Презентация на тему: Лекция №7

Лекция №7
ПЛАН
Основные понятия темы:
Различные смысловые оттенки тармина «современность»
Современность -
Суть духовного кризиса:
П редпосылки формирования
П редпосылки формирования
Критике подверглись следующие принципы классики:
Критике подверглись следующие принципы классики:
О собенности современной философии
Предмет пристального внимания современной философии
О собенности современной философии
Периоды современной философии
Периоды современной философии
Две главные установки в постклассический период
Позитивизм (с лат. «положительный ») -
Француз Огюст Конт (1798-1857) – философ, основатель социологии
Идеи позитивизма Б. Рассел, К. Попер, А.Айер
Идеи позитивизма
Конт выдвинул закон двойственной эволюции общества
Принципы позитивизма
Принципы позитивизма
Общая модель научного познания с позиций позитивизма
Эффект плацебо
Прагматизм (прагма – дело, действие) -
Прагматизм - идеи:
Иррационализм как философское течение
«Философия жизни » -
Артур Шопенгауэр ( 1788 – 1860 г.г.)
Источники учения
Артур Шопенгауэр –
Артур Шопенгауэр –
Артур Шопенгауэр –
Артур Шопенгауэр философ - пессимист
Резюме
Фридрих Ницше (1844 – 1900 г.г.)
В основе человеческого поведения
Фридрих Ницше
«Воля к власти » - это движущая сила прогресса.
Концепция героя и лидера
Неокантианство
Фрейд (1856 – 1939 г.г.)
Фрейдизм – учение о психоанализе
Главные инстинкты человека
Фрейдизм – учение о психоанализе
Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и социолог
Лекция №7
Феноменология Основоположник – Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
Феноменология Эдмунд Гуссерль (1859-1938)
Феноменология Эдмунд Гуссерль
Герменевтика – Гадамер ( 1900-2002)
«Герменевтический круг » -
Вывод
Философский постмодернизм Франция, 70 – 80 -ые гг. ХХ ст. -
Философский постмодернизм Франция, 70 – 80 -ые гг. ХХ ст.
Философы – постмодернисты считают
Предмет пристального внимания современной философии
Сальвадор Дали
Ай Вейвей Выкорчевывание
Олег Шупляк
Основные идеи философии постмодернизма
Философы – постмодернисты считают
Постмодернизм в литературе
Основные идеи философии постмодернизма
Основные идеи философии постмодернизма
Жан Бодрийяр
Жан Бодрийяр
Вывод
1/69
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 32)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1510 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция №7

Тема: « Современная западная философия»

Изображение слайда
2

Слайд 2: ПЛАН

1. Особенности и периоды современной философии. 2. Главные течения постклассической (неклассичес-кой) философии. 3. Постнеклассическая философия: постмодернизм и его альтернативы (самостоятельно).

Изображение слайда
3

Слайд 3: Основные понятия темы:

верификация и фальсификация. иррационализм, прагматизм, позитивизм, постмодернизм феноменология, экзистенциализм герменевтика.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Различные смысловые оттенки тармина «современность»

Современность - это все то, что обнаруживается в окружающем настоящем (обыденный разум); э то эпоха Модерна - с середины Х VII c т., с Вестфальского мирного договора 1648 г., когда образовались буржуазно - демократические государства (политология);

Изображение слайда
5

Слайд 5: Современность -

э то период с начала промышленного пере-ворота в Англии - с Х VIII ст. (экономисты); э то переход к « постиндустриальному », « информационному» обществу с 60-ых – 70-ых годов ХХ ст. (социология) это период с начала европейского мировоззренческого духовного кризиса рационального сознания со второй половины Х I Х ст. ( в философии)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Суть духовного кризиса:

нарастающее сомнение в фундаментальных ценностях Нового времени: вере во всемогущество Мирового Разума и притязания человека на господство над природным бытием, благодаря обладанию частицей этого Разума - научным знанием.

Изображение слайда
7

Слайд 7: П редпосылки формирования

1. Переосмысление основ миро-воззрения НВ. ХХ век - эпоха глобальных потрясений для европейской цивилизации и человечества в целом: к ровопролитные мировые войны, геноцид, концентрационные лагеря, тоталитаризм, гонка вооружений и угроза ядерной войны как итога существования человека на земле.

Изображение слайда
8

Слайд 8: П редпосылки формирования

2. Критика классического рацио-нального мышления, начатая в Х I Х в.; попытки формирования принципиально иной модели мышления, которая стала бы альтернативой классической рациональности. «Божество науки утратило часть своего ослепительного блеска ». Вопросы нравственного выбора личности, жизненного опыта человечества не поддаются научному объяснению.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Критике подверглись следующие принципы классики:

1. П ринцип субъективности и его главное оружие – научная рациональ-ность, согласно которому для получения истинных знаний необходимо следовать неизменным правилам логического вывода. С Х I Х в. в философии усиливается иррационализм (с лат. неразумный) − установка, когда не логика, а интуиция признается не менее значимой чертой сознания.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Критике подверглись следующие принципы классики:

2. Монологизм – желание создать универсальную философскую систему понятий, знаков, символов, метафор, способную дать окончательные ответы на философские вопросы.

Изображение слайда
11

Слайд 11: О собенности современной философии

1. Во-первых, критическое отношение к классической философии нового времени (отсюда и термин «постклассическая» философия »). 2. В о-вторых, смена ареала ( пространства, области) философствования - метафизики познания метафизикой языка (смыслов ) -постнеклассическая философия.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Предмет пристального внимания современной философии

Язык, речь, тексты как символы, коды и основа культуры. В словах представлено внешнее и внутреннее, социальное и индивидуальное бытие людей. «Язык есть дом бытия» (М.Хайдеггер).

Изображение слайда
13

Слайд 13: О собенности современной философии

3. В -третьих, п люрализм - отсутствие ярко выраженного господствующего направления конкурирующих философских школ. «Современная философия представляет собой диффузное и труднообозримое поле учений, школ, концепций » ( Ю.Хабермас)

Изображение слайда
14

Слайд 14: Периоды современной философии

1- ый период - « модерн» « постклассический », «неклассический» - со 2- ой половины Х I Х в. до 70-х г.г. ХХ в. - стремление философов сблизить человека с миром, субъекта с объектом.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Периоды современной философии

2-ой период - «постмодерн» « постнеклассический », как развитие творческого потенциала человека в так называемых «языковых играх». Задача - не познание «сущности вещей», их значений, а рефлексия над смыслами высказываний, включающих субъективные моменты (цели, мотивы, установки, ценности).

Изображение слайда
16

Слайд 16: Две главные установки в постклассический период

Рационализм. Позитивисты и прагматики - в основном, прежними средствами научной рациональности. Иррационализм. Философия жизни, неокантианство, феноменология, герменевтика, экзистенциализм – через раскрытие глубинных, способностей субъекта – иррациональная философия. .

Изображение слайда
17

Слайд 17: Позитивизм (с лат. «положительный ») -

философское направление, цель которого − освободить филосо-фию от мнимых (нереализуемых) проблем и тем, сблизить ее с реальной жизнью, сузив ее функции до наставницы - помощ-ницы науки.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Француз Огюст Конт (1798-1857) – философ, основатель социологии

«Священная формула позитивистов: любовь как принцип, порядок как основа, прогресс как цель».

Изображение слайда
19

Слайд 19: Идеи позитивизма Б. Рассел, К. Попер, А.Айер

1. Полное знание может дать только наука. Цель науки – КАК?, а не Почему? Истинное (позитивное, положительное) знание - результат познания конкретных наук и синтез результатов их исследования. 2. Философия имеет сомнительное право на существование. Философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным. Основной путь/метод – эмпирическое наблюдение

Изображение слайда
20

Слайд 20: Идеи позитивизма

3. Проблемы человека – это псевдо проблемы. Философия должна освободиться от аксиологического /ценностного подхода и оценки явлений. Философия нужна только как методология! Она может стать метанаукой – царицей всех наук, если станет конкретной наукой.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Конт выдвинул закон двойственной эволюции общества

1. Интеллектуальная эволюция: Стадии – теологическая (религия), метафизическая (философия как вероятностное знание), позитивная (основанное на науке). 2. Техническая эволюция: Стадии – традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Принципы позитивизма

И стинное (позитивное, положительное) знание - результат познания конкретных наук и синтез результатов их исследования. П ринципы – верификации и фальсификации. Верификация – сведение сложных высказываний к доступным опытной проверке. Все гипотезы и теории, которые нельзя проверить должны быть выдворены за границы научности.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Принципы позитивизма

принцип фальсификации - опровержения старых теорий новыми фактами. Суть: поскольку безошибочных теорий не бывает (каждая теория содержит ошибки - марксизм), то принципиально непроверяемые, т.е. метафизические теории должны быть отброшены. Философия, размышляющая над транс-цендентными, недоступными опытной проверке проблемами, должна «сойти со сцены».

Изображение слайда
24

Слайд 24: Общая модель научного познания с позиций позитивизма

М етод гипотетико - дедуктивный 1) постановка проблемы, обусловленная открытием новых фактов ; 2) выдвижение новых гипотез и выбор из них наиболее перспективной; 3 ) построение новой теории. Генератор развития науки – сбор новых фактов, опровергающих старые принципы

Изображение слайда
25

Слайд 25: Эффект плацебо

Плаце́бо (от лат. placebo, буквально — «буду угоден, понравлюсь» — вещество без явных лечебных свойств, используемое в качестве лекарственного средства, лечебный эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата. К апсулу или таблетку с плацебо называют пустышкой (лактоза). Р азум способен влиять на биохимию человеческого организма.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Прагматизм (прагма – дело, действие) -

ф илософия успеха, тождества истины и пользы. Родоначальник — американский ученый, философ Чарльз Сандерс Пирс (1839 — 1914). Последователи: Уильям Джемс, Джон Дьюи.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Прагматизм - идеи:

1 ) истина состоит не в соответствии знаний вещам, а в их полезности, в успехе и эффективности. Критерий истины – жизненный опыт каждого человека (субъективное переживание интереса выгодно или не выгодно) 2) добро – все то, что повышает благосос-тояние народа, что обеспечивает успех; 3) цель системы образования – дискредитация старых ценностей и формирование новых

Изображение слайда
28

Слайд 28: Иррационализм как философское течение

- признает абсурдность, алогичность, неразумность бытия и человеческой истории, которые не подлежат разумному объяснению: - ограничивает или вообще отрицает роль разума как орудия познания мира и отдает предпочтение интуиции, инстинкту. Интуиция - способность непосредственного постижения истины, минуя опыт и логику!

Изображение слайда
29

Слайд 29: Философия жизни » -

идеалистическое направление в философии, приписывающее божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества. Представители - немецкие философы Артур  Шопенгауэр, Фридрих Ницше, француз Анри Бергсон.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Артур Шопенгауэр ( 1788 – 1860 г.г.)

«Не удивление, а недоумение и печаль - суть и начало философии » «Сострадание – вот основа всей морали » « Одиночество есть жребий всех выдающихся умов ».

Изображение слайда
31

Слайд 31: Источники учения

Философия И. Канта и индийская философия. Два аспекта мира: 1. Мир как представление – это мир феноменов, мир науки. Исследуются отношения между вещами в формах пространства и времени, но их суть скрыта от нас. Мир феноменов – это иллюзия. 2. Мир как воля, Мировая В оля как процесс и Воля человека как усилие, мобилизация сил

Изображение слайда
32

Слайд 32: Артур Шопенгауэр –

Не разум, а Воля (Воля к жизни) является неким космическим первоначалом. Воля – это темная, слепая, бессознательная, ненасытная и необузданная злая сила, которая лежит в основе мироздания. Воля – свободна, иррациональна, находится вне времени и пространства – это и есть «вещь в себе». В се силы (энергия) природы ( физика) – это и есть «вещь в себе ». Силы – гравитационные, электромагнитные (сила упругости, трения), ядерные сильные и слабые.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Артур Шопенгауэр –

«Истина в том, что мир – это вечное и постоянное движение и изменение, то есть вечная вибрация - «мировая воля». Жизнь Вселенной, включая человеческую, подчинена не Мировому Разуму, а слепой Мировой Воле как природному началу всего живого.

Изображение слайда
34

Слайд 34: Артур Шопенгауэр –

« Основное свойство Мировой В оли состоит в том, что она ни к чему не направлена… нет никакой конечной цели, то есть, нет никакого смысла». В мире людей: «Утверждая свою волю, каждый человек рассматривает всех других либо как средство, либо как препятствие на пути к цели».

Изображение слайда
35

Слайд 35: Артур Шопенгауэр философ - пессимист

«Жизнь» - это «плесень» на одном из шаров, это непрерывное страдание между состраданием и силами эгоизма и злобы. Слепая воля к жизни заставляет человека хотеть и стремиться, а потому является источником всех его человеческих страда-ний, избавиться от которых невозможно. Единственный выход – погасить в себе волю к жизни (в буддизме - нирвана)

Изображение слайда
36

Слайд 36: Резюме

С Мировой Волей можно совладать двумя способами: - устранить аскезой; быть героически невозмутимым от страстей; уменьшить страдания можно через искусство, созерцая неизменные идеи; - стать сверхчеловеком – аристократом Духа – харизматической личностью с мощным жизненным порывом (Ф. Ницше) и всепроникающей интуицией (А. Бергсон).

Изображение слайда
37

Слайд 37: Фридрих Ницше (1844 – 1900 г.г.)

«Земля имеет кожу, и у этой кожи есть свои болезни. Одна из них называется человек» «Всё, что меня не уничтожает, делает меня сильнее»

Изображение слайда
38

Слайд 38: В основе человеческого поведения

Лежит не воля к жизни, а «воля к власти». Воля к власти пронизывает всю природу, общество, человека. «Воля к власти» - э то движущая сила «становления», имманентно присущая действительности как сущее; как космическое начало; это источник развития от обезьяны к сверхчеловеку, следующему после Homo Sapiens эволюционному виду.

Изображение слайда
39

Слайд 39: Фридрих Ницше

Цель философии Ницше – помочь чело-веку приспособиться к жизни и м акси- мально реализовать свои возможности. Доминанта общества – «сознательная воля к власти», к расширению своего «Я», к экспансии над другими и миром. Мир – это арена, где успеха добиваются не самые умные и справедливые, а самые коварные и жестокие.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Воля к власти » - это движущая сила прогресса

Человек имеет право на любой поступок по отношению к другим людям и всему, что ему противостоит. Культура – это упадок высшего типа человека. «Возвышенные идеи есть не что иное, как «завуалированное зверство», где за добрыми словами скрывается воля к власти, у более сильных – воля к большой власти, у самых сильных – к подавлению чужой воли.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Концепция героя и лидера

О босновал необходимость формирования высшего биологического типа — человека-лидера, сверхчеловека. Лидер – «это всегда сильная личность, «сверхчеловек», «высший» биологический тип человека, отбрасывающий мораль как орудие слабых» «Цель человечества лежит в его высших представителях. Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей — в этом, и ни в чем ином, состоит его задача ».

Изображение слайда
42

Слайд 42: Неокантианство

В.Виндельбанд, Э.Кассирер, Г.Риккерт И сследовали возможности субъекта познания - открыли отличия между методологией естественных «наук о природе» и гуманитарных «наук о духе ». Цель естественных наук о природе – поиск общего, установление повторяющихся свойств, фиксируемых в законах. Цель «наук о духе» - индивидуальные помыслы субъектов – это априорные ценности, которыми каждый руководствуется: истиной, святостью, красотой, нравственностью.

Изображение слайда
43

Слайд 43: Фрейд (1856 – 1939 г.г.)

С оздатель теории и метода психоанализа «Искусство – это сублимация сексуальной энергии (либидо)».

Изображение слайда
44

Слайд 44: Фрейдизм – учение о психоанализе

Три уровня человеческой психики: - ИД – «Оно» - бессознательное (сфера инстинктов) - ЭГО – Я – область сознания, контролирующая все психические процессы - СУПЕР – ЭГО – сверх Я – ИДЕАЛ «Я» сверхсознание – область социальных норм и запретов. «Я» и «Оно» - две противоположности. «Сверх Я» примеряет их

Изображение слайда
45

Слайд 45: Главные инстинкты человека

1. И нстинкт самосохранения 2. Инстинкт размножения – либидо. Не разум управляет поведением человека, а его либидо/ подсознание, представляющее из себя темные, слепые инстинкты (инстинкт жизни - эрос и инстинкт смерти - танатос ). Сублимация  — трансформация энергии либидо в творческую. Сублимация – это источник развития культуры: искусства, религии, морали.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Фрейдизм – учение о психоанализе

П одсознательные влечения и желания могут противоречить существующим в обществе нормам и правилам поведения. В ходе развития в психике человека возникает сверхсознание, стремящееся помочь сознанию противостоять напору подсознательного - это то, что называется совестью.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Карл Густав Юнг (1875-1961) - швейцарский психолог и социолог

Разработал концепцию коллектив- ного бессозна -тельного. Архетип - первообраз

Изображение слайда
48

Слайд 48

Изображение слайда
49

Слайд 49: Феноменология Основоположник – Эдмунд Гуссерль (1859-1938)

Объективной реальности, существующей независимо от сознания, просто нет. Все виды реальности, с которыми имеет дело человек, объясняются из самого сознания человека. Задача феноменологии – показать, как рождается сознание человека, как зарож-дается вторичное образование жизненного мира.

Изображение слайда
50

Слайд 50: Феноменология Эдмунд Гуссерль (1859-1938)

Необходимо провести "редукцию" сознания (его выделение). Первая фаза – выбросить все внешнее, все знания в области физики, математики, все догмы, схемы и стереотипы мышления. Вторая фаза – выбросить все внутреннее, личностное (забыть себя, своих друзей, весь свой жизненный опыт).

Изображение слайда
51

Слайд 51: Феноменология Эдмунд Гуссерль

Итог - остается только чистое доопытное сознание, некие феномены сознания Важно различать эти "смыслы сознания" (или чистое сознание) и то, что находится вне сознания (собственно объекты).

Изображение слайда
52

Слайд 52: Герменевтика – Гадамер ( 1900-2002)

ГЕРМЕНЕВТИКА ( греч. hermeneutike — толкование) — направление в философии и гуманитарных науках, в котором понимание рассматривается как условие (осмысления) социального бытия. З адача философа − не реконструировать замыслы, а творчески соучаствовать с другими авторами в конструировании смыс-лов бытия человека и мира, творить и постигать реальность.

Изображение слайда
53

Слайд 53: Герменевтический круг » -

метафора, описывающая взаимообу-словленность объяснения и интерпретации, с одной стороны, и понимания — с другой. Движение по кругу состоит в том, что з а попыткой прочесть и намерением понять нечто «вот тут написанное» «стоят» собственные наши глаза (и собственные наши мысли), коими мы это «вот» видим. Для понимания отдельных событий необходимо иметь целостное представление об эпохе в целом.

Изображение слайда
54

Слайд 54: Вывод

Неклассическая философия конца Х I Х- в. ХХ в. б ольше сориентирована на внерациональные формы познания и освоения действительности (волю, инстинкт, откровение), сближение с искусством, универсализм и синкретичность философских идей.

Изображение слайда
55

Слайд 55: Философский постмодернизм Франция, 70 – 80 -ые гг. ХХ ст. -

Объдиняет философов различных взглядов, но общее – убежденность в том, что КФ исчерпала себя. Задачи философии – не поиск предельных оснований бытия, а описание конфликтных ситуаций, исследование логики существования антиподов в мире. Для постмодернизма характерны плюрализм и демократизация мышления.

Изображение слайда
56

Слайд 56: Философский постмодернизм Франция, 70 – 80 -ые гг. ХХ ст

Идеал философии – обостренный интерес к нестандартным ситуациям Представители – французы - философы Жан Франсуа Лиотар (1924 г.) Жан Бодрийяр (1929 г.) Жиль Делез (1926 г.), Жана Дерриду (1930 г.) итальянец Феликс Гваттари (1930 г.). . .

Изображение слайда
57

Слайд 57: Философы – постмодернисты считают

Философия должна уступить место искусству, его язык более пластичен и больше подходит к адекватному описанию действительности. Искусство лучше философии может выразить смыслы и оттенки мира.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Предмет пристального внимания современной философии

Язык, речь, тексты как символы, коды и основа культуры. В словах представлено внешнее и внутреннее, социальное и индивидуальное бытие людей. «Язык есть дом бытия» (М.Хайдеггер).

Изображение слайда
59

Слайд 59: Сальвадор Дали

Изображение слайда
60

Слайд 60: Ай Вейвей Выкорчевывание

Изображение слайда
61

Слайд 61: Олег Шупляк

Изображение слайда
62

Слайд 62: Основные идеи философии постмодернизма

1. Реальность структурно представляет собою хаос меняющихся знаков- отношений. Х аос - неорганизованная реальность; беспорядочное, бесформенное состояние мира или каких-либо процессов; неупорядоченная бессистемность как первоначальное состояние будущей системности и определенности.

Изображение слайда
63

Слайд 63: Философы – постмодернисты считают

2. Ни одной философской школе доверять нельзя, ибо их направлен-ность на освоение мира скорее субъективна, чем объективна. Критика любой философской концепции – скептицизм.

Изображение слайда
64

Слайд 64: Постмодернизм в литературе

нацеленность не на понимание мира, а принятию его таким, каков он есть; нет стремления к изучению глубинных проблем бытия, больше тяготение к простоте, поверхностному отражению мира; диалог с хаосом, представляя его как реальную модель жизни, где утопией является гармония мира.

Изображение слайда
65

Слайд 65: Основные идеи философии постмодернизма

2. Чтобы понять мир субъект должен стать частью этого хаоса и неопределенности. Челоек должен полностью слиться с миром знаков, стать таким же неустойчивым, но открытым любым изменениям. Освобождение современного человека от любых форм зависимости: от власти этой реальности (философской, религиозной,политической, экономической, культурной)

Изображение слайда
66

Слайд 66: Основные идеи философии постмодернизма

Средством освобождения от любых форм зависимости служит речь, словесные игры - ироничные деконструкциии существующих текстов. И стория – это «музей ценностей», в котором каждый находит нужные ему смыслы.

Изображение слайда
67

Слайд 67: Жан Бодрийяр

Произведения («К критике политической экономии знака», «В тени молчаливого большинства или конец социального», «Символический обмен и смерть » В современных обществах реальная жизнь растворена в знаках: в моде, престиже, образах, рисуемых СМИ. Знаки – это суррогаты вещей, «симулякры ».

Изображение слайда
68

Слайд 68: Жан Бодрийяр

Стоимость произведений искусства на аукционах определяется не законами экономики – трудом, вложенным в них художником, или эстетической ценностью, а престижностью, тем, что их владелец, даже ничего не смыслящий в искусстве обретает статус богача. Мир стал неустойчивым, а бытие человека – ненастоящим и зыбким.

Изображение слайда
69

Последний слайд презентации: Лекция №7: Вывод

Философия постмодернизма проясняет представления значительной части современного общества : стремление к неограниченной свободе желаний, недоверие к устойчивости и неуверенность в будущем. Представители постмодернизма, с одной стороны, активизируют творческий потенциал современника, а с другой,- оставляют его внутренне разорванным и смятенным.

Изображение слайда