Презентация на тему: Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные

Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные
1/52
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 79)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (157 Кб)
1

Первый слайд презентации

Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные технологии» Учебные вопросы: 1.Структура и содержание дисциплины «Аварийно-спасательные технологии». 2.Основные понятия, термины и определения, используемые в дисциплине.

Изображение слайда
2

Слайд 2

1.Структура и содержание дисциплины «Аварийно-спасательные технологии». 2

Изображение слайда
3

Слайд 3

Структура и содержание дисциплины «Аварийно-спасательные технологии» изложены в рабочей учебной программе дисциплины (модуля) Направление подготовки (специальность) 280700 - «Техносферная безопасность» Профиль подготовки (для бакалавров), - Безопасность жизнедеятельности в техносфере. Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Форма обучения: очная Выпускающая кафедра: «Природная и техногенная безопасность и управление риском». 3

Изображение слайда
4

Слайд 4

Распределение трудоемкости дисциплины по семестрам и видам учебной работы, час: 1) общий объём аудиторных занятий – 48; в том числе: лекции – 16; практические или семинарские занятия – 24; контроль самостоятельной работы (тестирование, коллоквиум, контрольные работы и др.) – 8; 2) Общий объём самостоятельной работы – 59; в том числе: реферат – 27. Вид промежуточной аттестации – экзамен. 4

Изображение слайда
5

Слайд 5

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с технологическим обеспечением проведения аварийно-спасательных работ (АСР) при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера. 5

Изображение слайда
6

Слайд 6

Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) является привитие обучаемым знаний, умений и навыков в области технологического обеспечения проведения АСР при ликвидации последствий ЧС техногенного характера. Для достижения поставленной цели при изучении дисциплины решаются следующие задачи : ознакомление обучаемых с основными понятиями, терминами и определениями в области технологического обеспечения проведения АСР при ликвидации последствий ЧС техногенного характера; ознакомление обучаемых с основными нормативными правовыми, нормативно-техническими и методическими документами в данной области; ознакомление обучаемых с перспективными техническими средствами и технологиями проведения АСР при ликвидации последствий ЧС техногенного характера, а также выработка навыков и умений определять наиболее рациональные из них в конкретной обстановке. 6

Изображение слайда
7

Слайд 7

Требования к результатам освоения дисциплины: Изучение дисциплины направлено на формирование следующих общекультурных компетенций: способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей (ОК-6); владение культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности (ОК-7); способность использовать законы и методы математики, естественных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-11); способность применять на практике навыки проведения и описания исследований, в том числе экспериментальных (ОК-16). 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

Изучение дисциплины направлено на формирование следующих профессиональных компетенций: способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера (ПК-1); способность ориентироваться в основных нормативно-правовых актах в области обеспечения безопасности (ПК-9); способность принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки, систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные (ПК-20); способность решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива (ПК-21). 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

В результате освоения дисциплины обучающийся должен: - знать: основные понятия в области технологического обеспечения проведения АСР при ликвидации последствий ЧС техногенного характера; основные нормативные правовые, нормативно-технические и методические документы в данной области; перспективные технические средства и технологии проведения АСР при ликвидации последствий ЧС в техносфере; существующие методы обоснования рационального состава технических средств для реализации технологий ведения АСР, потерь и нарушений условий жизнедеятельности людей. 9

Изображение слайда
10

Слайд 10

- уметь: ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного характера; ориентироваться в основных нормативных правовых актах, нормативно-техничеких и методических документах в области технологического обеспечения АСР при ликвидации последствий ЧС техногенного характера; осуществлять выбор рациональных технических средств и технологий для проведения АСР при ликвидации последствий ЧС техногенного характера. Владеть методическими основами определения рационального состава технических средств для реализации технологий ведения АСР. 10

Изображение слайда
11

Слайд 11

Тематика дисциплины: Введение в дисциплину «аварийно-спасательные технологии»; Руководящие документы в области технологического обеспечения АСР при ликвидации последствий ЧС техногенного характера; Технологии проведения АСР в условиях разрушенных зданий и сооружений; Технологии проведения АСР при авариях на химически опасных объектах; Технологии проведения АСР на радиационно опасных объектах; Технологии проведения АСР при дорожно-транспортных происшествиях; Технологии проведения АСР при авариях на транспорте; Технологии проведения АСР при ликвидации последствий наводнений и затоплений. 11

Изображение слайда
12

Слайд 12

Примерная тематика рефератов: 1. Нормативное регулирование в области технологического обеспечения проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 2. Основные способы разработки завалов и деблокирования пострадавших. 3. Особенности применения технических средств при авариях на химически опасных объектах. 4. Технологии проведения аварийно-спасательных работ на радиационно опасных объектах. 5.Спасение пострадавших при столкновениях, опрокидываниях автомобилей и наездах. 12

Изображение слайда
13

Слайд 13

6. Особенности проведения поисково-спасательных работ при авиакатастрофах вне зоны аэропорта. 7. Проведение аварийно-спасательных работ при железнодорожных авариях. 8. Способы спасения пострадавших при ликвидации последствий наводнений и затоплений. 9. Методические основы выбора рационального номенклатурного состава технических средств и технологий для проведения аварийно-спасательных работ в условиях разрушенных зданий. 10. Анализ возможной обстановки при авариях на радиационно опасных объектах. 13

Изображение слайда
14

Слайд 14

В рамках освоения дисциплины «Аварийно-спасательные технологии» с целью формирования навыков обучающихся используются следующие образовательные технологии при реализации различных видов учебной работы: лекции, семинарские и практические занятия, текущий и промежуточный контроль, самостоятельную работу и итоговый контроль – экзамен. Лекционные занятия составляют 33,3% от аудиторной нагрузки. Лекции сопровождаются презентациями, подготовленными в PowerPoint. В ходе практических занятий предусмотрены широкое использование деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, по темам, предложенным преподавателем, на основе реальных или модельных ситуаций. Занятие осуществляется в диалоговом режиме, основными субъектами которого являются студенты. Одной из форм интерактивного обучения, является подготовка докладов. Студенты готовят принтерный вариант доклада, делают по нему презентацию (в Power Point ) и докладывают перед студентами группы. Доля таких занятий составляет 20%. 14

Изображение слайда
15

Слайд 15

Самостоятельная работа заключается в изучении отдельных тем курса по заданию преподавателя по рекомендуемой им учебной литературе, в подготовке к практическим (семинарским) занятиям, тестированию, коллоквиумам и контрольным работам, тренингам, деловым и ролевым обучающим играм, к рубежным контролям, выполнении домашнего задания. Текущий и промежуточный контроль осуществляется в виде интерактивного тестирования по отдельным модулям дисциплины под контролем преподавателя. Контроль освоения дисциплины производится в соответствии с ПОЛОЖЕНИЕМ о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов в вузе. 15

Изображение слайда
16

Слайд 16

Текущая аттестация студентов производится лектором и преподавателем, ведущими практические занятия по дисциплине в следующих формах: Тестирование; Коллоквиум; Оценка личностных качеств студента (аккуратность, исполнительность, инициативность), работа у доски, своевременность сдачи тестов, отчетов к лабораторным работам и письменных домашних заданий. Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине проходит в форме устного зачета и включает в себя ответы на теоретические вопросы. Возможно применение бально-рейтинговой системы оценки и выставление итоговой аттестации по результатам работы студентов в течение семестра. В качестве контрольных заданий для текущего контроля знаний студентов используются рефераты, тесты и контрольные вопросы по темам (модулям) дисциплины. 16

Изображение слайда
17

Слайд 17

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля) Основная литература: 1. Современные технологии защиты и спасения. Научно-методический труд. /Под ред. Р.Х. Цаликова/ – М. : Деловой экспресс, 2007. – 288 с. 2. Справочник спасателя, книги 1-8, 11. ВНИИ ГОЧС. 3. Одинцов Л.Г., Парамонов В.В. Технология и технические средства ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ. Справочное пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. – 229 с. 4. Чумак С.П. Аварийно-спасательные работы в условиях разрушенных зданий. Особенности технологии, организации и управления. Монография; МЧС России. – М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. – 232 с. 5. Подиновский В.В. Введение в теорию важности критериев в многокритериальных задачах принятия решений. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2007. – 64 с. 17

Изображение слайда
18

Слайд 18

Дополнительная литература: 1. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Учеб. пособие / В.А.Акимов, Ю.Л.Воробьев, М.И.Фалеев и др. 3-е изд. исп. – М.: Высш. шк., - 2008 2. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Учебник для вузов. – М.: Академия, 2004 3. Аварии и катастрофы. Предупреждение и ликвидация последствий. Учебное пособие. Книга 1-6. /Под ред. К.Е. Кочеткова, В.А. Котляревского, А.В. Забегаева/ В.А. Котляревский, К.Е. Кочетков, А.А. Носач и др. – М.: Издательство АСВ, 1995-2003. 4. Болов В.Р. Проблемы развития, оперативно-тактические и стратегические цели мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Сборник материалов V научно-практической конференции. –М.:– МЧС, 2005. 5. Основы защиты населения и территорий в кризисных ситуациях. /Под ред. Ю.Л. Воробьева/ – М.: Деловой экспресс, 2006. – 544 с. 6. Гражданская защита: энцикл. словарь / [Ю. Л. Воробьёв и др.]; под общ. ред. С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: ДЭКС-ПРЕСС, 2005. – 568 с. 18

Изображение слайда
19

Слайд 19

Материально-техническое обеспечение форм учебной работы по дисциплине (модулю) «Аварийно-спасательные технологии» Лекционные занятия: комплект электронных презентаций/слайдов, аудитория, оснащенная презентационной техникой (проектор, экран, компьютер/ноутбук,…), и т.п. Практические занятия: компьютерный класс, презентационная техника (проектор, экран, компьютер/ноутбук,…), пакеты ПО общего назначения (текстовые редакторы, графические редакторы,….) 19

Изображение слайда
20

Слайд 20

2. Основные понятия, термины и определения, используемые в дисциплине 20

Изображение слайда
21

Слайд 21

Безопасность в чрезвычайных ситуациях Чрезвычайная ситуация; ЧС: обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Источник чрезвычайной ситуации; источник ЧС: опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация. Безопасность в чрезвычайных ситуациях; безопасность в ЧС: состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях. Примечание - Различают безопасность по видам (промышленная, радиационная, химическая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая), по объектам (население, объект народного хозяйства и окружающая природная среда) и основным источникам чрезвычайной ситуации. 21

Изображение слайда
22

Слайд 22

Опасность в чрезвычайной ситуации; опасность в ЧС: состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации. Риск возникновения чрезвычайной ситуации; риск ЧС: вероятность или частота возникновения источника чрезвычайной ситуации, определяемая соответствующими показателями риска. Поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации; поражающий фактор источника ЧС: составляющая опасного явления или процесса, вызванная источником чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими и биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами. Примечание - Выделяют первичные и вторичные поражающие факторы 22

Изображение слайда
23

Слайд 23

Поражающее воздействие источника чрезвычайной ситуации; поражающее воздействие источника ЧС: негативное влияние одного или совокупности поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на жизнь и здоровье людей, сельскохозяйственных животных и растения, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду. Пострадавший в чрезвычайной ситуации; пострадавший в ЧС: человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. Пораженный в чрезвычайной ситуации; пораженный в ЧС: человек, заболевший, травмированный или раненый в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации. 23

Изображение слайда
24

Слайд 24

Зона чрезвычайной ситуации; зона ЧС: территория или акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация. Зона бедствия: часть зоны чрезвычайной ситуации, требующая дополнительной и немедленно предоставляемой помощи и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации. Очаг поражения: ограниченная территория, в пределах которой в результате воздействия современных средств поражения произошли массовая гибель или поражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, разрушены и повреждены здания и сооружения, а также элементы окружающей природной среды. Потенциально опасный объект: объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации. 24

Изображение слайда
25

Слайд 25

2.2 Организационные структуры, силы и средства Российской системы предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуациях; РСЧС: объединение органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций Примечание - РСЧС имеет пять уровней: федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый. 25

Изображение слайда
26

Слайд 26

Силы и средства РСЧС: силы и средства территориальных, функциональных и ведомственных или отраслевых подсистем и звеньев РСЧС, предназначенные или привлекаемые для выполнения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Спасательное формирование территориальной поисково-спасательной службы; формирование территориальной ПСС: Подразделение спасателей-профессионалов, оснащенное специальной техникой и снаряжением, находящееся в постоянной готовности для осуществления поиска и спасания групп населения или отдельных граждан, терпящих бедствие или попавших в экстремальную обстановку во время участия в альпинистских, водноспортивных и экскурсионно-туристических мероприятиях в сложных условиях природной среды, а также для проведения в зонах чрезвычайной ситуации на труднодоступных участках местности или акваториях, либо на крупных инфраструктурных сооружениях аварийно-спасательных работ, требующих применения альпинистско-верхолазных, водно-спасательных и спелеологических приемов и соответствующего снаряжения. 26

Изображение слайда
27

Слайд 27

Аварийно-спасательная служба; АСС: совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования. Аварийно-спасательные силы постоянной готовности; АСС ПГ: составная часть сил и средств РСЧС, находящаяся на дежурстве и предназначенная для быстрого прибытия и проведения в минимально возможный срок аварийно-спасательных работ в зонах чрезвычайной ситуации как на территории России, так и за рубежом. 27

Изображение слайда
28

Слайд 28

Аварийно-спасательное формирование; АСФ: самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами. Аварийно-восстановительное формирование: группа строителей-профессионалов, создаваемая в соответствующих строительных и монтажных организациях ведомственных органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов в целях выполнения неотложных работ по восстановлению первоочередных объектов жизнеобеспечения в зонах чрезвычайной ситуации. 28

Изображение слайда
29

Слайд 29

Комплекс технических средств для ведения работ в зонах чрезвычайной ситуации; комплекс технических средств для ведения работ в зонах ЧС: взаимно увязанные по производительности и работающие под единым управлением основные и вспомогательные технические средства, предназначенные для выполнения отдельных работ или определенных видов работ в рамках одного процесса в зонах чрезвычайной ситуации. 29

Изображение слайда
30

Слайд 30

2.3. Ликвидация чрезвычайных ситуаций Экстренное реагирование на чрезвычайную ситуацию; экстренное реагирование на ЧС: осуществление взаимосвязанных действий органов руководства и повседневного управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения чрезвычайной ситуации, своевременному оповещению об этом населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации действий сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ликвидация чрезвычайной ситуации; ликвидация ЧС: аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. 30

Изображение слайда
31

Слайд 31

Разведка в зоне чрезвычайной ситуации; разведка в зоне ЧС: вид обеспечения действий сил и средств РСЧС, заключающийся в сборе и передаче органам повседневного управления и силам достоверных данных об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации, необходимых для эффективного проведения неотложных работ и организации жизнеобеспечения населения. Примечание - Выделяют следующие виды разведки: биологическая, инженерная, медицинская, пожарная, радиационная, санитарно-эпидемиологическая и химическая. 31

Изображение слайда
32

Слайд 32

Неотложные работы в чрезвычайной ситуации; неотложные работы в ЧС: аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы, оказание экстренной медицинской помощи, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий и охрана общественного порядка в зоне чрезвычайной ситуации. Аварийно-спасательные работы в чрезвычайной ситуации; аварийно-спасательные работы в ЧС: действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. 32

Изображение слайда
33

Слайд 33

Спасатель: гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ. Аварийно-восстановительные работы в чрезвычайной ситуации; аварийно- восстановительные работы в ЧС: первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории. 33

Изображение слайда
34

Слайд 34

Первая помощь: помощь, которая оказывается гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, до оказания медицинской помощи при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, лицами, обязанными ее оказывать по закону или по специальному правилу и имеющими соответствующую подготовку (сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудниками, военнослужащими и работниками Государственной противопожарной службы, спасателями аварийно-спасательных формирований и аварийно-спасательных служб, водителями транспортных средств и другими лицами). Федеральный закон Российской Федерации от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2010 г. N 353н "О первой помощи". 34

Изображение слайда
35

Слайд 35

Понятия «технология», «технологический процесс», «технологическая документация» и др. используются во всех отраслях экономики, где есть производственный процесс: в электронике, химической, легкой, пищевой промышленности, в строительстве, на транспорте, в медицине, в различных сферах обслуживания и т.д. Применяются они и при процессах подготовки, обеспечения и выполнения поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). 35

Изображение слайда
36

Слайд 36

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение, и logos - слово, учение) есть наука или совокупность сведений о различ­ных способах обработки, изготовления, изменения состояния объекта или системы, свойств исходного материала или объекта, применяемых в процессе производства для получения готовой продукции или для дос­тижения заданного состояния объекта. В словаре русского языка С. И. Ожегова слово «технология» объясняется как «совокупность процессов обработки или переработки материалов в определенной отрасли производства», а также как «научное описание способов производства». 36

Изображение слайда
37

Слайд 37

Технологический процесс есть часть производственного процесса, он представляет собой совокупность технологических операций, выполняемых планомерно и последовательно во времени и пространстве. Опыт ликвидации различных чрезвычайных ситуаций и анализ особенностей ведения АСДНР показали, что под технологией (данное понятие более широкое, чем технологический процесс) следует понимать совокупность способов, приемов, основных и вспомогательных операций, выполняемых в определенной последовательности с использованием необходимых технических средств (машин, механизмов, инструмента приспособлений) и материалов силами специалистов требуемой квалификации в сжатые сроки. 37

Изображение слайда
38

Слайд 38

АСДНР - это понятие представляет собой совокупность действий, осуществляемых по различным технологическим процессам, и вклю­чает в себя порядок их проведения. Указанную совокупность назы­вают также регламентом. Технологические процессы аварийно-спасательных работ подразделяют­ся: а) по степени унификации на специальные, единичные, типовые, группо­вые; б) по уровню использования достижений науки и техники: на рабочие, перспективные; в) по стадии разработки и нормативности: на проектные, временные; г) стандартные по детализации описания: маршрутные, маршрутно-операционные и операционные. 38

Изображение слайда
39

Слайд 39

Технологии проведения АСДНР в зависимости от масштабов и объемов работ, применяемых типов технических средств, количества задействованных специалистов-спасателей, а также от ряда различных условий включают множество групповых, типовых, специальных и других технологических процессов. Под технологической операцией понимают законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте с одним и тем же объектом. Технологическая операция — основной элемент нормирования, производственного планирования, учета труда и материалов, а также времени работы оборудования, операторов, спасателей 39

Изображение слайда
40

Слайд 40

Технологический переход — законченная часть технологической операции, осуществляемая с помо­щью одних и тех же средств технологи­ческого оснащения и при постоянных технологических параметрах. Все действия спасателя, совершае­мые в процессе технологического пе­рехода, подразделяются на отдельные приемы. Приемом называют совокупность действий, законченных на данном переходе или на его части и объединен­ных одним целевым назначением. 40

Изображение слайда
41

Слайд 41

К основным объектам, на которых (или в которых) выполняются аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации различных ЧС, относятся: разрушенные здания и сооружения; затопленные объекты и пространства; очаги химического и радиоактивного заражения; транспортные средства (используемые на суше, под водой, в тайге, в лавинах, в селях и т.д.); высотные и обычные промышленные и гражданские сооружения; коммунально-энергетические сети; природная среда (тайга, тундра, горы, пустыни; ледовые заторы, акватории и др.); нефтепроводы, газопроводы, про­мышленные предприятия, хранилища и т.д. 41

Изображение слайда
42

Слайд 42

Под производственным процессом АСДНР следует понимать целесообразные по очередности и продолжительности работы, осуществляемые по назначенной технологии на одном или нескольких объектах, участках, секторах, производимые по определенной организационной системе группой необходимым образом укомплектованных, оснащенных и подготовленных спасателей или подразделений. АСДНР в целом следует рассматривать как сложный производственный процесс, который подразделяется на этапы. 42

Изображение слайда
43

Слайд 43

Технологическим этапом является совокупность некоторых видов АСДНР, отличающихся по особенностям решаемых задач, способам ведения работ, применяемым силам и средствам. Проведение АСДНР может быть определено как последовательное выполнение технологических этапов, обусловленное изменением обстановки. 43

Изображение слайда
44

Слайд 44

АСДНР в большинстве случаев подразделяются на следующие основные этапы: общая и специальная разведка района бедствия и объекта работ; инженерно-технические работы на маршрутах выдвижения и ввода сил и средств в район бедствия и на объекты работ; подготовительные работы: поисково-спасательные работы; неотложные аварийно-технические работы на коммунально-энергетических и технологических сетях; локализация и ликвидация пожаров на маршрутах выдвижения и на объектах работ: инженерные работы по обеспечению доступа к пострадавшим, их деблокированию и последующему извлечению; оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и их последующая эвакуация в лечебные учреждения; извлечение, эвакуация, опознание и захоронение погибших. 44

Изображение слайда
45

Слайд 45

Наиболее сложным технологическим этапом обычно являются инженерные работы по обеспечению доступа к пострадавшим, их деблокирование и последующее извлечение. Это обусловлено тем, что выполнение указанного этапа, во-первых, занимает наиболее продолжительное время, во-вторых, связано с применением различных технических средств и с привлечением большого числа специалистов-спасате­лей и, в-третьих, требует выполнения трудоемких, циклически повторяемых операций в сложных условиях. 45

Изображение слайда
46

Слайд 46

Этапы АСДНР подразделяются на виды работ, осуществляемых по определенным технологиям. Так, например, в условиях разрушенных зданий инженерные работы по обеспечению доступа к пострадавшим, их деблокированию и последующему извлечению делятся на следующие виды: деблокирование и извлечение пострадавших, находящихся в завалах строительных конструкций; деблокирование и извлечение пострадавших, оказавшихся в замкнутых изолированных помещениях; деблокирование и спасение пострадавших с верхних этажей (уровней) полуразрушенных и горящих зданий. 46

Изображение слайда
47

Слайд 47

Основные понятия технологии составляют базу технологической документации. В систему технологической документации (ТД) помимо непосредственно технологий (технологических карт) входят следующие виды ТД: регламенты; нормативы трудоемкости; материальные нормативы; ГОСТы, ТУ по технологии ведения АСДНР; инструкции по технике безопасности; справочники; наставления и руководства; методика расчета сил, средств, критериев оценки и т.д.; технологии ремонта и восстановления технических средств; описания технических средств; инструкции по эксплуатации технических средств. 47

Изображение слайда
48

Слайд 48

Следует отметить два главных аспекта системы ТД: разработка технологической документации; использование ее при выполнении необходимых мероприятий. Исходными материалами при разработке новых технологических процессов является базовая, руководящая и справочная информация. Также учитывается практический опыт и сведения, полученные при спасении пострадавших и ликвидации последствий, различных ЧС, а также показатели, собранные на учениях, соревнованиях, при анкетировании специалистов и т.д. 48

Изображение слайда
49

Слайд 49

Базовая информация включает данные, изложенные заказчиком в ТЗ (техническом задании) на разработку техпроцесса, и другие показатели, определяющие условия выполнения работ. Руководящая информация имеется в государственных и отраслевых стандартах, положениях, методиках, производственных инструкциях, в том числе в инструкциях по технике безопасности, по эксплуатации и обслуживанию определенных технических средств и т.д. Справочная информация берется из каталогов, справочников, альбомов, планировок объектов, из проектной документации на сооружения, из различных литературных и других источников, являющихся рекомендательными. 49

Изображение слайда
50

Слайд 50

Основные пользователи всех видов ТД — региональные поисково-спасательные службы МЧС России, войска ГО, ПСС местного подчинения, ведомственные ПСС, а также ЦАМО, «Лидер» и др. Поэтому система ТД должна быть ориентирована на этих потребителей и включать механизмы, обеспечивающие обязательное и правильное использование технической документации всеми службами, а также порядок учета, прохождения, введения в действие, замены ее, порядок ранжирования недостающих документов в каждом виде по критериям приоритетности и т.д. Такая система в настоящее время отсутствует, стоит вопрос о необходимости ее создания. 50

Изображение слайда
51

Слайд 51

Аварийно-спасательная технология - комплекс организационных мер, способов, операций и приёмов проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварий). 51

Изображение слайда
52

Последний слайд презентации: Лекция № 1 Тема: «Введение в дисциплину «Аварийно-спасательные

Литература: Рабочая учебная программа дисциплины (модуля) «Аварийно-спасательные технологии». ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий. Одинцов Л.Г., Акимов В.А., Чумак С.П., Виноградов А.Ю., Потапенко Ю.П. Технология ведения аварийно-спасательных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. - М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. Одинцов Л.Г., Парамонов В.В. Технология и технические средства ведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ: Справочное пособие. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004, - 232 с.: ил. 52

Изображение слайда