Презентация на тему: Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды

Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды
1/60
Средняя оценка: 4.2/5 (всего оценок: 2)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (12745 Кб)
1

Первый слайд презентации

Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды обучения. Классические условные рефлексы И.П. Павлова. Закономерности их формирования. Инструментальные условные рефлексы. Роль подкрепления в инструментальном обучении; положительное и отрицательное подкрепление, наказание. Характеристика и классификации условных рефлексов. Соотношение безусловных и условных рефлексов. Привыкание и сенситизация. Импринтинг.

Изображение слайда
2

Слайд 2

ПОВЕДЕНИЕ ВРОЖДЕННОЕ ПРИОБРЕТЕННОЕ Безусловный рефлекс Инстинкт Обучение (Научение) : ПРИОБРЕТЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ Условный рефлекс классический; Условный рефлекс инструментальный; Привыкание, сенситизация, потенциация Импринтинг (Запечатление). "Всякий, кто прекращает учебу, - старик, будь то в двадцать или в восемьдесят лет. Всякий, кто продолжает учиться, - остается молодым». Генри Форд

Изображение слайда
3

Слайд 3

ОБУЧЕНИЕ – изменение поведения на основе практики или опыта, повышающее приспособленность к окружающей среде. Лабиринты (грызуны) Способность к пению или добыче пищи (птицы) Особенности поведения: любопытство (для обезьян) Тесты: ручка-бумага (человек) МЕТОДЫ

Изображение слайда
4

Слайд 4

ОБУЧЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЕ : образование временной связи между элементами или событиями НЕАССОЦИАТИВНОЕ : изменение величины ответа на стимул без образования связи Классический условный рефлекс Инструментальный условный рефлекс Привыкание Сенситизация Импринтинг Подражание КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Изображение слайда
5

Слайд 5

УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ КЛАССИЧЕСКИЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ (по И.П. Павлову), рефлексы первого порядка ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ рефлексы второго порядка

Изображение слайда
6

Слайд 6

ВЫРАБОТКА КЛАССИЧЕСКОГО УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА 1. ДО 2. ДО 3. В ПРОЦЕССЕ 4. ПОСЛЕ безусловный стимул безусловный ответ условный стимул (УС) нет реакции безусловный ответ условный ответ + Условный стимул безусловный стимул Условный стимул БС → БР УС+БС → БР УС → БР УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС : Сочетание условного (нейтрального) стимула с безусловным запускает безусловный ответ при предъявлении одного условного стимула

Изображение слайда
7

Слайд 7

ОЦЕНКА УСПЕШНОСТИ ВЫРАБОТКИ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА 1. Количественное определение интенсивности вегетативных реакций (выделение желудочного сока, слюны); 2. Вероятность возникновения реакции (мигательный рефлекс). Динамика развития УР на основе мигательного у кролика Влияние возраста на выработку мигательного УР

Изображение слайда
8

Слайд 8

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС Применяется мотивационно благоприятное или положительное подкрепление NS – нейтральный стимул; UCS – безусловный стимул; UCR – безусловная реакция; CS – условный стимул; CR - условная реакция Этап 1. До выработки рефлекса Нейтральный стимул (NS) – нет ответа; Безусловный стимул (UCS) – безусловная реакция (UCR) Эксперимент Павлова Наше время Этап 2. Выработка рефлекса (обучение) Нейтральный стимул (NS) – повторяется перед безусловным; Безусловный стимул (UCS) – безусловная реакция (UCR) Этап 3. Итог обучения – условной реакции. Нейтральный стимул (NS) становится условным (CS) и запускает условную реакцию, совпадающую с безусловным ответом (UCR).

Изображение слайда
9

Слайд 9

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС Применение отрицательного подкрепления (громкий звук - startle reflex, удар током)

Изображение слайда
10

Слайд 10

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (Маленький Альберт, 1919 г.) БЕЛАЯ КРЫСА (условный стимул) СТРАХ ГРОМКИЙ ЗВУК (безусловный стимул) СТРАХА НЕТ Hist Psychol. 2012 Nov;15(4):302-27. doi: 10.1037/a0026720.

Изображение слайда
11

Слайд 11

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КЛАССИЧЕСКИХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС 4. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ 5. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА 1. УГАСАНИЕ 2. СПОНТАННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ 6. УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОЖНОСТИ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА 3. ОБЛЕГЧЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ

Изображение слайда
12

Слайд 12

1. УГАСАНИЕ – снижение условной реакции при отсутствии подкрепления Число капель слюны Сочетания Выработка УР: УС+БС Угасание (только УС) Сила ответа Сочетания Кривая угасания УР ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КЛАССИЧЕСКИХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Изображение слайда
13

Слайд 13

2. СПОНТАННОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ – отдых восстанавливает угасшую реакцию отдых Сочетания отдых 1 день 2 день 3 день Сила ответа Угасание УР Спонтанное восстановление Спонтанное восстановление ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КЛАССИЧЕСКИХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Изображение слайда
14

Слайд 14

3. ОБЛЕГЧЕННОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ – более быстрая выработка УР при возобновлении подкрепления Диапазон условного стимула (частота звука) при образовании УР у голубей 4. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ – развитие УР на сходные условные стимулы 5. ДИФФЕРЕНЦИРОВКА – различие в условной реакции на подкрепляемые и неподкрепляемые стимулы (УР + и УР - ) ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КЛАССИЧЕСКИХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Изображение слайда
15

Слайд 15

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ 6. УВЕЛИЧЕНИЕ СЛОЖНОСТИ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА – развитие УР второго и более порядка при предъявлении дополнительного УС, на который не было первоначальной УР (подкреплением является УР 1 порядка). NS – нейтральный стимул; UCS – безуслов. стимул; UCR – безусловн. реакция; CS – условный стимул; CR - условная реакция ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА КЛАССИЧЕСКИХ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ 1. УР первого порядка 2. Добавление нового NS к УР первого порядка 3. УР второго порядка

Изображение слайда
16

Слайд 16

КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ По характеру образования : Натуральные УР образуются на основе естественных безусловных раздражителей, сохраняются в течение всей жизни и этим  приближаются к безусловным рефлексам. Натуральные условные рефлексы образовываются с первого мгновения после рождения. Искусственные  УР вырабатываются на раздражители, не имеющие биологического значения (например, можно выработать пищевой рефлекс на мигающий свет), вырабатываются медленнее, чем натуральные, и быстро угасают при неподкреплении. По типу безусловного подкрепления : • Пищевые • Оборонительные • Половые По характеру вызываемой деятельности: • положительные, вызывающие определённую условнорефлекторную реакцию; • отрицательные или тормозные, условнорефлекторным эффектом которых является прекращение условнорефлекторной деятельности.

Изображение слайда
17

Слайд 17

По характеру и сложности условного раздражителя : • Простые условные рефлексы вырабатываются при изолированном действии одиночных раздражителей – света, звука и т.д. • Комплексные условные рефлексы – при действии комплекса раздражителей, состоящих из нескольких компонентов, действующих либо одновременно, либо последовательно, непосредственно один за другим или с небольшими интервалами. • Цепные условные рефлексы вырабатываются на цепь раздражителей, каждый компонент которой действует изолированно после предыдущего, не совпадая с ним, и вызывает собственную условно-рефлекторную реакцию. По соотношению времени действия условного и безусловного раздражителей условные рефлексы делят на две группы: Наличные рефлексы : УС ( CS) перекрываются БС (US) по времени: совпадающие отставленные запаздывающие Следовые рефлексы : БС (US) отстают от УС (CS) по времени предъявления

Изображение слайда
18

Слайд 18

ОТЛИЧИЯ УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ ОТ БЕЗУСЛОВНЫХ Безусловные рефлексы Условные рефлексы Врожденные, отражают видовые особенности организма Приобретаются в течение жизни, отражают индивидуальные особенности организма Относительно постоянны в течении жизни особи Образуются, изменяются и отменяются, когда они становятся неадекватными условиям жизни Реализуются по анатомическим путям, определенным генетически Реализуются по функционально-организующимся временным (замыкательным) связям Свойственны всем уровням ЦНС и осуществляются преимущественно ее низшими отделами (спинной мозг, стволовой отдел, подкорковые ядра) Для своего образования и реализации требуют целостности коры большого мозга, особенно у высших млекопитающих Каждый рефлекс имеет свое специфическое рецептивное поле и специфические раздражители Рефлексы могут образовываться с любого рецептивного поля на самые разнообразные раздражители Реагируют на действие наличного раздражителя, которого уже нельзя избежать Приспосабливают организм к действию стимула которое еще предстоит испытать, то есть имеют предупредительное, сигнальное значение.

Изображение слайда
19

Слайд 19

ОБРАЗОВАНИЕ ВРЕМЕННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ условным стимулом и безусловной реакцией БС БС БР БР УС УС БС - безусловный стимул; БР - безусловная реакция; УС - условный стимул Карл Лешли (1890-1958) Основные положения: 1. эквипотенциальность (равнозначность) разных областей коры; 2. генерированный ответ при формировании обучения; 3. качество обучения пропорци - онально неповрежденному количеству коры. ПЛАСТИЧНОСТЬ ВНД! Схема диссекций мозга по Лешли ЭНГРАММЫ К. ЛЭШЛИ

Изображение слайда
20

Слайд 20

ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ - рефлексы, основанные на подкреплении в виде поощрения или наказания «Проблемная клетка» Э.Торндайка : для получения корма кошка должна нажать на рычаг и открыть клетку. Динамика обучение в «проблемной клетке». Метод обучения по принципу «проб, ошибок и случайного успеха» ( Э.Торндайк )

Изображение слайда
21

Слайд 21

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 1. ЗАКОН ЭФФЕКТА («ВЫГОДЫ»): Вероятность повторения реакции возрастает при получении удовлетворения и вознаграждения; Вероятность повторения реакции снижается при неудовлетворении и наказании (не абсолютная истина!). 2. ЗАКОН УПРАЖЕНИЯ: Связь между реакцией и результатом усиливается при повторении; Связь связь между реакцией и результатом ослабляется от неповторения. При инструментальном ( оперантном ) обучении формируется временная связь между действием и результатом (достижение или избегание), а при классическом УР – связь между стимулом и результатом

Изображение слайда
22

Слайд 22

Камеры Скиннера – для исследования оперантного (спонтанного) и реактивного (на стимул) инструментального обучения

Изображение слайда
23

Слайд 23

«Механическая няня» Б. Скиннера для дочери Деборы

Изображение слайда
24

Слайд 24

Принципы инструментальных условных рефлексов лежат в основе дрессировки животных

Изображение слайда
25

Слайд 25

ОСНОВНЫЕ РЕЖИМЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯ : 1. Режим подкрепления с постоянным соотношением (Fixed Ratio), когда уровень положительного подкрепления зависит от количества правильно выполненных действий. (Например, крыса получает пищу после 10 нажатий на педаль). 2. Режим подкрепления с постоянным интервалом (Fixed Interval), когда организм получает подкрепление после того, как пройдет строго фиксированное время с момента предыдущего подкрепления. (Например, крыса получает пищу через 20 сек после нажатия на педаль). 3. Режим подкрепления с вариативным соотношением (Variable Ratio). (Например, выигрыш-подкрепление в азартной игре бывает непредсказуем, непостоянен, человек не знает, когда и каким будет следующее подкрепление, но всякий раз надеется на выигрыш.) 4. Режим подкрепления с вариативным интервалом (Variable Interval). (Получение пищи через неопределенные, непредсказуемые промежутки времени).

Изображение слайда
26

Слайд 26

ВЛИЯНИЕ ПИЩЕВОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ НА КОЛИЧЕСТВО ОШИБОК В ТЕСТЕ «ЛАБИРИНТ» Контроль без подкрепления Подкрепление на 11 день Регулярное подкрепление Кол-во ошибок

Изображение слайда
27

Слайд 27

УР страха сопровождается активацией миндалины УР с положительным подкрепление- активация «центров удовольствия»: прилежащее ядро, медиальный пучок переднего мозга, гипоталамус DISCOVERING BIOLOGICAL PSYCHOLOGY, 2010 НЕЙРОАНАТОМИЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО РЕФЛЕКСА

Изображение слайда
28

Слайд 28

Позитивное и негативное подкрепление и наказание по Б. Скиннеру Подкрепление (усиливает реакцию) Положительное (позитивное) Отрицательное (негативное) Предъявление положительного подкрепления (удовольствие) Удаление аверсивного (болевого) стимула Наказание (ослабляет реакцию) Предъявление аверсивного стимула (ругают, бьют, исключают из школы и т. п.) Удаление положительного стимула (запрещают смотреть телевизор, гулять и т. п.) Время развития результата не зависит от знака подкрепления.

Изображение слайда
29

Слайд 29

ПОЗИТИВНОЕ И НЕГАТИВНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ а-позитивное подкрепление; б-позитивное наказание в- негативное подкрепление; г- негативное наказание а б в г а - позитивное подкрепление, б - позитивное наказание, в - негативное подкрепление, г - негативное наказание

Изображение слайда
30

Слайд 30

ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ НАКАЗАНИЯ: эмоциональные расстройства заниженная самооценка пассивная агрессивность выученная беспомощность реакция избегания рост агрессии

Изображение слайда
31

Слайд 31

ОБУЧЕНИЕ АССОЦИАТИВНОЕ : образование временной связи между элементами или событиями НЕАССОЦИАТИВНОЕ : изменение величины ответа на стимул без образования связи Классический условный рефлекс Инструментальный условный рефлекс Привыкание Сенситизация Импринтинг Подражание КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Изображение слайда
32

Слайд 32

Простейшие формы неассоциативного обучения: Исходный уровень реактивности Сниженный уровень реактивности Повышенный уровень реактивности сенситизация отвыкание (дисгабитуация) привыкание (габитуация) десенсизитзация

Изображение слайда
33

Слайд 33

НЕАССОЦИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: Сенситизация - суммационная реакция ; Привыкание - угасательная реакция. В ответ на многократное действие одного и того же стимула чувствительность организма к нему может повыситься ( сенситизация ) или снизится ( привыкание ). Изменение реакции в ходе привыкания к многократному воздействию стимула. Изменение реакции при сенситизации. Момент нанесения сенситизирующего стимула показан стрелкой.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Обыкновенная (конская) актиния. На таких примитивных животных легко наблюдать привыкание и сенситизацию. Калифорнийская аплизия. На этом морском моллюске были впервые изучены клеточные механизмы привыкания и сенситизации (работы нобелевского лауреата Э.Кендела).

Изображение слайда
35

Слайд 35

КОНТРОЛЬ ПРИВЫКАНИЕ СЕНСИТИЗАЦИЯ Эл. шок Тактил. стимул НЕЙРОХИМИЯ НЕАССОЦИАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

Изображение слайда
36

Слайд 36

Беспозвоночные (простые нейронные цепи) Позвоночные (сложные нейронные цепи) Условный рефлекс Активация нейротрансмиссии сенсорного нейрона, стимуляция глутаматных рецепторов постсинаптической мембраны Определяется конкретным рефлексом. Страх – активация миндалины. Мигание – нейроансамбли ядер мозжечка. Кора мозга – ассоциативное обучение. Превыкание Снижение интенсивности сигнала, ослабление нейротрансмиссии На сегодняшний день до конца не выяснено (Са2+ ) Сенситизация Активация аксо-аксональных синапсов между интер - и сенсорными нейронами, усиление общей нейротрансмиссии На сегодняшний день до конца не выяснено (Са2+ ) ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ

Изображение слайда
37

Слайд 37

ИМПРИНТИНГ Импринтинг (по К. Лоренцу) – особая форма обучения, которая позволяет новорожденному запомнить свою мать и в дальнейшем следовать только за ней

Изображение слайда
38

Слайд 38

Относительное число случаев следования, наблюдавшееся у цыплят разного возраста в лабораторных экспериментах с реакцией следования. СЕНСИТИВНЫЙ (КРИТИЧЕСКИЙ) ПЕРИОД для формирования импринтинга у цыплят.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Гусята следуют за Конрадом Лоренцом ИМПРИНТИНГ 1) приурочен к ограниченному периоду жизни, именуемому “критическим или чувствительным (сенситивным) периодом”; 2) импринтинг необратим, то есть, возникнув в критический период, он не уничтожается последующим жизненным опытом и сохраняется на всю жизнь; 3) обучение путем импринтинга не требует подкрепления; 4) при развитии импринтинга запечатлеваются не индивидуальные, а видоспецифические характеристики жизненно важного объекта. БИОХИМИЧЕСКИЙ ИМПРИНТИНГ???

Изображение слайда
40

Слайд 40

КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 1. ИНСАЙТ – внезапное понимание отношений между стимулами или событиями

Изображение слайда
41

Слайд 41

КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 2. ПОДРАЖАНИЕ – копирование поведения, у людей 1. Наблюдение 2. Сохранение 3. Повторение 4. Подкрепление

Изображение слайда
42

Слайд 42

Ferrari PF et al. (2006) Neonatal imitation in rhesus macaques 2. ПОДРАЖАНИЕ – копирование поведения, у животных 1 2

Изображение слайда
43

Слайд 43

Шимпанзе обучают своих детенышей раскалывать орехи, те обучаются с помощью подражания. На основе такого подражания формируется « предкультура » (« протокультура ») – прообраз культуры человека.

Изображение слайда
44

Слайд 44

КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ 3. Развитие в обогащенной среде Увеличение толщины коры; Повышенная экспрессия NGF; Увеличение плотности синаптических контактов; Улучшение показания тестов на обучение

Изображение слайда
45

Слайд 45

КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Активное и пассивное (подражательное поведение или обогащенная среда) обучение разнонаправлено меняют активность отделов мозга (fMRI) ( Reber et al., 2003) Активное обучение Пассивное обучение

Изображение слайда
46

Слайд 46

КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ЗЕРКАЛЬНЫЕ ( Mirror) НЕЙРОНЫ КОРЫ – отвечают за поведение подражания. Сеть зеркальных нейронов представлена нейронами фронтальной коры F5 (у макак), а также 40 и 44 париетальной и теменной областями коры (у человека).

Изображение слайда
47

Слайд 47

Нейрон премоторной коры Нейрон нижней теменной коры

Изображение слайда
48

Слайд 48

ОСНОВНЫЕ УЧАСТНИКИ КОГНИТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Изображение слайда
49

Слайд 49

Изображение слайда
50

Слайд 50

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ У ЧЕЛОВЕКА (пример активации подражания )

Изображение слайда
51

Слайд 51

Просмотр знакомых действий (танцев танцорами) сопровождается активацией премоторной коры (1-2), сенсомоторных зон (теменная доля, 3-4), ассоциативной лобной коры. То же получается в других работах на «профессионалах» (музыкантах, спортсменах и т.п.). Активность миндалины (миндалевидного ядра) при представлении себя на месте пациента (т.е. больным) возрас -тает примерно в 3 раза. Lamm et al., 2007.

Изображение слайда
52

Слайд 52

«Сопереживание» (отражение эмоций, эмпатия ) – важная область деятельности мозга, в которой проявляют себя зеркальные нейроны. Чаще мы наблюдаем сопереживание боли, сочувствие негативным эмоциям – и, следовательно, проявления альтруизма – тоже активация зеркальных нейронов

Изображение слайда
53

Слайд 53

Доли секунды нужны для детекции эмоций на лице знакомого (и незнакомого) человека (в основе – врожденные нейрональные механизмы, в т.ч. работа зеркальных нейронов).

Изображение слайда
54

Слайд 54

Реакция на фото с изображением ситуации причинения боли: 1. островок 2. миндалина 3. поясная извилина 4. префронтальная кора 5. ЦСВ и др. 1 2 5 5 3 4

Изображение слайда
55

Слайд 55

Лечение последствий инсульта, фантомных болей и т.п. Род. 1951 г. В. Рамачандран

Изображение слайда
56

Слайд 56

АУТИЗМ (расстройства аутистического спектра) – нарушение ( угнетение) работы зеркальных нейронов (???) •встречаемость – уже 1:100 и даже чаще •нарушенная коммуникация и социальное взаимодействие; •ограниченность интересов, стереотипное поведение; •аномалии на уровне анатомического и клеточного строения головного мозга; ШИЗОФРЕНИЯ – (1 : 100) избыточная активность зеркальных нейронов (???) Нарушения µ «мю» ритма ЭЭГ (подавление при произвольных движениях)

Изображение слайда
57

Слайд 57

Изображение слайда
58

Слайд 58

РЕЗЮМЕ: огромная важность зеркальных нейронов («зеркального принципа работы мозга») для взаимодействия: родитель ребенок (младенец ищет эмоцион. контакта; реакция «подскажи мне, как себя вести?»; роль игры и т.д. педагог ученик (развитие эмпатии специальными играми и тренингами); личный пример учителя врач пациент (программирование на успех лечения) психотерапевт клиент (« отзеркаливание », «резонанс», …) Зеркальные нейроны в огромной степени ускоряют наше обучение, нашу адаптацию к миру и обществу; на их деятельности базируется феномен человеческой культуры, негенетической передачи знаний от поколения к поколению…

Изображение слайда
59

Слайд 59

ПОВЕДЕНИЕ ВРОЖДЕННОЕ ПРИОБРЕТЕННОЕ Безусловный рефлекс Инстинкт ОБУЧЕНИЕ (НАУЧЕНИЕ) ПАМЯТЬ (хранение опыта) «Обучение без размышления — напрасный труд, мышление без обучения опасно». Конфуций

Изображение слайда
60

Последний слайд презентации: Лекция № 5 – 20 2 1 Вопросы лекции: Обучение. Адаптивность обучения. Виды

Иногда сижу и думаю..., а иногда просто сижу

Изображение слайда