Презентация на тему: Лекция

Лекция
План лекции
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Развитие общественной медицины
Лекция
Лекция
Лекция
Организация органов управления здравоохранением
Организация органов управления здравоохранением
Высшее медицинское образование в России.
Лекция
Лекция
Николай Ламбертович Бидлоо (1670 – 1735 гг.)
При каждом постоянном госпитале с 1735 года вводились должности:
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Лекция
Семен Герасимович Зыбелин  (1735—1802)
Лекция
Лекция
Лекция
Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812 гг.)
Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812 гг.)
Лекция
Борьба с эпидемиями - одна из важнейших проблем медицины в России 18 века
Мероприятия по борьбе с чумой
Победитель Московской чумы 1770-1772 гг граф Григорий Григорьевич Орлов (1734-1783гг.)
Д.С. Самойлович (1742-1805 гг)
Д.С. Самойлович (1742-1805 гг)
Мероприятия по борьбе с сибирской язвой
С.С. Андреевский
Борьба с натуральной оспой
Борьба с натуральной оспой
Борьба с натуральной оспой
Мероприятия по предупреждению цинги
Мероприятия по предупреждению цинги
Медицина в России на заключительном этапе эпохи феодализма
Основные особенности медицины в России к началу 19 века
Спасибо за внимание!
1/48
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 56)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (796 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция

Медицина в России XVIII век

Изображение слайда
2

Слайд 2: План лекции

Развитие медицины в России 17-18 века. Развитие высшего медицинского образования. Основание Петербургской академии наук. М.В. Ломоносов и влияние его идей на развитие русской медицины. Борьба с эпидемиями. Мероприятия по борьбе с чумой. Мероприятия по борьбе с сибирской язвой. Борьба с натуральной оспой. Мероприятия по предупреждению цинги. Основные особенности медицины в России к началу 19 века

Изображение слайда
3

Слайд 3

На рубеже 17-18 столетий Россия встала на путь национального возрождения и крупных государственных преобразований в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны.

Изображение слайда
4

Слайд 4

ПЕТР I ВЕЛИКИЙ [30 мая (9 июня) 1672, Москва — 28 января (8 февраля) 1725], российский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император (с 1721), младший сын Алексея Михайловича от второго брака с Н. К. Нарышкиной.

Изображение слайда
5

Слайд 5

В начале XVIII столетия Петр I провел ряд крупных преобразований, ускоривших экономическое развитие страны: Сенат был объявлен высшим органом управления, вместо Приказов учреждаются коллегии, вводится регистрация всех родившихся и умерших, создаются регулярная армия и военно-морской флот. Именно тогда выявился острый недостаток во врачебных кадрах, особенно для русской армии. Поэтому в числе неотложных дел Петром I была проведена реорганизация медицинского дела в стране.

Изображение слайда
6

Слайд 6

В 1707 г. состоялось открытие в Москве Первого постоянного военного госпиталя и госпитальной школы при нем. Позднее были созданы госпитали для увечных солдат в Петербурге, Кронштадте, Ревеле, Киеве и Екатеринбурге. В 1718 г. открыты сухопутный и адмиралтейский военные госпитали в Петербурге и в 1720 г.— адмиралтейский госпиталь в Кронштадте.

Изображение слайда
7

Слайд 7

В 1706 г. издается Указ об открытии вольных аптек В 1719 г. вместо Аптекарского приказа учреждена Медицинская канцелярия, которую возглавил архиатр П.З. Кондоиди, а в 1763 г. это учреждение преобразовано в Медицинскую коллегию. Важнейшей государственной реформой явилось открытие в 1725г., Академии Наук в Санкт-Петербурге.

Изображение слайда
8

Слайд 8

В 1721 г. был опубликован составленный при участии Петра I Адмиралтейский регламент, где особый раздел определял задачи и формы работы в морских госпиталях. В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях». Во главе каждого госпиталя стоял врач, хозяйственная часть госпиталя подчинялась медицинской. Устанавливались обязательные патологические вскрытия трупов умерших в госпитале, рекомендовалось делать зарисовки всех наиболее интересных в медицинском отношении больных и препаратов.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Развитие общественной медицины

Санитарная статистика Стали проводиться ревизии населения ("ревизские сказки"), т.е. переписи населения, учет рождаемости и смертности. В первых 2-х ревизиях учитывалось мужское население, а с третьей стали учитывать и женское население.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Была открыта первая мастерская по ремонту хирургических инструментов и изготовлению новых В 1721 г. был опубликован указ ".. о строении в Москве госпиталей для помещения незаконнорожденных младенцев и о даче им и их кормилицам денежного жалованья".

Изображение слайда
11

Слайд 11

Начало анатомических вскрытий в России связано с именем Петра I. Будучи в Амстердаме, он слушал лекции, присутствовал на операциях и анатомических вскрытиях. В 1717 г. Пётр I приобрел в Голландии анатомическую коллекцию Рюйша, которая положила начало фондам первого русского музея - Кунсткамеры.

Изображение слайда
12

Слайд 12

По указу царя (1718) коллекция Кунсткамеры стала расширяться и пополняться трудами российских ученых.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Организация органов управления здравоохранением

Аптекарский приказ Основан в 1620 г. и явился первым государственным медицинским учреждением. В его функции входило: приглашение врачей (отечественных и иноземных), контроль за их работой и её оплатой, подготовка и назначение врачей, снабжение войск медикаментами и организация карантинных мер, судебно-медицинское освидетельствование, руководство аптеками, сбором лекарственного сырья.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Организация органов управления здравоохранением

Вместо Аптекарской канцелярии в 1721 г. учреждена Медицинская канцелярия - высший орган медицинского управления России. Во главе ее стоял архиатр, в дальнейшем директор, который единолично управлял этими учреждениями. В 1763 году вместо Медицинской канцелярии учреждена Медицинская коллегия. В состав коллегии входили: президент, 3 доктора медицины, штаб-лекарь, оператор и аптекарь. Медицинской коллегии вменялось в обязанность организация медицинской и лекарственной помощи населению, подготовка врачебных кадров, наблюдение за деятельностью аптек. В 1803 году Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции переданы в Медицинский департамент (Министерство внутренних дел)

Изображение слайда
15

Слайд 15: Высшее медицинское образование в России

В начале 18 века в России было не более 250 врачей, из них большинство - иностранцы. Первым русским врачом, с университетским образованием был П.В. Посников, получивший степень доктора медицины в Падуанском университете в 1696 г.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Согласно указу Петра I (25 мая 1706 г.), было решено построить в Москве постоянный военный госпиталь и госпитальную школу при нем. В 1707 году состоялось торжественное открытие госпиталя на 300 коек и одновременно стала функционировать госпитальная школа для подготовки лекарей. Возглавил Московскую госпитальную школу голландский врач Николай Бидлоо.

Изображение слайда
17

Слайд 17

В качестве преподавателей в госпитале были приглашены врачи-иностранцы, незнакомые с русским языком, имевшие возможность преподавать только па латинском и иностранных языках (преимущественно голландском и немецком). Находившиеся на русской службе врачи-иностранцы, боясь конкуренции, нередко пытались противодействовать подготовке отечественных русских врачей. Среди врачей-иностранцев находились даже такие, которые утверждали, что русские не способны усвоить обширные знания, необходимые врачу

Изображение слайда
18

Слайд 18: Николай Ламбертович Бидлоо (1670 – 1735 гг.)

Был приглашен в Россию в 1702 г. в качестве лейб-медика Петра I Основал первую лекарскую школу в Москве и составил рукописное руководство «Наставление для изучающих хирургию в анатомическом театре», по которому учились первые российские лекари (впервые издано в 1979 г.)

Изображение слайда
19

Слайд 19: При каждом постоянном госпитале с 1735 года вводились должности:

Главного доктора, Главного лекаря, 5 лекарей, 10 подлекарей, Оператора, Рисовального мастера, Латиниста 20 лекарских учеников.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Главный доктор являлся не только педагогом, но и лечащим врачом. Утром и вечером он делал обходы в присутствии лекарей и подлекарей, рассказывал о причинах болезни, ее «знаках» (симптомах) и способах лечения. Главный лекарь - второе ответственное лицо в госпитале. С учениками он два раза в день делал обход хирургических больных, оперировал. Практические занятия проводили «госпитальные лекари». Подлекари несли дежурство по госпиталю.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Основными предметами в госпитальных школах были анатомия, «материя медика» (включающая минералогию, ботанику, фармацию и фармакологию), хирургия с десмургией и внутренние болезни. Согласно регламенту, вскрытие трупов становится обязательным. Преподавание проводилось у постели больного.

Изображение слайда
22

Слайд 22

С 1754 года в госпитальных школах введен новый учебный план, рассчитанный на 5-7 летний срок обучения. На первом-втором курсах преподавалась анатомия, фармация и рисование На третьем курсе - физиология На четвертом - физиология и патология На пятом и шестом - физиология, патология, оперативная хирургия и медико-хирургическая практика На седьмом — медицинская практика (по внутренним болезням).

Изображение слайда
23

Слайд 23

Обучение в госпитальных школах заканчивалось строгим публичным экзаменом: экзаменующийся, кроме ответов на вопросы по анатомии, физиологии, хирургии и внутренним болезням, собственноручно в присутствии экзаменаторов производил 3-4 операции на трупе.

Изображение слайда
24

Слайд 24

89 воспитанников русских госпитальных школ в XVIII веке, защитили диссертаций в заграничных университетах. Такими были диссертации М. М. Тереховского, М. Шумлянского, Д. С. Самойловича, А. Ф. Шафонского, К. О. Ягельского и др

Изображение слайда
25

Слайд 25

В 1786 г. госпитальные школы были реорганизованы в медико-хирургические училища, а в 1798 г. - в Медико-хирургическую академию (в Санкт-Петербурге). В Москве Медико-хирургическое училище стало отделением медико-хирургической академии. Благодаря стараниям гениального русского ученого Михайло Васильевича Ломоносова (1711-1768) 7 мая 1755 г. в Москве открыт первый университет в составе 3-х факультетов: философского, юридического и медицинского. Первоначально в нем обучалось всего 30 студентов

Изображение слайда
26

Слайд 26

В 1791 г. Московскому университету разрешено присуждать после публичной защиты диссертации учёную степень - "градус" доктора. После защиты диссертации "О дыхании" в 1794 г. студенту медицинского факультета Ф.И. Барсук-Моисееву впервые была присвоена учёная степень доктора медицины. В 1805 году при медицинском факультете были открыты первые три клиники: хирургическая, терапевтическая и акушерская.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Семен Герасимович Зыбелин  (1735—1802)

Был первым русским профессором медицинского факультета Московского университета В 1758 г. он закончил философский факультет Московского университета, несколько месяцев учился в академическом университете  при Академии  наук, которым руководил  М.В.  Ломоносов, и в 1759 г. был направлен в Лейден для получения степени доктора медицины. Вернувшись в Россию в 1765 г., начал преподавание теоретической медицины (физиологии и патологии с общей терапией и диететикой). Он был первым; профессором Московского университета, который начал читать лекции на русском, а не на латинском языке, как это было тогда принято.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Первым русским по национальности членом Петербургской Академии наук был Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765) - гениальный отечественный ученый, энциклопедист и просветитель

Изображение слайда
29

Слайд 29

М.В. Ломоносов за четыре года учебы в Славяно-греко-латинской академии окончил 8 классов. В числе лучших трех учеников Ломоносов был направлен для продолжения учебы в Германию, где изучил математику, физику, химию, механику, горнорудное дело и получил звание кандидата медицины. Вернувшись на Родину, он с 1742 года и до конца жизни работал в Академии наук в Санкт-Петербурге. В ряде произведений Ломоносова есть высказывания о причинах болезней человека, которые, по его мнению, гнездятся во внешней среде, в погрешностях пищи, изменениях климата.

Изображение слайда
30

Слайд 30

Одной из важнейших проблем медицины является проблема сохранения здоровья народа, которая в то время только начала зарождаться. М.В. Ломоносов проявлял огромный интерес к проблемам сохранения здоровья своего народа. В письме к графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» М.В. Ломоносов выразил глубокую озабоченность и беспокойство по поводу высокой заболеваемости и смертности населения Российской империи. Он, обращал внимание правителей государства на недостаточное количество докторов и аптек, на отсутствие доступных для народа медицинских книг. Его ученики и последователи продолжали добиваться осуществления идей М.В. Ломоносова.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812 гг.)

Получил медицинское образование в госпитальной школе в Петербурге, затем в Страсбургском университете, где в 1775 г. получил степень доктора медицины. Впервые на русском языке написал большой труд «Искусство повивания или наука о бабичьем деле», которое стало настольной книгой акушеров России. Это обширное руководство по полноте и оригинальности до середины XIX века считалось лучшим пособие и для врачей и акушерок. Н.М. Максимович-Амбодик широко применял акушерские щипцы, а при обучении практическому акушерству ввел фантом.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812 гг.)

В XVIII веке болезни детей раннего возраста входили в компетенцию врачей-акушеров. В соответствии с этим пятую часть своей книги «Искусство повивания» Н. М. Максимович-Амбодик посвятил уходу за детьми и их воспитанию Он считал, что детей надо закаливать, чаще выносить их на свежий воздух, и отдавал предпочтение грудному вскармливанию. При переводе книги о венерических («любострастных») болезнях к 140 страницам авторского текста добавил 60 страниц своих примечаний.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Некоторые ученые издавали брошюры исключительно для народа. Такими являются работы Д.С. Самойловича «Нынешние способы лечения с наставлением, как можно простому народу лечиться от угрызения бешеной собакой и от язвления змеей»

Изображение слайда
34

Слайд 34: Борьба с эпидемиями - одна из важнейших проблем медицины в России 18 века

Организация борьбы с часто возникающими эпидемиями чумы, сибирской язвы, натуральной оспы в 18 веке проводилась как по линии личной инициативы передовых русских ученых-медиков, так и по линии государства. В целях предупреждения и ликвидации эпидемий проводились общегосударственные мероприятия: Организовывались карантины и карантинные заставы в местах появления эпидемий; Сенатом был утвержден специальный «карантинный устав»; Были открыты «оспенные дома» в Москве и Петербурге и учреждены должности «оспенного доктора»; Открыты «маленькие лазареты» на судах; Проводилась дезинфекция вещей.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Мероприятия по борьбе с чумой

Разрабатывались известным русским ученым-эпидемиологом Д.С. Самойловичем. Для этой, цели проводились карантины, изоляция больных, окуривание помещений, дезинфекция вещей, захоронение трупов вне черты города. Кроме того, рекомендовалось в периоды эпидемий чумы «обмывание тела холодной водой или уксусом, пить по ложке в день жидкого дегтя как здоровым, так и нездоровым людям». Во время эпидемии чумы на Украине «вокруг городов и сел выставлялась стража и устраивались виселицы для тех, кто бежал из зараженной местности».

Изображение слайда
36

Слайд 36: Победитель Московской чумы 1770-1772 гг граф Григорий Григорьевич Орлов (1734-1783гг.)

Обеспечил Москву продовольствием, врачами, организовал строгое соблюдение противоэпидемических мероприятий. Применил тактику материального поощрения – помещенным в карантин платили 5 рублей холостым и 10 рублей женатым, сообщившим о сокрытии чумного больного – 10 рублей, о хищениях или продажи вещей больного чумой – 20 рублей. Врачи получали дополнительное жалование – 36 руб в месяц.

Изображение слайда
37

Слайд 37: Д.С. Самойлович (1742-1805 гг)

Был участником ликвидации 9 эпидемий чумы. Он писал, что чума «болезнь прилипчивая, но удобно обуздываемая и пресекаемая. От соприкосновения нельзя заразиться, если сразу же вымыть руки уксусом или квасом или водою с солью или чистой водой». Отверг существовавшее в то время представление, что чума заносится на землю с других планет. Подчеркивал, что чума не возникает сама по себе, а появляется после заноса больными или завоза заражённых вещей из других стран, поэтому он уделял большое внимание совершенствованию пограничной карантинной службы. Пытался разработать профилактические прививки против чумы.

Изображение слайда
38

Слайд 38: Д.С. Самойлович (1742-1805 гг)

Для научных работ и диссертаций Д. С. Самойлович предлагал темы, тесно связанные с нуждами народа. Он учил, что медицина служит «для выгоды и блага народных». Заслуги Д. С. Самойловича были отмечены избранием его почетным членом ряда академий и научных обществ во Франции, Италии и Германии.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Мероприятия по борьбе с сибирской язвой

Сибирская язва в средние века была известна под названием «персидский огонь». Средств борьбы с этой болезнью не было найдено вплоть до начала 19 столетия. В 1763 году Н. Ножевщиков и А. Эшке - врачи Колывано-Вознесенских заводов (Сибирь) дали краткое описание клинической картины при заболевании человека сибирской язвой.

Изображение слайда
40

Слайд 40: С.С. Андреевский

Описал клиническую картину сибирской язвы у людей и животных Предложил различные средства лечения этого заболевания. Так, он рекомендовал кислое ржаное тесто, смешанное с мелом, прикладывать три раза в сутки на опухоль до тех пор, пока она не размягчится, затем протирать это место холодной водой со льдом и уксусом. Кроме этого, он рекомендовал слабительные средства. В качестве предохранительных мер С.С. Андриевский предлагал воздерживаться от продажи скотины и употребления мяса и молочных продуктов во время эпидемии, отделять здоровых животных от больных, павших животных зарывать глубоко в землю. В 1788 году он произвел опыт самозаражения, наблюдал и записывал все проявления болезни, пока не потерял сознание. Свои исследования он завершил написанием работы «Сибирская язва».

Изображение слайда
41

Слайд 41: Борьба с натуральной оспой

Передовые ученые России приступили к внедрению метода вариоляции лишь в середине 18 века. Инициатором борьбы против оспы был С.Г. Зыбелин. Россия после Англии стала первой страной, где метод вакцинации Дженнера получил широкое распространение

Изображение слайда
42

Слайд 42: Борьба с натуральной оспой

Оспу начали прививать в России с осени 1768 г. Из Англии был выписан доктор Димсдаль и первой его пациенткой стала Екатерина II, вторым Г.Г. Орлов; через неделю после них прививке подвергся наследник Павел Петрович. Прививочный материал был взят у больного А.Д. Маркова. В награду за это больной получил дворянское звание.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Борьба с натуральной оспой

Первая вакцинация против оспы в России по методу Дженнера была сделана в 1802 г. профессором Е.О. Мухиным мальчику Антону Петрову, который в честь этого события получил фамилию Вакцинов. Первыми организаторами оспопрививания в Сибири были врачи Семен Шангин и Тимофей Андреев

Изображение слайда
44

Слайд 44: Мероприятия по предупреждению цинги

Заболевания цингой в России известны со времен образования Московского государства (16-17 век). В период освоения природных богатств Сибири академик П.С. Палас посетил рудники в районе Нижнего Тагила. Он заметил, что наемные рабочие из крестьян Чердынского округа страдают в зимнее время «скорбутной болезнью», которая, по его словам рождается от недостатка «свежей пищи».

Изображение слайда
45

Слайд 45: Мероприятия по предупреждению цинги

А. Бахерахт в работе «Практическое рассуждение о цинготной, болезни» (1786г.) описал способы лечения и предупреждения цинги. Он пишет, что из молодых побегов сосен можно готовить напиток, который называют «русским настоем». Его опыт лечения больных «русским настоем», клюквенным соком, капустой, чесноком позволил в короткий срок вылечить 2/3 больных, находившихся в госпитале. Он был убежден, что главное предупредительное средство от цинги - это правильный образ жизни.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Медицина в России на заключительном этапе эпохи феодализма

К началу 19 века Россия по территории и численности населения являлась самым крупным государством в Европе. Что касается общественно-политического развития, то в этом отношении она отставала от передовых стран Запада, несмотря на то что в ней начался процесс разложения феодально-крепостнического строя.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Основные особенности медицины в России к началу 19 века

Анатомо-физиологическое направление становится ведущим; Зарождается клиническая медицина и появляются первые научные медицинские школы; Продолжается борьба с антинаучными, метафизическими и умозрительными теориями в медицине; Учение о болезни получает материалистическое объяснение в трудах передовых русских ученых; Дальнейшая дифференциация медицинских знаний; Расширяется база подготовки врачебных кадров; Главными научными медицинскими центрами становится медицинский факультет Московского университета и Медико-хирургическая академия в Санкт-Петербурге.

Изображение слайда
48

Последний слайд презентации: Лекция: Спасибо за внимание!

Изображение слайда