Презентация на тему: Лекция 4. Бюджетное устройство. Структура и принципы бюджетной системы

Лекция 4. Бюджетное устройство. Структура и принципы бюджетной системы.
План лекции:
Лекция 4. Бюджетное устройство. Структура и принципы бюджетной системы.
Лекция 4. Бюджетное устройство. Структура и принципы бюджетной системы.
Лекция 4. Бюджетное устройство. Структура и принципы бюджетной системы.
Лекция 4. Бюджетное устройство. Структура и принципы бюджетной системы.
Принципы построения бюджетной системы
Принципы построения бюджетной системы
Лекция 4. Бюджетное устройство. Структура и принципы бюджетной системы.
Реестр расходных обязательств — это перечень нормативных правовых актов, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет
Бюджетные полномочия различного уровня власти определяют следующие положения:
Принципы построения бюджетной системы
Принципы построения бюджетной системы
Принципы построения бюджетной системы
Принципы построения бюджетной системы
Принципы построения бюджетной системы
И сточники финансирования бюджетного дефицита
Стабилизационный фонд Российской Федерации - это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть по сравнению с базовой ценой.
П орядок расчета и перечисления денежных средств в Стабилизационный фонд
Принципы построения бюджетной системы
Принципы построения бюджетной системы
Принципы построения бюджетной системы
Принципы построения бюджетной системы
Принципы построения бюджетной системы
Расходные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления
Расходные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления
Расходные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления
РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ
РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ
РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ
РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ
РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ
РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ
Лекция 4. Бюджетное устройство. Структура и принципы бюджетной системы.
Лекция 4. Бюджетное устройство. Структура и принципы бюджетной системы.
Лекция 4. Бюджетное устройство. Структура и принципы бюджетной системы.
Лекция 4. Бюджетное устройство. Структура и принципы бюджетной системы.
1/37
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 36)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (308 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция 4. Бюджетное устройство. Структура и принципы бюджетной системы

Изображение слайда
2

Слайд 2: План лекции:

1. Содержание и структура бюджетной системы. 2. Принципы бюджетной системы РФ. 3. Бюджетные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления

Изображение слайда
3

Слайд 3

Бюджетное устройство государства – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Составляющими бюджетного устройства Российской Федерации являются: организация и принципы построения бюджетной системы РФ; разграничение и распределение доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; разграничение и распределение расходных обязательств между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями; разграничение источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ; организация межбюджетного перераспределения средств; - бюджетные полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов

Изображение слайда
6

Слайд 6

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РФ 1-Й УРОВЕНЬ 2-Й УРОВЕНЬ 3-Й УРОВЕНЬ Федеральный бюджет РФ Федеральные внебюджетные фонды Бюджет субъектов РФ (региональные бюджеты) Территориальные государственные внебюджетные фонды 3-Й УРОВЕНЬ Местные бюджеты Б юджеты муниципальных районов Б юджеты городских округов Б юджеты внутригородских муниципальных образований (Москва и Санкт-Петербург), Б юджеты городских и сельских поселений

Изображение слайда
7

Слайд 7: Принципы построения бюджетной системы

1. Принцип единства бюджетной системы предполагает: • единство бюджетного законодательства, принципов организации бюджетной системы, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства; • единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и отчетности.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Принципы построения бюджетной системы

2. Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней означает: • закрепление доходов и расходов за субъектами бюджетной системы; •определение полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Полномочия по формированию доходов бюджетов Бюджетный кодекс РФ ст. 53, 59, 64 ст. 84—86 Разграничение расходных обязательств

Изображение слайда
10

Слайд 10: Реестр расходных обязательств — это перечень нормативных правовых актов, предусматривающих возникновение расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов

Порядок ведения реестра Федеральный уровень Правительство РФ Региональный уровень И сполнительный орган государственной власти субъекта РФ Местный уровень М естн ая администраци я

Изображение слайда
11

Слайд 11: Бюджетные полномочия различного уровня власти определяют следующие положения:

• принципы организации бюджетной системы, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений; • основы составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, утверждение отчетов об их исполнении и осуществление контроля за их исполнением; • порядок разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований; • основы формирования доходов и осуществление расходов бюджетов; • порядок установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов по уровням бюджетной системы; • порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов; • порядок применения бюджетной классификации; • единый порядок ведения бюджетного учета и отчетности; • унифицированные формы бюджетной документации и отчетности; • виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Принципы построения бюджетной системы

3. Принцип самостоятельности бюджетов : - самостоятельное обеспечение сбалансированности бюджетов и эффективности использования бюджетных средств; - самостоятельное осуществление бюджетного процесса; - наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня; - законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством; - право самостоятельно определять направления расходования средств и источники финансирования дефицита бюджета.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Принципы построения бюджетной системы

3. Принцип самостоятельности бюджетов : О граничения: • недопустимость установления расходных обязательств бюджета за счет средств бюджетов двух и более уровней; • недопустимость введения в действие в течение финансового года изменений бюджетного или налогового законодательства, приводящих к увеличению расходов или снижению доходов бюджетов других уровней без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах; • недопустимость изъятия в течение финансового года дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Принципы построения бюджетной системы

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Федерации и муниципальных образований • определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления; • установление и исполнение расходных обязательств; • формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов; • определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с Б юджетным кодексом РФ.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Принципы построения бюджетной системы

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов • все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме; • все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации; • налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов полностью учитываются отдельно по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и по расходам бюджетов.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Принципы построения бюджетной системы

6. Принцип сбалансированности бюджета • объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; • при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Изображение слайда
17

Слайд 17: И сточники финансирования бюджетного дефицита

федеральн ый бюджет • кредиты, полученные РФ от кредитных организаций, • выпуск ценных бумаг от имени РФ, • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней, • поступления от продажи государственного имущества, • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам. Б юджет субъекта РФ • выпуск ценных бумаг от имени субъекта Федерации; • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; • кредиты, полученные от кредитных организаций; • поступления от продажи имущества субъекта Федерации. Местный бюджет • выпуск муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования; • кредиты, полученные от кредитных организаций; • бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; • поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Стабилизационный фонд Российской Федерации - это часть средств федерального бюджета, образующаяся за счет превышения цены на нефть по сравнению с базовой ценой

Источник и формирования Стабилизационного фонда являются (ст. 96.2 БК РФ): 1) дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой; 2) остатки средств федерального бюджета на начало финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.

Изображение слайда
19

Слайд 19: П орядок расчета и перечисления денежных средств в Стабилизационный фонд

Доход = ВТП х (ВС - РС) : ВС + НДПИ х х (С-НД П И - РС-НДПИ) : С-НДПИ где ВТП — вывозная таможенная пошлина; ВС - ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть; РС - расчетная ставка вывозной таможенной пошлины на сырую нефть; НДПИ — налог на добычу полезных ископаемых; С-НДПИ - ставка налога на добычу полезных ископаемых (нефть) ; РС-НДПИ - расчетная ставка налога на добычу полезных ископаемых

Изображение слайда
20

Слайд 20: Принципы построения бюджетной системы

7. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, при составлении и исполнении бюджетов получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Принципы построения бюджетной системы

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов : • все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита; • доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета (кроме доходов целевых бюджетных фондов).

Изображение слайда
22

Слайд 22: Принципы построения бюджетной системы

9. Принцип достоверности бюджета ( утвержден в ст. 37 БК РФ ) и говорит о надежности показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Принципы построения бюджетной системы

10. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств утвержден в ст. 38 БК РФ и означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных целей. 11. Принцип гласности означает: • обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении; • обязательную открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов; • секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Изображение слайда
24

Слайд 24: Принципы построения бюджетной системы

1 2. Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. 1 3. Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Расходные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления

Ф едеральный бюджет - содержание вооруженных сил и органов правопорядка, - международная деятельность и обслуживание государственного долга, финансовая поддержка бюджетов иных уровней, социальное обслуживание общества (здравоохранение, образование, социальная политика, фундаментальная наука, культура, искусство и другое )

Изображение слайда
26

Слайд 26: Расходные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления

Б юджет субъекта РФ - социально-экономическо е развити е региона (поддержка предприятий промышленности, энергетики и строительства, сельского хозяйства и рыболовства, образование, социальная политики и другое)

Изображение слайда
27

Слайд 27: Расходные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления

Местный бюджет - расходы по регулированию размещения производительных сил на территории, - создани е местной социально- производственной инфраструктуры, - социальные программы поддержки населения (ЖКХ, благоустройство территории, содержание учреждений здравоохранения, образования культуры и других).

Изображение слайда
28

Слайд 28: РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

И з федерального бюджета: - Содержание государственного аппарата; - Функционирование федеральной судебной системы; - Осуществление международной деятельности; - Национальная оборона и обеспечение безопасности государства; - Фундаментальные исследования и содействие НТП; - Государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта, атомной энергетики; - Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

Изображение слайда
29

Слайд 29: РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

И з федерального бюджета: - Исследование и использование космического пространства; - Содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или; - Обслуживание и погашение государственного долга; - Компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на оплату государственных пенсий и пособий; - Пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней; - Проведение выборов и референдумов РФ; - Федеральная инвестиционная программа; - Финансовая поддержка субъектов РФ; - Официальный статистический учет; - Прочие расходы.

Изображение слайда
30

Слайд 30: РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

И з бюджетов субъектов РФ : - Обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; - Обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ; - Проведение выборов и референдумов субъектов РФ; - Обеспечение реализации региональных целевых программ; - Формирование государственной собственности субъектов РФ; - Осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; - Содержание и развитие предприятий, организаций, учреждений, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

Изображение слайда
31

Слайд 31: РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

И з бюджетов субъектов РФ : - Обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ; - Оказание финансовой помощи местным бюджетам; - Обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; - Компенсация дополнительных расходов, которые возникают в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ и приводят к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; - Прочие расходы.

Изображение слайда
32

Слайд 32: РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

И з местных : - Содержание органов местного самоуправления; - Формирование и управление муниципальной собственностью; - Организация, содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, СМИ, других учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; - Содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; - Муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; - Благоустройство и озеленение территории; - Организация утилизации и переработки бытовых отходов; - Содержание мест захоронения;

Изображение слайда
33

Слайд 33: РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

И з местных : - Организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; - Обеспечение противопожарной безопасности; - Обеспечение охраны природной среды на территории муниципальных образований; - Реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления; - Обслуживание и погашение муниципального долга; - Целевое дотирование населения; - Содержание муниципальных архивов; - Проведение муниципальных выборов и референдумов; - Финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующий год (федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ – это совокупность регионального бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на территории данного субъекта (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами). Консолидированный бюджет муниципального образования – это совокупность бюджета муниципального образования и свод бюджетов городских и сельских поселений входящих в состав муниципального образования (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Изображение слайда
35

Слайд 35

Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет РФ Консолидированный бюджет субъектов РФ Бюджеты субъектов РФ Бюджеты муниципальных образований Бюджеты районов Бюджеты городов

Изображение слайда
36

Слайд 36

Консолидированные бюджеты РФ субъекта РФ и муниципальных образований: -    - законодательно не утверждаются; - - являются статистическим сводом бюджетных показателей, сгруппированных по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования.

Изображение слайда
37

Последний слайд презентации: Лекция 4. Бюджетное устройство. Структура и принципы бюджетной системы

Показатели консолидированного бюджета используются: -при прогнозах развития н/х и финансовой системы; - при анализе проблем экономики, эффективного распределения и использования бюджетных средств, в процессе формирования доходов и расходов бюджетов; - для проведения анализа всей бюджетной системы РФ; - для расчетов минимальных социальных и финансовых норм.

Изображение слайда