Презентация на тему: Лекция 6

Лекция 6
План лекции
Лекция 6
Урок русского языка –
Лекция 6
Характеристики (особенности) урока русского языка :
Лекция 6
Черты современного урока русского языка
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Метаурок
Структура метаурока
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
Урок рефлексии
Лекция 6
Урок общеметодологической направленности
Структура урока
Урок развивающего контроля
Структура урока развивающего контроля
Лекция 6
Лекция 6
Лекция 6
СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА РУСКОГО ЯЗЫКА (А.Д. Дейкина. Педагогическая практика студентов 4 – 5 курсов филологического факультета (Программы и рекомендации к практике
Лекция 6
1/55
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 98)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2402 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция 6

Урок русского языка

Изображение слайда
2

Слайд 2: План лекции

Условия повышения эффективности урока русского языка (развитие интереса, межпредметные связи, преемственность и перспективность в обучении русскому языку). Организация учебного процесса обучения русскому языку (планирование учебного материала). Урок русского языка: черты, функции, типология, классификации.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Изображение слайда
4

Слайд 4: Урок русского языка –

основная форма организации учебного процесса; это целостная организационно – методическая микросистема в общей системе обучения русскому языку.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Другие организационные формы обучения русскому языку : факультативные занятия по русскому языку; спецкурсы по русскому языку; элективные курсы; кружки; развивающиеся занятия; внеклассное мероприятие (неделя русского языка и др.)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Характеристики (особенности) урока русского языка :

осознанность дидактической цели и планируемых результатов; соотношение реального результата с конкретными задачами урока; реализация целеполагания, планирования деятельности, самоконтроля, самооценивания, коррекции;

Изображение слайда
7

Слайд 7

коллективность обучения; организационная четкость, внутренняя согласованность всего учебного материала.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Черты современного урока русского языка

ориентированность на воспитание и развитие личности; проблема вариативности в типах урока, учебника, программ; формирование умений учебного труда и регулятивных УУД;

Изображение слайда
9

Слайд 9

внимание обучению разным видам чтения; воспитание культуры общения; осуществление интеграции (интегрированные уроки);

Изображение слайда
10

Слайд 10

обучение учащихся приемам самостоятельной учебной деятельности; развитие творческих исследовательских умений и способностей учащихся; реализация непрерывного образования «школа-вуз» (углубленное изучение русского языка, уроки вузовского типа);

Изображение слайда
11

Слайд 11

формирование умений создавать монологические высказывания научного стиля; создание здоровьесберегающей среды, соотношение эмоционального и рационального в обучении; использование текста как приобщение к пространству культуры, диалог с текстом, совершенствование речевого уровня развития.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Структурные компоненты урока русского языка, их функции

Изображение слайда
13

Слайд 13

время Традиционные структурные элементы урока 1 мин. Организационный момент создание рабочей обстановки 9 - 10 мин. Проверка домашнего задания выяснение степени усвоения пройденного и проверка правильности выполнения упражнения до 15 мин. Объяснение нового материала введение новых сведений, ознакомление с ними и обучение умению применять их на практике до 15 мин. Формирование умений и навыков закрепление полученных знаний и овладение языковыми и речевыми умениями 2-3 м. Задавание на дом сообщение способа выполнения задания 2-3 м. Подведение итогов выяснение степени усвоения нового материала

Изображение слайда
14

Слайд 14: Метаурок

– развитие предметных знаний учащихся и достижение ими метапредметных результатов. Наблюдается перехода к уроку с логикой развития конкретной деятельности, формирование системы УУД, мотивация учащихся к познанию объекта.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Структура метаурока

Мобилизация (включение в активную деятельность); актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений (осознание проблемы, противоречи, актуальности изучаемой темы, недостаточности знаний); целеполагание (зачем надо изучать тему);

Изображение слайда
16

Слайд 16

познание (от выявления причины затруднения к реализации проекта выхода из затруднения), открытие нового знания и проговаривания вслух; проверка, в том числе самостоятельная и взаимная); рефлексия (осознание того, чему научился, каким способом действовал)

Изображение слайда
17

Слайд 17

Изображение слайда
18

Слайд 18

время Структурные элементы урока, характеристика действий До 1 мин. Мотивация к действиям на уроке 9 - 10 мин. Актуализация знаний В процессе проверки домашнего задания актуализируются знания учащихся, проверяются УУД, применяются способы проверки письменного дифференцированного задания 2-3 мин. Самоопределение к деятельности, этап целеполагания Выводится проблема урока, ставится проблемный вопрос, определяется цель учебной деятельности до 10 мин. Открытие нового знания Создание проблемной ситуации, формулируются вывод из наблюдений, ознакомление с определением или правилом, обучение умению применять на практике полученные знания

Изображение слайда
19

Слайд 19

до 15 мин. Развитие умений и УУД Определение цели выполнения упражнений, закрепление полученных знаний, сформированных УУД, овладение языковыми и речевыми умениями в результате выполнения упражнений, называются умения, которые вырабатываются на уроке, осуществление коррекции, самоконтроля 2-3 м. Домашнее задание задавание дифференцированного домашнего задания, выбор задания, сообщение способа выполнения задания 2-3 м. Подведение итогов. Рефлексия выяснение степени усвоения нового материала, самооценка деятельности на уроке, выставление оценок, самооценивание

Изображение слайда
20

Слайд 20

предл_гать предл_жить слаг_емое сл_жить изл_гать изл_жение предпол_гать прил_жение Опираясь на графическую модель, расскажите правило. √ / √ / -Л А Г - -Л О Ж - Вставьте буквы. Вспоминаем то, что знаем предл а гать предл о жить сл а гаемое сл о жить изл а гать изл о жение предпол а гать прил о жение Проверьте себя. Назовите основное условие выбора орфограммы и её опознавательный признак.

Изображение слайда
21

Слайд 21

Был такой замечательный учёный – С.М. Бонди. Он очень любил словесную игру. В спорах он часто говорил: «Прежде чем говорить о графине, надо определить, что мы имеем в виду… (Продолжите мысль С.М. Бонди.) Определяем проблему урока Запишите тему урока и задайте вопросы по теме. Что такое омонимы, каковы их признаки? Чем отличаются омонимы от многозначных слов? Можно ли эти слова назвать многозначными? Эти «похожие» на многозначные слова называются омонимами. … – сосуд или человека ».

Изображение слайда
22

Слайд 22

Решаем проблему, открываем новые знания Рассмотрите рисунки и выполните задания (упр. 89) в учебнике. Сравните свои предположения о многозначных словах и омонимах. Продолжим наблюдение. сходство значений (нахождение впереди чего-л.) нет сходства между словами нос (1, 2, 3) экипаж 1 и экипаж 2 многозначное слово омонимы

Изображение слайда
23

Слайд 23

Распределите признаки по группам: Работа в парах. Прочитайте стихотворение ( упр. 80 ) в учебнике и установите, многозначным словом или разными словами-омонимами являются выделенные слова. Сравните результаты. Продолжаем наблюдение Проверьте себя коса (причёска), коса (берег), коса (орудие) – нет сходства (связи) между лексическими значениями: 3 разных слова-омонима общее различное написание произношение часть речи лексические значения омонимы

Изображение слайда
24

Слайд 24

Проверьте себя. 1. Омонимы и многозначные слова одинаково …. 2. У омонимов между лексическими значениями ….. 3. Журавль (птица), журавль (колодец) – это …. 4. Лук (орудие), лук (растение) – это …. 5. Бал (вечер), балл (отметка) не являются омонимами, т.к. … ….. 6. В толковом словаре одна словарная статья для … и разные словарные статьи для..... 1. Омонимы и многозначные слова одинаково пишутся и произносятся. 2. У омонимов между лексическими значениями нет сходства. 3. Журавль (птица), журавль (колодец) – это многозначные слова. 4. Лук (орудие), лук (растение) – это омонимы. 5. Бал (вечер), балл (отметка) не являются омонимами, т.к. имеют разное написание. 6. В толковом словаре одна словарная статья для многозначного слова и разные словарные статьи для омонимов. Рефлексия Закончите утверждения (допишите концовки в тетради).

Изображение слайда
25

Слайд 25

Рефлексия Ответь на вопросы теста. 1. Какое прилагательное является относительным? А. зимний Б. худой В. чёрный Г. колючий Проверь себя

Изображение слайда
26

Слайд 26

Задавание на дом

Изображение слайда
27

Слайд 27

Типология уроков – это классификации уроков по типам, т.е. по различным образцам чего-либо

Изображение слайда
28

Слайд 28

Типология уроков русского языка Б.Т. Панова Вид уроков Типы уроков 1. уроки, классифицируемые в соответствии с различными психолого-педагогическими этапами усвоения материала учащимися уроки изучения нового материала ; уроки закрепления знаний, умений, навыков; повторительно-обобщающие; комбинированные уроки;

Изображение слайда
29

Слайд 29

2. уроки, выделяемые в соответствии с используемыми на них ведущими методами обучения уроки-лекции; уроки-семинары; уроки-практикумы; уроки-диспуты; уроки взаимного обучения;

Изображение слайда
30

Слайд 30

3. уроки развития речи уроки обучения изложениям; уроки обучения сочинениям; 4. уроки вспомогательного характера уроки анализа письменных работ; контрольные уроки.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Типология уроков русского языка М.Т. Баранова Обучающие уроки Контрольные уроки урок сообщения нового материала ; урок контроля за усвоением знаний и учебно-языковых умений; урок формирования умений ; урок контроля за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью;

Изображение слайда
32

Слайд 32

урок повторения; урок контроля за овладением навыками связной речи. урок работы над ошибками Комбинированный урок

Изображение слайда
33

Слайд 33

Многоаспектная классификация уроков русского языка I. Классификация уроков по дидактической цели 1. Обучающие уроки: 1) Познавательные: уроки обучения изложению и другим вторичным текстам; обучения сочинению и другим творческим работам. 2) Тренировочные уроки: уроки обобщения (обобщенного повторения); уроки систематизации (систематизированного повторения); уроки написания развернутых текстов, в основном изложений и сочинений нормативного объема; уроки анализа письменных работ и коррекции предметной подготовки. 2.Контрольно-обучающие уроки 3.Контрольные уроки (диагностические): 1) Уроки текущего контроля: уроки общелингвистического контроля (языковедческой диагностики); уроки языкового контроля (языковой диагностики); уроки орфографического и пунктуационного контроля (правописной диагностики); уроки речевого контроля (речевой диагностики); 2) Уроки итогового контроля: уроки комплексного контроля; уроки комплексной диагностики.

Изображение слайда
34

Слайд 34

II. Классификация уроков по содержанию 1.Виды уроков по программному содержанию: 1) Языковые: аспектные уроки; многоаспектные уроки; 2) Правописные 3) Речевые: уроки по теории текста; уроки по стилистике и базовым разделам; уроки развития устной речи; уроки развития письменной речи; 4) Языковедческие: Уроки о русском языке; уроки по теории языкознания; уроки по истории русского языка; уроки о русистах, уроки о справочной и другой лингвистической литературе 2. Виды уроков по реальному содержанию: 1) Уроки без определенной разговорной темы 2) Уроки с заявленной разговорной темой Уроки с одной лексико-тематической группой слов. Уроки с единой разговорной темой дидактического материала, например «Осень». Уроки с фразовым дидактическим материалом одного жанра. Уроки по текстам об одном авторе. Уроки, близкие к урокам словесности, проводятся по художественным текстам одной эпохи, одного жанра, одного автора. 3) Интегрированные уроки: Уроки словесной интеграции. Уроки межпредметной интеграции. Уроки искусствоведческой интеграции.

Изображение слайда
35

Слайд 35

1.Виды уроков по методам обучения: III. Класси фикация уроков по форме: Уроки с преобладанием вербальных методов; уроки с преобладанием метода языкового анализа, наблюдений; Уроки с преобладанием метода самостоятельной работы: уроки конспектирования, тезирования; уроки с преобладанием метода наглядного обучения, мультимедиа-уроки; уроки с преобладанием метода упражнений: практикумы- классические, модульные, проектные, игровые.

Изображение слайда
36

Слайд 36

2.Виды уроков по технологии обучения: 1) Классические: Уроки вузовских форм: Уроки-лекции. Уроки-практикумы. Лабораторные уроки. Уроки-семинары. уроки-консультации, уроки-зачеты, уроки-экзамены. 2) Инновационные уроки: Уроки с психологизацией. Уроки с использованием компьютерных программ. Уроки с взаимообучением. 3. Уроки игровых форм: 1) Уроки в форме деловых игр: редакция, суд, заседание ученого совета, конференция, научный семинар, круглый стол, аукцион, презентация, дебаты; 2) Уроки в форме ролевых игр: на приеме у врача, в мастерской; 3) Уроки в форме телепередач: устный журнал, виртуальное путешествие, «живая» газета, телемост; 4) Уроки конкурсные: «Счастливый случай», эстафета, «Что? Где? Когда?», викторина, КВН;

Изображение слайда
37

Слайд 37

5.Уроки театрализованные: инсценировки, сказки, концерты; 4. Уроки группового обучения: уроки взаимообучения — в парах постоянного или сменного состава; уроки группового обучения — в бригадах и иных группах; уроки проектные — подготовки и защиты групповых проектов.

Изображение слайда
38

Слайд 38

5. Уроки свободной формы (уроки чтения и общения, уроки-шутки, уроки открытых мыслей). 6. Уроки реальной экскурсии (на природу, на выставки, по городу) 7.Виртуальные уроки. 8. Бинарные уроки. 9.Виды уроков по речевой деятельности: 1) Уроки в «г р о м к о й» речи: Уроки слушания, чтения, говорения. Уроки слушания и письма. Уроки говорения и письма 2) «Тихие» уроки (молчанки): «Немые» диктанты и изложения. Уроки самообучения Уроки «тихого» контроля.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Типы нестандартных уроков по русскому языку (по С. Кульневич ) Уроки вузовского обучения Урок – лекция Урок – семинар Урок – практикум Урок – лабораторная работа Урок - зачет Уроки с игровой основой Урок – кроссворд Урок – деловая игра Урок – путешествие Урок – КВН Урок – театрализованное представление

Изображение слайда
40

Слайд 40

Уроки, имитирующие научные конференции, заседания ученого совета Урок – конференция. Урок–пресс– конференция. Урок – дискуссия. Урок – общественный смотр знаний. Урок – конгресс. Урок – брифинг.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы: 1. уроки открытия нового знания; 2. уроки рефлексии; 3. уроки общеметодологической направленности; 4. уроки развивающего контроля.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Урок открытия нового знания Основные цели урока : формирование способности учащихся к новому способу действия; расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Изображение слайда
43

Слайд 43

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. 2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. 3. Этап выявления места и причины затруднения. 4. Этап построения проекта выхода из затруднения. 5. Этап реализации построенного проекта. Структура урока

Изображение слайда
44

Слайд 44

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. 7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. 8. Этап включения в систему знаний и повторения. 9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Изображение слайда
45

Слайд 45: Урок рефлексии

Основные цели урока: 1. коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. (на сколько я овладел новым понятием, свойством, алгоритмом); 2. формирование способности учащихся к коррекции способа действий, к фиксированию затруднений в деятельности,выход из затруднений).

Изображение слайда
46

Слайд 46

Предлагаемый урок по структуре комбинированный, включает в себя этапы повторения, изучения нового материала и закрепления.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Урок общеметодологической направленности

Основные цели урока: 1. формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. 2. выявление теоретических основ построения содержательно – методических линий.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Структура урока

1. этап мотивации; 2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии; 3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи; 4. этап включения изученного в систему знаний; 5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Изображение слайда
49

Слайд 49: Урок развивающего контроля

Цели урока: 1. формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции; 2. контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Структура урока развивающего контроля

1. написание учащимися варианта контрольной работы; 2.сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; 3.оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Изображение слайда
51

Слайд 51

Урок русского языка с использованием онлайн инструментов. Разработка электронных сценариев урока и их проведение в интерактивном режиме. Онлайн-урок Дистанционный урок

Изображение слайда
52

Слайд 52

Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода может строиться следующим образом: 1. Время самостоятельной работы учеников (не менее 50% времени урока). 2. Время, в течение которого говорил учитель (не более 10 минут). 3. Сколько учеников отвечали устно на уроке и сколько времени (должны все). 4. Сколько учеников получили оценки (должны все).

Изображение слайда
53

Слайд 53

5. Время, в течение которого ученики двигались (не менее 5 минут). 6. Сколько учеников готовы к восприятию нового материала (как проверено). 7. Сколько учеников ушли с урока с полным пониманием нового учебного материала (как проверено). 8. Соответствует ли объем домашнего задания норме (да – нет).

Изображение слайда
54

Слайд 54: СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА РУСКОГО ЯЗЫКА (А.Д. Дейкина. Педагогическая практика студентов 4 – 5 курсов филологического факультета (Программы и рекомендации к практике по учебному предмету «Русский язык».- М., 1995)

I. Правильно ли были определены цели и задачи урока? Насколько подчинена их решению вся работа на уроке – отбор материала (умение выделить главное в содержание темы), выбор методов, средств, форм обучения? II. Удачно ли определена структура урока? Каким было соотношение основных циклов познавательной деятельности учащихся: восприятие нового материала, осмысление, работа по закреплению и систематизации знаний? III. Какие виды познавательной деятельности учащихся были особенно эффективными? Насколько способствовала этому постановка учебных задач? IV. Насколько эффективны предложенные учителем формы изложения и закрепления нового материала? Какие виды работ для учащихся вы могли бы предложить дополнительно? V. Удачно ли сочетались формы работы – общеклассные, групповые, индивидуальные? VI. Каким был контакт учителя с классом? Как проявились личные качества учителя?

Изображение слайда
55

Последний слайд презентации: Лекция 6

Спасибо за внимание

Изображение слайда