Презентация на тему: Лекция 3 Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине

Лекция 3 Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
vk.com/ metod_fursova
Кафедра общей психологии и педагогики ПСФ
План лекции
Понятие сознания.
Функции сознания
Функции сознания (схема)
Слои сознания
Свойства сознания
Поток сознания.
Слои сознания по В.П.Зинченко
Самосознание
Развитие сознания в онтогенезе ( Ушаков Г.К., 1973 )
Нарушения сознания. Критерии.
Помрачения сознания (количественные изменения сознания)
Изменения сознания ( качественные расстройства сознания)
Нарушения самосознания
Бессознательное
Бессознательные явления (Ю. В. Щербатых )
Свойства бессознательного (по Фрейду)
Коллективное бессознательное (по К.Г. Юнгу)
Лекция 3 Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
Лекция 3 Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
Исследование бессознательного
Бессознательное в трактовке М. Эриксона
Сон
Изменённые состояния сознания
Транс
Лекция 3 Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
Лекция 3 Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине.
Спасибо за внимание
1/31
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 79)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (475 Кб)
1

Первый слайд презентации

Изображение слайда
2

Слайд 2: vk.com/ metod fursova

Изображение слайда
3

Слайд 3: Кафедра общей психологии и педагогики ПСФ

Предмет: Психология и педагогика 1 модуль 3 лекция: Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине. Лектор: доцент кафедры Общей психологии и педагогики ПСФ, кандидат философских наук Фурсов Валентин Владимирович. Кафедра общей психологии и педагогики ПСФ

Изображение слайда
4

Слайд 4: План лекции

Понятие, структура, признаки, свойства и функции сознания. Самосознание и Я-концепция. Состояния сознания и самосознания. Проблема развития сознания. Понятие неосознаваемых психических процессов. Связь неосознаваемых и осознаваемых явлений здоровья и болезни. Бессознательное Сон и измененные состояния сознания План лекции

Изображение слайда
5

Слайд 5: Понятие сознания

Сознание выступает объектом исследования многих наук (философия, антропология, социология, психология, педагогика, физиология). В философии понятия "сознание" и "материя" рассматриваются как две основные разновидности бытия, сущности вообще. В психологии предпочтение отдается определениям, которые могли бы отграничить сознание от других психологических понятий. Сознание — это высший уровень психического отражения действительности и саморегуляции, проявляющийся способностью личности отдавать себе ясный отчет об окружающем, о настоящем и прошлом времени, принимать решения и в соответствии с ситуацией управлять своим поведением.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Функции сознания

Отражательная.  Сознание организует познавательные процессы. Оценочная.  Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя. Креативная.  Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения : изобретательство, художественное творчество. Рефлексивная.  Разновидностью сознания является  самосознание  — процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. «Рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе, механизм взаимопонимания, осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует. Преобразующая.  Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. Времяобразующая.  Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Функции сознания (схема)

Изображение слайда
8

Слайд 8: Слои сознания

Два основных слоя сознания ( Выготский Л.С, 1924; Зинченко В.П., 1991): 1) бытийное сознание ( сознание для бытия, экстравертированное сознание) - выполняет свои функции при организации текущего поведения, где необходима актуализация нужного в данный момент времени чувственного образа и нужной двигательной программы; 2) рефлексивное сознание ( сознание для сознания) - более соотносится с значением и смыслом для человека содержаний общественного сознания, т.е. того мира идей, понятий, житейских и научных знаний, которые он усвоил.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Свойства сознания

Активность  - С. связано с активной деятельностью, воздействием на мир. Избирательность – С. направлено только на определенные объекты мира (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями) Обобщенность  и отвлеченность – С. оперирует не реальными предметами и явлениями, а обобщенными и абстрактными понятиями. Целостность  - С. психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. Константность  - Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности. Динамичность  - изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности. Искаженность  - С. отражает действительность в искаженном виде Индивидуальность  - С. каждого человека индивидуально. Способность к рефлексии  - С. обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Поток сознания

У. Джеймс понимал под «потоком сознания» последовательность непрерывно сменяющих друг друга целостных психических состояний, поток опытов из коих сознание отбирает то, что соответствует потребностям, и оформляет внутренний мир человека. Четыре свойства сознания. 1) каждое "состояние сознания" стремится быть частью личного сознания; 2) в границах личного сознания его состояния изменчивы; 3) всякое личное сознание представляет непрерывную последовательность ощущений; 4) одни объекты оно воспринимает охотно, другие отвергает и вообще все время делает между ними выбор. Уильям Джемс (1842 - 1910) американский философ и психолог.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Слои сознания по В.П.Зинченко

Структура сознания включает : 1) бытийно-деятельностный слой (биодинамическая ткань действия и чувственная ткань образа); 2) рефлексивно-созерцательный слой (значение и смысл). Бытийный и рефлексивный слои сознания находятся в тесной взаимосвязи. Биодинамическая ткань – это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения. Чувственная ткань образа – это обобщенное наименование для различных перцептивных категорий (пространство, движение, цвет, форма и т.д.), из которых строится образ.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Самосознание

Самосозна́ние  — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным и субъективным (психикой) миром, своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. В результате представления человека о самом себе складываются мысленный « образ-Я », состоящий из когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих (по И.С. Кону). Компоненты самосознания по В. С.  Мерлину : сознание своей тождественности; сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; сознание своих психических свойств и качеств; определенная система социально-нравственных самооценок. Оценка результатов своей деятельности. Структура самосознания по В.С. Мухиной: Я (в настоящем/прошлом/будущем)- Имя-Пол-Самооценка-Притязания-Права /Обязанности

Изображение слайда
13

Слайд 13: Развитие сознания в онтогенезе ( Ушаков Г.К., 1973 )

Бодрствующее сознание (8-10 мес ). В первый год жизни ребенок много спит, и его сознание проявляется только периодами бодрствования. Предметное сознание  (от 10-12 мес до 3 лет). В этом возрасте главную роль играют непосредственные впечатления от действительности. 3. Индивидуальное сознание (от 3-4 до 7-9 лет) знаменуется появление у ребенка сознания своего «Я» и началом развития самосознания. 4.  Коллективное сознание  (от 7-9 до 14-16 лет) Знание о предметах действительности и о себе начинает сочетаться со знанием простейших форм отношений и взаимосвязей между собой и коллективом сверстников. 5. Рефлексивное сознание (от 14-16 до 22 лет) характеризуется совершенствованием сознания и приобретением им качеств, которые создают основу для научного мышления.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Нарушения сознания. Критерии

К. Ясперс выделил следующие критерии 1 )  отрешенность с утратой ясности, отчетливости восприятия окружающего; 2)  дезориентировка (бывает предметная и личностная), которые наблюдаются изолированно или вместе; 3)  бессвязность мышления, утрата его целенаправленности; 4)  амнезия (полная или частичная потеря памяти) часто реальные события полностью амнезируются и сохраняются отрывочные воспоминания о бредовых и галлюцинаторных переживаниях.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Помрачения сознания (количественные изменения сознания)

Оглушение  характеризуется повышением порога возбудимости для всех внешних раздражителей. Проявляется задержкой ответных реакций на обычные раздражители. Мышление замедлено, затруднено, ответы односложные, больные не сразу способны осмыслить суть задаваемых вопросов. Больные малоподвижны мимика слабо выражена. Ориентировка в окружающем и в собственной личности неточная. Период оглушения частично или полностью амнезируется. Обнубиляция  – «вуаль на сознании», «облачность сознания». Больные производят впечатление слегка опьяневших. Речевые реакции замедлены, часты ошибки в ответах, отмечается рассеянность, невнимательность. Сомнолентность  – патологическая сонливость, состояние полусна. Спонтанная речь отсутствует, но на простые вопросы больные отвечают правильно, более сложные не осмысляются. Сопор.  Значительное повышение порога возбудимости ЦНС. Речевой контакт невозможен, аллопсихическая ориентировка, как правило, полностью отсутствует. Период помрачения сознания полностью амнезируется. Кома  – бессознательное состояние с полным отсутствием ответных реакций. Первой исчезает болевая чувствительность, затем исчезают зрачковый, роговичный и глотательный рефлексы. Последними исчезают сухожильные рефлексы, и появляются патологические.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Изменения сознания ( качественные расстройства сознания)

Делирий  – выраженное расстройство предметной ориентировки при сохранности личностной. Выражена продуктивная патопсихологическая симптоматика в виде галлюцинаций (зрительных, слуховых, тактильных), аффекта страха, чувственного бреда и нередко психомоторного возбуждения. Онейроид (шизофренический делирий)  – изменение сознания с наплывом фантастических представлений, которые переплетаются с реальностью. Аменция ( инкогеренция сознания).  Характерны глубокие нарушения всех видов психической деятельности. Речь бессвязна, состоит из отдельных слов, слогов или нечленораздельных звуков. Сумеречное расстройство сознания («сумерки»)  – сужение психического поля зрения, избирательное восприятие окружающего при сохранении привычных автоматизированных действий.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Нарушения самосознания

Дереализация  - отчуждение мира восприятий ( К.Ясперс ). Больные при дереализации воспринимают окружающую обстановку, предметы, явления лишенными ясности, естественности, иногда чуждыми и измененными. Деперсонализация   характеризуется отчуждением психических функций, отчуждением своего «Я». Витальная деперсонализация -  самая тяжелая, так как при ней исчезает само чувство жизни, больной не уверен, живой он или мертвый, он не испытывает никаких чувств, «меня как будто бы нет», «я не чувствую, что живу». Бредовая деперсонализация.   А.В.Снежневский   и др. выделяют особую бредовую деперсонализацию, которая представляет собой бредовое переживание больными изменения своего психического, физического «Я» или окружающей действительности, сопровождающееся характерными бредовыми идеями, по своей фабуле соответствующими классической деперсонализации.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Бессознательное

Бессознательное   (англ. unconscious )  - понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета. "Топографическая модель" З. Фрейда, представляет единство трех уровней - СОЗНАНИЯ, ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОГО и БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. СОЗНАНИЕ включает все то, что находится здесь и сейчас в поле восприятия, ощущений, переживаний, мыслей и внимания человека. ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ, которое иногда называют подсознательным, осознанным знанием или "доступной памятью", включает в себя весь опыт, который хоть и не осознается в данный момент, но может восстановиться, вернуться в сознание либо спонтанно, либо без особых усилий, т.к. его содержание не исключено из сознания, а только удалено временно. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ представляет самую глубокую и значимую часть человеческого разума и включает в себя примитивные врожденные инстинкты, эмоции, воспоминания, которые настолько угрожают бодрствующему сознанию, что были в свое время вытеснены, но продолжают определять особенности повседневного функционирования человека. В  бессознательном  отсутствует отрицание и сомнение. Оно безразлично к реальности и живет по принципу удовольствия - неудовольствия.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Бессознательные явления (Ю. В. Щербатых )

1.  Вегетативные процессы, которые не могут быть осознаны человеком в принципе (процессы кроветворения, пищеварения, работа эндокринных желез) 2.  Предсознание  — информация, которая не дошла до сознания человека, задержанная на уровне таламических фильтров. 3.  Автоматизированные процессы, к которым относят три группы явлений: а) автоматизированные двигательные навыки, которые трансформировались из многократно повторяемых сознательных движений; б) навязчивые привычки; в ) неосознаваемые сложные двигательные акты (сомнамбулизм, а также постгипнотическое внушение). 4.  Особые психические состояния  — психические состояния, характеризующиеся ослабленным контролем сознания (сон, гипноз, транс, аффект). 5. Бессознательные явления личности: а) генетические программы (некоторые инстинкты, в особенности либидо и танатос по  З.Фрейду.); б) защитные механизмы; в) неосознанные действия (описки, оговорки по Фрейду); г) ассоциативные образы; д) неосознаваемые программы поведения, установленные другими  (родительские программы,  внушение, религиозные установки, реклама ); 6.  Надсознательные процессы  — высокоэффективные неосознаваемые до конца мыслительные процессы (интуиция, творческое озарение, « сатори »)

Изображение слайда
20

Слайд 20: Свойства бессознательного (по Фрейду)

Желания, основывающиеся на инстинктивных влечениях, находятся в бессознательном и существуют независимо друг от друга и "свободны от противоречий". Процессы в бессознательном существуют вне времени. Они не изменяются по истечении времени и не имеют временной последовательности. Временные отношения являются функцией сознания. 3. Бессознательному не свойственны отрицание, сомнение. Это скорее функции цензуры, которая существует между бессознательным и предсознательным. 4. Бессознательные процессы имеют очень незначительное отношение к реальности. Они регулируются собственной силой и принципом удовольствия, т.е. поиском удовольствия и избеганием боли. Другими словами, бессознательное - аморально. 5. Энергия бессознательного сильнее энергии   предсознания  или сознания. Эта свободно плавающая энергия направляется в соответствии с "первичным процессом". Он не подвержен требованиям реальности, времени, упорядоченности, логики. "Вторичный процесс", которым характеризуется предсознание, отличается большей дифференцированностью.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Коллективное бессознательное (по К.Г. Юнгу)

Концепция  коллективного бессознательного  была разработана учеником и последователем Фрейда швейцарским психологом  Карлом Юнгом  (1875-1961), который утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке. кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков. Коллективное бессознательное, в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики Коллективное бессознательное, по Юнгу, — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения». К.Б. выражается в  архетипах  — древнейших психических первообразах, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.п. Все самые мощные идеи и представления человека сводимы к архетипам.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Изображение слайда
23

Слайд 23

Изображение слайда
24

Слайд 24: Исследование бессознательного

Исследование бессознательного строится по « косвеному принципу». Все методы можно разделить на 2 группы: 1. Психоаналитические (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.): анализ невротических симптомов; толкование сновидений; анализ ошибочных действий (обмолвки, описки и т.д.). 2. Проективные (психодиагностические): тест Рошаха (Г. Рошах ); методика цветовых выборов ( М. Люшер ); методика 8 влечений ( Л.Сонди ); ТАТ (Г. Мюррей ) и др.

Изображение слайда
25

Слайд 25: Бессознательное в трактовке М. Эриксона

Бессознательное – это неосознаваемая часть психики че­ловека, в которой сосредоточены как проблемы человека, так и ресурсы для их разрешения. Транс – это «состояние доступа к бессознательному» к скрытым возможностям. Функция сознания - контроль, анализ, выяснение причин, следствий. Фун­кция бессознательного - синтез, целостное восприятие окружающего мира. Бессознательное опережает сознательный ум по многим показателям. В бессознательном человека существует гораздо больше спо­собностей, возможностей, нежели те, которые он может осоз­навать у себя сознательно. Одним из свойств бессознательного является буквализм, кон­кретность восприятия. В бессознательном записан весь ход развития личностной патологии: история ее возникновения, причины, развитие и современный результат, к которому пришла эта про­блема, современный способ патологического реагирования. И оно, в свою очередь, знает и путь решения этой проблемы, ка­кой способ будет адекватным для ее трансформации.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Сон

Сон  (лат.  somnus ) — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе  насекомым. Фазы сна: Медленный сон (4 стадии)   длится 80-90 минут. Наступает сразу после засыпания. Первая стадия. (Дремота).   Затухает Альфа-ритм   и появляются тета -ритмы. Вторая стадия. ( Поверхностный сон). В ЭЭГ доминируют  тета -волны, появляется   сигма-ритм. Третья стадия. ( Дельта-сон). 30% дельта-волн. Четвёртая стадия. ( Дельта-сон). Преобладают дельта-колебания (2 Гц). Третью и четвёртую стадии часто объединяют под названием  дельта-сна. В это время человека разбудить очень сложно; возникает 80 % сновидений, и именно на этой стадии возможны приступы лунатизма, ночные ужасы, разговоры во сне и  энурез  у детей. Однако человек почти ничего из этого не помнит. Быстрый сон  ( син.: быстроволновой сон, парадоксальный сон, стадия быстрых движений глаз, или сокращённо БДГ-сон, REM-сон). Быстрый сон следует за медленным и длится 10—15 минут.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Изменённые состояния сознания

Изменённые состояния сознания  (ИСС) — качественные изменения в субъективных переживаниях или психологическом функционировании от определенных генерализованных для данного субъекта норм, рефлексируемые самим человеком или отмечаемые наблюдателями (классическое определение А. Людвига ). Типы ИСС: 1. искусственно вызываемые : индуцированные  психоактивными веществами (например,  психоделиками  — галлюциногенные грибы и растения,   алкоголь, химические препараты) или процедурами (например, сенсорной депривацией,  холотропным дыханием); 2. психотехнически обусловленные : религиозные обряды, аутогенная тренировка по Шульцу, осознанные сновидения, гипнотический транс, медитативные состояния; 3. спонтанно возникающие  в обычных для человека условиях (при значительном напряжении, прослушивании музыки, спортивной игре, оргазме), или в необычных, но естественных обстоятельствах (например, при нормальных родах), или в необычных и  экстремальных условиях (например, пиковые переживания в спорте,  околосмертный опыт различной этиологии).

Изображение слайда
28

Слайд 28: Транс

Транс — это измененное состояние сознания, при котором прекращается критическое восприятие информации и снижается способность последовательно анализировать и осмыслять. Согласно М. Эриксону  различают 3 вида транса: Повседневный транс (обычная мечтательность, переход в сон и назад в бодрствование, автоматическое выполнение привычных действий и т. д.). Углублённый транс (обычно называют гипнозом) — намеренное усиление и продление по времени естественного феномена — транса, осуществляемое обычно при помощи другого человека. Сомнамбулический транс  — глубокое трансовое состояние, при котором человек выглядит и ведёт себя как не находящийся в трансе.

Изображение слайда
29

Слайд 29

В помощь слушателям подготовлен инновационный учебник нового типа, совмещающий в себе изучение предмета «Психология и педагогика» с развитием навыков эффективного обучения, включая технологии развития памяти, быстрого чтения, логического мышления..... Литература Заказ учебника и поурочных материалов по электронной почте vfursov@mail.ru

Изображение слайда
30

Слайд 30

ТРЕНИНГИ И ВЕБИНАРЫ ПО: Эффективным техникам обучения; Эффективной обработки информации; Развитию памяти; Быстрому чтению; Развитию логического мышлении; Развитию клинического мышлению; Развитию интуиции; Мотивации к учебной и профессиональной деятельности. В помощь слушателям vfursov@mail.ru Записаться на дополнительные занятия и тренинги можно по электронной почте

Изображение слайда
31

Последний слайд презентации: Лекция 3 Проблема сознания и бессознательного в психологии и медицине: Спасибо за внимание

Изображение слайда