Презентация на тему: Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ

Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
1/62
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 1)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (18204 Кб)
1

Первый слайд презентации: Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ

В1. Иерархия научных знаний В2. Законы и закономерности В3. Общенаучные учения В4. Общегеографические учения В5. Учения в физической географии В6. Учения в социально-экономической географии В7. Учения в картографии и пограничных науках 1

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2

В1. Иерархия научных знаний 2

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

В2. Законы и закономерности 3

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
4

Слайд 4

В3. Общенаучные учения 4

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

В3. Общенаучные учения 5

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

В3. Общенаучные учения Эволюционное учение. Истоки эволюционного учения прослеживаются еще в XVIII веке (Жорж Луи Бюффон) и получают более отчетливые формы в первой половине XIX века (Жан-Батист Ламарк, Карл Рулье ). Но становление его происходит уже после выхода в свет трех великих трудов Чарлза Дарвина, которые открыли новую эпоху в естествознании, оказав очень большое воздействие на развитие всей научной мысли. В географии эволюционное учение - формирование палеогеографии Палеогеография - наука о развитии географической оболочки Земли и истории взаимодействия природы и человека. Палеогеографическими исследованиями было установлено, что: в географическом прошлом различия земной поверхности были менее существенны, чем в настоящее время исторический процесс развития географической оболочки заключался в усложнении некогда более однородной и простой ее структуры, в увеличении территориальной дифференциации. 6

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
7

Слайд 7

В3. Общенаучные учения Константин Константинович Марков (7 (20) мая 1905 — 18 сентября 1980) — советский географ, геоморфолог, доктор географических наук, профессор МГУ, академик Академии наук СССР (1970). Лауреат Государственной премии СССР (1971). Заслуженный деятель науки РСФСР (1966). Иннокентий Петрович Герасимов (9 декабря 1905, Кострома – 30 марта 1985, Москва) — советский учёный в области физической географии и географии почв, доктор географических наук, профессор, академик, инициатор создания и директор Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН (в 1957–1959). Андрей Алексеевич Величко (27 июня 1931 — 11 ноября 2015) — создатель научной школы — эволюционной географии, палеоклиматалогии, лауреат Нобелевской премии Мира 2007 года в составе МГЭИК 7

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
8

Слайд 8

В3. Общенаучные учения 2. Учение о биосфере и ноосфере. Учение о биосфере — обширная интегральная область знаний, включающая целый ряд научных направлений естественно-научного и общественного профиля. История Подход к термину «биосфера» наметился у французского ученого Жан-Батиста Ламарка, сам этот термин впервые был употреблен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году, XIX в. мир неживой материи, мир живого вещества и мир человека не воспринимается как тесно взаимосвязанные. 20-х годах XX века выдающимся русским ученым В. И. Вернадским было создано стройное учение о биосфере как сфере распространения жизни и особой оболочке нашей планеты. По В. И. Вернадскому, биосфера - это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подверглась и подвергается ее воздействию. Биосфера охватывает всю поверхность суши, всю гидросферу, часть атмосферы и верхнюю часть литосферы В дальнейшем В. И. Вернадский развил свое учение о биосфере, дополнив его учением о переходе биосферы в ноосферу (букв, «мыслящую сферу», «сферу разума»). Учение о биосфере и ноосфере чрезвычайно широко используется в географии. Это учение легло в основу экологии человека, существенно обогатив концептуальный аппарат наук, принимающих участие в ее становлении. 8

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

В3. Общенаучные учения 9

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
10

Слайд 10

В3. Общенаучные учения 10

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11

3. Учение о природопользовании. Термин «природопользование» был впервые применен в 1959 году, в ограничительном, преимущественно эколого-биологическом толковании. Природопользование - целенаправленное общественно-производственная деятельность, задача которой состоит в обеспечении настоящего и будущего поколения людей: разнообразными природными ресурсами и окружающей средой определенного качества, улучшении использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранении равновесия между природой и обществом на основе взаимоувязанных мер по охране, воспроизводству, повышению продуктивности, расширенному потреблению природного потенциала Природопользование в географии: — ресурсопользование - охрана окружающей среды, - подразделении природопользования на рациональное и нерациональное - в аспектах природопользования: социально-политическом, технико-технологическом, правовом, социально-экологическом, эколого-экономическом. В3. Общенаучные учения 11

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12

В3. Общенаучные учения 12

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
13

Слайд 13

4. Учение о Мировом океане. 1. Физическая география Мирового океана 2. Экономическая география Мирового океана История середина XIX века – зарождение Физической география Мирового океана 1917 г - термин «Мировой океан» был введен русским географом и океанологом Юлий Михайлович Шокальским в его труде «Океанография середина ХХ в. - становление Физической география Мирового океана середина XX века зарождение экономической география Мирового океана + конец ХХ начало Х I Х вв – появились: политическая география океана, военно-морская география Мирового океана, медицинская география Мирового океана, океаническое природопользования, региональная географии Мирового океана, изучающей природу и хозяйство отдельных акваторий, картографии океана. 13

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
14

Слайд 14

Физическая география Мирового океана изучает: морфологию Мирового океана и границы его частей, происхождение и развитие океанов, дно океанов, воды океана и их динамику, взаимодействие океана, атмосферы и суши, океанические «ландшафты». Экономическая география Мирового океана изучает: использование минеральных, энергетических и биологических ресурсов океана, размещение производства в океанах и на берегах, география приморского размещения населения, география морского транспорта и всей морской инфраструктуры, география товарооборота, рекреации и туризма, влияние общественного производства на природную среду океана, экономическое районирование мирового океана. В3. Общенаучные учения 14

Изображение слайда
1/1
15

Слайд 15

Учение о происхождении культурных растений акад. Ник. Иван Вавилов выделил 8 главных центров (очагов) их зарождения; при этом в Индийском и Южноамериканском очагах им были намечены также « субцентры » 15

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
16

Слайд 16

В3. Общенаучные учения 16

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17

В3. Общенаучные учения Учение о почвах - основоположник Вас. Вас. Докучаев. 17

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
18

Слайд 18

У чение о лесе созданное Георгий Федорович Морозовым и нашедшее отражение в его капитальном труде «Учение о лесе» Единое и цельное учение Морозова о лесе как биогеоценотическом, географическом и историческом явлении показало сложную взаимосвязь живых и косных компонентов леса, образующих единый природный комплекс. Учёный доказал, что разнообразные формы леса могут быть поняты только в связи с природной средой — климатом, почвой, животным миром. биологию лесных пород, биологию насаждений, 3 ) учение о типах насаждений. Развивая идеи своего учителя В. В. Докучаева, он пришел к пониманию леса как географического явления. «Лес и его территория, — пи сал он, — должны слиться для нас в единое целое, в геогра фический индивидуум, или ландшафт». Г. Ф. Морозов считал, что разнообразные формы леса могут быть поняты только в связи с их географической средой. 18

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
19

Слайд 19

19 В4. Общегеографические учения

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20

20 Учение о географической среде. « Географическая среда» и «Окружающая среда » - основные понятия Понятие «географическая среда» было введено в науку еще в конце XIX века французским географом Элизе Реклю и русским географом-эмигрантом Л. И. Мечниковым. Географическая среда — это та часть географической оболочки., которая тем или иным способом, в той или иной мере освоена человеком, вовлечена в общественное производство и составляет, таким образом, материальную основу существования человеческого общества !!!!акад. Владим. Мих. Котляков - о географическая оболочка в своем первобытном, естественном виде уже не существует, как практически уже нет и естественных ландшафтов. в 70-х годах ХХ в. окружающая среда Окружающая среда - вся среду обитания и производственной деятельности человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную и техногенную среду. В тех же случаях, когда имеется в виду только природная среда, правильнее говорить об «окружающей природной среде». В4. Общегеографические учения

Изображение слайда
1/1
21

Слайд 21

21 В4. Общегеографические учения Учение о геосистемах. 1963 год. В.Б. Сочава - понятие о геосистеме Геосистема - природные образования, возникающие в сфере наземной жизни и в сфере морей и океанов. Геосистема – синоним природного географического комплекса В. Б. Сочава иерархия геосистем : 1. планетарный (вся географическая оболочка Земли, физико-географический пояс), 2. региональный (природные зоны, подзоны, провинции и др.) 3. локальный или топологическоий. Учение о геосистемах - основа всей физической географии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22

22 В4. Общегеографические учения

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
23

Слайд 23

23 В4. Общегеографические учения 3. Учение о геоэкологии. История Понятие геоэкология возникло на Западе в 30-х годах XX века. Из советских географов первым обратил внимание на необходимость исследования взаимосвязей географии и экологии акад. В. Б. Сочава в 1970 году. Вначале геоэкологию рассматривали как своего рода гибридное направление, объединяющее экологические и географические подходы к изучению экосистем и геосистем. Геоэкология — это наука, изучающая необратимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникшие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близкие и отдаленные во времени последствия этих воздействий. Основные задачи геоэкологии: 1) изучение воздействия внешних условий, включая антропогенные, на геосистемы, 2) исследование воздействия природных условий на состояние и развитие триады: растение — животное — человек. + Экологическая география по А. Г. Исаченко — раздел географической науки или особое исследовательское направление в ней, предметом которого является изучение географической среды с экологической (гуманитарно-экологической) точки зрения и в целях решения экологических проблем человечества.

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24

24

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
25

Слайд 25

25 В4. Общегеографические учения Учение о конструктивной географии. Конструктивная география – прикладное направление в географии. Важно, т.к. географию долгое время считали описательной наукой Под термином «прикладные исследования» принято понимать совокупность научных работ, направленных на применение результатов прикладных исследований к конкретным проблемам и видам практической деятельности. Исторические примеры связи описания с практикой - практическая потребность Нидерландов, бывших в XVII веке крупнейшей морской державой, в географических знаниях и хороших географических картах. - Великая Северная экспедиция в России, задуманную Петром I, которая имела и теоретическое и большое практическое значение. участие в проектировании полезащитных лесных полос, - освоение Волго- Ахтубинской поймы, - строительство Каракумского канала, сооружение БАМа. - ж/д дорога Кызыл-Курагино (Алтай)

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26

26 В4. Общегеографические учения История Сам термин «прикладная география» возник после второй мировой войны на Западе, в условиях, когда география все больше переставала быть кабинетной, «университетской» наукой и начинала уделять гораздо больше внимания прикладным исследованиям. 1964 году в структуре Международного географического союза появилась постоянная комиссия по прикладной географии. Зародились прикладная климатология, прикладная геоморфология, прикладное ландшафтоведение и др. С началом НТР география стала превращаться из прежней описательно-познавательной в экспериментально-преобразовательную науку. Основным объектом географии - давно открытые и освоенные территории. И. П. Герасимов считал, что современная конструктивная география должна быть нацелена на решение двух крупнейших конкретных задач: 1) оптимизацию взаимодействия человеческого общества с природой, 2) рациональную территориальную организацию жизни самого общества. Добавим, что понятие о конструктивной географии шире понятия о прикладной географии, поскольку оно охватывает весь цикл исследований — от фундаментальных до прикладных.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
27

Слайд 27

27 В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
1/1
28

Слайд 28

28 В5. Учения в физической географии Ф изическая география — это наука о географической оболочке Земли. История 1875 год австрийский геолог Эдуард Зюсс в качестве оболочек Земли выделил литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. В 1910 году русским метеоролог Петр Иванович Броунов выдвинул представление о единой географической оболочке, состоящей из этих разнородных, но тесно взаимодействующих сфер. 30-х гг. ХХ в. - основоположником учения о физико-географической оболочке Земли считается акад. Андр. Александрович Григорьев. П.И. Броунов

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/5
29

Слайд 29

29 Ф изическая география — это наука о географической оболочке Земли. Григорьев А.А.: - земная поверхность представляет качественно особую физико-географическую оболочку, характеризующуюся активным взаимодействием входящих в нее сфер, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса. - основе генетического разнообразия физико-географической оболочки лежат прежде всего различия в количестве тепла и влаги, получаемых земной поверхностью, которые он предложил изучать с помощью балансового метода. - выделил три основных исторических этапа развития этой оболочки — неорганический, биосферный и антропосферный. В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
1/1
30

Слайд 30

30 В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
31

Слайд 31

31 В5. Учения в физической географии Идеи А. А. Григорьева не сразу встретили понимание и поддержку в ученом мире. Примечательно, что они были признаны сначала представителями астрономии, геохимии, геофизики, математики, а затем уже географами. Географическая оболочка — это оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, гидросфера, атмосфера и живое вещество. Существует еще много терминов, более или менее соответствующих понятию «географическая оболочка». Например, это «ландшафтная оболочка» (С. В. Калесник ), «ландшафтная сфера» ( Ю.К.Ефремов ), «эпи-геосфера » ( А.Г.Исаченко ), « биогеосфера » ( И.М.Забелин ) и др.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
32

Слайд 32

32 В5. Учения в физической географии Учение о географической зональности. История Античное время - гипотеза о широтных тепловых поясах Конец XVIII века – учение о географической зональности - научное направление, когда натуралисты стали участниками кругосветных плаваний. Первая половина XIX Александром Гумбольдт проследил зональность растительности и животного мира в связи с климатом и открыл явление высотной поясности. Рубеж XIX и XX веков учение о географических зонах в его современном виде зародилось в результате исследований В. В. Докучаева, который по общему признанию и является его основоположником. В. В. Докучаев

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
33

Слайд 33

33 В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
34

Слайд 34

34 В5. Учения в физической географии Учение о географической зональности. В. В. Докучаев: - обосновал зональность как всеобщий закон природы, проявляющийся в равной мере на суше и на море, на равнинах и в горах. - при выделении в северном полушарии Земли семи природных зон он конкретно назвал и почвы, типичные для каждой из них. Каждая зона, по его мнению, являла собой подлинно комплексное образование, все компоненты которого (климат, воды, грунты, почва, растительный и животный мир) находятся в тесной взаимосвязи. Открытие В. В. Докучаевым географических зон как целостных природных комплексов стало одним из крупнейших событий в истории географической науки. После этого в течение ряда десятилетий географы занимались его дальнейшей разработкой и конкретизацией.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
35

Слайд 35

35 40—60-е года ХХ в. Л. С. Берг 13 природных зон в пределах географической оболочки А.А. Григорьев пришел к выводу, что на формирование географической зональности решающее воздействие оказывает величина годового радиационного баланса и количество годовых осадков, а также их сочетание. В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
36

Слайд 36

36 в 1956 году А. А. Григорьев и М. И. Будыко сформулировали периодический закон географической зональности, лежащий в основе структуры географической оболочки Земли. В самой этой структуре А. А. Григорьев выделил две высшие градации: -пояса (по термическому фактору) - и зоны (по балансу тепла и влаги). Всего в пределах земной суши он различал 9 поясов и 24 зоны Географическая зональность - закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов ( геосистем ) по мере продвижения от экватора к полюсам В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
37

Слайд 37

37 В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
38

Слайд 38

38 Природная зона Климатический пояс Основной тип почв арктические пустыни, Арктический и антарктический Арктических пустынь тундра, Субарктический, субантарктический Тундро-глеевые лесотундра тайга умеренный Подзолистые, мерзлотно-таежные смешанные Дерново-подзолистые широколиственные леса, Серые и бурые лесные лесостепи Субтропический, умеренный Серые лесные, оподзоленные черноземы степи Черноземы, каштановые, черноземовидные полупустыни и пустыни Тропический, умеренный Светло-каштановые, серо-бурые влажные экваториальные леса, экваториальный Красные ферраллитные саванны и редколесья субэкваториальный Красно-бурые переменно влажные (муссонные) леса Красноземы, желтоземы жестколистные леса и кустарники субтропический Коричневые В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
1/1
39

Слайд 39

39 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОЯСА В последние годы, по мере гуманизации и социологизации географии бывшие физико-географические, а затем географические зоны начинают все чаще именовать природно-антропогенными географическими зонами. Прежде всего это относится к работам Института географии РАН. В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
40

Слайд 40

40 В5. Учения в физической географии Учение о географическом ландшафте. История Ландшафтоведение родилось в ответ на запросы практики и особенно в связи с развитием земледелия и лесоводства, инвентаризации земель. В СССР оно стало быстро развиваться в 60-х годах. Ландшафт заимствован из разговорного немецкого языка, в котором слово означало «вид Земли», «вид местности», во французском ему соответствует слово Рауваде (пейзаж). Географический ландшафт - природный, генетически однородный территориальный комплекс, для которого характерны единство геологического строения, определенный тип рельефа и единый климат.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
41

Слайд 41

41 В конце 70-х и особенно в 80-х годах - антропогенный ландшафт Антропогенный ландшафт - природный ландшафт, измененный хозяйственной деятельностью человеческого общества и насыщенный результатами его труда

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
42

Слайд 42

42 Учение о природно-территориальном комплексе (ПТК) ПТК: природно-территориальный комплексе (ПТК) на суше - природно- аквальный комплексе в Мировом океане и водах континентов Часто ПТК и географический ландшафт синонимы!!! Природно-территориальный комплекс - участок географической оболочки, образующий целостную, генетически однородную территориальную систему, отличающуюся индивидуальным, но вполне закономерным составом компонентов и сочетанием более мелких территориальных единиц, взаимодействие которых образует его плановую горизонтальную структуру. Каждый такой комплекс отделен от соседних естественными географическими границами Некоторые из них полагают, что термин «природно-территориальный комплекс» идентичен только терминам «физико-географический», «природно-географический комплекс». Другие считают его синонимом также таких терминов, как « геокомплекс », « геосистема », «ландшафт». В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
1/1
43

Слайд 43

43 В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
44

Слайд 44

44 В6. Учения в социально-экономической географии

Изображение слайда
1/1
45

Слайд 45

45 В6. Учения в социально-экономической географии 1. Учение об экономико - географическом положении (ЭГП) ЭГП — это отношение какого-либо места, района или города ко вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение — все равно будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории Н. Н. Баранский, Ник. Ник. Колосовский, И. М. Маергойз. Экономико-географическое положение описывается для: - производственных предприятий, - городов и др. населенных пунктов, - районов, - стран, - субрегионов, - регионов Учение об экономико-географическом положении (ЭГП) относится к числу наиболее разработанных в социально-экономической географии.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
46

Слайд 46

46 Н.Н. Баранский Н.Н. Колосовский 1891-1654 В6. Учения в социально-экономической географии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
47

Слайд 47

47 Деление ЭГП по масштабу (или по территориальному охвату связей) - микро-, - мезо- - макроположение, Деление ЭГП пространственному аспекту - центральное, - периферийное, - соседское, ЭГП: выделение соседей 1 и второго ранга (порядка) Компоненты ЭГП: транспортно-географического положения промышленно-географическое положение (относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз); агрогеографическое положение (относительно продовольственных баз и центров потребления сельскохозяйственной продукции); рыночное положение (относительно рынков сбыта потребительских товаров производственного назначения); демогеографическое положение (относительно трудовых ресурсов и научно-технических кадров) рекреационно-географическое положение (относительно центров рекреации) В6. Учения в социально-экономической географии

Изображение слайда
1/1
48

Слайд 48

В6. Учения в социально-экономической географии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
49

Слайд 49

49 В6. Учения в социально-экономической географии

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
50

Слайд 50

50 В6. Учения в социально-экономической географии Учение о географическом разделении труда. Н.Н. Баранский – основоположник учения о географическом разделении труда «территориальное разделение труда», Иногда о синонимом термина «географическое разделение труда». Уровни Географического разделения труда: всемирное ТРТ, которое охватывает все страны мира международное ТРТ в рамках того или иного объединения государств; межрайонное ТРТ, которое осуществляется между районами страны; внутрирайонное ТРТ — внутри экономического района страны; внутриобластное ТРТ --в пределах области; локальное ТРТ. международное географическое разделение труда (МГРТ) - процесс устойчивой концентрации в отдельных странах производства материальных благ и услуг сверх внутренних потребностей, т. е. для внешнего обмена и одновременно... процесс развития потребления сверх производственных возможностей на основе приобретения продукции извне. Три группы факторов, лежащих в основе МГРТ: 1) природно-географические и экономико-географические; 2) факторы научно-технического прогресса 3) социально-политические и социально-экономические факторы.

Изображение слайда
1/1
51

Слайд 51

51 В6. Учения в социально-экономической географии Учение о территориальной организации хозяйства и общества. Это относительно новое учение, находящееся еще в стадии формирования. Территориальная организация общества — взаимообусловленное сочетание и функционирование систем расселения, хозяйства и природопользования, систем информации и жизнеобеспечения, административно-территориального устройства и управления, сложившееся на определённом этапе социально-экономического развития. Территориальная организация общества включает: - размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование - территориальное разделение труда - экономическое или национально-этническое районирование - территориально-политическую и административно-территориальную организацию государства

Изображение слайда
1/1
52

Слайд 52

52 В6. Учения в социально-экономической географии Учение о территориально-производственном комплексе. Учение о территориально-производственном комплексе (ТПК) —самое разработанное в отечественной социально-экономической географии. Н. Н. Колосовскому ТПК- такое экономически взаимообусловленное сочетание предприятий в одной промышленной точке или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного планового подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, с его транспортом и экономико-географическим положением Иерархия ТПК В СССР: республиканские, макрорайонные, Районные локальные. По степени «зрелости» начали различать исторически сложившиеся (традиционные) и новые ТПК. Рыночная экономика - переоценка роли ТПК в хозяйстве страны. в советскую эпоху эта роль была сильно преувеличена, на самом же деле идеи ТПК удалось претворить в жизнь лишь в малой степени.

Изображение слайда
1/1
53

Слайд 53

53 В7. Учения в картографии и пограничных науках

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
54

Слайд 54

54 В7. Учения в картографии и пограничных науках Учение о геогра фической карте или картоведение. В нашей стране это уче ние в качестве теоретической основы картографии оформи лось в конце 30-х — начале 40-х годов. В дальнейшем оно постоянно совершенствовалось и расширялось, прежде всего основоположником данного учения — К. А. Салищевым и его школой. Карта — это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, построенное в той или иной картографической проекции и масштабе, т. е. по математическому закону Картоведение - это раздел картографии, изучающий географические карты, их элементы, свойства, виды и раз витие, а также способы использования карт.

Изображение слайда
1/1
55

Слайд 55

Карта — это математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных знаков. В7. Учения в картографии и пограничных науках

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
56

Слайд 56

56 В7. Учения в картографии и пограничных науках К. А. Салищев - особенности карт: матема тическую основу их построения, которая позволяет получать по карте правильные данные о положении, размерах и форме изображаемых объектов; использование условных обозначений, которое дает возможность изобра жать земную поверхность с желательным уменьшением, отображать не только внешность, но и внутренние свойства географических объектов; производить отбор и обобщение изображаемых явлений.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
57

Слайд 57

57

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
58

Слайд 58

58 В7. Учения в картографии и пограничных науках В области медицинской географии наибольшее развитие получило учение о природно-очаговых заболеваниях, осно воположником которого считается акад. Е. Н. Павловский. закономерности возникновения природных очагов болезней, предложена их генетическая классификация. определен ные виды носителей возбудителей ряда болезней (энцефали та, малярии, чумы и др.) связаны с определенными природ ными комплексами. - разным типам таких комплексов свой ственны только им присущие возбудители болезней, живот ные-доноры возбудителя и его переносчики.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
59

Слайд 59

59 В7. Учения в картографии и пограничных науках

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
60

Слайд 60

60 В7. Учения в картографии и пограничных науках Учение о биогеоценозе. В. Н. Сукачев Биогеоце ноз - пространственно ограниченную природную систему функционально взаимосвязанных живых орга низмов и окружающей их абиотической среды, характери зующуюся обменом веществ и энергии. В состав биогеоценоза по Сукачеву входят два комплекса: биоценоз или орфитоценоз ), животных (зооценоз) и микроорганизмы ( микробиоценоз ) экотоп или биотоп — как совокупность элементов неживой природы Учение о биогеоценозе тесно связано с учениями о геосистеме, природном комплексе (ландшафте), очаговых заболеваниях.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
61

Слайд 61

61 Учение о геохимии ландшафта Б. Б. Полынов - обосновал пред ставление о геохимическом ландшафте как об участке зем ной поверхности, отличающемся определенным типом ми грации элементов. Это учение, развитое М. А. Глазовской, А. И. Перельманом, В. В. Добровольским, Н. С. Касимовым и другими учеными, раскрывает узловые вопросы теории дви жения вещества и энергии в географической оболочке, гло бальные геохимические циклы: углерода, кислорода, водорода, азота, хлора, серы и многих других элементов По современным представлениям геохимический ландшафт яв ляет собой саморегулирующуюся систему, отличающуюся наличием обратных связей, открытостью и взаимодействием компонентов и способностью сохранять свои основные особенности и при изменении внешних условий, в первую оче редь микроклимата. В7. Учения в картографии и пограничных науках

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
62

Последний слайд презентации: Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ

62

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2