Презентация на тему: Лекция 6

Лекция 6
План
Лекция 6
Соотношение языка и мышления
Генетические связи языка и мышления
Генетические связи языка и мышления
Исследования нейрофизиологов
Лекция 6
Язык народа оказывает влияние на мышление
Лекция 6
Лекция 6
Когнитивная лингвистика
Объект
Когниция
Языковые когниции
Концепт
Лекция 6
Лекция 6
Концепты
Соотношение между концептом и языковыми средствами его выражения:
Типы концептов
Типы концептов
Типы концептов
Типы концептов
Лекция 6
Концептуализация
Лекция 6
Категоризация
Конечный результат
Лекция 6
Прототипический подход
Прототип
Свойства прототипов ( по Дж.  Лакоффу )
Свойства прототипов (по Дж.  Лакоффу )
Классификация прототипов
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Традиционный подход к базе знаний:
Лекция 6
Модели организации информации в словаре
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
М одели хранения информации в памяти
Кластерная модель
Групповая модель
Модель сравнительных семантических признаков
Сетевая модель
Лекция 6
Лекция 6
1/60
Средняя оценка: 4.7/5 (всего оценок: 4)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (154 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция 6

Язык и мышление. Когнитивный подход в современной лингвистике

Изображение слайда
2

Слайд 2: План

Проблема взаимосвязи языка и мышления. Когниция как процесс приобретения знаний о мире. Концепт, понятие, значение. Категоризация и концептуализация. Прототипы и их классификации. Структуры представления знаний и организация семантической информации в ментальном лексиконе и словаре.

Изображение слайда
3

Слайд 3

1. Проблема взаимосвязи языка и мышления

Изображение слайда
4

Слайд 4: Соотношение языка и мышления

концепции, отождествляющие язык и мышление. концепции, трактующие язык и мышление как не связанные друг с другом сущности. концепции, трактующие язык и мышление как разные, но неразрывно связанные друг с другом сущности.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Генетические связи языка и мышления

источник возникновения членораздельной речи и абстрактного мышления – коллективная деятельность людей по преобразованию природы развитие мышления связано с усложнением человеческого труда

Изображение слайда
6

Слайд 6: Генетические связи языка и мышления

развитие мышления сопровождается изменением языка, приспосабливающегося к изменению мысли письменность – сознательный продукт мышления

Изображение слайда
7

Слайд 7: Исследования нейрофизиологов

относительная самостоятельность мыслительной и языковой деятельности человека.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Процесс мышления содержание мышления

Изображение слайда
9

Слайд 9: Язык народа оказывает влияние на мышление

языковая форма передачи знаний — важнейшая форма для обучения людей язык усваивается ребенком и взрослым как готовая система язык выступает как одно из средств формирования мышления на ранних этапах его развития

Изображение слайда
10

Слайд 10

Доминирующее влияние: мышление язык

Изображение слайда
11

Слайд 11

2. Когниция как процесс приобретения знаний о мире. Концепт, понятие, значение

Изображение слайда
12

Слайд 12: Когнитивная лингвистика

раздел когнитивной науки, в рамках которой исследуются процессы усвоения, накопления и использования информации

Изображение слайда
13

Слайд 13: Объект

когниция

Изображение слайда
14

Слайд 14: Когниция

совокупность процессов, включающих получение знаний. Когниция включает разум, мышление, творчество, воспоминания, узнавание и т.д.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Языковые когниции

Переменные: варьируются от языка к языку сведения о морфемах, о синтаксических конструкциях, о категориях Универсальные: стратегии использования переменных когниций при создании и интерпретации сообщений на конкретном языке

Изображение слайда
16

Слайд 16: Концепт

все то, что мы знаем об объекте.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Концепты образуются в сознании в результате восприятия окружающего мира. концепт дома, времени, пространства, движения и т.д.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Концепт – это сущность нашего сознания. Значение – это сущность семантической системы языка.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Концепты

лексикализованные (выражаются с помощью слов, словосочетаний); нелексикализованные (не представлены отдельными знаками, выражаются описательным путем).

Изображение слайда
20

Слайд 20: Соотношение между концептом и языковыми средствами его выражения:

1 лексическая единица для нескольких концептов многозначность 1 концепт для нескольких лексических единиц синонимия

Изображение слайда
21

Слайд 21: Типы концептов

Понятие : отражает наиболее общие, существенные признаки объекта или явления. Понятие «автомобиль» включает признаки: транспортное средство, перевозка, колеса, двигатель.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Типы концептов

2. Фрейм – это объемный, многокомпонентный концепт. Представляет собой «пакет» информации, знаний о стереотипной ситуации, хранимый в памяти. Фрейм «театр» включает компоненты: касса, зрительный зал, сцена, буфет, спектакль и т.д.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Типы концептов

3. Сценарий – это динамически представленный фрейм. Выступает как последовательность этапов, эпизодов Сценарий «футбольный матч» включает этапы: покупка билета, забивание гола, свисток судьи, передача мяча и др.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Типы концептов

4. Гештальт – это целостный образ предмета или явления. Это самые общие, нерасчлененные знания. «университет» для тех, кто никогда не учился в вузе

Изображение слайда
25

Слайд 25

3. Категоризация и концептуализация

Изображение слайда
26

Слайд 26: Концептуализация

деятельность, направленная на формирование концептов в нашем сознании.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Знания о мире хранятся не в разрозненном виде, а в виде объединений концептов – категорий.

Изображение слайда
28

Слайд 28: Категоризация

деление мира на категории, т.е. выделение в нем групп, классов аналогичных объектов и событий. само отнесение того или иного объекта или события к определенной категории.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Конечный результат

концептуализации направлен на выделение минимальных содержательных единиц человеческого опыта (концептов). категоризации направлен на объединение сходных единиц в более крупные разряды, категории.

Изображение слайда
30

Слайд 30

4. Прототипы и их классификации

Изображение слайда
31

Слайд 31: Прототипический подход

язык следует рассматривать как сетку категорий, через которые мы смотрим на мир

Изображение слайда
32

Слайд 32: Прототип

наиболее типичный, психологически значимый образец категории

Изображение слайда
33

Слайд 33: Свойства прототипов ( по Дж.  Лакоффу )

Быстрее распознаются при восприятии информации (по сравнению с периферийными элементами категории) птицы: воробей; малиновка 2. Лучше запоминаются.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Свойства прототипов (по Дж.  Лакоффу )

3. Чаще используются. 4. На них базируются умозаключения. 5. С ними легче выполняются тесты. 6. Образы предметов группируются вокруг прототипа, но большинство из них с прототипом не совпадают.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Классификация прототипов

Типичные примеры – представления об объектах, характерных для данной культуры. В отношении типичных примеров нет разногласий у носителей языка. Апельсины – типичные фрукты (американская культура). Яблоки, груши – типичные фрукты (отечественная культура).

Изображение слайда
36

Слайд 36

2. Социальные стереотипы – представления о наборе свойств, традиционно приписываемых тому или иному представителю социума. Могут изменяться со временем. Типичный японец – трудолюбив, вежлив. Типичный немец – чистоплотен, бережлив.

Изображение слайда
37

Слайд 37

3. Идеалы – совокупность наиболее ценных качеств, мысленно сосредоточиваемых в одном (реально не существующем) объекте. идеальный муж – симпатичен, хорошо зарабатывает, верен жене

Изображение слайда
38

Слайд 38

4. Образцы – представления о наборе свойств, присущих известным в данной культуре личностям (персонажам). образцовый баскетболист – Майкл Джордан

Изображение слайда
39

Слайд 39

5. Порождения – представление об элементах, лежащих в основе множества однотипных категорий. элементы 1,2,3,4,5,6,7,8,9 формируют бесчисленное множество чисел

Изображение слайда
40

Слайд 40

6. Частные модели – культурно обусловленные представления о норме в той или иной сфере реального мира. 10 заповедей 3 добродетели: вера, надежда, любовь

Изображение слайда
41

Слайд 41

7. Генерализации (наиболее характерные примеры) – представления о малоизвестной категории, построенные на базе второстепенного, но хорошо знакомого объекта. мой друг – вегетарианец – регулярно подсчитывает количество потребляемых калорий. Поэтому я думаю, что все вегетарианцы, как и мой друг, заняты регулярным подсчетом калорийности пищи

Изображение слайда
42

Слайд 42

5. Структуры представления знаний и организация семантической информации в ментальном лексиконе и словаре.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Языковое поведение людей обусловлено имеющейся у людей системой – базой знаний.

Изображение слайда
44

Слайд 44: Традиционный подход к базе знаний:

Языковые знания: знание языка: фонетики ( зáмок, замóк ) грамматики ( написал/напишу ) лексики ( нос: человека, корабля ) предтекстовые знания ( геркулес: кулинария – каша, астрономия – созвездие, спорт – силач ); знание принципов речевого общения.

Изображение слайда
45

Слайд 45

Внеязыковые знания: ситуации в целом (офиц./ неоф.) адресата ( нацонально -культурная принадлежность) устройства мира ( общефоновые )

Изображение слайда
46

Слайд 46: Модели организации информации в словаре

Контрастивное множество – группа слов, связанных, отношением контраста высокий – низкий.

Изображение слайда
47

Слайд 47

Таксономия – группа слов, связанных родо -видовыми отношениями дуб – дерево – растение.

Изображение слайда
48

Слайд 48

Партономия – группа слов, связанных отношением часть/целое дуб – желудь.

Изображение слайда
49

Слайд 49

Парадигма – группа слов, имеющих общие признаки и отличительный признак, который различает несколько пар слов мужчина – женщина (признак « пол» различает также слова актер – актриса ).

Изображение слайда
50

Слайд 50

Цикл – группа слов, обозначающих регулярно сменяющиеся явления утро-день-ночь

Изображение слайда
51

Слайд 51

Цепь – группа слов, связанных «ранговыми» отношениями (отсутствует отношение включения) майор – полковник – генерал

Изображение слайда
52

Слайд 52

Сеть – группа слов, связанных несколькими простыми отношениями термины родства – отец, мать, сын, дядя (отношения: «состоять в браке», «быть родителем», «быть старше, чем»).

Изображение слайда
53

Слайд 53

Фрейм – группа слов, каждое из которых обозначает аспект какой-то ситуации фрейм ТОРГОВЛЯ: покупать, платить, продавать, товар, деньги, продавец.

Изображение слайда
54

Слайд 54: М одели хранения информации в памяти

Кластерная модель. Групповая модель. Модель сравнительных семантических признаков. Сетевая модель.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Кластерная модель

слова, обозначающие видовые понятия, соединяются в кластер (пучок). воспоминание о конкретной птице скорее всего будет храниться вместе с воспоминаниями о других птицах название университета — вместе с названиями других университетов

Изображение слайда
56

Слайд 56: Групповая модель

слова, обозначающие видовые понятия разных типов, объединяются в группы, включающие две структурные части: элемент свойства Группа ПТИЦА: Элемент: воробей Свойства: маленький, чирикает

Изображение слайда
57

Слайд 57: Модель сравнительных семантических признаков

лексикализованные свойства отдельного элемента, делятся на 2 типа: определяющие – отличают одну группу объектов от другой ( например, птиц от не птиц ); характерные – отличают один элемент данной группы от другого ( одну птицу от другой птицы ).

Изображение слайда
58

Слайд 58: Сетевая модель

слова, образующие кластеры и группы, объединяются друг с другом в сложные сети Сетевая структура для элемента ВОРОБЕЙ: Воробей – это птица, представитель животного мира (вертикальные связи в сети). Воробей встречается по всей территории Европы и Азии, питается семенами растений ( горизонтальные связи в сети)

Изображение слайда
59

Слайд 59

Животный мир Воробей ( встречается по всей территории Европы и Азии + питается семенами растений )

Изображение слайда
60

Последний слайд презентации: Лекция 6

Спасибо за внимание!

Изображение слайда