Презентация на тему: Лекция № 1 Введение. Закономерности онтогенеза

Лекция № 1 Введение. Закономерности онтогенеза.
Лекция № 1 Введение. Закономерности онтогенеза.
Лекция № 1 Введение. Закономерности онтогенеза.
Лекция № 1 Введение. Закономерности онтогенеза.
Возрастные периоды
Лекция № 1 Введение. Закономерности онтогенеза.
Лекция № 1 Введение. Закономерности онтогенеза.
Критерии биологического возраста :
Лекция № 1 Введение. Закономерности онтогенеза.
Лекция № 1 Введение. Закономерности онтогенеза.
Акселерация и ретардация развития
Сенситивные периоды развития детей и подростков
6. Адаптивность. Фазы адаптации. Увеличение стабильности гомеостатических констант.
1/13
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 57)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (76 Кб)
1

Первый слайд презентации

Лекция № 1 Введение. Закономерности онтогенеза.

Изображение слайда
2

Слайд 2

Цели и задачи возрастной анатомии. Ее связь с другими науками. «Возрастная анатомия и физиология» рассматривает процесс развития индивидуума – онтогенез – в течение всей его жизни: эмбриональной и постэмбриональной от рождения до момента смерти. Основные задачи предмета: –выяснение основных закономерностей развития человека; –установление параметров возрастной нормы; –определение возрастной периодизации онтогенеза; –выявление сенситивных и критических периодов развития; –изучение индивидуально -типологических особенностей роста и развития; –выявление основных факторов, определяющих развитие организма в различные возрастные периоды.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Физиология – наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нём, и механизмах его деятельности. Анатомия – наука, изучающая строение и закономерности развития человеческого тела в связи с его функциями и влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды.. Возрастная анатомия изучает телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни. Возрастная физиология – это наука, которая изучает особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Гигиена детей и подростков (прикладная физиология) — наука, изучающая количественные взаимоотношения растущего организма человека с окружающей его экологической средой

Изображение слайда
4

Слайд 4

2. Онтогенез. Целостность и фазность онтогенеза. Возрастная периодизация онтогенеза. Онтогенез (индивидуальное развитие организма) – совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Термин введен немецким биологом Э. Геккелем (1866). Этапы онтогенеза Пренатальный Постнатальный (начинается с момента зачатия и продолжается до рождения ребенка) (от момента рождения до смерти человека)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Возрастные периоды

Периоды Особенности периода Период новорожденности Длится с первого по 10-й день после рождения. Вскармливание ребенка молозивом в течение 8-10 дней Грудной период Продолжается до года. Переход к питанию «зрелым» молоком. Наблюдается наибольшая интенсивность роста, по сравнению со всеми остальными периодами жизни. Прорезываются молочные зубы, малыш учится ползать и ходить. Период раннего детства Длится от 1 года до 4 лет. В конце второго года жизни заканчивается прорезывание зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов размеров тела быстро уменьшаются. Период первого детства Начинается с 4-х лет и заканчивается в 7 лет. Начиная с 6 лет появляются первые постоянные зубы. Этот возраст называют также периодом нейтрального детства, поскольку мальчики и девочки почти не отличаются друг от друга размерами и формой тела. Период второго детства Длится у мальчиков с 8 до 12 лет, у девочек – с 8 до 11 лет. В этот период выявляются половые различия в размерах и форме тела, начинается усиленный рост тела в длину. Темпы роста у девочек выше, чем у мальчиков. Половое созревание у девочек начинается в среднем на два года раньше. Усиление секреции половых гормонов (особенно у девочек) обусловливает развитие вторичных половых признаков.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Подростковый период Называется также периодом полового созревания, или пубертатным периодом. Он продолжается у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек – с 12 до 15 лет. В это время наблюдается дальнейшее увеличение скоростей роста – пубертатный скачок, который касается всех размеров тела. У мальчиков, по сравнению с девочками, более продолжителен пубертатный период и сильнее выражен пубертатный скачок роста. Юношеский возраст Продолжается у юношей от 18 до 21 года, а у девушек – от 17 до 20 лет. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма и все основные размерные признаки тела достигают дефинитивной (окончательной) величины. Зрелый возраст Продолжается у мужчин от 22 до 60 лет, а у женщин от 21 до 55 лет, форма и строение тела изменяются мало. Между 30 и 50 годами длина тела остается постоянной, а потом начинает уменьшаться. Пожилой возраст Продолжается у мужчин от 61 до 74 лет, у женщин от 56 до 74 лет. Происходят постепенные инволютивные изменения организма. Старческий возраст Период охватывает возраст от 75 до 90 лет. Происходят такие же изменения как и в пожилом возрасте. Долгожительство свыше 90 лет.

Изображение слайда
7

Слайд 7

3. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Возраст — продолжительность периода от момента рождения до настоящего или любого другого момента времени Возраст хронологический (календарный, или паспортный) — период времени от момента рождения до настоящего или любого другого момента исчисления. Он означает, сколько лет прожил человек. Биологический возраст – это истинный возраст человеческого тела, показывающий, сколько лет человеку на самом деле

Изображение слайда
8

Слайд 8: Критерии биологического возраста :

· зрелость (оценивается на основе развития вторичных половых признаков); · скелетная зрелость (оценивается по срокам и степени окостенения скелета); зубная зрелость (оценивается по срокам прорезывания молочных и постоянных зубов, стертость зубов); · показатели зрелости отдельных физиологических систем организма на основании возрастных изменений микроструктур различных органов; · морфологическая и психологическая зрелость.

Изображение слайда
9

Слайд 9

4. Биологическая надёжность Биологическая надежность организма — свойство организма, характеризующееся оптимальным запасом функциональных возможностей, способных обеспечить устойчивость и жизнеспособность при значительных возмущающих воздействиях. Концепция предложена А.А. Маркосяном (1965). Биологическая надежность обеспечивается рядом принципов: 1. Принцип избыточности 2. Принцип функции резерва 3. Принцип периодичности функционирования 4. Принцип взаимозаменяемости и замещения 5. Принцип дублирования 6. Принцип смещения в ряду сопряженных функций 7. Принцип усиления.

Изображение слайда
10

Слайд 10

5. Непрерывность и неравномерность роста и развития. Гетерохронность роста и развития. Гетеросенситивность Рост – увеличение длины, объема и массы тела детей и подростков. Рост осуществляется за счет процессов гиперплазии – увеличения числа клеток и количества составляющих их органических молекул, а также за счет гипертрофии – увеличения размеров клеток. Развитие – качественные изменения, заключающиеся в усложнении строения и функций всех тканей и органов и процессов их регуляции. Гетерохронно – роста и развития организма протекают неравномерно.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Акселерация и ретардация развития

Акселерацией - это ускорение темпов роста и развития детей и подростков, а также абсолютное увеличение размеров тела взрослых. Этот термин был предложен Е.Кохом (1935) Акселерация Эпохальная Внутригрупповая ускорение физического развития современных детей и подростков в сравнении с предшествующими поколениями ускоренное физическое развитие отдельных детей и подростков в определенных возрастных группах Ретардация – явление, противоположное акселерации, – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Сенситивные периоды развития детей и подростков

Периоды наибольшей чувствительности к воздействию факторов среды получили название сенситивные периоды Критические (сенситивные) периоды Первый наблюдается в возрасте от 1 до 3,5 лет, то есть в то время, когда ребенок начинает активно двигаться. Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6–8 лет. Третий критический период (пубертатный) связан с половым созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции, с изменением в организме гормонального баланса. Обычно это происходит в 11–15 лет, то есть в подростковом возрасте

Изображение слайда
13

Последний слайд презентации: Лекция № 1 Введение. Закономерности онтогенеза: 6. Адаптивность. Фазы адаптации. Увеличение стабильности гомеостатических констант

Адаптация – свойство организма приспосабливаться к действию факторов окружающей среды. Фазы адаптации. Первая фаза – «аварийная» - развивается в самом начале действия как физиологического, так и патогенного фактора или измененных условий внешней среды. Вторая фаза – переходная. Она проявляется начальной устойчивостью к субэкстремальному фактору. Третья фаза - фаза устойчивой адаптации. Является собственно адаптацией (приспособлением) и характеризуется новым уровнем деятельности тканевых, мембранных, клеточных элементов, органов и систем организма, перестроившихся под прикрытием вспомогательных систем.

Изображение слайда