Презентация на тему: Лекция 14 НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

Лекция 14 НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
Лекция 3. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО
Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы
Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы
Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы
Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы
Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы
Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы
Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы
Вопрос 2. Основные представители неогегельянства
Вопрос 2. Основные представители неогегельянства
Вопрос 2. Основные представители неогегельянства
Вопрос 2. Основные представители неогегельянства
Вопрос 2. Основные представители неогегельянства
Вопрос 2. Основные представители неогегельянства
Вопрос 2. Основные представители неогегельянства
Вопрос 2. Основные представители неогегельянства
Вопрос 2. Основные представители неогегельянства
Вопрос 2. Основные представители неогегельянства
Вопрос 2. Основные представители неогегельянства
Вопрос 2. Основные представители неогегельянства
Вопрос 2. Основные представители неогегельянства
1/22
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 99)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (70 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция 14 НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

Основные вопросы: 1) Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы. 2) Основные представители неогегельянства (Р. Кронер, Дж. Джентиле, Б. Кроче, Р. Дж. Коллингвуд, А. Кожев).

Изображение слайда
2

Слайд 2: Лекция 3. НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО

Литература: Бохенский Ю.М. Современная европейская философия. - М.: Научный мир, 2000. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. - М.: Высш. шк., 2001. Современная западная философия: Словарь / Сост. В.С. Малахов, В.П. Филатов. - 2-е изд. - М.: ТОН – Остожье, 1998 (3-е изд. - 2009). История философии: Запад – Россия – Восток. - В 4 кн. - Кн. 4. Философия XX в. - М., 1999. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - В 4 т. - Т. 4. От романтизма до наших дней. - СПб., 1997. Современная западная философия: Учеб. пособие / Под общ. ред. Т.Г. Румянцевой. - Мн.: Высшая школа, 2000. С. 83–95 (2-е изд. - 2009).

Изображение слайда
3

Слайд 3: Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы

НГ – течение в западной философии конца XIX – 1-й пол. XX вв., для которого было присуще стремление к формированию целостного, монистического философского мировоззрения на основе обновленной интерпретации диалектического метода и учения о духе Гегеля. В отличие от гегельянцев, представители НГ не стремились распространить гегелевскую философию на еще не освоенные области действительности. НГ не стремится развить собственные принципы гегелевской философии более последовательно, чем это сделал сам Гегель. НГ предпринимает попытку радикально переосмыслить философию Гегеля с учетом изменений социально-культурной реальности.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы

НГ получило распространение в Великобритании, Италии, Германии и Франции: НГ в Великобритании ( Э. Кэрд, Ф.Г. Брэдли, Т. Грин, Б. Бозанкет, Дж.Э. Мак-Таггарт, Р.Дж. Коллингвуд ) сосредоточено на переработке гегелевского учения об абсолютном духе. По мнению представителей британского НГ, данное учение достаточно глубоко выражает социальную природу человеческого сознания. Так, выдвигается идея о том, абсолютный дух существует лишь как совокупность личностей, индивидуальных сознаний, т. е. абсолютный дух не представляет (как это было у Гегеля) некую внечеловеческую реальность. Абсолютизация борьбы противоположностей понимается как ошибка Гегеля, т. к. категория противоречия не выводима из категорий тожества и различия. Отсюда делается вывод о необходимости, во-первых, замены центрального положения гегелевской диалектики «тождества и различия» более ясным положением «тождество в различии» ; во-вторых, замены учения Гегеля о противоречии – учением о «синтезе различия».

Изображение слайда
5

Слайд 5: Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы

НГ в Италии ( Б. Кроче, Дж. Джентиле ), с нач. XX в. до конца второй мировой войны, было доминирующим философским течением. Здесь развивается этико-политическая концепция истории, где добровольное нравственное подчинение индивида всеобщему принципу оказывается подлинно творческим началом и целью истории. При этом происходит столкновение концепций государства. Так, в частности, ставится под сомнение положение Гегеля о государстве как высшем воплощении нравственной идеи.

Изображение слайда
6

Слайд 6: Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы

НГ в Германии ( Г. Лассон, Т. Литт, Т. Геринг, Ф. Розенцвейг, А. Либерт ) оформляется в относительно самостоятельное течение в 10-х гг. XX в., когда в пользу возрождения философии Гегеля высказываются представители неокантианства В. Виндельбанд и Г. Коген. Так, в частности, предпринимается попытка соединения гегелевской диалектики с «философией жизни». Панлогизм философии Гегеля объясняется как единство рациональной рассудочности и иррационального духовного содержания. Отсюда, диалектический метод понимается как единственно верный путь к адекватному постижению исторической реальности.

Изображение слайда
7

Слайд 7: Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы

НГ в России представлено крупным теоретиком И.А. Ильиным (1882–1954). С 1922 по 1934 гг. он жил в Германии, с 1938 – в Швейцарии. В концепции И.А. Ильина философия Гегеля мыслится, во-первых, как исходный пункт создания содержательного метафизического мировоззрения; во-вторых, как основание разработки универсальной феноменологии религиозного опыта.

Изображение слайда
8

Слайд 8: Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы

НГ не следует смешивать с гегелеведением, которое, начиная с 70-х гг. переживает своеобразный ренессанс. К видным представителям гегелеведения относят: Великобритания : Р. Норман, Г. Сейерс, М. Розен, М.Дж. Инвуд; Германия : Д. Хенрих, Х.-Г. Гадамер, О. Пёггелер, К. Дюзинг, Л. Пунтель; Франция : П.Ж. Лабарьер, Ж. Говен, Ф. Шатле; Канада : Ч. Тейлор; Голландия : Х.-Х. Хольц.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Вопрос 1. Неогегельянство: истоки, сущность и главные принципы

НГ во Франции ( Ж. Валь, А. Кожев, Ж. Ипполит ) в 30-40 гг. XX в. формируется экзистенциальное гегельянство. Здесь позиция Гегеля трактуется как радикальный и сознательный атеизм. Гегелевская философия духа рассматривается как ядро системы, представляющее собой подлинную онтологию жизни, способную выявить всеобщие характеристики человеческого существования.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Вопрос 2. Основные представители неогегельянства

Немецкий философ Рихард Кронер (1884–1974) – один из основных представителей НГ в Германии. Обращаясь к проблеме предмета и смысла философии, определяет путь бесконечного божественного духа к самому себе через диалектику, с одной стороны, движения мысли, с другой стороны, самодвижения живого духа (мыслящей себя жизни). Иными словами, через диалектику сознания и самосознания (рефлектирующего себя духа), т. е. через диалектику конечного и бесконечного. Абсолют не может быть выражен иначе, как в бесконечной последовательности суждений, поскольку он сам утверждает себя последовательно в каждой высказанной о нем мысли. Однако Абсолют невозможно полностью выразить ни в отдельном суждении, ни в их совокупности. Абсолют не может быть полностью помыслен в мысли, поскольку он и сам представляет мысль.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Вопрос 2. Основные представители неогегельянства

Жизнь также невыразима рационально, т. е. неким внешним образом. Жизненное начало предполагает обращение духа к самому себе, т. е. философскую спекуляцию и тем самым разрушение рационального рациональным. Философия имеет своим предметом сверхрациональное. Она обращена не вовне, а на самое себя. Но при этом философия стремится выразить себя вовне рациональным образом, рефлексируя над предметными областями. Таким образом, спекулятивное мышление принципиально противоречиво. Отсюда, Р. Кронер определяет диалектику как иррационализм, превращенный в метод и ставший рациональным.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Вопрос 2. Основные представители неогегельянства

Рассматривая систему «философия–наука–культура», Р. Кронер полагает, что, в отличие от философии, наука познает внешнее ей содержание: в науке нет подлинной рефлексии, Рефлексия присущей лишь мышлению, познающему самое себя. Поэтому в науке нет и не может быть и противоречий. Противоречие, как свидетельство ошибочности мысли и примирения сознания с самим собой, имеет место только в культуре. Культура представляет своеобразное тело сознания. В этом смысле, философия есть философия культуры, где сознание осмысливает самое себя. Культура, представляя целостность своих частей (понятийных областей), есть завершение для–себя–становления. Иначе, культура суть самоосуществление сознания. Экономика и техника, представляющие опредмечивание, соответственно, витальной и целеполагающей сторон культуры, суть ее цивилизационная составляющая, т. е. преддверие культуры.

Изображение слайда
13

Слайд 13: Вопрос 2. Основные представители неогегельянства

Итальянский философ Джованни Джентиле (1875–1944) является основателем актуального идеализма (актуализма). Рассматривая проблему онтологии и гносеологии, он переосмысливает тезис о единстве бытия и мышления. При этом, Дж. Джентиле приходит к выводу о необходимости выведения природы из нашей мысли, в которой и реализуется «Я». Дж. Джентиле признает исходным акт мышления «моего Я» (конечного субъекта, отличного от «эмпирического Я»). Данный акт мысли направлен на познание бесконечного «универсального Я» («абсолютной субъективности»), т. е. имманентного человеческому сознанию Бога.

Изображение слайда
14

Слайд 14: Вопрос 2. Основные представители неогегельянства

С этих позиций Дж. Джентиле рассматривает систему Гегеля как диалектику «мыслимого», отражающую «помысленную мысль». Однако, необходимой он полагает диалектику, схватывающую «мыслящую мысль». Здесь, субъект – это всегда «мыслящая мысль», наличный источник сущего. Мышление (идея, взятая абстрактно) тождественно действию (конкретной идее), понимаемому как самосозидание. Отсюда, философ определяет собственную доктрину как «актуализм», а позицию субъекта – как «активизм». Активность разума (актуальное мыслящее мышление) рождается волевым импульсом. При этом, в качестве предельного основания постоянно творимого мира, бесконечно обновляемого во все новых идеализациях, выступает «трансцендентальное Я» – неизменное вечно сущее.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Вопрос 2. Основные представители неогегельянства

Итальянский философ, историк, общественный деятель Бенедетто Кроче (1866-1952) определял свою философию как «абсолютный реализм» («историцизм»). В отличие от Дж. Джентиле, поддержавшего фашизм, Б. Кроче находился в оппозиции. Лейтмотив всей философии Б. Кроче определяется следующим тезисом: «Нет другой реальности, кроме духа, и другой философии, кроме философии духа». Согласно Б. Кроче, в гегелевской философии умерла «система» (панлогизм). Однако здесь живо учение о конкретном понятии: нет никаких оснований под объективной диалектикой, изображающей природу и общество как проявление абсолютной идеи. Есть только бесконечный циклический процесс саморазвертывания чистого понятия.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Вопрос 2. Основные представители неогегельянства

Этот процесс – единственная реальность, имеющая две составляющие (два плана реализации): теоретическую и практическую. Теоретическую составляющую образуют эстетика, направленная на единичное, и логика, схватывающая всеобщее. В свою очередь, практическую составляющую презентируют экономика (проблематика индивидуальных целей) и этика (проблематика общего блага). Соответственно, и философия Б. Кроче складывается из четырех частей: эстетика и логика, экономика и этика. Так, сфера «философии практики», т. е. сфера экономики, охватывает всякую целесообразно структурированную деятельность. Философия практики – это сфера проявления особенного и всеобщего компонентов воли, сфера ее объективации, экстернализации (овнешнения) или, иначе, выражения во внешних физических средствах.

Изображение слайда
17

Слайд 17: Вопрос 2. Основные представители неогегельянства

Британский философ и историк Робин Джордж Коллингвуд (1889–1943) представляет позицию историцизма в неогегельянстве. Но, если Б. Кроче сосредоточил свое внимание на функциях философии в истории, а Дж. Джентиле на логико-гносеологической проблематике, то Р.Дж. Коллингвуда интересовали прежде всего проблемы метода в истории. Мышление рассматривалось Р.Дж. Коллингвудом как процесс, самосоздающий восходящую иерархию «форм духовной активности», благодаря которой теоретическое познание является одновременно и практическим созиданием. Теоретическое познание принципиально исторично и представляет собой историю свидетельств духа. Прозрачность прошлого для сознания обеспечивается постольку, поскольку вся история есть история мысли. Следовательно, история есть, прежде всего, историография. Но это научная историография. Она отличается от компилятивной и критической историографии, поскольку освобождена от плена письменных источников.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Вопрос 2. Основные представители неогегельянства

По мысли Коллингвуда, метод понимания человеческой природы – это «феноменология духа». Здесь основой и «механизмом» движения от исходных абстракций к абсолютно конкретному является постоянное опосредование. Рассматривая специфику научного познания, Р.Дж. Коллингвуд выделяет триаду признаков науки : математизм, механицизм и материализм. Однако и в научном рационализме неизбежно обнаруживается примесь иррационализма, т. е. абстрактность науки не способна преодолеть интуитивизм, присущий любой форме познания. Наука лишена рефлексии, которая появляется только в философии. При этом философия реализуется как история. История же, в свою очередь, синтезирует в себе интуитивизм искусства и абстрактность науки, пропуская их через философскую рефлексию. Именно в рефлексии тождество субъекта и объекта преобразуется во всепроникающий принцип познания.

Изображение слайда
19

Слайд 19: Вопрос 2. Основные представители неогегельянства

Французский философ Александр Кожев ( Александр Владимирович Кожевников ) (1902-1968) выступил автором философии «не–существования». Большая часть трудов А. Кожева была опубликована посмертно. Лекции по философии Гегеля, прочитанные им с 1934 по 1939 гг., оказали значимое влияние на развитие философии во Франции, особенно, на становление экзистенциализма. А. Кожев, по сути, переинтерпретирует систему философии Гегеля, используя при этом идеи марксизма и экзистенциализма. Его деятельность персонифицирует возрождение интереса к гегелевской философии в культуре сер. XX в. Подобные тенденции были вызваны кризисом неокантианских течений, которые, вплоть до кон. 20-х гг. оставались доминирующими в университетской философии.

Изображение слайда
20

Слайд 20: Вопрос 2. Основные представители неогегельянства

Отвергая традиционные интерпретации, которые видели в гегелевской философии развитую систему спекулятивного идеализма, основанную на понятии Бога, А. Кожев указывает: за понятиями абсолютного духа стоит человек и его конкретная история. Разделяя ряд положений философии М. Хайдеггера, в частности, идеи «человека в мире» и «человека вне мира», А. Кожев трактовал «Ничто» как «не-существование». При этом, он полагал, что М. Хайдеггер не достиг «истинной системы знания», поскольку увлекся тезисами досократиков и занялся «поэзией». По мнению Кожева, несмотря на уровень хайдеггеровской поэзии понятий, которая не уступает творчеству Парменида, концептуальную эволюцию философских разработок, вызванную мыслью Парменида, невозможно отменить никакими программами «деструкции» метафизики.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Вопрос 2. Основные представители неогегельянства

Христианство и буржуазное общество, возникшее в результате деятельности Наполеона, являются различными стадиями попытки разрушения фундаментального конфликта, лежащего в основании истории – конфликта между господином и рабом. Это центральное событие истории, которое определяет ее развитие и устанавливает ее цель. Мир человеческой истории начинается с борьбы за признание, в результате которой победившие становятся господами, а побежденные под угрозой смерти выбирают удел рабства. Господин, победивший раба в борьбе, обретает качества человека. Позитивную историю созидают исключительно отрицающие действия человека. В этом контексте важнейшим моментом является человеческое отрицание себя : не будь тем, кто ты есть, будь своей противоположностью.

Изображение слайда
22

Последний слайд презентации: Лекция 14 НЕОГЕГЕЛЬЯНСТВО: Вопрос 2. Основные представители неогегельянства

Вплоть до конца 30-х гг. А. Кожев называл себя «убежденным сталинистом» (сравните: А. Кожев нередко именовал Господа Бога собственным «коллегой»). По мнению А. Кожева, К. Маркс был близок к истине в критике капитализма начала – середины XIX в., но в XX в., «единственным великим ортодоксальным марксистом» может считаться лишь Г. Форд. Социализм, по А. Кожеву, в отличие от бурно развивающегося капитализма, являет собой провинциальную версию индустриального общества с весьма туманными экономическими перспективами. А. Кожев полагал: только интеграция экономик, преодоление «национализма» и выработка западными державами единой политической стратегии, способны обусловить победу «окончательного государства» европейского типа (у А. Кожева – «универсального гомогенетического государства») над сталинским социализмом.

Изображение слайда