Презентация на тему: Курс «Экономическая теория»

Курс «Экономическая теория»
Обязательные виды работ
Примеры решения задач можно найти на сайте: http://ecson.ru/economics/category/microeconomics/
Лекция № 1. «Что и как изучает экономическая наука»
Вопросы
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Основные этапы развития экономической теории
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Базовые экономические понятия
Курс «Экономическая теория»
Формы общественного хозяйства
Курс «Экономическая теория»
Методы экономической теории
Методологические предпосылки анализа
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Поведенческие предпосылки анализа
Степень рациональности экономического агента
Модели человека в экономике
Курс «Экономическая теория»
Функции экономической науки
Курс «Экономическая теория»
Курс «Экономическая теория»
Уровни экономической теории
1/37
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 95)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (155 Кб)
1

Первый слайд презентации: Курс «Экономическая теория»

Преподаватель: к.э.н., доцент кафедры экономической теории и экономической политики ВШЭМ Баскакова Ирина Владимировна ibaskakova@rambler.ru Консультация:

Изображение слайда
2

Слайд 2: Обязательные виды работ

Домашняя работа Срок сдачи - 2. Контрольная работа Время проведения -

Изображение слайда
3

Слайд 3: Примеры решения задач можно найти на сайте: http://ecson.ru/economics/category/microeconomics/

Изображение слайда
4

Слайд 4: Лекция № 1. «Что и как изучает экономическая наука»

Изображение слайда
5

Слайд 5: Вопросы

Основные этапы развития экономической теории Современные трактовки предмета экономической теории Методология экономической теории Функции экономической науки

Изображение слайда
6

Слайд 6

Экономика – деятельность людей, направленная на создание благ, необходимых им для потребления

Изображение слайда
7

Слайд 7

Экономика как категория представляет собой соединение трех составляющих

Изображение слайда
8

Слайд 8: Основные этапы развития экономической теории

Экономика как наука сформировалась в XVII веке с появлением в странах Западной Европы капитализма Адам Смит – «отец» экономической науки

Изображение слайда
9

Слайд 9

1. Меркантилизм возник в западной Европе XVII века: Томас Мен (1571 – 1641 гг.), Антуан де Монкретьен (1575 – 1621 гг.) Главным элементом богатства общества является деньги (золото и серебро) • Источником богатства является сфера обращения (коммерция) • Государство должно способствовать «обогащению» активной и целенаправленной экономической политикой ( протекционизм ), направленной на развитие и поощрение экспорта, и ограничение импорта и вывоза золота за рубеж

Изображение слайда
10

Слайд 10

2. Школа физиократов возникла во Франции в XVIII веке: Франсуа Кенэ (1694 – 1774 гг.), Робер Жак Тюрго (1727 – 1781 гг.) Источник богатства - сельское хозяйство Промышленность и прочие неземледельческие отрасли бесплодные – не создающие ничего нового, а лишь преобразующие продукцию сельского хозяйства

Изображение слайда
11

Слайд 11

3. Классическая школа политэкономии возникла в Англии в XVIII веке: АДАМ СМИТ (1723 – 1790 гг.), ДАВИД РИКАРДО (1772 – 1823 гг.)) Разработали ТРУДОВУЮ ТЕОРИЮ СТОИМОСТИ, согласно которой стоимость товара определяется общественно необходимыми затратами труда на его производство Сторонники свободной рыночной экономики и международной торговли Идея «НЕВИДИМОЙ РУКИ» – человек, преследуя личные интересы, неизбежно предпочитает такие действия, которые наилучшим образом отвечают интересам общества Роль государства - охрана порядка в обществе и обеспечение соблюдения правил игры экономическим агентами – идея «видимой руки»

Изображение слайда
12

Слайд 12

Магистральные направления современной экономической теории Неоклассическая экономическая теория – возникла в последней трети XIX века в результате маржиналистской революции (смещения акцента в экономическом анализе от общих и средних величин к предельным) Карл Менгер (1840 – 1921 гг.) (Австрия), Евгений Бём-Баверк (1851 – 1914 гг.), Фридрих фон Визер (1851 – 1926 гг.), Альфред Маршалл (1842 – 1924 гг.)

Изображение слайда
13

Слайд 13

2. Кейнсианская экономическая теория возникла в 1930 –е гг. в США под влиянием Великой Депрессии и экономических успехов СССР (Джон Мэйнард Кейнс (1883 – 1946 гг.)) Рынок не способен обеспечить стабильность экономического роста и успешное решение социальных проблем Государство должно регулировать экономику, обеспечивать полную занятость и эффективное производство

Изображение слайда
14

Слайд 14

3. Институциональная экономическая теория возникла в конце XIX века ( Торстен Веблен (1857 – 1929 гг.), Джон Роджерс Коммонс (1862 – 1945 гг.), Уэсли Митчелл (1874 – 1948 гг.)) Экономическая теория должна изучать не только собственно экономические отношения, но и весь комплекс факторов, влияющих на них: политических, правовых, социальных, психологических В середине XX века старый институционализм трансформировался в неоинституциональную экономическую теорию (сочетает в себе достоинства неоклассики, как хорошо разработанного инструмента исследований и построения теоретических моделей, и старого институционализма – исследование большого числа факторов)

Изображение слайда
15

Слайд 15

«Экономическая теория — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование». Лайонел Роббинс «Экономическая теория (экономикс) - это наука, исследующая принципы распределения ограниченных ресурсов между конкурирующими целями…» Джордж Стиглер Современные трактовки предмета экономической теории

Изображение слайда
16

Слайд 16

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИСХОДИТ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ БАЗОВЫХ ДОПУЩЕНИЙ : Ограниченность - определяется временными параметрами функционирования рынка Редкие блага – блага, которые не могут быть свободно воспроизведены или произведены в любых необходимых количествах Категория редкости связана не с природными условиями, а с социально-экономическими условиями воспроизводства

Изображение слайда
17

Слайд 17

Ограниченным ресурсам противостоят неограниченные потребности, которые приобретают форму множественности целей, к которым стремятся экономические агенты Множество целей может быть проранжировано по степени их важности Поведение экономического агента неизбежно принимает форму экономического выбора Поведение индивидов рассматривается как оценка выгод и издержек альтернативных вариантов использования ограниченных ресурсов для достижения поставленной цели

Изображение слайда
18

Слайд 18

Экономическая теория строится как концепция выбора Экономическая проблема сводится к поиску условий, при которых ограниченные ресурсы распределялись бы оптимально (эффективно) между альтернативными вариантами их использования для достижения максимального результата

Изображение слайда
19

Слайд 19: Базовые экономические понятия

Потребности Блага (все что удовлетворяет потребности) Делятся на товары и услуги Также выделяют свободные и экономические блага Ресурсы (факторы пр-ва) (необходимы для производства благ) Основные типы: - Труд (трудовые ресурсы) Капитал (основные фонды) Земля (природные ресурсы) - Предпринимательская способность БЕЗГРАНИЧНЫ ОГРАНИЧЕНЫ, обычно доступны за плату ( зарплата, процент, рента, прибыль ) необходимость выбора

Изображение слайда
20

Слайд 20

Главные экономические проблемы

Изображение слайда
21

Слайд 21: Формы общественного хозяйства

Изображение слайда
22

Слайд 22

Формы общественного хозяйства НАТУРАЛЬНАЯ ФОРМА ХОЗЯЙСТВА – производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, для потребления внутри отдельной хозяйственной единицы ТОВАРНОЕ (РЫНОЧНОЕ) ХОЗЯЙСТВО – общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребления посредством рынка

Изображение слайда
23

Слайд 23: Методы экономической теории

Методология – учение о методах, приемах и способах исследования Грамотное использование упрощающих гипотез. Построение математических и компьютерных моделей. Последние тенденции: акцент на фактические данные и их эконометрическую обработку. Наблюдение «естественных экспериментов», исследование виртуальных сообществ. Предпочтительное использование позитивного анализа

Изображение слайда
24

Слайд 24: Методологические предпосылки анализа

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ - экономические решения принимаются отдельными индивидами (агентами) самостоятельно, решения направлены на достижение частной экономической выгоды и принимаются добровольно 2. ПРИНЦИП АЛЬТЕРНАТИВНОСТИ – ресурсы, используемые для производства одного экономического блага, не могут быть одновременно использованы для производства другого экономического блага АЛЬТЕРНАТИВНАЯ СТОИМОСТЬ – разница между стоимостью блага и стоимостью наилучшего из доступных альтернативных видов благ, которое может быть произведено из тех же ресурсов

Изображение слайда
25

Слайд 25

3. ПРИНЦИП РЕДКОСТИ (ОГРАНИЧЕННОСТИ) РЕСУРСОВ 4. ПРИНЦИП МАКСИМИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – упорядоченный перебор ряда доступных состояний, выраженных соответствующими значениями максимизируемого результата, который соотносится с издержками по его достижению 5. ПРИНЦИП ДОСТИЖЕНИЯ РАВНОВЕСНОГО (ОПТИМАЛЬНОГО) СОСТОЯНИЯ – экономический выбор осуществляется до тех пор, пока система находится в неравновесном состоянии, как только достигается равновесие, экономический выбор заканчивается

Изображение слайда
26

Слайд 26

РАВНОВЕСИЕ – состояние экономической системы, когда ни у одного из экономических агентов нет стимулов менять своё экономическое положение ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТОД НАУЧНОЙ АБСТРАКЦИИ – предполагает абстрагирование от второстепенных свойств изучаемых объектов, а также от всех тех реальных ситуаций, которые возможны на практике, но являются случайными и не отражают сущности данного явления МЕТОД АНАЛИЗА – предполагает расщепление экономических явлений на более простые, отдельные явления для удобства изучения

Изображение слайда
27

Слайд 27

МЕТОД СИНТЕЗА – предполагает объединение элементов в единое целое МЕТОД ИНДУКЦИИ – движение в экономическом анализе от частного к общему МЕТОД ДЕДУКЦИИ – движение в экономическом анализе от общего к частному МЕТОД СРАВНЕНИЯ – определение сходства и различия явлений и процессов МЕТОД АНАЛОГИИ – перенос одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное (частный случай индукции)

Изображение слайда
28

Слайд 28

МЕТОД ВЫДВИЖЕНИЯ ГИПОТЕЗ – выдвижение научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов МЕТОД ЕДИНСТВА ИСТОРИЧЕСКОГО И ЛОГИЧЕСКОГО – предполагает рассмотрение в единстве, как историческую последовательность событий так и логически обоснованную взаимосвязь явлений (выявление и обоснование причинно- следственной связи) МЕТОД МАТЕМАТИЧЕСКОГО И СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА – количественное выражение экономических зависимостей, позволяющее более точно отражать взаимосвязи в экономике

Изображение слайда
29

Слайд 29

МЕТОД ДОПУЩЕНИЯ ПРИ ПРОЧИХ РАВНЫХ УСЛОВИЯХ (СРАВНИТЕЛЬНОЙ СТАТИКИ) – предполагается, что изменяется только данное явление (фактор), а все остальные остаются неизменными. МЕТОД ГРАФИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ – представление анализируемы х явлений (закономерностей) в виде графиков.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Поведенческие предпосылки анализа

Изображение слайда
31

Слайд 31: Степень рациональности экономического агента

ПОЛНАЯ РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – ситуация, когда у экономического агента имеется вся необходимая для принятия решения информация, и он её в состоянии полностью переработать НЕПОЛНАЯ (ОГРАНИЧЕННАЯ) РАЦИОНАЛЬНОСТЬ – ситуация, когда у экономического агента либо нет всей необходимой для принятия решения информации, либо он не в состоянии её полностью переработать

Изображение слайда
32

Слайд 32: Модели человека в экономике

Модель позволяет использовать унифицированное представление о человеке, действующем в конкретной системе исторических координат Модель включает основные параметры, характеризующие индивидов: - мотивы экономической деятельности - цели - особенности интеллектуальных, физических, психологических возможностей человека, используемых им для достижения поставленных целей

Изображение слайда
33

Слайд 33

Модель рационального экономического человека (« homo economicus ») стремление индивидуума получить максимальный результат при минимальных затратах в условиях ограниченности используемых возможностей и ресурсов Индивиды всегда должны выбирать альтернативные способы использования ограниченных экономических благ Для реализации рационального поведения люди должны обладать свободой выбора

Изображение слайда
34

Слайд 34: Функции экономической науки

Изображение слайда
35

Слайд 35

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ предполагает всестороннее изучение и анализ сущности экономических процессов и форм их проявления для определения закономерностей общественного развития, разработки механизмов хозяйствования, принятия обоснованных решений 2. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ориентирует на исследование закономерностей, тенденций экономического развития, определение с учетом их прогнозов экономической динамики

Изображение слайда
36

Слайд 36

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ состоит в использовании арсенала экономических знаний на практике при решении актуальных экономических и социальных проблем, разработке и формировании механизмов эффективного хозяйствования 4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ предполагает разработку системы методов приемов и способов исследования экономических процессов

Изображение слайда
37

Последний слайд презентации: Курс «Экономическая теория»: Уровни экономической теории

МИКРОЭКОНОМИКА — изучение процессов принятия решений домашними хозяйствами и фирмами и их взаимодействия на рынке МАКРОЭКОНОМИКА — изучение экономики в целом

Изображение слайда