Презентация на тему: Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ

Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ
1/62
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 1)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (18204 Кб)
1

Первый слайд презентации: Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ

В1. Иерархия научных знаний В2. Законы и закономерности В3. Общенаучные учения В4. Общегеографические учения В5. Учения в физической географии В6. Учения в социально-экономической географии В7. Учения в картографии и пограничных науках 1

Изображение слайда
2

Слайд 2

В1. Иерархия научных знаний 2

Изображение слайда
3

Слайд 3

В2. Законы и закономерности 3

Изображение слайда
4

Слайд 4

В3. Общенаучные учения 4

Изображение слайда
5

Слайд 5

В3. Общенаучные учения 5

Изображение слайда
6

Слайд 6

В3. Общенаучные учения Эволюционное учение. Истоки эволюционного учения прослеживаются еще в XVIII веке (Жорж Луи Бюффон) и получают более отчетливые формы в первой половине XIX века (Жан-Батист Ламарк, Карл Рулье ). Но становление его происходит уже после выхода в свет трех великих трудов Чарлза Дарвина, которые открыли новую эпоху в естествознании, оказав очень большое воздействие на развитие всей научной мысли. В географии эволюционное учение - формирование палеогеографии Палеогеография - наука о развитии географической оболочки Земли и истории взаимодействия природы и человека. Палеогеографическими исследованиями было установлено, что: в географическом прошлом различия земной поверхности были менее существенны, чем в настоящее время исторический процесс развития географической оболочки заключался в усложнении некогда более однородной и простой ее структуры, в увеличении территориальной дифференциации. 6

Изображение слайда
7

Слайд 7

В3. Общенаучные учения Константин Константинович Марков (7 (20) мая 1905 — 18 сентября 1980) — советский географ, геоморфолог, доктор географических наук, профессор МГУ, академик Академии наук СССР (1970). Лауреат Государственной премии СССР (1971). Заслуженный деятель науки РСФСР (1966). Иннокентий Петрович Герасимов (9 декабря 1905, Кострома – 30 марта 1985, Москва) — советский учёный в области физической географии и географии почв, доктор географических наук, профессор, академик, инициатор создания и директор Института географии им. В.Б. Сочавы СО РАН (в 1957–1959). Андрей Алексеевич Величко (27 июня 1931 — 11 ноября 2015) — создатель научной школы — эволюционной географии, палеоклиматалогии, лауреат Нобелевской премии Мира 2007 года в составе МГЭИК 7

Изображение слайда
8

Слайд 8

В3. Общенаучные учения 2. Учение о биосфере и ноосфере. Учение о биосфере — обширная интегральная область знаний, включающая целый ряд научных направлений естественно-научного и общественного профиля. История Подход к термину «биосфера» наметился у французского ученого Жан-Батиста Ламарка, сам этот термин впервые был употреблен австрийским геологом Эдуардом Зюссом в 1875 году, XIX в. мир неживой материи, мир живого вещества и мир человека не воспринимается как тесно взаимосвязанные. 20-х годах XX века выдающимся русским ученым В. И. Вернадским было создано стройное учение о биосфере как сфере распространения жизни и особой оболочке нашей планеты. По В. И. Вернадскому, биосфера - это общепланетарная оболочка, та область Земли, где существует или существовала жизнь и которая подверглась и подвергается ее воздействию. Биосфера охватывает всю поверхность суши, всю гидросферу, часть атмосферы и верхнюю часть литосферы В дальнейшем В. И. Вернадский развил свое учение о биосфере, дополнив его учением о переходе биосферы в ноосферу (букв, «мыслящую сферу», «сферу разума»). Учение о биосфере и ноосфере чрезвычайно широко используется в географии. Это учение легло в основу экологии человека, существенно обогатив концептуальный аппарат наук, принимающих участие в ее становлении. 8

Изображение слайда
9

Слайд 9

В3. Общенаучные учения 9

Изображение слайда
10

Слайд 10

В3. Общенаучные учения 10

Изображение слайда
11

Слайд 11

3. Учение о природопользовании. Термин «природопользование» был впервые применен в 1959 году, в ограничительном, преимущественно эколого-биологическом толковании. Природопользование - целенаправленное общественно-производственная деятельность, задача которой состоит в обеспечении настоящего и будущего поколения людей: разнообразными природными ресурсами и окружающей средой определенного качества, улучшении использования и воспроизводства природных ресурсов, сохранении равновесия между природой и обществом на основе взаимоувязанных мер по охране, воспроизводству, повышению продуктивности, расширенному потреблению природного потенциала Природопользование в географии: — ресурсопользование - охрана окружающей среды, - подразделении природопользования на рациональное и нерациональное - в аспектах природопользования: социально-политическом, технико-технологическом, правовом, социально-экологическом, эколого-экономическом. В3. Общенаучные учения 11

Изображение слайда
12

Слайд 12

В3. Общенаучные учения 12

Изображение слайда
13

Слайд 13

4. Учение о Мировом океане. 1. Физическая география Мирового океана 2. Экономическая география Мирового океана История середина XIX века – зарождение Физической география Мирового океана 1917 г - термин «Мировой океан» был введен русским географом и океанологом Юлий Михайлович Шокальским в его труде «Океанография середина ХХ в. - становление Физической география Мирового океана середина XX века зарождение экономической география Мирового океана + конец ХХ начало Х I Х вв – появились: политическая география океана, военно-морская география Мирового океана, медицинская география Мирового океана, океаническое природопользования, региональная географии Мирового океана, изучающей природу и хозяйство отдельных акваторий, картографии океана. 13

Изображение слайда
14

Слайд 14

Физическая география Мирового океана изучает: морфологию Мирового океана и границы его частей, происхождение и развитие океанов, дно океанов, воды океана и их динамику, взаимодействие океана, атмосферы и суши, океанические «ландшафты». Экономическая география Мирового океана изучает: использование минеральных, энергетических и биологических ресурсов океана, размещение производства в океанах и на берегах, география приморского размещения населения, география морского транспорта и всей морской инфраструктуры, география товарооборота, рекреации и туризма, влияние общественного производства на природную среду океана, экономическое районирование мирового океана. В3. Общенаучные учения 14

Изображение слайда
15

Слайд 15

Учение о происхождении культурных растений акад. Ник. Иван Вавилов выделил 8 главных центров (очагов) их зарождения; при этом в Индийском и Южноамериканском очагах им были намечены также « субцентры » 15

Изображение слайда
16

Слайд 16

В3. Общенаучные учения 16

Изображение слайда
17

Слайд 17

В3. Общенаучные учения Учение о почвах - основоположник Вас. Вас. Докучаев. 17

Изображение слайда
18

Слайд 18

У чение о лесе созданное Георгий Федорович Морозовым и нашедшее отражение в его капитальном труде «Учение о лесе» Единое и цельное учение Морозова о лесе как биогеоценотическом, географическом и историческом явлении показало сложную взаимосвязь живых и косных компонентов леса, образующих единый природный комплекс. Учёный доказал, что разнообразные формы леса могут быть поняты только в связи с природной средой — климатом, почвой, животным миром. биологию лесных пород, биологию насаждений, 3 ) учение о типах насаждений. Развивая идеи своего учителя В. В. Докучаева, он пришел к пониманию леса как географического явления. «Лес и его территория, — пи сал он, — должны слиться для нас в единое целое, в геогра фический индивидуум, или ландшафт». Г. Ф. Морозов считал, что разнообразные формы леса могут быть поняты только в связи с их географической средой. 18

Изображение слайда
19

Слайд 19

19 В4. Общегеографические учения

Изображение слайда
20

Слайд 20

20 Учение о географической среде. « Географическая среда» и «Окружающая среда » - основные понятия Понятие «географическая среда» было введено в науку еще в конце XIX века французским географом Элизе Реклю и русским географом-эмигрантом Л. И. Мечниковым. Географическая среда — это та часть географической оболочки., которая тем или иным способом, в той или иной мере освоена человеком, вовлечена в общественное производство и составляет, таким образом, материальную основу существования человеческого общества !!!!акад. Владим. Мих. Котляков - о географическая оболочка в своем первобытном, естественном виде уже не существует, как практически уже нет и естественных ландшафтов. в 70-х годах ХХ в. окружающая среда Окружающая среда - вся среду обитания и производственной деятельности человеческого общества, весь окружающий человека материальный мир, включая и природную и техногенную среду. В тех же случаях, когда имеется в виду только природная среда, правильнее говорить об «окружающей природной среде». В4. Общегеографические учения

Изображение слайда
21

Слайд 21

21 В4. Общегеографические учения Учение о геосистемах. 1963 год. В.Б. Сочава - понятие о геосистеме Геосистема - природные образования, возникающие в сфере наземной жизни и в сфере морей и океанов. Геосистема – синоним природного географического комплекса В. Б. Сочава иерархия геосистем : 1. планетарный (вся географическая оболочка Земли, физико-географический пояс), 2. региональный (природные зоны, подзоны, провинции и др.) 3. локальный или топологическоий. Учение о геосистемах - основа всей физической географии

Изображение слайда
22

Слайд 22

22 В4. Общегеографические учения

Изображение слайда
23

Слайд 23

23 В4. Общегеографические учения 3. Учение о геоэкологии. История Понятие геоэкология возникло на Западе в 30-х годах XX века. Из советских географов первым обратил внимание на необходимость исследования взаимосвязей географии и экологии акад. В. Б. Сочава в 1970 году. Вначале геоэкологию рассматривали как своего рода гибридное направление, объединяющее экологические и географические подходы к изучению экосистем и геосистем. Геоэкология — это наука, изучающая необратимые процессы и явления в природной среде и биосфере, возникшие в результате интенсивного антропогенного воздействия, а также близкие и отдаленные во времени последствия этих воздействий. Основные задачи геоэкологии: 1) изучение воздействия внешних условий, включая антропогенные, на геосистемы, 2) исследование воздействия природных условий на состояние и развитие триады: растение — животное — человек. + Экологическая география по А. Г. Исаченко — раздел географической науки или особое исследовательское направление в ней, предметом которого является изучение географической среды с экологической (гуманитарно-экологической) точки зрения и в целях решения экологических проблем человечества.

Изображение слайда
24

Слайд 24

24

Изображение слайда
25

Слайд 25

25 В4. Общегеографические учения Учение о конструктивной географии. Конструктивная география – прикладное направление в географии. Важно, т.к. географию долгое время считали описательной наукой Под термином «прикладные исследования» принято понимать совокупность научных работ, направленных на применение результатов прикладных исследований к конкретным проблемам и видам практической деятельности. Исторические примеры связи описания с практикой - практическая потребность Нидерландов, бывших в XVII веке крупнейшей морской державой, в географических знаниях и хороших географических картах. - Великая Северная экспедиция в России, задуманную Петром I, которая имела и теоретическое и большое практическое значение. участие в проектировании полезащитных лесных полос, - освоение Волго- Ахтубинской поймы, - строительство Каракумского канала, сооружение БАМа. - ж/д дорога Кызыл-Курагино (Алтай)

Изображение слайда
26

Слайд 26

26 В4. Общегеографические учения История Сам термин «прикладная география» возник после второй мировой войны на Западе, в условиях, когда география все больше переставала быть кабинетной, «университетской» наукой и начинала уделять гораздо больше внимания прикладным исследованиям. 1964 году в структуре Международного географического союза появилась постоянная комиссия по прикладной географии. Зародились прикладная климатология, прикладная геоморфология, прикладное ландшафтоведение и др. С началом НТР география стала превращаться из прежней описательно-познавательной в экспериментально-преобразовательную науку. Основным объектом географии - давно открытые и освоенные территории. И. П. Герасимов считал, что современная конструктивная география должна быть нацелена на решение двух крупнейших конкретных задач: 1) оптимизацию взаимодействия человеческого общества с природой, 2) рациональную территориальную организацию жизни самого общества. Добавим, что понятие о конструктивной географии шире понятия о прикладной географии, поскольку оно охватывает весь цикл исследований — от фундаментальных до прикладных.

Изображение слайда
27

Слайд 27

27 В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
28

Слайд 28

28 В5. Учения в физической географии Ф изическая география — это наука о географической оболочке Земли. История 1875 год австрийский геолог Эдуард Зюсс в качестве оболочек Земли выделил литосферу, гидросферу, атмосферу и биосферу. В 1910 году русским метеоролог Петр Иванович Броунов выдвинул представление о единой географической оболочке, состоящей из этих разнородных, но тесно взаимодействующих сфер. 30-х гг. ХХ в. - основоположником учения о физико-географической оболочке Земли считается акад. Андр. Александрович Григорьев. П.И. Броунов

Изображение слайда
29

Слайд 29

29 Ф изическая география — это наука о географической оболочке Земли. Григорьев А.А.: - земная поверхность представляет качественно особую физико-географическую оболочку, характеризующуюся активным взаимодействием входящих в нее сфер, возникновением и развитием именно в ней органической жизни, наличием в ней сложного, но единого физико-географического процесса. - основе генетического разнообразия физико-географической оболочки лежат прежде всего различия в количестве тепла и влаги, получаемых земной поверхностью, которые он предложил изучать с помощью балансового метода. - выделил три основных исторических этапа развития этой оболочки — неорганический, биосферный и антропосферный. В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
30

Слайд 30

30 В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
31

Слайд 31

31 В5. Учения в физической географии Идеи А. А. Григорьева не сразу встретили понимание и поддержку в ученом мире. Примечательно, что они были признаны сначала представителями астрономии, геохимии, геофизики, математики, а затем уже географами. Географическая оболочка — это оболочка Земли, в которой соприкасаются и взаимодействуют литосфера, гидросфера, атмосфера и живое вещество. Существует еще много терминов, более или менее соответствующих понятию «географическая оболочка». Например, это «ландшафтная оболочка» (С. В. Калесник ), «ландшафтная сфера» ( Ю.К.Ефремов ), «эпи-геосфера » ( А.Г.Исаченко ), « биогеосфера » ( И.М.Забелин ) и др.

Изображение слайда
32

Слайд 32

32 В5. Учения в физической географии Учение о географической зональности. История Античное время - гипотеза о широтных тепловых поясах Конец XVIII века – учение о географической зональности - научное направление, когда натуралисты стали участниками кругосветных плаваний. Первая половина XIX Александром Гумбольдт проследил зональность растительности и животного мира в связи с климатом и открыл явление высотной поясности. Рубеж XIX и XX веков учение о географических зонах в его современном виде зародилось в результате исследований В. В. Докучаева, который по общему признанию и является его основоположником. В. В. Докучаев

Изображение слайда
33

Слайд 33

33 В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
34

Слайд 34

34 В5. Учения в физической географии Учение о географической зональности. В. В. Докучаев: - обосновал зональность как всеобщий закон природы, проявляющийся в равной мере на суше и на море, на равнинах и в горах. - при выделении в северном полушарии Земли семи природных зон он конкретно назвал и почвы, типичные для каждой из них. Каждая зона, по его мнению, являла собой подлинно комплексное образование, все компоненты которого (климат, воды, грунты, почва, растительный и животный мир) находятся в тесной взаимосвязи. Открытие В. В. Докучаевым географических зон как целостных природных комплексов стало одним из крупнейших событий в истории географической науки. После этого в течение ряда десятилетий географы занимались его дальнейшей разработкой и конкретизацией.

Изображение слайда
35

Слайд 35

35 40—60-е года ХХ в. Л. С. Берг 13 природных зон в пределах географической оболочки А.А. Григорьев пришел к выводу, что на формирование географической зональности решающее воздействие оказывает величина годового радиационного баланса и количество годовых осадков, а также их сочетание. В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
36

Слайд 36

36 в 1956 году А. А. Григорьев и М. И. Будыко сформулировали периодический закон географической зональности, лежащий в основе структуры географической оболочки Земли. В самой этой структуре А. А. Григорьев выделил две высшие градации: -пояса (по термическому фактору) - и зоны (по балансу тепла и влаги). Всего в пределах земной суши он различал 9 поясов и 24 зоны Географическая зональность - закономерное изменение физико-географических процессов, компонентов и комплексов ( геосистем ) по мере продвижения от экватора к полюсам В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
37

Слайд 37

37 В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
38

Слайд 38

38 Природная зона Климатический пояс Основной тип почв арктические пустыни, Арктический и антарктический Арктических пустынь тундра, Субарктический, субантарктический Тундро-глеевые лесотундра тайга умеренный Подзолистые, мерзлотно-таежные смешанные Дерново-подзолистые широколиственные леса, Серые и бурые лесные лесостепи Субтропический, умеренный Серые лесные, оподзоленные черноземы степи Черноземы, каштановые, черноземовидные полупустыни и пустыни Тропический, умеренный Светло-каштановые, серо-бурые влажные экваториальные леса, экваториальный Красные ферраллитные саванны и редколесья субэкваториальный Красно-бурые переменно влажные (муссонные) леса Красноземы, желтоземы жестколистные леса и кустарники субтропический Коричневые В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
39

Слайд 39

39 ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПОЯСА В последние годы, по мере гуманизации и социологизации географии бывшие физико-географические, а затем географические зоны начинают все чаще именовать природно-антропогенными географическими зонами. Прежде всего это относится к работам Института географии РАН. В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
40

Слайд 40

40 В5. Учения в физической географии Учение о географическом ландшафте. История Ландшафтоведение родилось в ответ на запросы практики и особенно в связи с развитием земледелия и лесоводства, инвентаризации земель. В СССР оно стало быстро развиваться в 60-х годах. Ландшафт заимствован из разговорного немецкого языка, в котором слово означало «вид Земли», «вид местности», во французском ему соответствует слово Рауваде (пейзаж). Географический ландшафт - природный, генетически однородный территориальный комплекс, для которого характерны единство геологического строения, определенный тип рельефа и единый климат.

Изображение слайда
41

Слайд 41

41 В конце 70-х и особенно в 80-х годах - антропогенный ландшафт Антропогенный ландшафт - природный ландшафт, измененный хозяйственной деятельностью человеческого общества и насыщенный результатами его труда

Изображение слайда
42

Слайд 42

42 Учение о природно-территориальном комплексе (ПТК) ПТК: природно-территориальный комплексе (ПТК) на суше - природно- аквальный комплексе в Мировом океане и водах континентов Часто ПТК и географический ландшафт синонимы!!! Природно-территориальный комплекс - участок географической оболочки, образующий целостную, генетически однородную территориальную систему, отличающуюся индивидуальным, но вполне закономерным составом компонентов и сочетанием более мелких территориальных единиц, взаимодействие которых образует его плановую горизонтальную структуру. Каждый такой комплекс отделен от соседних естественными географическими границами Некоторые из них полагают, что термин «природно-территориальный комплекс» идентичен только терминам «физико-географический», «природно-географический комплекс». Другие считают его синонимом также таких терминов, как « геокомплекс », « геосистема », «ландшафт». В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
43

Слайд 43

43 В5. Учения в физической географии

Изображение слайда
44

Слайд 44

44 В6. Учения в социально-экономической географии

Изображение слайда
45

Слайд 45

45 В6. Учения в социально-экономической географии 1. Учение об экономико - географическом положении (ЭГП) ЭГП — это отношение какого-либо места, района или города ко вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение — все равно будут ли эти данности природного порядка или созданные в процессе истории Н. Н. Баранский, Ник. Ник. Колосовский, И. М. Маергойз. Экономико-географическое положение описывается для: - производственных предприятий, - городов и др. населенных пунктов, - районов, - стран, - субрегионов, - регионов Учение об экономико-географическом положении (ЭГП) относится к числу наиболее разработанных в социально-экономической географии.

Изображение слайда
46

Слайд 46

46 Н.Н. Баранский Н.Н. Колосовский 1891-1654 В6. Учения в социально-экономической географии

Изображение слайда
47

Слайд 47

47 Деление ЭГП по масштабу (или по территориальному охвату связей) - микро-, - мезо- - макроположение, Деление ЭГП пространственному аспекту - центральное, - периферийное, - соседское, ЭГП: выделение соседей 1 и второго ранга (порядка) Компоненты ЭГП: транспортно-географического положения промышленно-географическое положение (относительно источников энергии, центров обрабатывающей промышленности и научно-технических баз); агрогеографическое положение (относительно продовольственных баз и центров потребления сельскохозяйственной продукции); рыночное положение (относительно рынков сбыта потребительских товаров производственного назначения); демогеографическое положение (относительно трудовых ресурсов и научно-технических кадров) рекреационно-географическое положение (относительно центров рекреации) В6. Учения в социально-экономической географии

Изображение слайда
48

Слайд 48

В6. Учения в социально-экономической географии

Изображение слайда
49

Слайд 49

49 В6. Учения в социально-экономической географии

Изображение слайда
50

Слайд 50

50 В6. Учения в социально-экономической географии Учение о географическом разделении труда. Н.Н. Баранский – основоположник учения о географическом разделении труда «территориальное разделение труда», Иногда о синонимом термина «географическое разделение труда». Уровни Географического разделения труда: всемирное ТРТ, которое охватывает все страны мира международное ТРТ в рамках того или иного объединения государств; межрайонное ТРТ, которое осуществляется между районами страны; внутрирайонное ТРТ — внутри экономического района страны; внутриобластное ТРТ --в пределах области; локальное ТРТ. международное географическое разделение труда (МГРТ) - процесс устойчивой концентрации в отдельных странах производства материальных благ и услуг сверх внутренних потребностей, т. е. для внешнего обмена и одновременно... процесс развития потребления сверх производственных возможностей на основе приобретения продукции извне. Три группы факторов, лежащих в основе МГРТ: 1) природно-географические и экономико-географические; 2) факторы научно-технического прогресса 3) социально-политические и социально-экономические факторы.

Изображение слайда
51

Слайд 51

51 В6. Учения в социально-экономической географии Учение о территориальной организации хозяйства и общества. Это относительно новое учение, находящееся еще в стадии формирования. Территориальная организация общества — взаимообусловленное сочетание и функционирование систем расселения, хозяйства и природопользования, систем информации и жизнеобеспечения, административно-территориального устройства и управления, сложившееся на определённом этапе социально-экономического развития. Территориальная организация общества включает: - размещение населения и отраслей производственной и непроизводственной сферы, природопользование - территориальное разделение труда - экономическое или национально-этническое районирование - территориально-политическую и административно-территориальную организацию государства

Изображение слайда
52

Слайд 52

52 В6. Учения в социально-экономической географии Учение о территориально-производственном комплексе. Учение о территориально-производственном комплексе (ТПК) —самое разработанное в отечественной социально-экономической географии. Н. Н. Колосовскому ТПК- такое экономически взаимообусловленное сочетание предприятий в одной промышленной точке или целом районе, при котором достигается определенный экономический эффект за счет удачного планового подбора предприятий в соответствии с природными и экономическими условиями района, с его транспортом и экономико-географическим положением Иерархия ТПК В СССР: республиканские, макрорайонные, Районные локальные. По степени «зрелости» начали различать исторически сложившиеся (традиционные) и новые ТПК. Рыночная экономика - переоценка роли ТПК в хозяйстве страны. в советскую эпоху эта роль была сильно преувеличена, на самом же деле идеи ТПК удалось претворить в жизнь лишь в малой степени.

Изображение слайда
53

Слайд 53

53 В7. Учения в картографии и пограничных науках

Изображение слайда
54

Слайд 54

54 В7. Учения в картографии и пограничных науках Учение о геогра фической карте или картоведение. В нашей стране это уче ние в качестве теоретической основы картографии оформи лось в конце 30-х — начале 40-х годов. В дальнейшем оно постоянно совершенствовалось и расширялось, прежде всего основоположником данного учения — К. А. Салищевым и его школой. Карта — это уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости, построенное в той или иной картографической проекции и масштабе, т. е. по математическому закону Картоведение - это раздел картографии, изучающий географические карты, их элементы, свойства, виды и раз витие, а также способы использования карт.

Изображение слайда
55

Слайд 55

Карта — это математически определенное, уменьшенное, генерализованное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или космического пространства, показывающее расположенные или спроецированные на них объекты в принятой системе условных знаков. В7. Учения в картографии и пограничных науках

Изображение слайда
56

Слайд 56

56 В7. Учения в картографии и пограничных науках К. А. Салищев - особенности карт: матема тическую основу их построения, которая позволяет получать по карте правильные данные о положении, размерах и форме изображаемых объектов; использование условных обозначений, которое дает возможность изобра жать земную поверхность с желательным уменьшением, отображать не только внешность, но и внутренние свойства географических объектов; производить отбор и обобщение изображаемых явлений.

Изображение слайда
57

Слайд 57

57

Изображение слайда
58

Слайд 58

58 В7. Учения в картографии и пограничных науках В области медицинской географии наибольшее развитие получило учение о природно-очаговых заболеваниях, осно воположником которого считается акад. Е. Н. Павловский. закономерности возникновения природных очагов болезней, предложена их генетическая классификация. определен ные виды носителей возбудителей ряда болезней (энцефали та, малярии, чумы и др.) связаны с определенными природ ными комплексами. - разным типам таких комплексов свой ственны только им присущие возбудители болезней, живот ные-доноры возбудителя и его переносчики.

Изображение слайда
59

Слайд 59

59 В7. Учения в картографии и пограничных науках

Изображение слайда
60

Слайд 60

60 В7. Учения в картографии и пограничных науках Учение о биогеоценозе. В. Н. Сукачев Биогеоце ноз - пространственно ограниченную природную систему функционально взаимосвязанных живых орга низмов и окружающей их абиотической среды, характери зующуюся обменом веществ и энергии. В состав биогеоценоза по Сукачеву входят два комплекса: биоценоз или орфитоценоз ), животных (зооценоз) и микроорганизмы ( микробиоценоз ) экотоп или биотоп — как совокупность элементов неживой природы Учение о биогеоценозе тесно связано с учениями о геосистеме, природном комплексе (ландшафте), очаговых заболеваниях.

Изображение слайда
61

Слайд 61

61 Учение о геохимии ландшафта Б. Б. Полынов - обосновал пред ставление о геохимическом ландшафте как об участке зем ной поверхности, отличающемся определенным типом ми грации элементов. Это учение, развитое М. А. Глазовской, А. И. Перельманом, В. В. Добровольским, Н. С. Касимовым и другими учеными, раскрывает узловые вопросы теории дви жения вещества и энергии в географической оболочке, гло бальные геохимические циклы: углерода, кислорода, водорода, азота, хлора, серы и многих других элементов По современным представлениям геохимический ландшафт яв ляет собой саморегулирующуюся систему, отличающуюся наличием обратных связей, открытостью и взаимодействием компонентов и способностью сохранять свои основные особенности и при изменении внешних условий, в первую оче редь микроклимата. В7. Учения в картографии и пограничных науках

Изображение слайда
62

Последний слайд презентации: Л2. УЧЕНИЯ В ГЕОГРАФИИ

62

Изображение слайда