Презентация на тему: Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности

Реклама. Продолжение ниже
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Вопросы лекции:
Список рекомендуемой литературы:
1. Эмоциональные процессы
Эмоциональную сферу составляют
Функции эмоций:
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Классификация эмоций в связи с потребностями:
Перефирическая теория Джеймса-Ланге
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Страх по К. Изарду
Метод ПТ – десенсибилизация: предмет, который пациент считает опасным, очень медленно приводится в контакт с ним
Фрустрационные эмоции:
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Б.И. Додонов «Эмоции как ценность»
Характеризуя эмоции в феномено­логическом плане, Б.И. Додонов выделил такие их признаки:
Додонов предлагает классификацию ценностных эмоций:
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
ЭНЛ – выбор профессии, партнера, мироотношение в целом:
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Эмоциональный интеллект ( EQ )
Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности,
Классической  типологией видов любви
Один из ее видов Э. Фромм назвал невротической.
Псевдолюбовь - фанатическая любовь к кумиру.
К псевдолюбовным чувствам можно отнести сентиментальную любовь:
Как управлять своими эмоциями?
Воля
Главная функция воли
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:
3 уровня воли:
В. К.Калин выдвинул идею понимания воли как проблемы самосубъектных отношений
Эмоциональные и волевые свойства личности:
КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ (МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАНИЯ) (от англ. coping — совладание )
«coping»
По определению Р. Лазаруса,
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ
Конфронтация, или противостояние ситуации:
Стратегия самоконтроля
Поиск социальной поддержки :
Стратегия принятия ответственности:
Стратегия планового решения проблемы:
Позитивная переоценка происходящего:
«Избеганием (или переносом) ответственности».
Базисные копинг-ресурсы:
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности
Копинг-ресурс: эмпатия
Аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности:
Успешность копинг-поведения
Бессознательные реакции,
Механизмы психологической защиты
Вытеснение:
Проекция -
Защитные механизмы:
Рационализация
Защитные механизмы психики:
Сублимация
По-разному…
«Воля» -
Практическое занятие № 3:
1/72
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 51)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (6198 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности

Лекцию подготовила: К.п.н. Косцова М.В. Севастополь, 2018 г.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
2

Слайд 2: Вопросы лекции:

Специфика эмоциональных психических процессов. Эмоциональная направленность личности. Общие характеристики волевых действий, структура волевого действия. Копинг-стратегии.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
3

Слайд 3: Список рекомендуемой литературы:

Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2016 г. – С. 373 – 392. Ильин Е.П. эмоции и чувства. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 783 с. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М. 1978.

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: 1. Эмоциональные процессы

Эмоции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимости действующих на индивида явлений и ситуаций. Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
5

Слайд 5: Эмоциональную сферу составляют

собственно эмоции чувства настроение аффект страсть стресс фрустрация

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Функции эмоций:

Отражательно-оценочная Сигнальная Предвосхищающая Активизирующая или тормозящая Ориентирующая и интегрирующая Подкрепляющая Координирующая Системо-образующая Функции ценности

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Классификация эмоций в связи с потребностями:

Первичные: радость, страх, отвращение, Удивление, Гнев, покорность, Вторичные: Интерес, волнение

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
9

Слайд 9: Перефирическая теория Джеймса-Ланге

В 1884 г. в журнале Mind была опубликована статья Вильяма Джеймса « Что такое эмоция ». В ней автор выдвинул неожиданную и парадоксальную гипотезу: если отсечь от эмоции ее внешнее проявление, то от нее вообще ничего не останется.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
10

Слайд 10

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
12

Слайд 12

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
13

Слайд 13: Страх по К. Изарду

Эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия. Формы страха: пассивно-оборонительные и активно-оборонительные

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
14

Слайд 14: Метод ПТ – десенсибилизация: предмет, который пациент считает опасным, очень медленно приводится в контакт с ним

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Фрустрационные эмоции:

Понятие « фрустрация » (от лат. frustratio - расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд)) используется в двух значениях: 1) акт блокирования или прерывания поведения, направленного на достижение значимой цели (т. е. фрустрационная ситуация); 2) эмоциональное состояние человека, возникающее после неудачи, неудовлетворения какой-либо сильной потребности, упреков со стороны. Последнее сопровождается возникновением сильных эмоций: враждебности, гнева, вины, досады, тревоги.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
16

Слайд 16

обида разочарование досада гнев

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/6
17

Слайд 17

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18: Б.И. Додонов «Эмоции как ценность»

Додонов, как представитель деятельностного подхода рассматривает эмоцию в связи с потребностями, но при этом выдвигает тезис, что на определённом этапе развития деятельности эмоция сепарируется от потребности, с которой первоначально была связана и становятся для человека самоценной, т.е. превращается в субъект осуществления деятельности не для получения конкретного результата в материальной форме, а для того, чтоб испытать эмоцию определенного качества.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
19

Слайд 19: Характеризуя эмоции в феномено­логическом плане, Б.И. Додонов выделил такие их признаки:

1) представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний; 2) двойственный, психофизиологический характер этих явлений; с одной стороны - аффективное волнение, с другой - его органические проявления; 3) ярко выраженная субъективная окраска эмоций, присущее им качество осо­бой «интимности».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20: Додонов предлагает классификацию ценностных эмоций:

1 ) Альтруистические

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
23

Слайд 23

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
24

Слайд 24

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Слайд 25

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26: ЭНЛ – выбор профессии, партнера, мироотношение в целом:

Общая эмоциональная направленность выступая в качестве одного из системообразующих факторов в психической структуре личности, определяет многие особенности эмоциональной сферы личности. Через неё могут обуславливаться выбор вида деятельности, профессии, хобби, выбор партнера, мироотношение вообще.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
27

Слайд 27

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
28

Слайд 28: Эмоциональный интеллект ( EQ )

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
29

Слайд 29: Чувства - устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности,

отражающие значение этих явлений в связи с его потребностями и мотивами. Чувства всегда предметны, т.е. обязательно связаны с некоторым конкретным объектом (предметом, человеком, событием жизни и т.п.). эти предметы имеют особую значимость для человека, стабильную потребностно-мотивационную значимость. Чувства как эмоциональные процессы более высокого выражают целостное отношение человека к миру, к людям, к тому, что он испытывает и делает в этом мире.

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30: Классической  типологией видов любви

филия - (philio - греч. любовь-привязанность, симпатия, дружба) – связь индивидов, обусловленную социальным или личным выбором. сторге - (storge-греч. привязанность) означает любовь – привязанность особого семейно-родственного типа, порождает чувство родовой общности. агапе - (греч. любовь к ближнему) – разумная любовь, возникающая на основе оценки какой-либо особенности человека, его черт характера и т.д. Эта любовь основана на убеждении, а не на страстном чувстве. эрос - (греч. любовь) 1. мифологическое олицетворение любви и сексуальности; 2. персонифицированное обозначение сексуального инстинкта жизни (влечение) и сохранения. Эрос обозначается чувства, направленные на предмет с целью полностью вобрать его в себя. Любовь-страсть.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
31

Слайд 31: Один из ее видов Э. Фромм назвал невротической

Кроме перечисленных, можно выделить разновидности любви, включающие отношения любящих людей к своим близким, прежде всего к отцу и матери. Когда такая любовь принимает крайние формы, лишающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовь.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
32

Слайд 32: Псевдолюбовь - фанатическая любовь к кумиру

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
33

Слайд 33: К псевдолюбовным чувствам можно отнести сентиментальную любовь:

По меткому выражению Э. Фромма, "привлекательность означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы на личностном рынке".

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
34

Слайд 34: Как управлять своими эмоциями?

1. Выявление и обозначения эмоциональной реакции. 2. Выявление барьеров, мешающих изменить эмоции 3. Снижение чувствительности до уровня «эмоциональной разумности» 4. Увеличение количества событий, приносящих положительные эмоции 5. Увеличение психологической вовлеченности в имеющиеся на данный момент эмоции 6. Использование противоположного действия 7. Применение методов допуска страданий 8. Уменьшение физической чувствительности как способ борьбы с эмоциями 9. Выявление эмоций 10. Внимательность к своим эмоциям без вынесения суждений

Изображение слайда
1/1
35

Слайд 35: Воля

— одно из наиболее сложных понятий в психологии. Воля рассматривается и как самостоятельный психический процесс, и как аспект других важнейших психических явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
36

Слайд 36: Главная функция воли

заключается в сознательной регуляции активности в затруднённых условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы

Изображение слайда
1/1
37

Слайд 37

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
38

Слайд 38: В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

1) осознание цели и стремление достичь ее; 2) осознание ряда возможностей достижения цели; 3) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности; 4) борьба мотивов и выбор; 5) принятие одной из возможностей в качестве решения; 6) осуществление принятого решения.

Изображение слайда
1/1
39

Слайд 39: 3 уровня воли:

1. Неявное знание о себе. 2. Рефлексия (осознание). 3. Регуляция. Два механизма волевого регулирования : Волевое усилие. - Установки

Изображение слайда
1/1
40

Слайд 40: В. К.Калин выдвинул идею понимания воли как проблемы самосубъектных отношений

Ее специфика находит свое выражение в преобразовании функциональной организации психики, выборе эффективного способа этого преобразования и создании у себя состояния оптимальной мобилизованности адекватно достижению поставленной цели. В качестве исходного он избрал понятие « волевая регуляция », функцией которой является «оптимизация процессов становления и удержания необходимой формы деятельности, т. е. вторичных по генезису формообразующих процессов», когда надо «преодолеть себя». В такие моменты, чаще всего критические, сознание субъекта на время «отрывается» от объекта (предмета деятельности) и переключается на самого себя «в целях ликвидации возникшего несоответствия между своим состоянием и требованиями, предъявляемыми к деятельности».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
41

Слайд 41: Эмоциональные и волевые свойства личности:

К эмоциональным свойствам относятся: эмоциональная возбудимость, глубина переживания эмоций, эмоциональная лабильность – ригидность, эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость и экспрессия. оптимизм и пессимизм. В психологии выделяют следующие волевые свойства личности: Целеустремленность; Решительность; Смелость; Настойчивость; Выдержка; Инициативность; Самостоятельность; Дисциплинированность.

Изображение слайда
1/1
42

Слайд 42: КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ (МЕХАНИЗМЫ СОВЛАДАНИЯ) (от англ. coping — совладание )

Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
43

Слайд 43: coping»

Впервые термин «coping» был использован Мерфи (Murphy L.) в 1962 г. в исследованиях способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития. К ним относились активные усилия личности, направленные на овладение трудной ситуацией или проблемой. В теории копинг-поведения, основанной на работах когнитивных психологов Лазаруса и Фолькмана.

Изображение слайда
1/1
44

Слайд 44: По определению Р. Лазаруса,

копинг-механизмы — это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации психологической угрозы.

Изображение слайда
1/1
45

Слайд 45

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
46

Слайд 46

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
47

Слайд 47

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
48

Слайд 48: КОПИНГ-МЕХАНИЗМЫ

выделяются базисные копинг-стратегии: «разрешение проблем», «поиск социальной поддержки», «избегание».

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
49

Слайд 49: Конфронтация, или противостояние ситуации:

агрессивная установка человека по отношению к тяжелым жизненным обстоятельствам, когда такие ситуации воспринимаются им как враждебная сила, которую надо победить и/или уничтожить. Такая стратегия хороша, когда ситуация персонифицирована: имеется в реальности конкретный угрожающий объект, который, будучи нейтрализован, прекратит свое вредоносное воздействие. Тогда все в порядке: энергия противостояния направлена четко и адресно, что обеспечивает максимум эффекта.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
50

Слайд 50: Стратегия самоконтроля

то есть стремление регулировать свои чувства и действия.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
51

Слайд 51: Поиск социальной поддержки :

Это бывает очень нужно и действенно в ситуации острого горя, поскольку наедине с несчастьем может оставаться далеко не каждый.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
52

Слайд 52: Стратегия принятия ответственности:

путь сильных и зрелых людей, и подразумевает он признание собственных ошибок и их анализ с целью не допустить повторения. Опасность данной стратегии лишь в одном: чрезмерно ответственные люди могут слишком далеко зайти по этому пути и уподобиться пионеру, который всегда в ответе за все.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
53

Слайд 53: Стратегия планового решения проблемы:

о есть выработка плана спасения и четкое следование ему. Плюсы данного способа очевидны, особенно в случае надвигающейся опасности, минусы же – те самые, что и у предыдущего варианта – когда ситуация находится вне пределов нашей возможности ее контролировать, этот способ не работает.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
54

Слайд 54: Позитивная переоценка происходящего:

Любое событие, даже самое негативное, можно переоценить в положительном ключе, увидеть в нем некий смысл и позитивный момент.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
55

Слайд 55: Избеганием (или переносом) ответственности»

Этот способ реагирования не эффективен никогда и свидетельствует о совершенной инфантильности человека, его выбирающего.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
56

Слайд 56: Базисные копинг-ресурсы:

Я-концепция, локус контроля, эмпатия, аффилиация и когнитивные ресурсы.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
57

Слайд 57

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
58

Слайд 58

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
59

Слайд 59: Копинг-ресурс: эмпатия

которая включает как сопереживание, так и способность принимать чужую точку зрения, что позволяет более четко оценивать проблему и создавать больше альтернативных вариантов ее решения.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
60

Слайд 60: Аффилиация, которая выражается как в виде чувства привязанности и верности:

Аффилиативная потребность является инструментом ориентации в межличностных контактах и регулирует эмоциональную, информационную, дружескую и материальную социальную поддержку путем построения эффективных взаимоотношений.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
61

Слайд 61: Успешность копинг-поведения

определяется когнитивными ресурсами. Развитие и осуществление базисной копинг-стратегии разрешения проблем невозможно без достаточного уровня мышления. Развитые когнитивные ресурсы позволяют адекватно оценить как стрессогенное событие, так и объем наличных ресурсов для его преодоления.

Изображение слайда
1/1
62

Слайд 62: Бессознательные реакции,

направленные, прежде всего, на уход от разрешения стрессовой ситуации. механизмы психологической защиты

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
63

Слайд 63: Механизмы психологической защиты

впервые этот термин появился в 1894 г. в работе 3. Фрейда «Защитные нейропсихозы»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
64

Слайд 64: Вытеснение:

Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Если какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно тяжелыми переживаниями, амнезия может охватить такие отрезки прошлой жизни человека.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
65

Слайд 65: Проекция -

человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих же черт в себе. Механизм проекции позволяет индивиду оправдать многие свои поступки.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
66

Слайд 66: Защитные механизмы:

Идентификация – как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации индивид бессознательно уподобляется другому индивиду (объекту идентификации). В качестве объектов идентификации могут выступать как индивиды, так и группы. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям объекта. Интроекция – Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым субъект формирует самые различные установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое

Изображение слайда
1/1
67

Слайд 67: Рационализация

как защитный процесс состоит в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждения и умозаключения для объяснения своих неудач. Необходимо это для его психики (для сохранения собственного положительного представления о себе).

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
68

Слайд 68: Защитные механизмы психики:

Отрицание - в этом случае действия защитной реакции психики индивид, при возникновении в зоне его восприятия негативной для него информации — бессознательно отрицает существование ее. Смещение - Подобная защитная функция выражается в бессознательном стремлении индивида переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект.

Изображение слайда
1/1
69

Слайд 69: Сублимация

Бессознательное переключение отрицательной психической энергии на занятия социально-полезным трудом. Сублимация выражается в том, что индивид, испытывающий какой-либо душевный конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на какое-либо занятие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
70

Слайд 70: По-разному…

Согласно ряду исследований, у зрелых, гармоничных личностей среди реакций на стресс преобладают механизмы совладания, в то время как у незрелых, дисгармоничных, инфантильных личностей — механизмы психологических защит.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
71

Слайд 71: Воля» -

– не столько объяснительное, сколько классификационное понятие, которое позволяет отделить произвольные (сознательные, разумные) действия от рефлекторных (непроизвольных) реакций. Воля, как и многие другие психологические термины (восприятие, мышление, память) – это обобщенное понятие, обозначающее определенный класс психических явлений, процессов и действий, объединенных единой функциональной задачей – сознательным и преднамеренным управлением поведением и деятельностью человека.

Изображение слайда
1/1
72

Последний слайд презентации: Лекция 4. Эмоционально-волевая сфера личности: Практическое занятие № 3:

Эмоции и чувства: специфика и классификация. Теории эмоций:Джеймса-Ланге, Симонова, Фестенгера и Додонова. Волевые психические процессы: структура волевой акта. Стресс и копинг-ресурсы, копинг-стратегии и защитные механизмы психики.

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже