Первый слайд презентации
В ласть и церковь. Церковный раскол.
Слайд 2: Смутное время в России
У пал авторитет патриаршества: (п. Игнатий короновал Лжедмитрия I на царство). Церкви и монастыри разграблены и сожжены поляками. Многие священнослужители убиты. Д уховный кризис в обществе: Венчание на царство Марины Мнишек
Слайд 3
1619 год Возвращение митрополита Филарета из польского плена. Избрание Филарета патриархом на церковном соборе : У крепил авторитет и власть царя Михаила Федоровича ; Увеличил роль и значение церкви в жизни государства Патриарх Филарет
Слайд 4
П атриарх Никон (1652-1666) 1652 г. – избрание Никона новым патрирхом России 1656 г. – основание Новоиерусалиского монастыря под Москвой
Слайд 5: Главный вопрос церкви в XVII веке – обновление церковных книг и обрядов:
В русских церковных книгах накопилось много ошибок. В церковной службе был обычай многоголосия. Крестились двумя пальцами. Как исправлять ? Каким образцам следовать ? Древнерусским образцам Греческим образцам Ц арь Алексей Михайлович и патриарх Никон ?
Слайд 6
Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г.
Слайд 7: 1653-1655 гг. – церковная реформа патриарха Никона:
К рещение тремя пальцами П оясные поклоны вместо земных И справление по греческим образцам икон и церковных книг ( стары е уничтож ить). Е диногласие во время церковной службы. « А ллилуйя» во время богослужения произносить трижды, а не дважды. Крестные ходы против солнца, а не навстречу. 1654 год – церковный собор одобрил реформу, но предложил провести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.
Слайд 8
Народное недовольство. Размолвка царя и патриарха : Никон предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета – “ как месяц имеет свет от солнца ”, так и царь получает власть от патриарха, представляющего Бога ”. Царь не согласился с таким предложением. 1653-1655 гг. – церковная реформа патриарха Никона: 1658 год – Никон удалился в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь "Царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон"
Слайд 9: Суд над патриархом Никоном (С. Д. Милорадович, 1885 год)
Осудил Никона, лишил его сана патриарха и отправил на вечное заточение в монастырь. П оддержал церковную реформу. П роклял всех ее противников ( старообрядцев-раскольников и протопопа Аввакума ). Собор 1666-1667 гг. усугубил раскол в Русской православной церкви. Выбор в качестве образца для правки греческих источников делал Москву мировым центром православия. 1666-1667 гг. – церковный собор:
Слайд 10: Протопоп Аввакум (1620-1682) – руководитель старообрядцев, выступил против реформы Никона
Слайд 11
Глав а старообрядцев. В стретил реформы отрицательно, считая первоосновой веры русские источники. Б ыл сослан в 1653 г. в Сибирь. В 1663 г. после кратковременного возвращение в Москву был отправлен в Пустозерск, где провел 15 лет в земляной тюрьме. В 1682 г. был сожжен вместе со своими соратниками по царскому приказу. Протопоп Аввакум
Слайд 12
Григорий Мясоедов. "Сожжение протопопа Аввакума“.
Слайд 13
Раскольник и (старообрядцы) о тказ ывались подчиняться государству, которое поддерживало Никона ; Отказывались платить налоги и выполнять государственные повинности ; Отказывались выполнять повинности в пользу официальной церкви. Суриков В.И. Боярыня Морозова.
Слайд 14: Вывод:
Церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту церковной и светской власти. П оражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.