Презентация на тему: Кузнецова А.А., магистрант второго года обучения, направление: 44.04.03

Кузнецова А.А., магистрант второго года обучения, направление: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль: Психологическое сопровождение
Аннотация
Введение
Содержание исследования
Заключение
Библиографический список
1/6
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 99)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (51 Кб)
1

Первый слайд презентации: Кузнецова А.А., магистрант второго года обучения, направление: 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование профиль: Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии, научный руководитель: канд.психол.наук Гольцова Т.В., доцент кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева»

Формирование познавательных учебных действий у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Изображение слайда
2

Слайд 2: Аннотация

Работа посвящена проблеме формирования когнитивных учебных действий у учащихся младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями интеллекта, характеризующихся недоразвитием наиболее сложных форм мышления, обусловленным повышенной отвлекаемостью, неумением обдумать и сосредоточиться на предложенном задании. Согласно современным исследованиям, в основе подобной школьной неуспеваемости и поведенческих нарушений часто лежит несформированность межполушарных взаимодействий. В связи с этим нейропсихологические исследования факторов, лежащих в основе школьной неуспеваемости, отставания в учебе, определение наиболее продуктивных способов устранения данных явлений, приобретают особую актуальность. С нашей точки зрения, именно незрелость мозговых функций, дисгармония созревания головного мозга являются базисом трудностей, возникающих в процессе обучения таких детей. Поэтому нами была разработана программа по формированию когнитивных универсальных учебных действий на основе развития межполушарного взаимодействия. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение слаженности в работе полушарий мозга является одной из причин трудностей обучения, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями. Использование в работе с детьми с нарушениями интеллекта специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия.

Изображение слайда
3

Слайд 3: Введение

Анализ научных источников показал, что большой вклад в проблему формирования УД сделан в отечественной литературе. Концепция развития учебных действий разработана на основе системно- деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В целом, многие авторы описывают, что именно нужно формировать, т.е. содержание УД, однако, при этом способы их формирования (т.е. как ) практически не рассматриваются, что обуславливает актуальность выбранной нами темы исследования. Объект : процесс формирования познавательных УД младших школьников с нарушениями интеллекта. Предмет: психолого-педагогические условия формирования познавательных УД младших школьников с нарушениями интеллекта. Цель: теоретически обосновать и экспериментально подтвердить психолого-педагогические условия формирования познавательных БУД младших школьников с нарушениями интеллекта. Задачи: провести теоретический анализ проблемы формирования познавательных УД у младших школьников с нарушениями интеллекта. выявить особенности формирования познавательных УД у младших школьников с нарушениями интеллекта. разработать программу формирования познавательных УД у младших школьников с нарушениями интеллекта. экспериментально подтвердить эффективность разработанной программы формирования познавательных УД у младших школьников с нарушениями интеллекта. разработать рекомендации по формированию познавательных УД у младших школьников с задержкой психического развития.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Содержание исследования

Основой исследования является проведение эксперимента по формированию познавательных УУД младших школьников с нарушениями интеллекта на основе межполушарного взаимодействия. Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Она включает в себя 24 занятия, частота встреч 2 раза в неделю, продолжительность занятия 30-40 минут. Форма работы: групповая, 4-8 человек. Методы, используемые при реализации программы Ручная деятельность: рисование, аппликация, лепка, конструирование, пальчиковая гимнастика и т. д. Метод тактильного опознания предметов. Релаксационный метод: формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, развитие чувствования своего тела. Метод подвижных игр: перекрестные движения рук, нос и глаз, развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов. Арт-терапевтический метод Конструктивно-рисуночный метод: формирует устойчивые координаты, сомато -пространственный гнозис, зрительно-моторные координации. Метод дидактических игр: развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Метод психогимнастики : помогает преодолеть двигательный автоматизм, снять мышечные зажимы, развивает мимику и пантомимику. Метод коммуникативных игр: способствует активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов, формированию способности к произвольной регуляции поведения, установлению взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми.

Изображение слайда
5

Слайд 5: Заключение

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение слаженности в работе полушарий мозга является одной из причин трудностей обучения, так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями. Использование в работе с детьми с задержкой психического развития специально подобранных заданий, упражнений, игр позволяет расширить границы межполушарного взаимодействия. В результате активизации работы обоих полушарий, под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения, формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно – моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений. Задания и упражнения, предполагающие одновременную работу и правого, и левого полушарий, позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, являющегося основой развития интеллекта, они способствуют улучшению памяти, внимания, развитию речи и пространственных представлений, снижению утомляемости и повышению способностей. Таким образом, программа по формированию когнитивных учебных действий младших школьников с нарушениями интеллекта, основанная на межполушарном взаимодействии, способствует всестороннему развитию когнитивной сферы ребенка.

Изображение слайда
6

Последний слайд презентации: Кузнецова А.А., магистрант второго года обучения, направление: 44.04.03: Библиографический список

Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская; под редакцией Асмолова А. Г. - М.: Просвещение, 2011. Винокурова, Н. К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь / Н.К. Винокурова. – М.: Росмэн – Пресс, 2002. Голомазов, С. В. Кинезиология точностных действий человека / С.В. Голомазов. – М: СпортАкадемПресс, 2003. Зак, А. З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет А.З. Зак. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003. Локалова, Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников./ Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов / Н.П. Локалова. – М.: Ось-89, 2006. Светлова, И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И.Е. Светлова. – М.: Эксмо, 2006. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А.В. Семенович. – М.: Академия, 2002. Сиротюк, А. Л. Кинезиологические упражнения / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2003г. Трясорукова, Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейропсихологическая гимнастика / Т.П. Трясорукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. Шанина, Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей / Г.Е. Шанина. – М., 2000. Шведова, Л. М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта / Л.М. Шведова. – Ростов - на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.

Изображение слайда