Презентация на тему: Культура Западноевропейского средневековья

Реклама. Продолжение ниже
Культура Западноевропейского средневековья
Средние века ( medium aevum ) V-XVI века
Культура Западноевропейского средневековья
Общая ситуация в Европе в V-VIII веках
Коренные изменения с конца VIII века
Культура Западноевропейского средневековья
Феодальная лестница в средневековой европе
Основные особенности культуры средневековья
Представления о дуализме и всеединстве мира
Символизм и аллегоризм
Культура Западноевропейского средневековья
Новый тип духовности, утвердившийся в средние века
Монастырская культура
Аббатство Монте- Кассино, италия. Современный вид
Роман Умберто Эко «Имя розы»
Бенедиктинское аббатство мон-сен-мишель, Франция
Бенедиктинское аббатство мон-сен-мишель, Франция
Иные монашеские и духовно-рыцарские ордена
Рыцарская культура
Рыцарская литература
Городская культура. XII-XIII века
Творчество вагантов
Культура Западноевропейского средневековья
Романский стиль. X-XII века
Аббатство Мария Лаах, Германия
Замок Пьерфон, франция
Романский стиль
Шпайерский собор, Германия
Собор в вормсе, германия
Сан-дзено маджоре, верона, италия
Пиза, Италия
Баптистерий святого иоанна. Пиза, Италия
Монументальные рельфы романских соборов
Собор сен-лазар в отене, франция, «страшный суд»
Собор сен-лазар в отене, франция, «Искушение евы »
Живопись романских соборов. Фрески
Культура Западноевропейского средневековья
Готический стиль. XIII-XIV века
Готический стиль. XIII-XIV века
Нотр-дам де Пари, Франция
Нотр-Дам де Пари, франция
Сент-Шапель, Париж, франция
Сент-шапель, витраж
Собор в Амьене, Франция
Витражи собора в Амьене
Руан, Франция
Готические храмы
Культура Западноевропейского средневековья
Английская готика. кентерберийский собор
Английская готика. вестминстерское аббатство
Наука и образование в средние века
Наука и образование в средние века
Наука и образование в средние века
Культура Западноевропейского средневековья
Спасибо за внимание!
1/55
Средняя оценка: 4.8/5 (всего оценок: 74)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (8753 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Культура Западноевропейского средневековья

Лекция № 4.1 Лектор: ассистент кафедры социальных и гуманитарных наук ФТМИ Ольга Сергеевна Сорокина 2017

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Средние века ( medium aevum ) V-XVI века

Периодизация Средневековья: Раннее ( V-X века) Классическое ( XI-XIII века) Позднее ( XIV-XVI века) Термин «средние века» появился в XV веке в среде итальянских гуманистов, оценивавших это время как «темные века». XIX век – время реабилитации средневековой культуры. Увлечение романтиков средневековым искусством и сюжетами.

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3

476 год – падение Римской империи под натиском варварских племен Церковь в это время играла, кроме религиозной, еще и хозяйственную, социальную и иногда военную роль Продолжение процесса профессионального и социального размежевания Постепенное оформление основных сословий Выполнение обязанностей, предусмотренных положением человека в социальной и духовной иерархии, - смысл его жизни

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4: Общая ситуация в Европе в V-VIII веках

Экономический упадок Неурожаи, голод, засуха Эпидемии (с 543 года – чума) Разрушение памятников культуры Разрушение дорог и хозяйственных построек Стремительное сокращение народонаселения Маленькая продолжительность жизни: 35 лет – женщины; 40-45 лет - мужчины

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5: Коренные изменения с конца VIII века

Каролингское возрождение (Карл Великий) Восстановление культурного единства западного мира (Италия, частично Испания и Германия) Европа раздроблена на множество герцогств, графств, епископств и аббатств Формирование отдельных крупных государств с сильными армиями Освоение новых территорий Реконкиста (отвоевание территорий Испании у арабов) и крестовые походы Проникновение достижений арабской культуры в Европу

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6

В Европе складывается классический феодализм Лен – земельное хозяйство, которое давалось вассалу за службу сеньору Вассал был верен сеньору, участвовал в проводимых собраниях, вершил суд от его имени, нес военную службу Сеньор поддерживал и защищал вассалов, оказывал экономическую и иную помощь «Вассал моего вассала – не мой вассал»

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Феодальная лестница в средневековой европе

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Основные особенности культуры средневековья

Религиозность культуры. Христианство стало важнейшей духовной силой, определяющей духовные ориентиры и художественные вкусы Формирование христианской картины миры. Мир как иерархическая система Дуализм мировосприятия. Бог и Сатана. Строгое деление на хорошее и плохое Противопоставление тела и души Символичность Сословность

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9: Представления о дуализме и всеединстве мира

Мир делился на мир видимый, осязаемый, земной, полный страданий и мир потусторонний, идеальный, небесный, близкий Богу. Высший мир был главным, а земное существование рассматривалось как череда лишений и испытаний воли и плоти. Универсализм – представление средневекового человека о мире в целом как о законченном всеединстве, сотворенном Богом.

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Символизм и аллегоризм

Это представления о мире, где всякая вещь занимает изначально определенное ей место. Она ценна не сама по себе, а как символ религиозных или моральных ценностей. Луна - символ Церкви, ветер – Святого Духа и т.д. Использование в средневековом искусстве аллегорий, намеков, иносказаний.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
11

Слайд 11

«Добрейший Адсон, - отвечал учитель. Всю поездку я учу тебя различать следы, по которым читаем в мире, как в огромной книге. Сказал же Алан Лилльский: Всей вселенной нам творенье, - Будто бы изображенье, Книга или зеркало, - и судил о неисчерпаемом обилии символов, коими Господь чрез посредство творений своих глаголет к нам о вечной жизни». Разговор Адсона и Вильгельма Баскервильского из романа Умберто Эко «Имя розы»

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Новый тип духовности, утвердившийся в средние века

Главное внимание – внутреннему миру человека, его нравственным установкам Красота человека – в торжестве духа над телом Высшая добродетель – усмирение плоти Идеал человека – аскет, добровольно принимающий физические страдания.

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13: Монастырская культура

Первые монастыри – IV век. Августин Блаженный – основоположник монашества. Монашество – особый образ жизни и высокое призвание человека. VI век. Бенедикт Нурсийский. Первые бенедиктинские монастыри. Доступ в монастырь был открыт людям всех званий. Цель деятельности монастырей – соединение хозяйственной деятельности с интеллектуально-художественной активностью и духовной аскезой. Ora et labora – « Молись и трудись » - девиз бенедиктинцев.

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Аббатство Монте- Кассино, италия. Современный вид

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Роман Умберто Эко «Имя розы»

План бенедиктинского аббатства

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/4
16

Слайд 16: Бенедиктинское аббатство мон-сен-мишель, Франция

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
17

Слайд 17: Бенедиктинское аббатство мон-сен-мишель, Франция

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
18

Слайд 18: Иные монашеские и духовно-рыцарские ордена

Францисканский орден. Основан в XIII веке. Нищенствующий орден. Бедность, проповедь, телесный и душевный уход за больными, строгое послушание папе. Преподавание. Доминиканский орден. Основан в XIII веке. Основные сферы деятельности доминиканцев — проповедь Евангелия, изучение наук, образование, борьба с ересями, миссионерская деятельность. Тамплиеры, госпитальеры (иоанниты) – духовно-рыцарские ордена. Армия римских первосвященников.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
19

Слайд 19: Рыцарская культура

Сословие светских феодалов Кодекс рыцарской чести Этика воинственности, силы и мужества переплеталась с нравственными идеалами христианства и средневековым идеалом красоты. Соблюдение правил куртуазности – безупречного воспитания и поведения при дворе Рыцарская литература – роман и поэзия

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
20

Слайд 20: Рыцарская литература

XII век – французский поэт Кретьен де Труа Наиболее известный роман – «Повесть о Тристане и Изольде» Куртуазная поэзия и культ служения Прекрасной Даме Лирическая поэзия трубадуров ( Прованс ), миннезингеров ( Германия ), менестрелей ( Англия ). Любовь к женщине – источник совершенства и добра Гармония внешней и внутренней красоты Дамы Сирвенты – политические памфлеты Известные поэты – барон Бертран де Борн, герцог Аквитанский Гильом IX Бертран де Борн

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21: Городская культура. XII-XIII века

Антифеодальная, антицерковная, свободолюбивая культура Дух практицизма Особенно ценились трудолюбие, смекалка, лукавство и хитроумие Реалистические бытовые сюжеты Фаблио (шванк) – жанр городской литературы Ваганты – бродячие поэты-студенты. Их поэзия обличала церковь, воспевала веселье и свободу Занятия в средневековом университете

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22: Творчество вагантов

В своем творчестве ваганты касались серьезнейших нравственных, религиозных и политических проблем, подвергая дерзким нападкам государство и церковь, догматизм и косность. Протест против существующего миропорядка, сопротивление авторитету церкви предполагали отказ от обескровленной книжности и радостное приятие жизни, озаренной светом  знания. Культ  чувства  неотделим у них от культа  мысли,  подвергавшей все явления умственному контролю, строгой проверке опытом.

Изображение слайда
1/1
23

Слайд 23

Я — кочующий школяр...  На меня судьбина  свой обрушила удар,  что твоя дубина. Не для суетной тщеты,  не для развлеченья — из-за горькой нищеты  бросил я ученье. На осеннем холоду,  лихорадкой мучим,  в драном плащике бреду  под дождем колючим... К милосердию аббат  паству призывает,  а его бездомный брат  зябнет, изнывает. Подари, святой отец,  мне свою сутану,  и тогда я наконец  мерзнуть перестану … «Нищий студент», из лирики вагантов

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
24

Слайд 24: Романский стиль. X-XII века

Архитектура – основной вид искусства романского стиля Использование строительных приемов римлян (отсюда название «романский» стиль – римский, введенное в XIX веке) Архитектурные сооружения формировали чувство надежности, защищенности Феодальный замок, монастырский ансамбль, храм – основные типы зданий Массивные гладкие каменные стены, узкие окна, скульптурный орнамент План храмов – латинский крест

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Аббатство Мария Лаах, Германия

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
26

Слайд 26: Замок Пьерфон, франция

Самая высокая башня замка – сторожевая башня или донжон. На башне находились набатные колокола. Под донжоном располагались кладовые, помещения для слуг и т.д. Замок был окружен рвом, имел подъемный мост и воспринимался как воплощение несокрушимой силы и надежности. Замок стал символом власти сеньора над окрестными землями.

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
27

Слайд 27: Романский стиль

Франция, Руан, башня Жанны Д ’ Арк Бельгия, замок Графенкастейл

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
28

Слайд 28: Шпайерский собор, Германия

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
29

Слайд 29: Собор в вормсе, германия

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
30

Слайд 30: Сан-дзено маджоре, верона, италия

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
31

Слайд 31: Пиза, Италия

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
32

Слайд 32: Баптистерий святого иоанна. Пиза, Италия

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
33

Слайд 33: Монументальные рельфы романских соборов

Фигуры приземисты и статичны, изображения в фас Произвольность пропорций, схематичность Восхваление мощи и божественной силы Королевский портал собора в Шартре

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
34

Слайд 34: Собор сен-лазар в отене, франция, «страшный суд»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
35

Слайд 35: Собор сен-лазар в отене, франция, «Искушение евы »

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
36

Слайд 36: Живопись романских соборов. Фрески

Фреска ( fresco (ит.) – свежий) – живопись по сырой штукатурке, противоположность «а секко» – росписи по сухому Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Образцы фресок

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
37

Слайд 37

Художники, писавшие фрески для романских храмов, часто использовали экспрессивный и динамичный рисунок, чтобы передать драматизм библейских сцен, так как считалось, что страдание – это очищающий душу огонь Фигура Христа значительно превосходила по размерам остальные В изобразительном искусстве Германии с XI века становится популярной тема распятия, смерти и воскресения Христа

Изображение слайда
1/1
38

Слайд 38: Готический стиль. XIII-XIV века

Готический стиль появился во Франции в XII веке, затем распространился в Англии, Германии и по всей Европе Развитие готики связано с возрастанием роли рационалистических элементов и усилением реалистических тенденций, а также с рядом технологических новшеств Усиление символического значения красоты Готика стремилась объединить религиозную абстрактную идею и реальную жизнь

Изображение слайда
1/1
39

Слайд 39: Готический стиль. XIII-XIV века

Эпоха становления централизованных государств. Начало процесса обмирщения искусства Собор – ведущий архитектурный тип Стрельчатая арка и свод, покоящийся на столбах Принцип вертикали Распор свода передается вынесенным наружу столбам ( контрфорсам ) Декоративные остроконечные башенки Стрельчатые окна, сложный орнамент Витражи

Изображение слайда
1/1
40

Слайд 40: Нотр-дам де Пари, Франция

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
41

Слайд 41: Нотр-Дам де Пари, франция

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
42

Слайд 42: Сент-Шапель, Париж, франция

Сент-Шапель, общий вид Нижняя капелла Сент-Шапель

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
43

Слайд 43: Сент-шапель, витраж

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
44

Слайд 44: Собор в Амьене, Франция

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
45

Слайд 45: Витражи собора в Амьене

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
46

Слайд 46: Руан, Франция

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
47

Слайд 47: Готические храмы

Готические храмы были художественной моделью мироздания, объединяли Божественное и человеческое Конструкция готических храмов выражает стремление ввысь, к Богу Храмы напоминали о том, что мир есть система противодействующих сил и конечный результат борьбы – Вознесение Витражи служили иллюстрациями Священного Писания Фиолетовый – цвет молитвы и мистического устремления души, был самым популярным цветом изображений

Изображение слайда
1/1
48

Слайд 48

Собор святого Вита, Прага, Чехия Кёльнский собор, Кёльн, Германия «Пламенеющая готика»

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
Изображение для работы со слайдом
1/3
49

Слайд 49: Английская готика. кентерберийский собор

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
50

Слайд 50: Английская готика. вестминстерское аббатство

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
51

Слайд 51: Наука и образование в средние века

Схоластика – средневековая университетская наука. Основные черты схоластики : Стремление опереться на церковные авторитеты Недооценка роли опыта как метода познания Соединение теолого-догматических посылок с рационалистическими принципами Интерес к формально-логическим проблемам

Изображение слайда
1/1
52

Слайд 52: Наука и образование в средние века

Основные направления средневековой науки: Физико-космологическое (физика, математика, астрономия) Науки о душе Астрология и медицинские знания (а также учение о минералах и алхимия)

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
53

Слайд 53: Наука и образование в средние века

XI-XIII века – время появления первых университетов. Болонья, Париж, Монпелье, Кембридж, Оксфорд Три основных факультета: права, медицинский и богословский «Семь свободных искусств» Лекции и диспуты на латинском языке Административная автономия 1436 год – Иоганн Гуттенберг изобрел первый печатный станок

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
54

Слайд 54

В XII-XIV веках в Европе появились симптомы экономического кризиса Кризис сельского хозяйства, голод Кризис феодальной власти Столетняя война Всё более активные процессы централизации государств и формирования абсолютных монархий Начало расцвета бюргерства Предпосылки перехода к эпохе Возрождения

Изображение слайда
1/1
55

Последний слайд презентации: Культура Западноевропейского средневековья: Спасибо за внимание!

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже