетчик положения РУД двигателя №2. 12 Счетчик положения РУД двигателя №1. 13 Рамка – признак наличия подсказки к сигналу (сигналам),отображаемым в кадре ДВ/СИГН. 14 Счетчик таймера, формируемый КИСС. ЗПВ ПС – положение заслонок подпорных ступеней компрессора

Изображение слайда
23

Слайд 23: Взаимодействующие датчики и сигнализаторы

Контроль состояния двигателя в процессе эксплуатации производится: – визуально по информации о параметрах, выдаваемой на экраны КИСС, резервный индикатор, сигнальные табло и светосигнализаторы; – путем послеполетной обработки информации, регистрируемой на МСРП и АСК-90. Индикатор ИРД2-2 предназначен для контроля и отображения основных параметров двух двигателей ПС-90А самолета, в дополнение к основным средствам контроля, контролируемых на всех этапах его эксплуатации экипажем и наземным персоналом. На самолете установлен один индикатор ИРД2-2 для двух двигателей. 4

Изображение слайда
24

Слайд 24: Взаимодействующие датчики и сигнализаторы

Резервный индикатор параметров двигателей ИРД2-2 осуществляет прием, обработку и отображение информации об основных параметрах двух двигателей ПС-90А: – частот вращения роторов вентилятора - N1, и КВД – N2; – температуры газов за турбиной низкого давления Тг; – верхнее табло, предназначено для отображения параметра, характеризующего тягу двигателя, не используется. Индикатор представляет собой моноблок с микропроцессорны-ми устройствами, имеющий два жидкокристаллических модуля индикации. ИРД2-2 имеет два независимых канала измерения: для левого и правого двигателей и общий блок питания. К датчикам параметров N1, N2 и Тг двигателей индикатор подключен параллельно с системой БСКД. Отображение параметров N1, N2 и Тг на жидкокристаллических индикаторах - в цифровом виде. 3

Изображение слайда
25

Слайд 25: 2.29. Электрическая структурная схема БСКД-90

Резервный канал БСКД подключен к аварийным шинам переменного тока, которые питаются от ПТС. По постоянному току резервный канал запитывается от шин, подключенных к аккумуляторам. Аппаратура вибрации получает электропитание от основных шин переменного тока и от шин постоянного тока, подключенным к аккумуляторам. Потребляемая мощность БСКД от самолетной бортсети переменного тока 115В 400Гц – не более 15ВА, из них от аварийного источника – не более 50ВА. От сети постоянного тока 27 В – не более 115 Вт. Мощность, потребляемая БСКД от аккумуляторных шин в аварийном режиме – не более 45 Вт. 2 БСКД включается выключателем БСКД ДВ1 (ДВ2), расположенным на щитке включения систем в кабине экипажа. При этом включается непрерывный контроль системы от ВСК. Основной канал БСКД получает электропитание от основных шин переменного тока и от отключаемых шин постоянного тока.

Изображение слайда
26

Последний слайд презентации: Лекция № 8 Т ема 2.2. Бортовые системы контроля и индикации работы: 2.2.3. Электрическая структурная схема БСКД-90

При неработающем двигателе проверяются только те датчики, параметры которых находятся в рабочем диапазоне. Контроль остальных датчиков начинается при запуске двигателя. При отказе ЦВМ80-401М информация в самолетные системы КИСС, МСРП, на табло выдается с блока БППД3-1, а выдача информации в КТЦ и BCС прекращается. При переходе электропитания борта на аварийное питание система обеспечивает выдачу информации только в КИСС. Информация об отказе системы выдается в КИСС в виде сигнала БСКД ДВ1 (ДВ2) ОТКАЗ сразу после возникновения отказа. При поиске неисправного элемента на земле при нажатии кнопки БЛОКИ на пульте ПУИ1 КИСС на экран выдается код неисправного элемента. 1

Изображение слайда