Презентация на тему: ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в курс «Психология»

ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в курс «Психология»
Дисциплина «Психология» включает:
ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в курс «Психология»
Список основной литературы:
Список дополнительной литературы:
План лекции:
А.П. Чехов о человеке:
Софокл : V век до нашей эры…
Платон: V век до нашей эры
Альберт Эйнштейн:
Вопрос 1.
«У психологии - краткая история…»
I представление о душе – донаучная психология
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
Философская психология:
VII—VI вв. до н.э. - этап философской психологии Материализм и Идеализм
Гераклит Эфесский ввел понятие «Душа»
Необходимо отметить,
Период средневековья (V-XV вв. н.э.)
Концепция человека Леонардода Винчи (1452-1519)
Французский философ Р. Декарт (1596—1650)
Сам термин «психология» появился в 17 веке!
1879 г. – психология самостоятельная наука
Рефлекторная теория:
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в курс «Психология»
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ
В 1920—1930-х гг.
Компромисс достигнут:
Вывод:
Современный предмет и объект психологии:
Задачи психологии
ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в курс «Психология»
Психика - это
Основные функции психики :
Физиологическая основа психики – нервная система
Физиологическая основа психических процессов:
ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в курс «Психология»
Методы психологии:
Классификацию методов предложил В.Н. Дружинин:
ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в курс «Психология»
100 отраслей науки!!!
ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в курс «Психология»
Методологические принципы отечественной психологии
Психологическая наука исходит из того, что:
Структура психики
Заключение:
С. 1 «Психология как предмет научного исследования».
1/49
Средняя оценка: 4.5/5 (всего оценок: 83)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (2953 Кб)
1

Первый слайд презентации: ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в курс «Психология»

Психология как научная дисциплина Автор лекции: Мария Викторовна Косцова

Изображение слайда
2

Слайд 2: Дисциплина «Психология» включает:

8 лекций; 4 семинара; 4 практических занятия – тренинга; Контрольная работа; Самостоятельная работа «Анализ авторской теории личности» Творческая работа: « Моя психологическая характеристика» Высший рейтинговый балл по дисциплине - 100 баллов.

Изображение слайда
3

Слайд 3

2 содержательных модуля: Общая психология Социальная психология

Изображение слайда
4

Слайд 4: Список основной литературы:

Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.- раздел 1. Кумкин А.Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП, 2005. Кумкин А.Н, Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭиП, 2000. Кумкин А.Н., Косцова М.В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2008. Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2011. – 124 с.: ил.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Список дополнительной литературы:

Немов Р.С. Психология. М., «Просвещение», «ВЛАДОС». 1995 г. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Питер, 2003 г. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Р-на-Д, 1997 г. Общая психология: Учебник / Под оощ. ред. проф. 0-28 Л.В. Карпова. — М.: Гардарики, 2005. — 232 с. Дополнительные материалы смотрите в группе ВКонтакте: ( http://vkontakte.ru/club34035598 ) – «Психология в СНУЯЭиП»

Изображение слайда
6

Слайд 6: План лекции:

История становления психологии как науки. Предмет, задачи и методы современной психологии.

Изображение слайда
7

Слайд 7: А.П. Чехов о человеке:

« В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли ». « Там хорошо, где нас нет: в прошлом нас уже нет, и оно кажется прекрасным».

Изображение слайда
8

Слайд 8: Софокл : V век до нашей эры…

«Жизнь ни о чем не думающих людей самая приятная».

Изображение слайда
9

Слайд 9: Платон: V век до нашей эры

« Победа над самим собой есть первая и наилучшая из побед».

Изображение слайда
10

Слайд 10: Альберт Эйнштейн:

«Человек - это часть целого, которое мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и в пространстве».

Изображение слайда
11

Слайд 11: Вопрос 1

История становления психологии как науки.

Изображение слайда
12

Слайд 12: У психологии - краткая история…»

Выдающийся немецкий ученый Г. ЭББИНГАУЗ (1850—1909) в своем знаменитом учебнике психологии (1908) писал, что психология « имеет длинное прошлое, но краткую историю ».

Изображение слайда
13

Слайд 13: I представление о душе – донаучная психология

Размышления о психике, душе человека можно найти у мыслителей Древнего Китая, Индии, Египта. (IV-III тыс. до н.э.) АНИМИЗМ - мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какой - либо связи с человеческой деятельностью.

Изображение слайда
14

Слайд 14: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

1-й этап (V в.до н.э.) – психология как наука о душе. Идеалистический подход. Предмет исследования – душа - нечто независимое от тела, особая сущность, обеспечивающая жизнь телу. Наличием души объясняли непонятное в жизни человека. Характерно понимание двойственности души (дуализм), в наиболее развитой форме это представлено в учении Рене Декарта (1596-1650).

Изображение слайда
15

Слайд 15: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

1-й этап (V в.до н.э.) – психология как наука о душе. Идеалистический подход. Идеалистический подход. Предмет исследования – душа - нечто независимое от тела, особая сущность, обеспечивающая жизнь телу.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Философская психология:

знание о психике, полученное с помощью умозрительных рассуждений. Знания о психике либо выводятся из общих философских принципов, либо являются результатом рассуждений по аналогии.

Изображение слайда
17

Слайд 17: VII—VI вв. до н.э. - этап философской психологии Материализм и Идеализм

Атомизм Впервые душа как материальный орган I психологический трактат «О душе» Аристотеля Платон Классификация душевных явлений ВОЖДЕЛЕНИЕ МУЖЕСТВО РАЗУМ душа вечна, бессмертна; тело бренно; Основная обитель ее - мир идей.

Изображение слайда
18

Слайд 18: Гераклит Эфесский ввел понятие «Душа»

Одним из первых термин «душа» в своих философских рассуждениях стал использовать Гераклит Эфесский. Ему принадлежит знаменитое высказывание: « Границ души тебе не отыскать, по какому бы пути ты ни пошел: столь глубока ее мера ».

Изображение слайда
19

Слайд 19: Необходимо отметить,

что труды древнегреческих мыслителей актуальны и значимы для современной психологической науки. В них определены основные линии, по которым осуществлялось последующее развитие психологии, ставятся и рассматриваются многие проблемы, составляющие и поныне предмет серьезных психологических исследований: психофизиологическая и психофизическая проблемы, вопросы индивидуальных различий, соотношение чувственного и рационального познания, структуры психики, ее функций, проблема характера (первый трактат на эту тему принадлежит греческому мыслителю Теофрасту).

Изображение слайда
20

Слайд 20: Период средневековья (V-XV вв. н.э.)

деизм,  которое утверждало, что существуют две души - духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Концепция человека Леонардода Винчи (1452-1519)

Леонардо да Винчи борется за восстановление роли и значения  чувственного познания. Он утверждает, что созданные человеком чувственно воспринимаемые ценности - средство познания закономерного строя вещей. изучал анатомию и  биомеханику  организма.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Французский философ Р. Декарт (1596—1650)

устранил понятие души как посредницы между духом и телом. создатель дуалистической концепции: противопо-ставившей телесное и духовное. Сформировалось понятие о сознании. Новый метод - интроспекция.

Изображение слайда
23

Слайд 23: Сам термин «психология» появился в 17 веке!

Но общепризнанным термин «психология» становится лишь в XVIII в. после появления работ X. Вольфа (1679—1754).

Изображение слайда
24

Слайд 24: 1879 г. – психология самостоятельная наука

Немецкий ученый Вильгельм Вундт (1832-1920) – создатель первой в мире психологической лаборатории. Впервые экспериментально были изучены: пороги ощущений; время реакции на различные раздражители;

Изображение слайда
25

Слайд 25: Рефлекторная теория:

Проект развития психологии как самостоятельной науки одновременно с Вундтом был предложен выдающимся отечественным физиологом И.М. Сеченовым  (1829-1905): Рефлекторная природа психики, непосредственно связана с мышечным движением. Предметом изучения психологии должно было стать происхождение психических деятельностей - ощущений разной  модальности, различных форм восприятия и видов мышления, воли.

Изображение слайда
26

Слайд 26: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

2-й этап (XVII - XIX вв.) – психология понимается как наука о сознании ; Предмет психологии - сознание. Метод изучения сознания – интроспекция (Джон Локк,1632-1704). Создание первой экспериментальной психологической лаборатории (1879 г., Лейпциг, Вильгельм Вундт) (1832-1920).

Изображение слайда
27

Слайд 27

Кризис в психологии Начало 20 века. Возникновение новых школ в психологии

Изображение слайда
28

Слайд 28: РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

3-й этап (1 пол. XX в.) – психология как наука о поведении; предмет психологии - поведение. Выделение психологических школ.

Изображение слайда
29

Слайд 29: В 1920—1930-х гг

закладываются методологические основы советской психологии, формулируются методологические принципы. Особенно велика заслуга в деле становления отечественной психологической науки таких ученых, как М.Я. Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.,

Изображение слайда
30

Слайд 30: Компромисс достигнут:

К 1960-м гг. психологи (как зарубежные, так и отечественные) пришли к компромиссу, который явно не формулировался, но по сути был достигнут: зарубежная психология изучала поведение, опосредованное психикой; отечественная — сосредоточила основное внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.

Изображение слайда
31

Слайд 31: Вывод:

Пересмотрев узкое, неадекватное понимание своего предмета, психология обретет возможность реального конструктивного внутри- и вненаучного диалога, возможность интеграции различных концепций, по-разному подходящих к исследованию человеческой души. Тем самым психология обретет свое законное место в системе наук, обретет статус фундаментальной науки и, возможно, станет основой наук о духе.

Изображение слайда
32

Слайд 32: Современный предмет и объект психологии:

Психология наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности Объект : психика; внутренний мир, возникающий в процессе взаимодействия человека или животного с окружающим внешним миром, в процессе активного отражения этого мира. Предмет : психические закономерности.

Изображение слайда
33

Слайд 33: Задачи психологии

Изучение законов психической деятельности в её развитие. Формирование способностей человека ускоряющих научно технический прогресс. Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант. Определение основных закономерностей развития психики и личности человека на каждом возрастном этапе. Выяснение механизмов социализации и профессионализации развивающейся личности. Исследование психологических причин отклонений в психическом развитии личности (для психотерапии). Разработка новых методов точной диагностики развития личности. Другое.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Изображение слайда
35

Слайд 35: Психика - это

– психика —это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

Изображение слайда
36

Слайд 36: Основные функции психики :

Отражение воздействий окружающей действительности Осознание человеком своего места в окружающем мире Регуляция поведения и деятель- ности

Изображение слайда
37

Слайд 37: Физиологическая основа психики – нервная система

ПЕРЕДАЧА НЕРВНОГО ИМПУЛЬСА

Изображение слайда
38

Слайд 38: Физиологическая основа психических процессов:

Нервная система — совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. Головной мозг. Спинной мозг. Периферические нервные сплетения.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Изображение слайда
40

Слайд 40: Методы психологии:

под методом подразумевают способы получения фактов о психике и способы их интерпретации.

Изображение слайда
41

Слайд 41: Классификацию методов предложил В.Н. Дружинин:

Он выделил три класса методов: эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования; теоретические, при которых субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (предметом исследования) и интерпретации и описания, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическими представлениями объекта.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Изображение слайда
43

Слайд 43: 100 отраслей науки!!!

Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до Ста отраслей психологии.

Изображение слайда
44

Слайд 44

Отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности Отрасли психологии, изучающие различные аспекты психического развития Отрасли психологии, изучающие отношения личности и общества

Изображение слайда
45

Слайд 45: Методологические принципы отечественной психологии

Принцип детерминизма (причинной обусловленности) - психика обусловлена объективной действительностью, определяются образом жизни; принцип предполагает закономерную взаимосвязь и причинную обусловленность всех психических явлений. Принцип единства сознания и деятельности - это значит, что деятельность является формой активности сознания, а сознание является результатом поведение и деятельности; иначе говоря, сознание направляет деятельность, в свою очередь, изменение деятельности неизбежно приводит к изменению сознания. Принцип развития - психика постоянно количественно и качественно развивается и изменяется; при изучении психики должна быть нацеленность на эти изменения.

Изображение слайда
46

Слайд 46: Психологическая наука исходит из того, что:

Психика – свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга. Сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности. Сознание – высший этап развития психики. Психика, сознание социально обусловлены.

Изображение слайда
47

Слайд 47: Структура психики

Изображение слайда
48

Слайд 48: Заключение:

Уникальность психологической науки обусловлена тем как предметом научного познания, так и методами, которые позволяют не только описывать изучаемые явления, но и объяснять их, открывать лежащие в их основе закономерности и предсказывать их дальнейшее развитие. Во-вторых, в психологии человек одновременно выступает и как объект, и как субъект познания. Происходит уникальное явление: научное сознание человека становится научным самосознанием.

Изображение слайда
49

Последний слайд презентации: ЛЕКЦИЯ № 1 Введение в курс «Психология»: С. 1 «Психология как предмет научного исследования»

План семинара: Краткая история психологии. Предмет и задачи современной психологии. Методы психологии. Структура психического мира человека: (психические процессы, психические состояние, психические образования и психические свойства). Темы рефератов и докладов: Мозг и психика человека. Психология и ее отрасли. Основные методы современной психологии. Сознание и бессознательное в психике человека. Филогенез развития психики: сенсорная, перцептивная, интеллектуальная, сознание.

Изображение слайда