Презентация на тему: Лекция 15 НЕОКАНТИАНСТВО

Лекция 15 НЕОКАНТИАНСТВО
Лекция 2. НЕОКАНТИАНСТВО
Вопрос 1. Неокантианство (НК): истоки, сущность и главные принципы
Вопрос 1. Неокантианство (НК): истоки, сущность и главные принципы
Вопрос 1. Неокантианство (НК): истоки, сущность и главные принципы
Вопрос 1. Неокантианство (НК): истоки, сущность и главные принципы
Вопрос 1. Неокантианство (НК): истоки, сущность и главные принципы
Вопрос 2. Марбургская школа неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер).
Вопрос 2. Марбургская школа неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер).
Вопрос 2. Марбургская школа неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер).
Вопрос 2. Марбургская школа неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер).
Вопрос 3. Баденская (фрейбургская; юго-западная) школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Вопрос 3. Баденская (фрейбургская; юго-западная) школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Вопрос 3. Баденская (фрейбургская; юго-западная) школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Вопрос 3. Баденская (фрейбургская; юго-западная) школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Вопрос 3. Баденская (фрейбургская; юго-западная) школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).
Лекция 16. НЕОКАНТИАНСТВО.
1/17
Средняя оценка: 5.0/5 (всего оценок: 52)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (63 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция 15 НЕОКАНТИАНСТВО

Основные вопросы: 1. Неокантианство (НК): истоки, сущность и главные принципы. 2. Марбургская школа неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э.Кассирер). 3. Баденская (фрейбургская; юго-западная) школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт).

Изображение слайда
2

Слайд 2: Лекция 2. НЕОКАНТИАНСТВО

Литература: Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. - М.: Высш. шк., 2001. Современная западная философия: Словарь / Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. - 2-е изд. - М.: ТОН – Остожье, 1998 (3-е изд. - 2009). История философии: Запад – Россия – Восток. - В 4 кн. - Кн. 4. Философия XX в. - М., 1999. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - В 4 т. - Т. 4. От романтизма до наших дней. - СПб., 1997. Современная западная философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. - Мн.: Высшая школа, 2000. С. 83–95 (2-е изд. - 2009).

Изображение слайда
3

Слайд 3: Вопрос 1. Неокантианство (НК): истоки, сущность и главные принципы

НК – философское учение, возникшее в 60–х гг. XIX в. в Германии, и осуществлявшее реализацию основных принципов трансцендентально-критической методологии И. Канта. Философия Канта была ориентирована на математическое естествознание своего времени и имела целью обоснование научного знания. Вследствие этого, НК видело в философии Канта возможность успешного разрешения логико-гносеологических и методологических проблем.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Вопрос 1. Неокантианство (НК): истоки, сущность и главные принципы

В 1865 г., О. Либман выдвигает лозунг: «Назад к Канту!». При этом первые неокантианцы в качестве своей основной задачи видели противостояние попыткам ориентировать критический идеализм Канта материалистическим образом. Они выступали против дополнений кантовского учения результатами физиологических исследований. Но, тем не менее, критицизм Канта в тот период служил своеобразным манифестом естествоиспытателей. НК никогда не было однородным философским направлением, оно представляет совокупность философских течений, стремившихся развивать лишь отдельные положения философии Канта в духе более последовательного идеализма.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Вопрос 1. Неокантианство (НК): истоки, сущность и главные принципы

Все неокантианцы ставили одну и ту же цель – обоснование научного знания и культуры в целом с помощью реформированной кантовской гносеологии. Основные принципы НК: трактовка философии исключительно как критики познания; ограничение познания сферой опыта и отказ от притязаний онтологии на статус основной философской дисциплины; признание априорных форм, обусловливающих познание.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Вопрос 1. Неокантианство (НК): истоки, сущность и главные принципы

Внутри НК выделяют следующие направления: физиологическое (Г. Гельмгольц, Ф. Ланге; здесь априорность форм познания понимается в связи с идеей о единстве психофизиологической организации познающего субъекта); реалистическое (А. Риль, О. Кюльпе; здесь кантовская «вещь в себе» понимается как необходимая предпосылка познавательного процесса, а именно, как основной материал для ощущений. При этом, рассудок рассматривается как начало, оформляющее, но не создающее сами предметы. Данное направление можно считать наиболее аутентичным собственным взглядам Канта ); психологическое (Л. Нельсон; формируется в нач. XX в., обосновывает значимость априорных форм познания с помощью психологических методов интроспекции, т. е. самонаблюдения, изучения собственного сознания. Здесь субъект познания понимается как эмпирический, а не как трансцендентальный); трансцендентально-логическое (представлено марбургской школой НК); трансцендентально-психологическое (представлено баденской или, иначе, фрейбургской школой НК).

Изображение слайда
7

Слайд 7: Вопрос 1. Неокантианство (НК): истоки, сущность и главные принципы

В последней четверти XIX в. происходит отход от физиологической интерпретации трансцендентального субъекта и предпринимаются попытки найти в философии Канта основу для разработки объективно-идеалистической философской концепции. Этот процесс связан с образованием марбургской и баденской школ.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Вопрос 2. Марбургская школа неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер)

Свое название получила от города Марбург, в университете которого основатель школы Герман Коген (1842–1918) начал свою деятельность. Основные сочинения Когена: «Теория опыта Канта», «Логика чистого познания», «Этика чистой воли». Коген делает упор на логическую сторону кантовского учения, рассматривая познание как чисто понятийное конструирование предмета. Познаваемая действительность, по мысли Когена, отнюдь не является данность, представляя, скорее, переплетение логических отношений. Это «переплетение» задано наподобие математической функции

Изображение слайда
9

Слайд 9: Вопрос 2. Марбургская школа неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер)

К наиболее видным последователям Когена относят Пауля Наторпа (1854–1924) и Эрнста Кассирера (1874–1945). В рамках МШ происходит переосмысление трансцендентального метода Канта, при этом ее представители опираются на математическое естествознание. Основная задача здесь – это поиск предпосылок и логических оснований научного знания. Подобная задача уже имела место в теоретической философии Канта, трансцендентальная логика определялась трансцендентальным методом. Кантовский трансцендентализм имеет субъективный характер. Здесь, во-первых, предпосылки научного знания так тесно связаны с организацией сознания самого познающего субъекта; во-вторых, «вещи в себе» наделяются реально-объективным существованием.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Вопрос 2. Марбургская школа неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер)

Представители же МШ стремятся очистить трансцендентальный метод Канта от психологического и метафизического элементов и утвердить его в чисто логической форме. Отсюда следует и требование «трансцендентального обоснования» всякого философского положения. Оно состоит в следующем: ничто не может быть принято как нечто данное ; всякая данность должна быть сведена к исторически доказуемым фактам культуры, в которой человек объективирует свою сущность. Необходимо показать и сформулировать в чистом виде законосообразное основание (единство логоса) во всякой творческой работе культуры. Необходимо свести все факты культуры к источнику всякого познания, в функции которого выступает само мышление.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Вопрос 2. Марбургская школа неокантианства (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер)

В русле подхода МШ уделом философии становится работа по созиданию культуры, а также познание и обоснование этой работы. МШ идет дальше Канта и стремится найти априорные логические основания всей культуры, включающей познание природы, морально-эстетические и религиозные принципы. При этом области культуры жестко связываются с определенными науками. Именно поэтому логические основания культуры могут быть сведены к основаниям науки. Таким образом, в рамках МШ философия становится логикой культуротворчества, проясняющей единство человеческих познаний.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Вопрос 3. Баденская (фрейбургская; юго-западная) школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт)

БШ сложилась в кон. XIX – нач. XX вв., свое название она получила от земли Баден, на территории которой находится Фрейбургский университет. В нем работали основные представители БШ: Вильгельм Виндельбанд (1848–1915), его сочинения: «История древней философии», «История новой философии» и др.; и Генрих Риккерт (1863–1936), его сочинения: «Предмет познания», «Границы естественнонаучного образования понятий», «Науки о природе и науки о культуре» и др.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Вопрос 3. Баденская (фрейбургская; юго-западная) школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт)

БШ основывается на трансцендентально-психологической интерпретации учения Канта. Они создают классификацию наук. Если, к примеру, основоположник «философии жизни» В.Дильтей различал науки «по предмету» как «науки о природе» и «науки о духе», то представители БШ разработали классификацию наук, в основу которой были положены различия по «формальному характеру познавательных целей», т.е. «по методу». Представители БШ создали также и фундаментальную теорию истории и культуры, оказавшую влияние на развитие гуманитарной науки XX в. При этом, главное внимание отводилось проблеме ценностей и ее значению для методологии «наук о духе». Аксиологизм – это вообще принципиальная методологическая установка БШ.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Вопрос 3. Баденская (фрейбургская; юго-западная) школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт)

Дело в том, что субъективизм и объективизм как способы философствования не в состоянии решить проблемы единства Я и мира и ответить на вопрос о смысле жизни и ее ценности. Субъективизм и объективизм не в состоянии ответить на вопрос и о том, каким образом S (как простой объект среди объектов) может иметь отношение к ценностям, придающим смысл его жизни. По мысли Риккерта, главная ошибка здесь состоит в следующем: используемое в рамках установок субъективизма и объективизма понятие о мире является слишком узким. Данное понятие мира не выходит за пределы действительного бытия. Между тем, действительность представляет лишь часть мира, поскольку мир, помимо действительности, включает в себя еще и ценности.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Вопрос 3. Баденская (фрейбургская; юго-западная) школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт)

По убеждению представителей БШ, единство Я и мира оказывается возможным только как единство ценности и действительности. Отсюда, проблема взаимодействия Я и мира, т. е. «мировая проблема», конкретизируется следующим образом: понять взаимное отношение обеих частей мира, найти связь между ценностью и действительностью. В части гносеологии, БШ ставила в качестве первостепенной задачи трансцендентальное обоснование знания, его всеобщего и необходимого характера. Но в отличие от МШ, БШ ориентируется при этом не на математическое естествознание, а на выяснение логико-методологических особенностей исторической науки и исторического познания в целом.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Вопрос 3. Баденская (фрейбургская; юго-западная) школа неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт)

Данный отход от математического естествознания связан со специфической интерпретацией самого предмета философии в рамках БШ. В основу понимания предмета философии БШ помещает «мировую проблему», т. е. проблему отношения Я к миру. Отношения между Я и миром равноценны гносеологической связке «субъект – объект». Отсюда, по мнению представителей БШ, задача философии состоит в том, чтобы показать, каким образом S и O объединяются в едином понятии о мире, т. е. показать место, которое мы занимаем в мировом целом. Таким образом, философия призвана дать человеку мировоззрение – именно в этом и состоят, во-первых, инвариантный характер самого понятия «философия»; во-вторых, главное отличие философии от специальных наук.

Изображение слайда
17

Последний слайд презентации: Лекция 15 НЕОКАНТИАНСТВО: Лекция 16. НЕОКАНТИАНСТВО

Вывод: Разрабатывая свои концепции, представители МШ и БШ НК столкнулись с непреодолимой проблемой : оказалось, что, исключив из рассмотрения кантовское понятие «вещь в себе», невозможно решить проблему объективности познания. А, учитывая общую гносеологическую ориентацию НК, проблему объективности можно считать наиболее существенной для неокантианского движения в целом.

Изображение слайда