Презентация на тему: Культура второй половины XVIII вв

Культура второй половины XVIII вв.
Образование
Культура второй половины XVIII вв.
Образование
Образование
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Екатери́на Рома́новна Да́шкова (1743-1810)
Издание словаря русского языка. Введение буквы "Ё"
Культура второй половины XVIII вв.
Леонард Эйлер ( 1707-1783 ) - крупнейший математик своего времени
Дании́л Берну́лли (1700-1782)
М.В.Ломоносов (1711— 1765)
Развитие географических знаний
Крашени́нников Степа́н Петро́вич
Культура второй половины XVIII вв.
Развитие медицины
Андре́й Тимофе́евич Бо́лотов (1738 - 1833) - писатель, учёный, мемуарист, философ-моралист, ботаник и лесовод, один из основателей агрономии и помологии
Русский изобретатель Иван Иванович Ползунов (1728 - 1766)
Иван Петрович Кулибин (1735-1818) — выдающийся русский механик-изобретатель.
Фролов Козьма Дмитриевич (1726-1800) - русский механик и изобретатель
Глинков Родион - русский механик и изобретатель
Культура второй половины XVIII вв.
Промышленные села
Промышленные села
Развитие гуманитарных наук
Татищев Василий Никитич (1686-1750)
Развитие русской истории
Развитие гуманитарных наук
Развитие гуманитарных наук
Литература
Литература
Литература
Литература
Литература
Литература. Публицистика.
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Русские просветители
Русские просветители XVIII в.
Культура второй половины XVIII вв.
Живопись XVIII века
Живопись XVIII века
Живопись XVIII века
Живопись XVIII века
Живопись XVIII века
Живопись XVIII века
Живопись XVIII века
Живопись XVIII века
Живопись XVIII века
Живопись XVIII века
Живопись XVIII века
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Скульптура
Скульптура
Скульптура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Усадьбы
Культура второй половины XVIII вв.
Театр
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Музыка
Вторая половина XVIII в.
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Скульптура
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Л.Эйлер
Первая половина XIX в.
Культура второй половины XVIII вв.
Печать. Библиотечное дело. Музеи.
Литература
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
Культура второй половины XVIII вв.
1/92
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 14)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (14770 Кб)
1

Первый слайд презентации: Культура второй половины XVIII вв

Колыганова Е.А.

Изображение слайда
2

Слайд 2: Образование

Вторая половина XVIII в. характеризуется ростом престижа образования при дворе, в высшем обществе и в более широких кругах. В особенности ярко эта тенденция проявилась в годы правления Екатерины II (1762 — 1796 гг.), разделявшей идеи Просвещения, главная из которых состоит в том, что образование - важнейшее средство преодоления не только несовершенства человеческой натуры, но и несправедливости общества. Культура России второй половины связана с эпохой Просвещения и развивалась как культура светская.

Изображение слайда
3

Слайд 3

Ива́н Ива́нович Бецко́й (1704 - 1795) — личный секретарь императрицы Екатерины II (1762—1779), президент Императорской Академии искусств (1763—1795), возглавлял комиссию по каменному строению в Санкт-Петербурге и Москве, русский государственный деятель. Развитие системы образования в Российской империи во многом связано с покровительством таких замечательных людей, как И.И. Шувалов и И.И. Бецкой (Бецкий) Ива́н Ива́нович Шува́лов (1727-1797) - русский государственный деятель, генерал-адъютант (1760), фаворит императрицы Елизаветы Петровны, меценат, основатель Московского университета и Петербургской Академии художеств. Член Российской академии (1783), один из создателей Академического словаря.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Образование

Образование во второй половине XVIII в., с одной стороны, остается сословным, а с другой - серьезно расширяется сеть образовательных учреждений. Культура России второй половины связана с эпохой Просвещения и развивалась как культура светская. Расширилась сеть закрытых учебных заведений для дворян для дворян. В губернских городах увеличилось число четырехклассных училищ, а в уездных — двухклассных школ. Солдатские дети обучались в солдатских школах. В духовных семинариях и школах обучались дети духовенства. Однако большинство населения России оставалось неграмотным. Морской шляхетский корпус (1752 г.) Пажеский корпус (1759 г.) Благородный пансион при Московском университете (1779 г.)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Образование

Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук ( _____ год) К ней в _______ г. присоединился основанный М.В. Ломоносовым при поддержке И.И. Шувалова Московский университет 1773 г. - Горное училище в Петербурге 1783 г. - Российская академия, занимавшаяся изучением филологических наук. Культура России второй половины связана с эпохой Просвещения и развивалась как культура светская. 1725 1755

Изображение слайда
6

Слайд 6

В России с императора Петра I начинаются заботы о принятии мер, содействующих развитию художеств. Пётр вызывает из-за границы граверов, живописцев, архитекторов, а затем предполагает открыть преподавание искусств в задуманной им «академии наук и курьёзных художеств». План Петра отчасти осуществился: в открытой при Екатерине I Академии наук было введено преподавание искусств — живописи и скульптуры. Академия наук при бедности условий, в которые поставлено было преподавание искусств, не могла образовать художников, но успела подготовить множество сведущих мастеров, успешно исполнявших делавшиеся академии заказы. Множество сделанных ими копий с известных картин знакомили общество с потребностями эстетическими. При Елизавете Петровне преподавание искусств в Академии наук было значительно поднято, что вызвало очень скоро мысль о необходимости учредить для этого образования самостоятельную школу, отдельно от Академии наук. С полным успехом развил эту мысль И. И. Шувалов, представивший императрице предложение о необходимости завести «особую трёх знатнейших художеств академию». Тогда и была основана Императорская Академия художеств.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Начало женскому образованию положило Воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Смольном монастыре (Смольный институт), основанное в 1764 г. (1765 – для мещанских девиц) Учреждение какого общества положило начало женскому образованию? В каком году? Воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Смольном монастыре (Смольный институт) 1764

Изображение слайда
8

Слайд 8: Екатери́на Рома́новна Да́шкова (1743-1810)

Урождённая Воронцова, в замужестве княгиня Дашкова. Одна из самых образованных женщин Европы, литератор и композитор. Подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, участница государственного переворота 1762 года. В 1783 г. она стала директором Петербургской академии наук и художеств, а в 1784 – директором Российской академии наук. Княгиня Екатерина Дашкова была первой женщиной в мире, которая руководила академией наук. Но главным ее достижением стало издание первого толкового словаря русского языка.

Изображение слайда
9

Слайд 9: Издание словаря русского языка. Введение буквы "Ё"

В 1783 году в доме директора Петербургской академии наук княгини Екатерины Романовны Дашковой состоялось одно из первых заседаний недавно созданной Российской академии, на котором присутствовали Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, И. И. Лепёхин, Я. Б. Княжнин, митрополит Гавриил и др. Обсуждался проект полного толкового славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии 6-томного «Словаря Академии Российской».

Изображение слайда
10

Слайд 10

XVIII в. — время огромных успехов научной мысли. Русская наука развивалась в общем русле мирового естествознания. Научными центрами второй половины столетия в России были Академия наук, Университет, Вольное экономическое общество.

Изображение слайда
11

Слайд 11: Леонард Эйлер ( 1707-1783 ) - крупнейший математик своего времени

Был академиком Петербургской Академии Наук. Хорошо знал русский язык и часть своих сочинений (особенно учебники) публиковал на русском. Первые русские академики-математики (С. К. Котельников) и астрономы (С. Я. Румовский) были учениками Эйлера. Леона́рд Э́йлер - швейцарский, немецкий и российский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук. Эйлер — автор более чем 800 научных работ. Почти полжизни Эйлер провёл в России, где внёс существенный вклад в становление российской науки.

Изображение слайда
12

Слайд 12: Дании́л Берну́лли (1700-1782)

выдающийся швейцарский физик-универсал и математик, сын Иоганна Бернулли, один из создателей кинетической теории газов, гидродинамики и математической физики. Работал в России с Эйлером.

Изображение слайда
13

Слайд 13: М.В.Ломоносов (1711— 1765)

У истоков российской науки стоял М.В. Ломоносов. Он не только совершил множество выдающихся открытий (закон сохранения энергии, существование атмосферы на Венере и др.), заложил основы изучения в России различных наук (геологии, минералогии, физики, химии), был новатором в горном деле, металлургии, изготовлении стекла и красок, являлся выдающимся деятелем искусства — автором поэтических и исторических произведений, но и внес громадный вклад в распространение просвещения. Энциклопедист — естествоиспытатель, поэт, художник, историк, физик, механик, химик, исследователь в других науках. «Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом". А.С.Пушкин о М.В.Ломоносове Наука и техника первый русский учёный -естествоиспытатель мирового значения

Изображение слайда
14

Слайд 14: Развитие географических знаний

С.И. Челюскин описал часть берега полуострова Таймыр В честь русских мореплавателей Д.Я. и Х.П. Лаптевых названо море Северного Ледовитого океана С.П. Крашенинников составил первое «Описание земли Камчатки» Г.И. Шелихов составил описание Алеутских островов и организовал освоение Аляски Экспедиция В. Беринга достигла пролива между Азией и Америкой, названного в его честь География стала обязательным предметом в учебных заведениях. В 1770-х гг. был издан «Географический лексикон Российского государства». Продолжалось активное освоение новых земель, было организовано пять крупных академических экспедиций. Лаптев Х.П. Наука и техника

Изображение слайда
15

Слайд 15: Крашени́нников Степа́н Петро́вич

Русский ботаник, этнограф, географ, путешественник, исследователь Сибири и Камчатки. Адъюнкт натуральной истории и ботаники Петербургской Академии наук (1745). Первый русский профессор натуральной истории и ботаники Академии наук (1750). Ректор Университета Академии наук и инспектор Академической гимназии (1750).

Изображение слайда
16

Слайд 16

Беринг Витус Йонассен (1681–1741), военный моряк, капитан-командор Российского флота, полярный мореплаватель и исследователь, руководитель крупнейшей в истории человечества исследовательской экспедиции; первым в мире плавал в водах всех четырех океанов и первым вывел российские корабли в открытый океан. Наука и техника

Изображение слайда
17

Слайд 17: Развитие медицины

Большой вклад в развитие медицины внесли хирург К.И. Щепин, педиатр С.Г. Забелин, основоположник русской эпидемиологии Д.С. Самойлович. Константи́н Ива́нович Ще́пин (1728 - 1770) — русский врач и ботаник в. Разработал научно обоснованную систему подготовки врачей, составил программы обучения для госпитальных школ. Ввёл обязательное преподавание анатомии на трупах. Забелин Семен Герасимович (1735 – 1802) - первый русский профессор Московского университета, занимался вопросами акушерства, гигиены, диагностикой и лечением разных внутренних болезней. Даниил Самойлович Самойлович (1744 -1805) — украинский медик, основатель эпидемиологии в Российской империи. Первым доказал возможность противочумной прививки. В 1768 г. в России осуществилась первая прививка от оспы. Подавая пример подданным, ее приказала сделать себе Екатерина II. Наука и техника

Изображение слайда
18

Слайд 18: Андре́й Тимофе́евич Бо́лотов (1738 - 1833) - писатель, учёный, мемуарист, философ-моралист, ботаник и лесовод, один из основателей агрономии и помологии (сортоведения) в России

Труд «О разделении полей» (1771) — первое руководство по введению севооборотов и организации сельскохозяйственных территорий. Выведение сортов плодовых культур. Разработка принципов лесоразведения и лесоиспользования. Мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова...» Андре́й Тимофе́евич Бо́лотов (1738 - 1833) - писатель, учёный, мемуарист, философ-моралист, ботаник и лесовод, один из основателей агрономии и помологии (сортоведения) в России. Наука и техника Его главным трудом стала книга «Изображения и описания различных пород яблок и груш».

Изображение слайда
19

Слайд 19: Русский изобретатель Иван Иванович Ползунов (1728 - 1766)

Выдающийся русский механик-самоучка И.И Ползунов в 1763 г. разработал проект первого в мире универсального теплового двигателя, также, на двадцать лет раньше Д. Уатта, он построил паротепловую установку для заводских нужд, однако действовала она недолго — начальство приказало ее сломать. Паровая машина И.Л.Ползунова

Изображение слайда
20

Слайд 20: Иван Петрович Кулибин (1735-1818) — выдающийся русский механик-изобретатель

Русский механик И.П. Кулибин создал зеркальный прожектор, семафорный телеграф, протезы для инвалидов, лифт, разработал проект одноарочного моста через р. Неву, но подавляющее большинство его проектов не было воплощено в жизнь.

Изображение слайда
21

Слайд 21: Фролов Козьма Дмитриевич (1726-1800) - русский механик и изобретатель

Фролов построил рудообогатительные машины, машину для сортировки сухой руды, канал, потоком воды которого последовательно приводились в движение водяные колёса, уникальную гидросиловую водоотливную систему. Изобретения К.Д. Фролова позволили механизировать многие производственные процессы в горнорудной промышленности. Они сохранились и частично используются до сих пор. Рудоподъёмная машина К. Д. Фролова

Изображение слайда
22

Слайд 22: Глинков Родион - русский механик и изобретатель

Глинков Родион в 1760 г. в Серпейске (ныне Калужской области) на своей прядильной фабрике впервые построил гребнечесальную и многоверетённую льнопрядильную машины, приводившиеся в действие водяными колёсами. Гребнечесальная машина Г., обслуживаемая двумя рабочими, заменяла труд 30 человек. Прядильная машина имела 30 веретён с катушками, вращающимися с большой для того времени скоростью (1260 об/мин ). В ней была применена механическая перемотка, т. е. использован принцип непрерывного прядения. Машина повышала производительность труда в пять раз. Гребнечесальная машина

Изображение слайда
23

Слайд 23

Изображение слайда
24

Слайд 24: Промышленные села

Павлово-Посад Текстиль, платки Гжель Фарфор, фаянс, керамика (кобальт на белом) Холуй Иконопись, миниатюры Палех Иконопись, миниатюры Жостово Подносы с цветочной росписью по черному

Изображение слайда
25

Слайд 25: Промышленные села

Павлово-Посад Текстиль, платки Гжель Фарфор, фаянс, керамика (кобальт на белом) Холуй Иконопись, миниатюры Палех Иконопись, миниатюры Жостово Подносы с цветочной росписью по черному

Изображение слайда
26

Слайд 26: Развитие гуманитарных наук

Учебным пособием по истории был «Краткий российский летописец» М.В. Ломоносова Гуманитарные науки во второй половине столетия представлены в основном историческими трудами. Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения – "Древняя Российская история", замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера (норманнист) "Происхождение имени и народа российского" (1749–1750) и "Краткий российский летописец" (1760). Исторические взгляды Ломоносова формировались в острой борьбе против норманнской теории, отрицавшей самостоятельное развитие русской государственности. 1760

Изображение слайда
27

Слайд 27: Татищев Василий Никитич (1686-1750)

Автор первого капитального труда по русской истории — «Истории Российской с древнейших времен» в 4-х томах Основатель Ставрополя-на-Волге (ныне Тольятти), Екатеринбурга и Перми. ; известный российский историк, географ, экономист и государственный деятель

Изображение слайда
28

Слайд 28: Развитие русской истории

М. М Щербатов, И.Н. Болтин создают труды по истории российского государства, в которых предпринята попытка выработать общую концепцию российской истории. Щербатов М.М. Болтин И.Н. Щерба́тов Михаи́л Миха́йлович (1733 - 1790) - князь, русский историк, публицист. Почётный член Санкт-Петербургской Академии Наук с 1776 г., член Российской академии. Болтин Иван Никитич (1735 -1792) - русский историк, гуманист, государственный деятель.

Изображение слайда
29

Слайд 29: Развитие гуманитарных наук

В.В. Крестинин и П.И. Рычков заложили основы источниковедения и исторического краеведения, М.Д. Чулков - экономической истории.

Изображение слайда
30

Слайд 30: Развитие гуманитарных наук

Проводились исследования о происхождении религии (Д.С. Аничков), по филологии (А.А. Барсов А.А. Барсов), началось чтение лекций по философии на русском языке (Н.Н. Попольский).

Изображение слайда
31

Слайд 31: Литература

Главным направлением середины — второй половины Х V III в. становится классицизм Высокий жанр эпическая поэма, трагедия, ода высокая комедия басня, фарс Средний жанр Низкий жанр Для этого стиля характерны строгие правила: 1. Разделение 2. Единство места, времени и действия 3. Изображение не конкретных людей, а типов — идеальных образов 4. Воспитательная направленность произведений Русский классицизм особое значение придавал высоким жанрам

Изображение слайда
32

Слайд 32: Литература

Главным направлением середины — второй половины ХУIII в. становится классицизм. Антиох Дмитриевич Кантемир Василий Кириллович Тредиаковский Александр Петрович Сумароков Михаил Матвеевич Херасков Василий Васильевич Капнист Гавриил Романович Державин Михаил Васильевич Ломоносов

Изображение слайда
33

Слайд 33: Литература

В жанре оды писали такие поэты, как М.В. Ломоносов, В.К. Тредьяковский («Телемахида»), Г.Р. Державин. При этом именно стараниями Тредьяковского и Ломоносова значительно был модернизирован  русский литературный язык, русская поэзия приобрела рифму и размер. Г.Р.Державина считают первым стихотворцем, использовавшим живую разговорную речь, что вывело его за узкие рамки классицизма. К традиции высокого жанра относится эпическая поэма В.К. Тредьяковского. Переход к просветительскому реализму

Изображение слайда
34

Слайд 34: Литература

Создателем русской драматургии можно назвать А.П. Сумарокова, творившего в середине XVIII в. Он писал не только классические трагедии («Хорев», «Ярополк и Димиза», «Дмитрий Самозванец» и др.), но и высокие комедии. В «Опекуне», например, автор высмеивал жадность и невежество. Но самым выдающимся русским драматургом второй половины XVIII в. являлся Д.И. Фонвизин. Комедии «Бригадир» и «Недоросль», классические по форме, являются реалистическим переосмыслением этого стиля. Переход к просветительскому реализму «Недоросль» является самым известным произведением и самой репертуарной пьесой XVIII века на русской сцене последующих веков. Это первая в истории русской драматургии социально-политическая комедия. Автор изобличает в ней пороки современного ему общества.

Изображение слайда
35

Слайд 35: Литература

изображение человеческих чувств, гуманное отношение к страстям и слабостям, наслаждение красотой природы. Возвышенное и величественное заменялось в нем трогательным. Главными жанрами сентиментализма были путешествие и чувствительная повесть. Особая заслуга в развитии этого стиля в России принадлежит Н.М. Карамзину — автору «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы». В 1770-х гг. в литературе на смену классицизму пришел сентиментализм. Для этого стиля характерны : Николай Михайлович Карамзин

Изображение слайда
36

Слайд 36: Литература. Публицистика

В 1790 г. А.Н. Радищев выпустил в свет 650 экземпляров прославившего его сочинения «Путешествие из Петербурга в Москву». По форме оно представляло собой крайне популярный жанр путевых заметок (путешествия), но по содержанию являлось первым революционным произведением русской литературы. "Ода Вольность", "Письмо к другу, живущему в Тобольске".

Изображение слайда
37

Слайд 37

Радищев не только жестко критиковал крепостничество и создавал галерею портретов помещиков, отвратительных в своих жестокости и самодурстве, не ограничивался человеческим сочувствием к крестьянам. Он говорил о том, что существование подобных несправедливых порядков — прямое следствие деспотического государственного строя и призывал крестьян добиться свободы насильственным путем, свергнув жестокую власть.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Вторая половина XVIII столетия — время господства публицистики в литературе. Резко повысился престиж образования в дворянских кругах. Просветительские сочинения были популярны и востребованы. Журналы Издатели «Трудолюбивая пчела» А.П. Сумароков "Полезное увеселение", "Свободные часы", "Невинное упражнение", "Доброе намерение" и "Собрание лучших сочинений". М.М. Херасков, при Московском университете «Всякая всячина» Г. В. Козицкий, секретарь императрицы Екатерины II «Трутень», «Пустомеля», «Живописец» Н.И. Новиков «Почта духов» И.А.Крылов «Зритель» И.А.Крылов, И.А.Дмитревский, А.И.Клушин и П.А.Плавильщиков

Изображение слайда
39

Слайд 39: Русские просветители

К первым принадлежала сама императрица Екатерина II. Ее перу принадлежат несколько десятков литературных произведений, среди которых сатирические комедии («О время», «Именины госпожи Ворчалкиной» и др.), поучительные сказки («О царевиче Хлоре» и т.д.), статьи в журналах «Всякая всячина» и «Собеседнике любителей российского слова», дидактические сочинения. Основной идеей творчества государыни была критика нравственных пороков и невежества. Лидером радикального направления был основоположник отечественной журналистики, просветитель Н.И. Новиков. Его сатирические журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец», «Кошелек» критиковали крепостное право, обличали невежество и безнравственность. Последователей идей Просвещения в России можно разделить на умеренных и радикальных. Подобных же взглядов придерживались И.И. Бецкой (реформатор системы учебно-воспитательных учреждений), А.П. Сумароков и др. Они ставили на первое место просвещение дворянства и народа как необходимое условие подготовки введения просвещенным монархом свобод и отмены крепостного права. Каждая третья книга - из типографии Новикова.

Изображение слайда
40

Слайд 40: Русские просветители XVIII в

Козельский Яков Павлович (около 1728- после 1793), русский просветитель, философ-материалист. Перевел на русский язык несколько иностранных книг исторического содержания. Переводы сопровождал предисловиями и примечаниями, в которых отразились гуманизм и религиозное свободомыслие. В 1768 издал "Философические предложения", в которых выступал как противник схоластики, идеализма и теологии. Отвергая деспотизм, К. все же склонялся к идее "просвещенного монарха" и в то же время оправдывал активное вмешательство народа в устройство собственной судьбы. Идеалом К. было основанное на труде  общество, в котором нет ни роскоши, ни нищеты, частная собственность существует, но ограничивается личным трудом и заслугами перед согражданами. ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович (? –1789) – рус. просветитель, разрабатывавший вопросы социологии и права. Впервые начал разработку рус. права. Отрицательно относился к феод.-крепостнич. и абсолютистским порядкам, высказываясь за ограничение рус. самодержавия.

Изображение слайда
41

Слайд 41

За XVIII век русская журналистика постепенно окрепла, вошла в общественный обиход и заняла заметное место в социальной жизни. От информативных рукописных газет до "Живописца" и "Почты духов" - таков путь русской журналистики 18 века. Основная масса изданий, конечно же, была обречена на кратковременное существование, не было еще достаточного издательского опыта. Но газеты и журналы, выходившие в этот период, позволили определить место публицистики в развитии русской общественной мысли.

Изображение слайда
42

Слайд 42: Живопись XVIII века

В изобразительном искусстве второй половины XVIII в., также как и в архитектуре, спорили пышность барокко и строгие рамки классицизма. Но множество талантливых мастеров этого периода творчески переосмыслили художественные каноны и правила, создавая свои произведения. Жанры живописи Художники Портретная Рокотов, Боровиковский, Левицкий Пейзажная Щедрин Историческая и мифологическая Лосенко Батальная Иванов Натюрмортная Теплов, Богомолов Бытовая Ермёнов, Шибанов

Изображение слайда
43

Слайд 43: Живопись XVIII века

Ро́котов Фёдор Степа́нович (1735 - 1808) русский художник, портретист, представитель стиля рококо. Парадные портреты Екатерины II Портрет В.И.Майкова Портрет П.Н.Ланской Портрет И.И.Шувалова Основным жанром являлись парадные портреты, созданные в стиле классицизма Портрет Струйской

Изображение слайда
44

Слайд 44: Живопись XVIII века

Боровиковский Владимир Лукич (1757 - 1825) русский художник, портретист. Портрет М.И.Лопухиной Портрет вице-канцлера князя А.Б.Куракина Портрет А. Г. и А. А. Лобановых-Ростовских

Изображение слайда
45

Слайд 45: Живопись XVIII века

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735 - 1822) русский художник, мастер парадного и камерного портрета. Портрет Нелидовой Екатерина II — законодательница в храме Правосудия. Портрет Прокопия Демидова

Изображение слайда
46

Слайд 46: Живопись XVIII века

Лосенко Антон Павлович (1737 - 1773) Русский художник, портретист. Основоположник русской исторической живописи. Портрет актера Федора Григорьевича Волкова Прощание Гектора с Андромахой Владимир и Рогнеда

Изображение слайда
47

Слайд 47: Живопись XVIII века

Щедрин Сильвестр Феодосиевич (1791 - 1830) русский художник, пейзажист, представитель романтизма "Вид с Петровского острова в Петербурге" Вид на Гатчинский дворец и парк. Итальянский пейзаж.

Изображение слайда
48

Слайд 48: Живопись XVIII века

Иванов Михаил Матвеевич (1791 - 1830) Автор пейзажей, батальных и бытовых сцен Российская эскадра под командованием Ф.Ф.Ушакова, идущая Константинопольским проливом. 1799

Изображение слайда
49

Слайд 49: Живопись XVIII века

Теплов Григорий Николаевич (1717 - 1779) Российский государственный деятель и писатель. Действительный член Академии наук и художеств ; почётный член Императорской Академии наук и художеств, фактический руководитель Академии в 1746—1762. Автор натюрмортов. Натюрморт с нотами и попугаем. 1737

Изображение слайда
50

Слайд 50: Живопись XVIII века

Богомолов Петр Гаврилович (1707 - ?) русский художник, автор натюрмортов. http://www.liveinternet.ru/users/blez/post79667646/ http://blabforum.ru/index.php?showtopic=4399

Изображение слайда
51

Слайд 51: Живопись XVIII века

Ерменёв Иван Алексеевич (1746 – после 1792) русский художник, бытовой жанр. Нищая с девочкой-поводырем. Обед (Крестьяне за обедом) Нищий и нищая Поющие слепцы

Изображение слайда
52

Слайд 52: Живопись XVIII века

Шибанов Михаил ? (? - 1789) русский художник, портретист, бытовой жанр. Празднество свадебного договора. Крестьянский обед. Портрет Екатерины II в дорожном костюме.

Изображение слайда
53

Слайд 53

Портретная Пейзажная Историческая и мифологическая Батальная Натюрмортная Бытовая Жанры живописи Художники Рокотов, Боровиковский, Левицкий Щедрин Лосенко Иванов Теплов, Богомолов Ермёнов, Шибанов

Изображение слайда
54

Слайд 54

Жанры живописи Художники Рокотов, Боровиковский, Левицкий Щедрин Лосенко Иванов Теплов, Богомолов Ермёнов, Шибанов Портретная Пейзажная Историческая и мифологическая Батальная Натюрмортная Бытовая

Изображение слайда
55

Слайд 55: Скульптура

Этье́н Мори́с Фальконе́ (1716 - 1791) — французский скульптор. Всю жизнь Фальконе мечтал о создании монументального произведения, — воплотить эту мечту ему удалось в России. По совету Дидро императрица Екатерина II поручила скульптору создание конного памятника Петру I. Фальконе решил представить самого царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло. В статуе царя, усмиряющего коня, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка Петра, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли. Памятник Петру Великому Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I. Автор - Э.М. Фальконе. Надпись «Petro primo Catharina secunda» («Петру Первому Екатерина Вторая») сделана по предложению Фальконе.

Изображение слайда
56

Слайд 56: Скульптура

Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов и относятся к жанру классицизма. Скульптура Серия психологических скульптурных портретов. Автор – Федот Иванович Шубин. Мраморная статуя Екатерины II Генерал -фельдмаршал граф П. А. Румянцев-Задунайский. М.В.Ломоносов Портрет вице-канцлера князя А.М.Голицына. Павел I

Изображение слайда
57

Слайд 57: Скульптура

КОЗЛОВСКИЙ Михаил Иванович (1753-1802), русский скульптор и рисовальщик. Представитель классицизма. Творчество Козловского проникнуто просветительскими идеями, возвышенным гуманизмом, яркой эмоциональностью (статуя для каскада в Петергофе «Самсон, раздирающий пасть льва», 1800-02 памятник А. В. Суворову в Санкт-Петербурге, 1799-1801). Памятник А.В.Суворову Примером классицизма в скульптуре является творчество М.И.Козловского.

Изображение слайда
58

Слайд 58: Архитектура

Классицизм Барокко Середина XVIII в. Вторая половина XVIII в. пышность и вычурность сооружений, яркий декор, стремление к грандиозности и монументальности зданий. использование античного наследия, строгость линий, соразмерность пропорций, симметрия Ф.Б. Растрелли (иногда его творческий стиль относят к рококо — высшему проявлению барокко) Д.В. Ухтомский С.И. Чевакинский В архитектурных сооружениях этого стиля выражались не только пышность придворного быта, но и могущество Российской империи, радость познания открывшейся человеку грандиозности мира. В.И. Баженов М.Ф. Казаков И.Е. Старов Дж. Кваренги

Изображение слайда
59

Слайд 59: Архитектура

Растрелли Варфоломей Варфоломеевич (1700 - 1771) Зимний дворец 1754-1762 гг. Екатерининский дворец в Царском Селе 1752-1757 гг. Собор Смольного монастыря 1748-1764 гг.

Изображение слайда
60

Слайд 60: Архитектура

Ухтомский Дмитрий Васильевич (1719 - 1784) Колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1741-1769 гг. «Дом-комод» на Покровке, 1766 г. Д. В. Ухтомский. Триумфальные Красные ворота в Москве. 1753-57. Не сохранились. Деятельность Ухтомского, бывшего фактически главным московским архитектором, сыграла важную роль в упорядочении планировки и застройки города. Крупный педагог, создатель первой в России архитектурной школы, где учились М. Ф. Казаков, А. Ф. Кокоринов, И. Е. Старов и др.

Изображение слайда
61

Слайд 61: Архитектура

Чеваки́нский Савва Иванович (1709 – 1774-80?) Русский архитектор, представитель стиля барокко. Работал в Санкт-Петербурге и Царском Селе. Никольский военно-морской собор в Петербурге, 1753-1762 гг.

Изображение слайда
62

Слайд 62: Архитектура

Баженов Василий Иванович (1737 - 1799) российский архитектор, художник, теоретик архитектуры и педагог, представитель классицизма. Дом Пашкова, 1784-1786 гг. Михайловский замок Архитектурный ансамбль в Царицыно

Изображение слайда
63

Слайд 63: Архитектура

Казаков Матвей Федорович (1738 - 1812) Сенат в Московском кремле Петровский дворец в Москве Церковь Филиппа Митрополита (1777-1788 гг.). Дом князей Долгоруких (Колонный зал) - передан Благородному собранию Старое здание Московского университета

Изображение слайда
64

Слайд 64: Архитектура

Старов Иван Егорович (1745 - 1808) Таврический дворец в Петербурге, 1783-1789 гг. русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Троицкий собор Александро-Невской лавры, 1778-1790 гг.

Изображение слайда
65

Слайд 65: Архитектура

Кваренги Джакомо (итал.) (1744 - 1817). В России с 1780 г. Известный архитектор и живописец, один из ярких представителей классицизма в русской архитектуре. Смольный институт благородных девиц. Императорский Эрмитажный театр Александровский дворец в Царском селе, 1792-1796 гг. Здание Академии наук

Изображение слайда
66

Слайд 66: Усадьбы

XVIII в. - век развития усадебных комплексов: 1 2 3 4 1) Архангельское, 2) Кусково, 3) Останкино, 4) Измайлово.

Изображение слайда
67

Слайд 67

"В гранит оделася Нева" - гранитные берега Невы. Решетки Летнего сада

Изображение слайда
68

Слайд 68: Театр

Первый профессиональный театр был открыт Ф.Г. Волковым в Ярославле в 1750 г. Федор Григорьевич Волков

Изображение слайда
69

Слайд 69

В это время появились первые профессионально- художественные училища, в том числе Балетная школа при Московском воспитательном доме (1773 г.) и Музыкальные классы Академии художеств (1764 г.). Профессиональный театр выходит на первый план. Ведущим драматическим театром с 1756 г. стал созданный на базе театра Ф. Волкова «Русский для представлений трагедий и комедий театр» (будущий Александринский). Труппу возглавил Федор Волков, а после его смерти в 1763 году - русский актер И.А. Дмитревский. Директором театра был драматург А.П.Сумароков. В 1779 г. известный русский актер И.А. Дмитревский открыл в Петербурге на Царицыном лугу (Марсовом поле) частный театр. Здесь впервые поставлены пьесы Д.И. Фонвизина. Театр Во второй половине XVIII в. театр прибрел в России огромную популярность. В XIX веке театр получил специальное здание, которое было построено по проекту архитектора К.И.Росси в 1828- 1832 годы.

Изображение слайда
70

Слайд 70

В 1776 г. были утверждены постоянные штаты балетной труппы. В 1780 г. в Москве открыт Большой Петровский театр, в котором помимо драматических спектаклей осуществлялись оперные и балетные постановки. В 1783 г. открыт публичный государственный театр ( Большой или Каменный ) в Петербурге. Театр Большой Петровский театр. С гравюры 1780 г. Большой (Каменный) театр в Санкт-Петербурге в 1790 г.

Изображение слайда
71

Слайд 71

Среди крепостных театров наибольшей популярностью пользовался театр Шереметевых, прославившийся искусством драматической актрисы и певицы П.И. Жемчуговой (Ковалевой) и балерины Т.В. Гранатовой (Шлыковой). Н.П.Шереметев П.И.Ковалева-Жемчугова Театр Практически в каждом зажиточном имении в это время был театр, составленный из крепостных. Многие крепостные актеры получили специальную подготовку. Крепостной театр из любительского стал превращаться в профессиональный и впоследствии стал основой русской провинциальной сцены.

Изображение слайда
72

Слайд 72: Музыка

Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться национальная композиторская школа. Многие первые отечественные композиторы (Е.И. Фомин, М.С. Березовский, Д.С. Бортнянский) учились у итальянцев. Им удалось совместить европейский музыкальный опыт с национальными традициями. Наибольшее развитие получила светская профессиональная музыка, что привело к формированию новых жанров. Появились бытовая опера — М.М. Соколовский создал сочинение «Мельник-колдун, обманщик и сват». Песенная опера на национальные русские сюжеты представлена творенями Е.И. Фомина «Новгородский богатырь Боеслаевич» и «Ямщики на подставе». Романтическая традиция нашла отражение в романсе О.А. Козловского «Российские песни». Музыка

Изображение слайда
73

Слайд 73: Вторая половина XVIII в

1755 г. - основание Московского университета. Инициатива - Ломоносов, поддержка - Шувалов. 1757 г. - Академия художеств. Шувалов 1764 г. - Воспитательный общество благородных девиц при Смольном монастыре, Петербург. (1765 – для мещанских девиц) Воспитательный дом. И.И.Бецкой. Дашкова. Академия русского языка. Издание словаря русского языка. Введение буквы "Ё". Училища для бедных детей и сирот

Изображение слайда
74

Слайд 74

+ сатирическое направление: Фонвизин, Крылов + сентиментализм: Карамзин

Изображение слайда
75

Слайд 75

Петербург. Расстрелли. Зимний дворец, Смольный монастырь. Москва. Ухтомский. Красные Ворота. Колокольня в Троицко-Сергиевом монастыре.К концу века - классицизм вместо барокко. Петербург. Старов. Александро-Невская лавра, Таврический дворец. Москва. Баженов. Дом Пашкова. Казаков Петербург. Кваренго. Академия художеств XVIII в. - век развития усадебных комплексов. Архангельское, Кусково, Останкино, Измайлово. "В гранит оделася Нева" - гранитные берега Невы. Решетки Летнего решетки. Кижи.

Изображение слайда
76

Слайд 76

Расцвет портретной живописи. Левицкий Боровиковский Рокотов - портрет Струйской. Семья Аргуновых - крепостных Шереметева. Художник Аргунов - галерея портретов крепостных актеров. Прасковья Жемчугова. Впервые появлятся крестьянская тема в живописи. Шибанов, Ерменев. Зарождение жанровой живописи. Шубин. Павел, Ломоносов, Потемкин.

Изображение слайда
77

Слайд 77: Скульптура

Фальконе. Медный всадник. "Петру I - Екатерина II" Козловский. Памятник Суворову в виде Марса. Шубин

Изображение слайда
78

Слайд 78

Манифесты Пугачева - "образцы народного красноречия".

Изображение слайда
79

Слайд 79

1750 г. – Ф. Волков, Ярославль - первый русский профессиональный театр. Крепостные театры. Прасковья Жемчугова. 1756 г. - Волков, Петербург. 1783 г. – публичный государственный театр (Большой или Каменный) 1780 – Петровский (императорский) театр

Изображение слайда
80

Слайд 80

Бецкой. Инициатор системы женского образования в России. Шувалов. Университетское образование. Новиков, Козельский, Десницкий, Радищев. Новиков: "Трутень", "Живописец", "Пустомеля", "Кошелёк". Каждая третья книга - из Типографии Новикова. Радищев. "Ода Вольность", "Письмо к другу, живущему в Тобольске", "Путешествие из Петербурга в Москву".

Изображение слайда
81

Слайд 81

Эйлер. Математик. Бернулли. Физик. Ползунов - паровая машина. Кулибин. Изобретатель Глинков. Чесальная и прядильная машины. Щербатов, Болтин, Карамзин. Историки.

Изображение слайда
82

Слайд 82: Л.Эйлер

Собравшиеся в 1725 г. в Петербурге ученые составили сильный научный коллектив, из которого особую известность получили Д. Бернулли (1700-1782) и Л. Эйлер (1707-1783). Даниил Бернулли и Леонард Эйлер были не только крупными математиками, но и естествоиспытателями, оставившими глубокий след в механике и физике. Широта научных интересов Эйлера поразительна: он занимался различными областями математики, механики, астрономии, физики, техники и даже сельского хозяйства. Его интересовали проблемы логики, философии, статистики. Каталог его сочинений содержит около 900 названий. Даниил Бернулли является автором знаменитой «Гидродинамики», вышедшей в 1738 г. Оттуда вошло в учебники известное «уравнение Бернулли»; здесь был дан вывод закона Бойля — Мариотта на основе кинетической модели газа. Широкой известностью пользовались в свое время физики Бильфингер и Крафт. Последний основал в академии физический кабинет, в котором сам начал экспериментировать. Ему принадлежит одна из первых калориметрических формул для определения температуры смеси горячей и холодной воды.

Изображение слайда
83

Слайд 83: Первая половина XIX в

Высшее. 6 учебных округов (указ 1803 г. ). В каждом – университет. 1804 г. – Казанский университет 1819 г. – Петербургский университет МУ: 1811 – 215 студентов, 1831 – 814 Царскосельский лицей (Петербург), Демидовский лицей (Ярославль) 1815 г. – Институт Восточных языков (Лазаревы); научно-технические ВУЗы (Московское техническое училище, Инженерная академия) под покровительством НI. Среднее. Приходские школы (государственные крестьяне). Уездные училища (город. население недворянского происхождения). Гимназии : 1824 – 24, 1854 – 43. Одна и та же программа, учебники. Дворяне: частные пансионах, гувернеры (1812 г.: офицеры - домой, солдаты - гувернеры) Женское образование. Смольный институт благородных девиц. М., СПб, Н.-Нов., Сар., Ирк, Астр. Народное образование. медленно! < горожан – грамотная, крестьяне – 5%. «Не редкость теперь образованные и даже просвещенные люди из купеческого и мещанского сословия» ( В.Г.Белинский, 40-е гг. XIX в.)

Изображение слайда
84

Слайд 84

Общества: Русское географическое, Минералогическое, Химическое, Математическое, Истории и древностей Российских Книгопечатание: Начало XIX в. – 13 государственных типографий. 30-е – 40-е гг. XIX в. – частное книгоиздательство. А.Ф.Смирдин.

Изображение слайда
85

Слайд 85: Печать. Библиотечное дело. Музеи

Государственные «Санкт-Петербургские ведомости», «Московские ведомости». Частные газеты: «Северная Пчела», «Литературная газета». Общественно-политический журнал «Вестник Европы» (Карамзин) Патриотический журнал «Сын Отечества» Литературно-художественные журналы «Современник», «Отечественные записки» 1814 г., СПб – первая публичная библиотека Первая ½ XIX в. – общедоступные музеи. Более быстрое развитие музейного дела в провинции. 1852 г. – Эрмитаж 1861 г. – Румянцевская библиотека (основа Ленинки)

Изображение слайда
86

Слайд 86: Литература

Принципы : народность, гуманистические идеалы, гражданственность, народное самосознание, патриотизм, социальная справедливость. Рубеж XVIII-XIX вв. – сентиментализм вместо классицизма. Г.Р.Державин (в конце творчества), Н.М.Карамзин («Бедная Лиза»). 10-е годы XIX в. - романтизм вместо сентиментализма (война 1812 г.) «Салонный» - В.Жуковский. «Гражданский» – К.Ф.Рылеев, В.К.Кюхельбекер. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов. Вторая ¼ XIX в. – реализм. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Реализм – определяющее литературное направление. А.C.Пушкин, А.С.Грибоедов, М.Ю.Лермонтов («ГНВ»), Н.В.Гоголь («Ревизор», «Мёртвые души»), Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, И.А.Гончаров. Журналы : «Современник» (основатель – А.С.Пушкин, с 1847 г. – Н.А.Некрасов и В.Г.Белинский). «Отечественные записки» (И.С.Тургенев, А.В.Кольцов, Н.А.Некрасов, М.Е.Салтыков-Щедрин). Литературная критика. Жесткая цензура. 1826 г. – цензурный Устав («чугунный»).

Изображение слайда
87

Слайд 87

Первая половина XIX в. – поздний классицизм. Характерно создание крупных и завершенных ансамблей. Петербург. Адмиралтейство – А.Д.Захаров Ансамбль стрелки Васильевского острова – Том де Томон. Казанский собор – А.Н.Воронихин. Исаакиевский собор – Монферран. Генеральный штаб, Сенат, Синод, Александровский театр, Михайловский дворец – К.Росси. Москва. Манежная площадь, Университет, Манеж, Александровский сад, ансамбль Театральной площади – О.И.Бове. Манеж – для встречи русских войск после заграничного похода 1813-14 гг. Неглинка убрана под землю. Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, храм Христа Спасителя – К.А.Тон. Храм Христа Спасителя – символ победы русских в войне 1812 г. Желярди Конец первой ½ XIX в. – кризис классицизма. Распространение «русско-византийского стиля» (Большой Кремлевский дворец, храм Христа Спасителя)

Изображение слайда
88

Слайд 88

Утверждаются романтизм и реализм. Официальное направление – академический классицизм. О.А.Кипренский В.А.Тропинин – портреты (Пушкин, Жуковский). К.П.Брюллов – историческая живопись, портрет, пейзаж. «Последний день Помпеи». А.А.Иванов. «Явление Христа народу». 20 лет создания. А.Г.Веницианов – бытовая живопись. Крестьяне. Приукрашенность. «На пашне (Весна)». П.А.Федотов – жанровая живопись. Сатира. «Гоголь в живописи». «Сватовство майора», «Свежий кавалер

Изображение слайда
89

Слайд 89

П.А.Мартос: Памятник Минину и Пожарскому. Монферран: Колонна на Дворцовой площади, СПб. Колонна = памятник Александру I и монумент в честь победы 1812 г. И.П.Витали: Фонтаны Театральной площади. П.К.Клодт: Конные фигуры на Аничковом мосту, конная статуя Николая I, СПб.

Изображение слайда
90

Слайд 90

Поиск собственных путей самовыражения. Развитие национальной музыкальной школы Русский романс. А.А.Алябьев – «Соловей», А.Е.Варламова – «Красный сарафан», А.Л.Гурлиева – «Матушка-голубушка». М.И.Глинка. Музыка к опере «Жизнь за царя» Н.В.Кукольника, опере «Руслан и Людмила», романс "Я помню чудное мгновенье" А.С.Пушкина. А.С.Даргомыжский. Опера «Русалка»

Изображение слайда
91

Слайд 91

Крепостные (Шереметевы, Апраксины, Юсуповы). Государственные. Петербург: Александринский и Мариинский Москва: Большой и Малый Классицизм и сентиментализм: первые десятилетия XIX в. - В.А.Озеров. Исторические пьесы Романтизм : Ф.Шиллер, В.Шекспир и др. русские и зарубежные авторы. Н.В.Кукольник. Исторические пьесы. Д.И.Фонвизин и И.А.Крылов. Комедии. В.А.Каратыгин – Гамлет. П.С.Мочалов. Роли в постановках по Шиллеру, Шекспиру. Реализм : 30-е – 40-е гг. XIX в. Н.В.Гоголь. «Ревизор». НI: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне – больше всех!» А.С.Грибоедов. «Горе от ума». М.С.Щепкин. Малый театр. Роли Городничего («Ревизор»), Фамусова («ГоУ»). Е.С.Семенова. Трагическая актриса. А.Е.Мартынов. Александрийский театр. Хлестаков («Ревизор»), Митрофанушка («Недоросль»).

Изображение слайда
92

Последний слайд презентации: Культура второй половины XVIII вв

Дифференциация науки (гуманитарные/естественные). Химия: Н.Н.Зинин. Геометрия: Н.И.Лобачевский. Электрохимия, гальвонапластика: В.В.Петров, Б.С.Якоби Физика: Е.А., М.Е.Черепановы (паровой двигатель). Металлургия: П.П.Аносов. Астрономия: В.Я.Струве (звезды на Млечном пути). 1839 г. -Пулковская обсерватория (СПб). Хирургия: Н.И.Пирогов, наркоз ( 1847 ). История: Н.М.Карамзин – «История Государства Российского» ( 1816-1826 гг. ) Интерес к памятникам древнерусской литературы. 1800 г. – первое издание «Слова о полку Игореве». Т.Н.Грановский, М.П.Погодин, К.Д.Кавелин. Русский яз.: Пушкин, Лер., Гог. (усовершенствование). Н.И.Греч – «Практическая русская грамматика», выбран членом-корреспондентом Петербургской АН. География: И.Ф.Крузенштерн - Ю.Ф.Лисянский – первое русское кругосветное плавание. Ф.Ф.Беллинсгаузен - М.П.Лазарев – открытие Антарктиды. В.М.Головнин – исследование Курильских островов; Г.И.Невельский – устье Амура, пролива Сахалином/материк, Сахалин - остров.

Изображение слайда