Презентация на тему: Лекция №8. Психология памяти и внимания

Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Память
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Виды памяти
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Нарушения памяти
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Эффект Б.В.Зейгарник
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Виды ассоциаций
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Уровни обработки информации
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Определение внимания (Н.Ф.Добрынин)
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Виды внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
Лекция №8. Психология памяти и внимания
1/60
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 42)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1501 Кб)
1

Первый слайд презентации

Лекция №8. Психология памяти и внимания

Изображение слайда
2

Слайд 2

Память: определение, содержания, процессы, виды и свойства. Нарушения памяти. Основные законы памяти. Теоретические представления о памяти. Определение и критерии внимания. Явления внимания и невнимания. Свойства и виды внимания. Теоретические представления о внимании. Основные темы

Изображение слайда
3

Слайд 3

Память: определение, содержания, процессы, виды и свойства. Нарушения памяти

Изображение слайда
4

Слайд 4: Память

Память - это совокупность процессов запечатления, хранения и восстановления опыта.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Содержания памяти Знания. Навыки (двигательные и умственные). Привычки и умения. Воспоминания.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Процессы памяти Запечатление (запоминание). Сохранение (удержание). Воспроизведение. Забывание.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Явления памяти Явные Неявные Припоминание. Узнавание. Рассказ. Перенос. Реминисценция. Пропуски и добавления. Предшествование. Сбережение.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Свойства памяти Объем. Быстрота запоминания. Прочность запоминания. Точность припоминания. Готовность восстановления. Легкость восстановления. Своевременность и уместность восстановления.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Виды памяти

По наличию цели запомнить: произвольная; непроизвольная. По временной направленности: ретроспективная. проспективная.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Сенсорная Кратковременная Долговременная Процедурная Декларативная Эпизодическая Семантическая Функциональная классификация памяти

Изображение слайда
11

Слайд 11

П.П.Блонский (1884-1941) Уровни памяти Моторная. Аффективная. Образная. Словесно-логическая.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Нарушения памяти

Амнезии (органические и функциональные). Гипермнезии. Парамнезии (феномен «уже виденного» déjà-vu, конфабуляции).

Изображение слайда
13

Слайд 13

2. Основные законы памяти

Изображение слайда
14

Слайд 14

Законы запоминания

Изображение слайда
15

Слайд 15

Позиционные эффекты Повторение (ДП) Непосредственный доступ (КП) Помехи

Изображение слайда
16

Слайд 16

Эффект распределения упражнений (закон Адольфа Йоста) Выучивание нового материала требует меньшего количества повторений для полного усвоения, если повторения распределены во времени, а не идут подряд. Для разных типов материала существуют свои оптимальные количества повторений за раз. Для двигательных упражнений оптимальный интервал отдыха составляет около 20 минут, для словесного материала колеблется от 10 минут до суток.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Эффект разнородности материала (эффект фон Ресторф) Если в заучиваемом ряду разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные сохраняются лучше, чем однородные. Если разнородных элементов много, они запоминаются хуже, чем если их мало. А С Т 4 Д Л К М Т Р Д 8 В К Р Т С Г 5 Ц Б Т С Р

Изображение слайда
18

Слайд 18

Зависимость запоминания от деятельности (П.И.Зинченко) Содержание текущей деятельности запоминается лучше, чем материал, на который деятельность не направлена. Факторы, препятствующие деятельности, также хорошо запоминаются.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Зависимость запоминания от деятельности Б.В.Зейгарник (1900-1988)

Изображение слайда
20

Слайд 20: Эффект Б.В.Зейгарник

Действия, которые были прерваны в ходе их выполнения, запоминаются лучше, чем завершенные.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Законы забывания

Изображение слайда
22

Слайд 22

Динамика нормального забывания по Герману Эббингаузу (1850-1909)

Изображение слайда
23

Слайд 23

Причины забывания Угасание со временем (сенсорный регистр). Интерференция. Потеря доступа к информации: а) вытеснение; б) отсутствие маркера; в) неадекватный поисковый запрос (феномен «верчения на кончике языка»).

Изображение слайда
24

Слайд 24

3. Теоретические представления о памяти

Изображение слайда
25

Слайд 25

Герман Эббингауз (1850-1909) Запоминание – это процесс образования ассоциаций. Память как репродуктивный процесс

Изображение слайда
26

Слайд 26: Виды ассоциаций

По сходству (например, красное - алое). По контрасту (например, большой - маленький). По смежности в пространстве (например, запах приправы к пище вызывает аппетит). По близости во времени (например, раскаты грома напоминают о скорой грозе).

Изображение слайда
27

Слайд 27

Фредерик Бартлетт (1886-1969) Запоминание - это процесс активного конструирования опыта Как рождаются слухи? Память как продуктивный процесс

Изображение слайда
28

Слайд 28

Генриетта Роннер-Книп

Изображение слайда
29

Слайд 29

Представления о памяти в когнитивной психологии Ричард Аткинсон (р. 1929 ) Ричард Шиффрин (р. 1942 )

Изображение слайда
30

Слайд 30

Сенсорная память Кратко-временная память Долго-временная память Повторение Ответные реакции Забывание Трехкомпонентная модель памяти

Изображение слайда
31

Слайд 31

Теория уровней переработки Ф.Крейка Запоминание информации - это результат любой познавательной активности, а его качество зависит от глубины или уровня переработки информации.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Уровни обработки информации

Уровень зрительного кодирования. Фонетический уровень. Семантический уровень. Уровень самосознания.

Изображение слайда
33

Слайд 33

4. Определение и критерии внимания. Явления внимания и невнимания

Изображение слайда
34

Слайд 34: Определение внимания (Н.Ф.Добрынин)

Внимание - это направленность и сосредоточенность умственной деятельности.

Изображение слайда
35

Слайд 35

Критерии внимания Феноменальный критерий : переживание ясности и отчетливости. Продуктивный критерий : улучшение качества деятельности. Мнемический критерий : содержание внимания лучше запоминается. Внешние реакции : поза, мимика, вегетативные реакции. Критерий избирательности.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Явления внимания Концентрация (требует волевого усилия). Поглощенность, или абсорбция (не требует волевого усилия). «Поток».

Изображение слайда
37

Слайд 37

Явления невнимания Повседневная рассеянность: профессорская рассеянность; поэтическая рассеянность (скачки с идеи на идею); ученическая рассеянность (в том числе, синдром дефицита внимания и гиперактивности); старческая рассеянность. Прострация.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Синдром дефицита внимания и гиперактивности

Изображение слайда
39

Слайд 39

Положительные эффекты внимания Усиливающий эффект. Фиксирующий эффект. Аналитический эффект.

Изображение слайда
40

Слайд 40

Отрицательные эффекты внимания Чрезмерное «заострение» несущественных деталей Разрушение автоматизированных действий (навыков)

Изображение слайда
41

Слайд 41

5. Свойства и виды внимания

Изображение слайда
42

Слайд 42

Свойства внимания Объем. Интенсивность. Направленность. Концентрация (степень сосредоточения). Распределение. Устойчивость (переключение, отвлечение).

Изображение слайда
43

Слайд 43: Виды внимания

По степени активности: непроизвольное внимание; произвольное внимание; послепроизвольное внимание. По предмету: чувственное внимание; интеллектуальное внимание.

Изображение слайда
44

Слайд 44

6. Теоретические представления о внимании

Изображение слайда
45

Слайд 45

Проблема существования внимания Внимание существует как самостоятельный процесс ! Внимания не существует как самостоятельного процесса ! Теории «причины» Теории «эффекта»

Изображение слайда
46

Слайд 46

Метафоры внимания «Зрительное поле» ( В. Вундт ) Сознание Внимание ( фокус сознания ) Апперцепция Апперцепция - это вхождение содержания сознания с периферии в фокус.

Изображение слайда
47

Слайд 47

Творческий характер апперцепции ( внимания ) WARMANGEL WAR MAN GEL War Man Gel

Изображение слайда
48

Слайд 48

Творческий характер апперцепции ( внимания ) WARMANGEL War Man Gel WARM ANGEL Warm Angel

Изображение слайда
49

Слайд 49

Метафоры внимания «Волна внимания» ( Эдвард Титченер )

Изображение слайда
50

Слайд 50

Метафоры внимания Внимание - это одно из свойств потока сознания (селективность) «Поток сознания» ( У. Джеймс )

Изображение слайда
51

Слайд 51

Внимание как селекция Феномен «вечеринки с коктейлем»

Изображение слайда
52

Слайд 52

Внимание в когнитивной психологии Дональд Бродбент ( 1926-1993 ) Энн Трейсман ( р. 1935)

Изображение слайда
53

Слайд 53

Метафора фильтра по Д.Бродбенту Ответ Фильтр S P

Изображение слайда
54

Слайд 54

Майкл Познер ( р. 1934) Внимание в когнитивной психологии

Изображение слайда
55

Слайд 55

Метафора прожектора внимания Внимание в когнитивной психологии «Мыслеглаз»

Изображение слайда
56

Слайд 56

Дэниел Канеман ( р. 1934 ) Внимание в когнитивной психологии Метафора резервуара ресурсов

Изображение слайда
57

Слайд 57

Внимание в когнитивной психологии Возможные задачи Ресурсы переработки информации Политика распределения ресурсов

Изображение слайда
58

Слайд 58

Ульрик Найссер ( р. 1928 ) Внимание в когнитивной психологии

Изображение слайда
59

Слайд 59

Внимание как перцептивное действие Внимание в когнитивной психологии Схема Исследование направляет Объект выбирает модифицирует

Изображение слайда
60

Последний слайд презентации: Лекция №8. Психология памяти и внимания

Внимание как функция психического контроля за умственной деятельностью Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) Внимание в концепции П.Я.Гальперина

Изображение слайда