Презентация на тему: Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»

Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
1.Возрастная анатомия и физиология как предмет и характеризующие его понятия.
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
3. Организм как целостная система.
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Внутренняя среда организма
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Механизм регуляции организма
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Единство регуляторных механизмов (нейрогуморальная регуляция)
Понятие о росте и развитии организма в онтогенезе
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Физиологические закономерности роста и развития
Рис.1 Изменение длины роста в различные возрастные периоды
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм)
Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»
1/31
Средняя оценка: 4.0/5 (всего оценок: 59)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (100 Кб)
1

Первый слайд презентации: Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»

Вопросы: 1. Возрастная анатомия и физиология как предмет и характеризующие его понятия. 2. Организм как целостная система. 3. Механизмы регуляции функций организма 4. Понятие о росте и развитии организма в онтогенезе 5. Физиологические закономерности роста и развития Литература: 1.Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков: уч. пособие для студ.высших пед. уч. заведений.- М: академия,2004 -456 с. 2.Сапин М.Р, Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): уч. Пособие.- М: Академия, 2004 – 448 с. 3. Хрипкова А.Г. Возрастная физиология: учебник.- М, 2007 г.

Изображение слайда
2

Слайд 2: 1.Возрастная анатомия и физиология как предмет и характеризующие его понятия

В изучение курса входят две дисциплины анатомия и физиология. Полученные знания дают возможность понять течение процессов в организме, законы его развития, взаимосвязи человека с внешней средой. Анатомия – наука, изучающая строение организма от клетки до целостного организма. Предметом является изучение строение клеток, органов и тканей в различные возрастные периоды, исследует особенности организма в условиях воздействия внешней среды. Физиология – наука, изучающая закономерности развития организма в онтогенезе, механизмы регуляции внутренних процессов, механизмы адаптации к воздействию окружающей среды. Эта наука базируется на таких науках как биохимия, физика. биология, генетика. .

Изображение слайда
3

Слайд 3

Возрастная физиология - изучает закономерности «становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни» (А.А.Маркосян,1974). Гигиена – наука о сохранении и улучшении общественного здоровья. Предметом гигиены является изучение закономерностей взаимодействия факторов природной и социальной среды и организма человека. Объектами исследования - выступают здоровый человек (социальная группа, популяция, население региона) и внешняя среда.

Изображение слайда
4

Слайд 4

Физиология изучает жизнедеятельность организма в норме. Физиологическая норма - это биологический оптимум жизнедеятельности. Нормальный организм представляет собой оптимально- функционирующую систему с четкими механизмами (способами) регулирования всех ее процессов или функций. Функция – специфическая деятельность органа или системы органов.

Изображение слайда
5

Слайд 5

Физиологический процесс - определяют как последовательную смену явлений или состояний в развитии какого-либо действия, либо совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенного развития. Функциональная система – это динамические саморегулирующиеся организации, избирательно объединяющие различные органы и уровни нервной и гуморальной регуляции для достижения полезных результатов.

Изображение слайда
6

Слайд 6: 3. Организм как целостная система

Организм человека представляет собой целостную, открытую, саморегулирующуюся систему, реагирующую как единое целое на воздействие внешних и внутренних раздражителей. Организм как сложная система, в которой все клетки и ткани поддерживают между собой связь, их деятельность четко скоординирована. Все органы и системы человеческого тела функционируют согласованно, представляя организм как единое целое не только в процессе работы, но и в состоянии физиологического покоя.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Целостность организма обеспечивается: нервной системой; жидкостью, циркулирующей в сосудах, полостях и пространствах; единством вегетативных (растительных) и анимальных (животных) процессов; единством психического и соматического процессов в организме. Организм как открытая система находится в постоянном обмене информацией и энергией с окружающей средой.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Обмен веществ и энергии (метаболизм) – это совокупность химических и физических превращений, происходящих в живом организме и обеспечивающих его жизнедеятельность во взаимосвязи с окружающей средой. В клетках и тканях организма постоянно идут процессы синтеза одних веществ и разрушения других, сопровождающихся поглощением или выделением энергии. Обмен веществ обеспечивает: пластические нужды организма, доставляет химические вещества для построения всех элементов и восстановления распадающихся в организме веществ; - энергией жизненные функции организма.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Внутренняя среда организма

Относительное постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называется гомеостазом. Внутренняя среда организма – включает кровь, лимфу, тканевую жидкость, принимающих непосредственное участие в процессах обмена веществ и поддержания гомеостазиса в организме. Постоянство внутренней среды обеспечивается физиологическими механизмами, поддерживающие биологические константы организма на уровне оптимума.

Изображение слайда
10

Слайд 10

К ним относятся : - температура тела (36-37 º С); осмотическое давление крови и тканевой жидкости (содержание в них микроэлементов, белков, концентрации водородных ионов); уровень сахара в крови (от 4,0 до 5 мг % ); - кислотно-основное равновесие крови ( pH = 7,4- 7,35 ус. ед.); концентрация гемоглобина в крови (120-140%);

Изображение слайда
11

Слайд 11

Внутренняя среда поддерживается на относительно постоянном уровне благодаря процессу саморегуляции. Саморегуляция – свойство организма автоматически устанавливать и поддерживать на определенном, относительно постоянном уровне физиологические и другие биологические показатели. Принцип саморегуляции – обратная связь между регулируемым процессом и регулятором. В поддержании постоянства внутренней среды участвует ряд органов и систем: кожа, селезенка, печень, иммунная система.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Механизм регуляции организма

Гуморальная регуляция (от лат., humor - жидкость) – механизм координации процессов, связанный со способностью отдельных клеток синтезировать органические вещества, оказывающие влияние на ход процессов в организме. Регуляция осуществляется за счет химических веществ, находящихся в циркулирующих жидкостях. Химическими регуляторами функций могут быть вещества: - метаболиты (жирные кислоты, глюкоза, аминокислоты и др.); - н еспецифические продукты обмена веществ (СО², мочевина, молочная кислота);

Изображение слайда
13

Слайд 13

специфические продукты обмена веществ – медиаторы или вещества посредники, принимающие участие практически во всех жизненных процессах в организме человека; гормоны – биологически активные вещества, способные активизировать или тормозить функциональную деятельность органов и систем. Механизм гуморальной работы : включается медленно и действует долго; сигналом является гормон или другие химические вещества ; передача сигнала идет через жидкие среды организма ; распространение сигнала проводится по сосудам с током крови, лимфой; ответ генерализован.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Нервная регуляция Нервная регуляция осуществляется с участием нервной системы. Основная функция её состоит в обеспечении функционирования организма как единого целого и во взаимосвязи с окружающей средой. Регулирует гуморальные связи. Механизм нервной регуляции: имеет точную направленность к определенному органу; включается быстро и действует коротко; сигналом является нервный импульс ; передача сигнала идет электрическим путем по нервным волокнам и химическим – через синапсы; распространение сигнала осуществляется по нервным структурам – рефлекторным дугам; ответ локализован.

Изображение слайда
15

Слайд 15: Единство регуляторных механизмов (нейрогуморальная регуляция)

Гуморальная и нервная регуляции функций организма тесно взаимосвязаны. С одной стороны существует множество биологически активных веществ способных оказывать влияние на жизнедеятельность нервных клеток и функций нервной системы, с другой – синтез и выделение в кровь гуморальных веществ регулируются нервной системой. Пусковым звеном в нейрогуморальной регуляции при изменении внутренней среды является нервная система.

Изображение слайда
16

Слайд 16: Понятие о росте и развитии организма в онтогенезе

Организм человека находится в состоянии непрерывного процесса развития – онтогенеза. Онтогенез это период индивидуального развития живого организма от момента оплодотворения яйцеклетки до естественного окончания индивидуальной жизни. В онтогенезе выделяют два самостоятельных этапа развития: Пренатальный (антенатальный или внутриутробный)и постнатальный (неонатальный или внеутробный). Пренатальный период начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка. Постнатальный период- от момента рождения и до смерти человека.

Изображение слайда
17

Слайд 17

Онтогенез человека осуществляется в соответствии со следующими закономерностями: Целостность и фазность (этапность) онтогенеза – объективное разделение онтогенеза на этапы, которые различаются задачами, решаемые организмом и свойствами физиологических систем. С одной стороны, это целостный, с другой, - фазовый процесс. Каждая фаза или этап представляет собой закономерный качественный период, который протекает в определенных условиях. Непрерывность и неравномерность роста и развития – рост и развитие организма человека протекает непрерывно с чередованием периодов ускоренного роста или интенсивного развития.

Изображение слайда
18

Слайд 18

Рост - это количественные изменения длины, объема и массы тела организма, связанные с увеличением числа клеток и количества составляющих их органических молекул. Развитие – это качественные изменения, приводящие к усложнению строения и функций всех тканей и органов, а также к повышенному уровню сложности регуляторных процессов в организме. Критериями развития считается появления в хрящевой части скелета костной ткани, прорезывание молочных и постоянных зубов. Качественные изменения в детском и подростковом организме происходя за счет усложнения его организации, т.е. в усложнении строения и функций всех тканей и органов, в усложнении их взаимоотношений и процессов их регуляции.

Изображение слайда
19

Слайд 19

Развитие включает три фактора: рост, дифференцирование тканей и формообразования. дифференцирование – генетически обусловленный процесс специализации и совершенствования тканей и закладки органов развивающегося организма. - Формообразование - качественные и количественные возрастные изменения пропорций тела. Процесс роста и развития продолжается на протяжении детства, юношества и зрелого возраста. Наиболее интенсивный рост и развитие происходит в детском и юношеском возрасте и к зрелому периоду замедляется. Изменения организма в процессе его индивидуального развития многообразны: они затрагивают химический состав тканей, касаются форм, размеров и веса отдельных органов и всего тела в целом, отражаются и на функциях организма человека.

Изображение слайда
20

Слайд 20

Развитие человека условно можно разбить на три больших периода: 1) эволюционный период роста, когда все органы увеличиваются в размерах и развиваются; 2) период зрелости, когда все ткани и органы, и все функции организма, достигнув своего полного расцвета, в течение известного времени держатся на определенном, длительное время почти не изменяющемся уровне. 3) период старения, когда постепенно ослабляются все функции, резко снижаются жизненные процессы, период инволюции, заканчивающийся смертью.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Физиологические закономерности роста и развития

Основными закономерностями возрастного развития являются: - непрерывность и последовательность; - гетерохронность; обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм); средовые и генетические факторы; биологическая надежность функциональных систем и организма в целом; акселерация роста и развития.

Изображение слайда
22

Слайд 22: Рис.1 Изменение длины роста в различные возрастные периоды

Рост, см года 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 90 110 100 130 120 150 140 180 170 160 0

Изображение слайда
23

Слайд 23

Непрерывность развития обусловлена постоянным делением клеток и синтезом белков. Процессы роста и развития протекают непрерывно и носят поступательный и скачкообразный характер (рис 1). Последовательность развития отдельных органов и тканей в ходе онтогенеза определяется созреванием необходимых структур и функций на данном этапе либо в недалеком будущем. Переход от одного этапа развития к другому совершается в короткие отрезки времени, которые рассматриваются как переломные, или критические, периоды онтогенеза. В их определении ведущее значение имеет скорость (время) развития физиологических функций.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Гетерохронность Процессы роста и развития протекают неодновременно. Каждому возрасту свойственны определенные морфофункциональные особенности. Организм ребенка рассматривается как единое целое, однако его отдельные органы и системы растут и развиваются гетерохронно. Гетерохронность – неравномерное и неодновременное созревание функциональных систем организма- избирательное и ускоренное созревание в тех структурных образованиях и функциях, которые обеспечивают выживаемость организма на данный период (П.К.Анохин).

Изображение слайда
25

Слайд 25

Функциональные системы созревают неравномерно и неодновременно, включаются поэтапно, сменяются одна другой, обеспечивая организму приспособление в различные возрастные периоды. Изучая функциональные системы в онтогенезе, П.К.Анохин вначале выявил физиологический механизм – системогенез как общую закономерность развития, которая четко проявляется на стадии эмбрионального периода. Например, созревание структур, обеспечивающих сосательный рефлекс у новорожденного, происходит задолго до рождения ребенка.

Изображение слайда
26

Слайд 26: Обусловленность роста и развития полом (половой диморфизм)

Половой диморфизм проявляется: в особенностях обменного процесса; темпах роста и развития отдельных функциональных систем организма в целом; мальчики до начало полового созревания имеют более высокие антропометрические показатели (рост, массу тела, силу мышц и др.); в период полового созревания соотношение меняется: девочки по всем показателям опережают мальчиков - отмечается перекрест возрастных кривых (с 11до 15 лет) и с 15 лет мальчики вновь опережают девочек – образуется второй перекрест; наблюдается неодинаковый темп развития у мальчиков и девочек многих функциональных систем, особенно, в развитии мышечной, дыхательной и сердечно-сосудистой системах (по показателям частоты дыхания, частоты сердечных сокращений, силы мышц различных групп). различия отмечаются в физической работоспособности и психофизиологических показателях.

Изображение слайда
27

Слайд 27: Биологическая надежность функциональных систем и организма в целом

Биологическая надежность функциональных систем, как закономерность базируется на представлении о широком диапазоне жизненных возможностей. Наш организм, каждая его система имеет резервные возможности. Например, в 10 мл. крови человека содержится такое количество тромбина, которое может вызвать свертывание всей крови человека. Такое избыточное содержание тромбина в организме обеспечивает надежность системы свертывания; стенка сонной артерии обладает высокой прочностью, она способна выдерживать давление 20 атм.при 1/3 в действительности; прочность большеберцовой кости составляет около 400 кг.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Резервные возможности и надежность систем обеспечивают индивидуальное развитие организма. При отсутствии такой надежности, широких жизненных границ развитие организма было бы невозможно вследствие постоянной опасности сохранить ему жизнь. Биологическая надежность функциональных систем. (БНФС) – уровень регулирования процессов в организме, при котором обеспечивается оптимальное их протекание с мобилизацией резервных возможностей и взаимозаменяемостью звеньев, быстрый возврат к исходному состоянию с достаточной лабильностью и пластичностью, гарантирующих быстрое приспособление.

Изображение слайда
29

Слайд 29

БНФС базируется на принципах: избыточности элементов управления (раскрытие резервных возможностей); дублирования и взаимозаменяемости элементов регуляции; в совершенном и быстром возврате к состоянию относительного постоянства; динамичности взаимодействия звеньев

Изображение слайда
30

Слайд 30

Относительное постоянство биологической системы и ее надежность поддерживается быстрым возвратом функций к исходному состоянию. Деятельности биологических систем присущи колебания и стабильность может сохраняться до тех пор, пока колебания системы совершаются в пределах допустимых границ. Строгое чрезмерное поддержание в жестких границах нежелательно, такой способ управления может нарушить адаптацию организма к постоянно меняющимся условиям.

Изображение слайда
31

Последний слайд презентации: Лекция 1 Тема: «Общее представление об организме»

Поддержание стабильности функций организма осуществляется процессом саморегуляции. Принцип динамичности взаимодействия звеньев системы осуществляется за счет высокой пластичности структурно-динамической организации ЦНС. Её динамичность четко отражается в компенсаторных процессах, осуществляемых образованием новых и усилением имеющих нервных связей.

Изображение слайда