Презентация на тему: Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:

Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:
1/80
Средняя оценка: 4.6/5 (всего оценок: 95)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (331912 Кб)
1

Первый слайд презентации

Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки: Маховиков Д.В. https://vk.com/d_makhovikov Сообщество для подготовки к ЕГЭ: https://vk.com/clubege2019history

Изображение слайда
2

Слайд 2

1470-е 1480-е 1450-е 1460-е 1430-е 1440-е 1410-е 1420-е 1390-е 1400-е 1370-е 1380-е 1350-е 1360-е 1330-е 1340-е 1310-е 1320-е 1300-е 1530-е 1510-е 1520-е 1490-е 1500-е 9 0 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >1380 «Задонщина» (Софоний Рязанец ) ~ 1474 «Хождение за три моря» (Афанасий Никитин) 1360-1361 Церковь Федора Стратилата (Новгород) 1374 Церковь Спаса на Ильиной улице (Новгород) 1378-1405 Феофан Грек работает на Руси 1508 Архангельский собор ( Алевиз Новый) и Колокольня «Иван Великий» (Бон Фрязин ) 1532 Церковь Вознесения в Коломенском. Первый шатровый храм 1400 Успенский собор в Звенигороде 1423 Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря 1479 Успенский собор (Аристотель Фиораванти) ~ 1390-1430 Работы Андрея Рублева 1467-1503 Работы Дионисия 1490-1531 Дискуссия иосифлян и нестяжателей Культура Руси в XIV- начале XVI вв. (1304-1533 гг.) XIV век Переход с пергамента на бумагу >13 18 «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» 1502-1503 Роспись Дионисием собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря 1425-1427 Роспись Андреем Рублевым Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Создание «Троицы Ветхозаветной» 1367 Строительство белокаменного Московского Кремля 1326-1333 Успенский собор в Москве времен Ивана Калиты 1339 Строительство деревянных укреплений Московского Кремля 1489 Благовещенский собор (псковские зодчие) 1-й период – первая половина XIV века. Спустя полвека после глубокого упадка материальной и духовной культуры, связанного с нашествием Батыя 1237-1240 гг., в первой половине XIV в. наблюдаются первые признаки возрождения. Возобновляется каменное строительство, появляются новые центры летописания: Москва и Тверь. Этапы развития русской культуры в XI V –XV вв.

Изображение слайда
3

Слайд 3

1470-е 1480-е 1450-е 1460-е 1430-е 1440-е 1410-е 1420-е 1390-е 1400-е 1370-е 1380-е 1350-е 1360-е 1330-е 1340-е 1310-е 1320-е 1300-е 1530-е 1510-е 1520-е 1490-е 1500-е 9 0 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >1380 «Задонщина» (Софоний Рязанец ) ~ 1474 «Хождение за три моря» (Афанасий Никитин) 1360-1361 Церковь Федора Стратилата (Новгород) 1374 Церковь Спаса на Ильиной улице (Новгород) 1378-1405 Феофан Грек работает на Руси 1508 Архангельский собор ( Алевиз Новый) и Колокольня «Иван Великий» (Бон Фрязин ) 1532 Церковь Вознесения в Коломенском. Первый шатровый храм 1400 Успенский собор в Звенигороде 1423 Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря 1479 Успенский собор (Аристотель Фиораванти) ~ 1390-1430 Работы Андрея Рублева 1467-1503 Работы Дионисия 1490-1531 Дискуссия иосифлян и нестяжателей Культура Руси в XIV- начале XVI вв. (1304-1533 гг.) XIV век Переход с пергамента на бумагу >13 18 «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» 1502-1503 Роспись Дионисием собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря 1425-1427 Роспись Андреем Рублевым Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Создание «Троицы Ветхозаветной» 1367 Строительство белокаменного Московского Кремля 1326-1333 Успенский собор в Москве времен Ивана Калиты 1339 Строительство деревянных укреплений Московского Кремля 1489 Благовещенский собор (псковские зодчие) 2-й этап – середина XIV в. – середина XV в. Второй этап характеризуется хозяйственным подъемом, укреплением княжеской государственности, появлением новых политических центров, борьбой за объединение. Осознается единство русской земли. Постепенно преодолевается замкнутость русской культуры. Этапы развития русской культуры в XI V –XV вв.

Изображение слайда
4

Слайд 4

1470-е 1480-е 1450-е 1460-е 1430-е 1440-е 1410-е 1420-е 1390-е 1400-е 1370-е 1380-е 1350-е 1360-е 1330-е 1340-е 1310-е 1320-е 1300-е 1530-е 1510-е 1520-е 1490-е 1500-е 9 0 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >1380 «Задонщина» (Софоний Рязанец ) ~ 1474 «Хождение за три моря» (Афанасий Никитин) 1360-1361 Церковь Федора Стратилата (Новгород) 1374 Церковь Спаса на Ильиной улице (Новгород) 1378-1405 Феофан Грек работает на Руси 1508 Архангельский собор ( Алевиз Новый) и Колокольня «Иван Великий» (Бон Фрязин ) 1532 Церковь Вознесения в Коломенском. Первый шатровый храм 1400 Успенский собор в Звенигороде 1423 Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря 1479 Успенский собор (Аристотель Фиораванти) ~ 1390-1430 Работы Андрея Рублева 1467-1503 Работы Дионисия 1490-1531 Дискуссия иосифлян и нестяжателей Культура Руси в XIV- начале XVI вв. (1304-1533 гг.) XIV век Переход с пергамента на бумагу >13 18 «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» 1502-1503 Роспись Дионисием собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря 1425-1427 Роспись Андреем Рублевым Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Создание «Троицы Ветхозаветной» 1367 Строительство белокаменного Московского Кремля 1326-1333 Успенский собор в Москве времен Ивана Калиты 1339 Строительство деревянных укреплений Московского Кремля 1489 Благовещенский собор (псковские зодчие) 2-й этап – середина XIV в. – середина XV в. Складываются противостоящие друг другу московское и тверское летописание. Появляется цикл литературных памятников, связанных с Куликовской битвой. Достигает расцвета новгородское зодчество. Создаются шедевры фресковой живописи и иконописи – произведения Феофана Грека и Андрея Рублева. Этапы развития русской культуры в XI V –XV вв.

Изображение слайда
5

Слайд 5

1470-е 1480-е 1450-е 1460-е 1430-е 1440-е 1410-е 1420-е 1390-е 1400-е 1370-е 1380-е 1350-е 1360-е 1330-е 1340-е 1310-е 1320-е 1300-е 1530-е 1510-е 1520-е 1490-е 1500-е 9 0 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >1380 «Задонщина» (Софоний Рязанец ) ~ 1474 «Хождение за три моря» (Афанасий Никитин) 1360-1361 Церковь Федора Стратилата (Новгород) 1374 Церковь Спаса на Ильиной улице (Новгород) 1378-1405 Феофан Грек работает на Руси 1508 Архангельский собор ( Алевиз Новый) и Колокольня «Иван Великий» (Бон Фрязин ) 1532 Церковь Вознесения в Коломенском. Первый шатровый храм 1400 Успенский собор в Звенигороде 1423 Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря 1479 Успенский собор (Аристотель Фиораванти) ~ 1390-1430 Работы Андрея Рублева 1467-1503 Работы Дионисия 1490-1531 Дискуссия иосифлян и нестяжателей Культура Руси в XIV- начале XVI вв. (1304-1533 гг.) XIV век Переход с пергамента на бумагу >13 18 «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» 1502-1503 Роспись Дионисием собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря 1425-1427 Роспись Андреем Рублевым Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Создание «Троицы Ветхозаветной» 1367 Строительство белокаменного Московского Кремля 1326-1333 Успенский собор в Москве времен Ивана Калиты 1339 Строительство деревянных укреплений Московского Кремля 1489 Благовещенский собор (псковские зодчие) 3-й этап – вторая половина XV в. – начало XVI в. Характеризуется объединением русских земель в единое государство, слиянием местных культур в единую русскую культуру, превращением Москвы в общерусский культурный центр. Усиливаются связи с западноевропейской культурой. Достигает расцвета московское зодчество, формируется ансамбль Московского Кремля. Крупнейший художник эпохи – Дионисий. Этапы развития русской культуры в XI V –XV вв.

Изображение слайда
6

Слайд 6

Бытовые условия жизни русских людей, принадлежавших к разным слоям общества, различались главным образом по богатству, но были сходны по типу. И простолюдины, и знать жили в постройках срубного типа, топившихся по-черному. Конечно, жилище богатого человека было просторнее крестьянской избы, иногда имело два-три этажа. Окна в хоромах знати были слюдяными, в бедных домах затягивались бычьим пузырем. Но архитектура жилищ была однотипной. Жилища на Руси XIV – начала XVI вв. Боярские хоромы

Изображение слайда
7

Слайд 7

Боярский свадебный пир. Художник Константин Маковский.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Грамотными на Руси были священники и горожане. Подтверждением широкого распространения грамотности среди горожан стали берестяные грамоты, найденные археологами в Новгороде, а впоследствии – и в других городах, в т.ч. в Москве. Грамоты содержат личную переписку, долговые расписки, хозяйственные записи, упражнения учеников и т.п. Найдено уже более 1 тыс. грамот X III –XV вв. Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на вощеных дощечках – церах. Для письма применяли заостренные палочки – писала. Известны также надписи на глиняных и медных сосудах, бочках, других ремесленных изделиях. Чаще всего это имена мастеров. Надпись на потире 1499 г. : «А делал Иван Фомин». Грамотность на Руси XIV – начала XVI вв. Рисунок мальчика Онфима. Берестяная грамота XIII в.

Изображение слайда
9

Слайд 9

Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии. Во многих монастырях имелись обширные библиотеки. Писцы объединялись в мастерские, выдерживая специализацию: одни переписывали текст, другие рисовали заставки и миниатюры, третьи готовили пергамен, краски и чернила. В XIV в. на смену пергамену пришла импортная (итальянская) бумага. Поначалу она была не дешевле, но позволяла писать быстрее. В XV в. бумагу стали ввозить также из Франции, а позднее – из Германии. Письменность на Руси XIV – начала XVI вв. Отослание апостолов на проповедь. Миниатюра из Сийского Евангелия 1339 г. – древнейшей московской рукописи. Заставка на первом листе рукописи. Из Сийского Евангелия 1339 г. – древнейшей московской рукописи.

Изображение слайда
10

Слайд 10

Поклонение волхвов. Миниатюра из Сийского Евангелия 1339 г. – древнейшей московской рукописи.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Листы бумаги склеивали в виде свитков (столбцов) или складывали в тетради (греч. « тетрас » означает «четыре» – четыре листа). Несколько тетрадей сшивали в книгу. Деревянный переплет обтягивали кожей, украшали бархатом, серебряным позолоченным окладом, драгоценными камнями. Книги стоили целое состояние. Евангелие XV в. Ризница Троице-Сергиева монастыря. Манера письма в XIV в. изменилась: на смену древнему уставу пришел полуустав. Буквы стали мелкими, не такими геометрически правильными, расстояния между ними – разными, появились надстрочные знаки, обозначающие сокращения, обозначился наклон в начертании букв. Письменность на Руси XIV – начала XVI вв. Остромирово Евангелие. 1057 г. Древний устав. Лаврентьевская летопись. 1377 г. Полуустав.

Изображение слайда
12

Слайд 12

Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами. В XIII–XIV вв. часто использовался «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ. В XV в. распространился плетеный и растительный орнамент. Письменность на Руси XIV – начала XVI вв. Евангелист Иоанн, диктующий Прохору. Миниатюра из Федоровского Евангелия XIV в. Феодор Стратилат. Миниатюра из Федоровского Евангелия XIV в. Инициал Фёдоровского Евангелия. XIV в.

Изображение слайда
13

Слайд 13

На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва. Крупнейшие произведения: « Задонщина » (конец XIV в.) и «Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.). О набеге Тохтамыша рассказывала «Повесть о московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской». Литература Руси XIV – начала XVI вв. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище». XVII в. ГИМ. Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище». XVII в. ГИМ.

Изображение слайда
14

Слайд 14

Литература Руси XIV – начала XVI вв. К полю Куликову! Художник Евгений Данилевский. 1980 г. « Задонщина » Дата создания: после 1380 г. Автор: Софоний Рязанец. Жанр: историческая повесть, эпическая поэма. Сюжет: « Задонщина » - поэтичная повесть-эпос о Куликовской битве, написанная с ощутимым влиянием «Слова о полку Игореве». Великий князь Дмитрий Иванович и его брат Владимир Серпуховской « поостриша сердца свои мужеству», собрали со всей русской земли воинов: «Кони ржуть на Москве, бубны бьють на Коломне, трубы трубять в Серпухове, звенить слава по всей земли Русскои ». А когда началась великая битва, «соколы и кречеты, белозерские ястреби борзо за Дон перелетеша, ударишася на гуси и лебеди, грянуша копия харалужныя, мечи булатныя, топоры легкия, щиты московския, шеломы немецкыя. Тогда поля костьми насеяны…».

Изображение слайда
15

Слайд 15

Литература Руси XIV – начала XVI вв. Петр и Феврония. Шитый покров. 1593 г. Во второй половине XV в. стал распространяться жанр сюжетной повести. В этих произведениях появлялись вымышленные литературные сюжеты и герои. «Повесть о Петре и Февронии» рассказывала о любви муромского князя и крестьянской девушки. Подробный сюжет «Повести о Петре и Февронии» – на следующем слайде. Петр и Феврония. Памятник в Ярославле.

Изображение слайда
16

Слайд 16

Литература Руси XIV – начала XVI вв. Петр и Феврония. Икона XVI в. Музей им. Андрея Рублева «Повесть о Петре и Февронии» Дата создания: XVI век Автор: Неизвестен Жанр: Повесть на основе муромских сказаний и легенд. Сюжет: Муромский князь Петр совершил подвиг, убил злокозненного дракона, но забрызгался ядовитой кровью змея и покрылся струпьями. Крестьянская девушка Феврония, сведущая в целебных снадобьях, взялась вылечить князя, но с условием, чтобы он женился на ней. Петр с пренебрежением отнесся к ее словам: «Как можно – князю дочь древолаза взять себе в жены!» Но он все же решил проверить, действительно ли мудра Феврония. Послав к ней слугу, князь потребовал, чтобы Феврония сделала из небольшого пучка льна сорочку, одежду и платок за то время, пока он по ее совету будет лечиться в бане мазью. Феврония в ответ попросила слугу отнести князю обрубок полена и предложила ему сделать из этого куска дерева ткацкий станок, пока она будет расчесывать лен. По совету крестьянской девушки князь помазал струпья мазью и, почувствовав себя лучше, уехал в Муром. Но, предполагая вероломство князя, Феврония оставила невылеченной одну язву. После обмана болезнь возобновилась. Со стыдом Петр вернулся к Февронии и твердо обещал ей жениться, если она его вылечит. Феврония исцелила князя, стала княгиней, и начали они «жить благочестиво, ни в чем не преступая Божьи заповеди». Но бояре, не желая видеть княгиней простую крестьянку, стали добиваться, чтобы Феврония покинула Муром. Они готовы были на любые условия: «Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь». Но Феврония ответила: «Ничего не попрошу, только мужа моего, князя Петра!» Петр «не захотел нарушить Божиих заповедей ради царствования в жизни этой, он по Божиим заповедям жил, соблюдая их». Уехали Петр и Феврония из Мурома, а в городе началась страшная междоусобица. Отчаявшись, муромские бояре прислали к Петру и Февронии гонца с просьбой вернуться, и те вернулись. Когда же Петр и Феврония почувствовали приближение смерти, то просили у Бога одного – умереть в одно время. Даже гроб они себе сделали общий, с перегородкой. После смерти Петра и Февронии их положили в разные гробы, но на следующий день тела умерших оказались в одном гробу. Еще раз пытались их разлучить, но они вновь, и после смерти, соединялись. «Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от Бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! Радуйся, Петр, ибо, струпья и язвы нося на теле своем, мужественно все мучения претерпел! Радуйся, Феврония, ибо уже в девичестве владела данным тебе от Бога даром исцелять недуги! Радуйся, прославленный Петр, ибо ради заповеди Божьей не оставлять супруги своей добровольно отрекся от власти!»

Изображение слайда
17

Слайд 17

В «Повести о Петре, царевиче ордынском» рассказывается о том, как Петр изменился под воздействием христианского учения. Это была первая попытка показать внутреннее перерождение человека, до этого герои были либо только отрицательными, либо только идеальными. Литература Руси XIV – начала XVI вв. Памятник «От благодарных смолян» на месте гибели Меркурия Смоленского «Повесть о Меркурии Смоленском» рассказывала о подвиге богатыря, в одиночку спасающего Смоленск от полчищ Батыя, в то же время изображала его тайным подвижником, праведником и постником, действующим по велению Богородицы. Сон ордынского царевича Петра. Фреска Архангельского собора. Москва. 1652-1666 гг.

Изображение слайда
18

Слайд 18

« Хожение за три моря» Афанасия Никитина Две памятные монеты Банка России, посвящённые 525-летию путешествия Афанасия Никитина в Индию. 2 рубля, серебро, 1997 г. «Хожение за три моря» Дата создания: Около 1473-1474 г. Автор: Афанасий Никитин. Жанр: описание путешествия, путевые записки. Сюжет: Тверской купец Афанасий Никитин не думал о путешествии в Индию. Но случилось непредвиденное: поехав на Северный Кавказ для торговли, он по дороге был ограблен. Возвращаться домой? Это означало бы разорение и неминуемое холопство. В надежде разбогатеть Афанасий решился ехать дальше – в Иран, а оттуда в Индию. Лишь через семь лет, тяжело больной, он вернулся на родину и умер нищим. Но оставшийся после него путевой дневник стал поистине сокровищем мировой культуры. Маршрут путешествия Афанасия Никитина 1466-1474 гг. Карта.

Изображение слайда
19

Слайд 19

« Хожение за три моря» Афанасия Никитина Из «Истории государства Российского» Николая Карамзина. О « Хожении за три моря» Афанасия Никитина: «Доселе географы не знали, что честь одного из древнейших, описанных европейских путешествий в Индию принадлежит России Иоаннова века … Оно (путешествие) доказывает, что Россия в XV веке имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещённых, но равно смелых и предприимчивых; что индийцы слышали об ней прежде нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара …» Маршрут путешествия Афанасия Никитина 1466-1474 гг. Карта. Из « Хожения за три моря» Афанасия Никитина (в современном переводе): «Познакомился я со многими индейцами и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах и жен своих от меня не прятали; я расспросил все об их вере, и они говорят: веруем в Адама, а Бут — это Адам и род его весь. Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится».

Изображение слайда
20

Слайд 20

Из « Хожения за три моря» Афанасия Никитина (в современном переводе): Афанасий Никитин в Дагестане (см. цифру «1» на карте) «А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку... Налгали мне псы бусурманы, наговорили, что всякого нашего товара там много, а вышло, что нет ничего на нашу землю, все товар белый на бусурманскую землю, перец да краски — это дешево, но зато пошлины большие да на море разбойников много» Афанасий Никитин в Индии (см. цифру «2» на карте) «Познакомился я со многими индейцами и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах и жен своих от меня не прятали; я расспросил все об их вере, и они говорят: веруем в Адама, а Бут — это Адам и род его весь. Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится». «И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…» «В Индии же гулящих женщин много, и потому они дешевые: если имеешь с ней тесную связь, дай два жите́ля ; хочешь свои деньги на ветер пустить — дай шесть жите́лей. Так в сих местах заведено. А рабыни-наложницы дешевы: 4 фуны — хороша, 5 фун — хороша и черна; чёрная-пречёрная маленькая, хороша» «О благоверные христиане! Кто во многие земли часто плавает, тот во многие грехи впадает и веры лишается христианской» 1 2

Изображение слайда
21

Слайд 21

Путешествие Афанасия Никитина в 1466-1474 гг. Карта.

Изображение слайда
22

Слайд 22

Архитектура Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия. Возобновление каменного строительства произошло лишь в конце XIII в., через полвека после нашествия. Крупнейшим центром зодчества стал не пострадавший от нашествия Новгород. Новгородские церкви XIII–XIV вв. были не только культовыми, но и оборонительными постройками. Церковь Николы на Липне близ Новгорода. 1292 г.

Изображение слайда
23

Слайд 23

Архитектура Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений или городских концов. Они невелики по размеру, имеют мощные стены с окнами-бойницами, один купол. Вместо традиционных трех апсид осталась одна. Здания выглядят массивными и монолитными. Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород. 1345 г. Разрушена во время Великой Отечественной войны. Восстановлена реставраторами.

Изображение слайда
24

Слайд 24

Церковь Федора Стратилата. 1360-1361 гг.

Изображение слайда
25

Слайд 25

Архитектура Новгородские зодчие перешли от позакомарного перекрытия к трехлопастному, а затем – к восьмискатному. Вместе с тем, во второй половине XIV в. возвращается стремление к декоративности. Церковь Федора Стратилата украшают пояса арочек и треугольничков (по барабану), фасад расчленен лопатками, по апсиде спущены валики. Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Еще более обилен декор церкви Спаса на Ильине улице. Но в дальнейшем такой обильный декор в Новгороде не применялся. Многие новгородские церкви XV в. следовали более ранним образцам. Архитектура Церковь Спаса на Ильине улице. Новгород. 1374 г. Церковь Петра и Павла в Кожевниках. Новгород. 1406 г.

Изображение слайда
27

Слайд 27

Церковь Спаса на Ильине улице. Новгород. 1374 г.

Изображение слайда
28

Слайд 28

Самая ранняя каменная постройка на Руси после Батыева нашествия – Спасо-Преображенский собор в Твери (1285-1290 гг.) Спасо-Преображенский собор в Твери. Дореволюционная фотография. Основан в 1285 г. Перестроен в 1689-1696 гг. Разрушен в 1935 г. Архитектура Шестистолпный крестово-купольный храм с богатой резьбой и майоликовым полом не сохранился: был разобран в конце XVII в. и перестроен. Тверские князья в конце XIII в. задумывались о борьбе за великокняжеский престол и стремились всемерно повысить свой авторитет. При этом церковное строительство в Твери не было широким, возможно, из-за напряженных отношений между тверскими князьями и митрополитами.

Изображение слайда
29

Слайд 29

Первоначально в Кремле были построены несколько небольших каменных храмов в традициях владимиро-суздальского зодчества. До наших дней они не сохранились: были разобраны в конце XV в. Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества – в Подмосковье. Успенский собор «на Городке» в Звенигороде построен Юрием Звенигородским в 1396-1397 гг. (по другой версии в 1407 г. ). Белокаменный одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Подражание владимирским храмам, но меньше, более приземист, беднее декором: нет ни аркатурных поясов, ни барельефов. Каменное строительство в Москве началось в связи с ее превращением в резиденцию великих князей и митрополитов. Успенский собор в Московском Кремле. 1326–1333 гг. Реконструкция. Архитектура Успенский собор «на Городке» в Звенигороде. Первоначальный вид. Реконструкция.

Изображение слайда
30

Слайд 30

В том же стиле построены Рождественский собор Саввино- Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422 г.) Рождественский собор Саввино- Сторожевского монастыря в Звенигороде. 1405 г. Архитектура Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. 1423 г.

Изображение слайда
31

Слайд 31

Рождественский собор Саввино- Сторожевского монастыря в Звенигороде. 1405 г.

Изображение слайда
32

Слайд 32

Успенский собор «на Городке» в Звенигороде. Реконструкция. Успенский собор «на Городке» в Звенигороде. Пояс и портал. Успенский собор «на Городке» в Звенигороде. Современный вид.

Изображение слайда
33

Слайд 33

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря. 1423 г.

Изображение слайда
34

Слайд 34

Здесь традиционный для владимирского зодчества кубический объем нарушен: средние своды возвышены над боковыми. В 1427 г. был построен Спасский собор Андроникова монастыря – древнейшее из дошедших до наших дней здание Москвы. Спасский собор Спасо -Андроникова монастыря. 1427 г. Архитектура

Изображение слайда
35

Слайд 35

Спасский собор Спасо -Андроникова монастыря. 1427 г.

Изображение слайда
36

Слайд 36

Новый этап развития русского зодчества наступил в конце XV в., когда в связи с браком Ивана III и Софьи Палеолог Москва стала претендовать на роль центра мирового православия. По распоряжению Ивана III обветшавшие постройки времен Ивана Калиты были разобраны. В 1472 г. началось строительство нового Успенского собора. Но в 1474 г. уже подведенные под своды стены неожиданно рухнули. Тогда великий князь пригласил в Москву итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Успенский собор Московского Кремля при Иване Калите. 1326-1333 гг. Реконструкция. Архитектура Иван III (1440-1505) Великий князь Московский и всея Руси в 1462-1505 гг.

Изображение слайда
37

Слайд 37

Ридольфо Аристо́тель Фиорава́нти (1415, Болонья-1486, Москва) Письмо Фиораванти миланскому герцогу Галеаццо Мария Сфорца от 22 февраля 1476 г., написанное в Москве.

Изображение слайда
38

Слайд 38

Аристотель Фиораванти, приступая к строительству, ознакомился с традициями русского зодчества во Владимире, Ростове, Ярославле. В итоге в 1475–1479 гг. итальянец создал произведение типично русской архитектуры, обогатив его приемами итальянского Возрождения. Успенский собор в Москве – пятиглавый, по стенам украшен аркатурным поясом. Этим он схож с Успенским собором Владимира. Но этим сходство почти исчерпывается. Владимирский Успенский собор был белокаменным, московский – кирпичным, причем стены его необычайно тонкие для русских храмов. Успенский собор в Москве. Архитектор Аристотель Фиораванти. 1475-1479 г. Успенский собор в Москве Успенский собор во Владимире. Архитектор неизвестен. 1186-1189 г.

Изображение слайда
39

Слайд 39

Во владимирском Успенском соборе три апсиды, в московском – пять. Во Владимирском соборе 14 столпов, в московском – шесть, причем четыре из них круглые, а два восточных, отделяющие алтарную часть, – квадратные. Апсиды собора необычайно глубоки и как бы вдвинуты в алтарную часть. Успенский собор в Москве. Архитектор Аристотель Фиораванти. 1475-1479 г. Успенский собор в Москве Успенский собор во Владимире. Архитектор неизвестен. 1186-1189 г. Успенский собор в Москве. План. Апсида храма

Изображение слайда
40

Слайд 40

Успенский собор в Москве Владимирская икона Божией Матери. Время появления на Руси – XII в. Современники восхищенно говорили: « Бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такова же прежде того не бывала в Руси, опроче Владимирскиа церкви, а мастер Аристотель». В московском Успенском соборе, ставшем главной святыней России, находилась и знаменитая икона Владимирской Божьей Матери. Завершение строительства Успенского собора Московского Кремля. Миниатюра из Лицевого летописного свода XVI в. Успенский собор в Москве. Архитектор Аристотель Фиораванти. 1475-1479 г.

Изображение слайда
41

Слайд 41

Архитектура Московский Кремль при Иване III. Художник Аполлинарий Васнецов. В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля взамен обветшавших белокаменных времен Дмитрия Донского. В строительстве принимали участие итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин. В Кремле было построено 18 башен, в т.ч. 6 проездных. Строительство завершилось в 1516 г.

Изображение слайда
42

Слайд 42

Спасская башня Московского Кремля. Архитектор: Пьетро Антонио Солари. 1491 г. Фотография. В 1620-х гг. английский архитектор Христофор Галовей надстроил башню многоярусным верхом в готическом стиле. В 1937 году на сооружение поместили навершие в виде рубиновой звезды. В верхней части башни установлены знаменитые часы-куранты.

Изображение слайда
43

Слайд 43

Изображение слайда
44

Слайд 44

Московский Кремль при Иване III. Художник А поллинарий Васнецов Строительство Московского кремля. Хронология: 1485 Закладка первой башни 29 марта 1485 г. была заложена первая башня – Тайницкая. В ней находился тайник с родником воды на случай длительной осады. Сначала строилась южная стена, поскольку ордынцы, как правило, приходили именно с этой стороны. 1491 Строительство Спасской башни 1494 Смерть Пьетро Антонио Солари В 1494 г. после смерти Пьетро Антонио Солари к возведению кремлевских укреплений был привлечен итальянский зодчий Алоизио да Карезано ( Алевиз Фрязин, Алевиз Старый). 1494-1508 Завершение строительства южных укреплений под руководством Алевиза Старого 1508-1519 Завершение строительства Кремля В 1508-1519 гг. под руководством Алевиза Старого построены стены и башни со стороны реки Неглинной. К 1519 году стены Кремля (существующие доныне) охватили всю его современную территорию. 1485-1519 Строительство Московского Кремля. Архитекторы: Пьетро Антонио Солари, Алевиз Старый.

Изображение слайда
45

Слайд 45

Архитектура В 1489 г. псковские мастера построили в Кремле Благовещенский собор – домовую церковь государя. Подобно раннемосковским храмам он был трехглавым. Две западные главы были достроены в 1564 г. В 1572 г. пристроено крыльцо. Благовещенский собор как и другие московские храмы, построен из кирпича (в Пскове строили из белого камня). Собор сочетает московские традиции (узорчатые пояса, килевидные закомары и порталы) и псковские (квадратные столбы, повышенные подпружные арки). Благовещенский собор Московского Кремля. Архитекторы: псковские зодчие. 1484-1491 гг.

Изображение слайда
46

Слайд 46

Благовещенский собор Московского Кремля. Архитекторы: псковские зодчие. 1484-1491 гг.

Изображение слайда
47

Слайд 47

Архитектура Грановитая палата в Москве. Архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари. 1487-1491 гг. В 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая палата для приема иностранных послов. Это был самый большой зал в тогдашней Руси. Своды опирались на огромный центральный столп. Интерьер Грановитой палаты Московского Кремля

Изображение слайда
48

Слайд 48

Грановитая палата в Москве. Архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари. 1487-1491 гг.

Изображение слайда
49

Слайд 49

Грановитая палата в Москве. Архитекторы Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари. 1487-1491 гг.

Изображение слайда
50

Слайд 50

Благовещенский собор и Грановитая палата. 1811 г.

Изображение слайда
51

Слайд 51

Архитектура В 1505–1508 гг. итальянский архитектор Алевиз Новый выстроил Архангельский собор – усыпальницу великих князей. В отличие от строгого Успенского собора Архангельский чрезвычайно декоративен и внешне походит на дворец. В его облике особенно много от приемов итальянского Возрождения. Архангельский собор в Москве. Архитектор Алевиз Фрязин ( Алевиз Новый). 1505-1508 гг. Архангельский собор Московского Кремля. Вид с северо-востока. Архитектор Алевиз Фрязин ( Алевиз Новый). 1505-1508 гг.

Изображение слайда
52

Слайд 52

Архангельский собор в Москве. Архитектор Алевиз Фрязин ( Алевиз Новый). 1505-1508 гг.

Изображение слайда
53

Слайд 53

Архитектура Из Воскресенской летописи: «Того же лета [1508 год] свершиша церковь святаго Архангела Михаила на площади и Иоанн святый иже под колоколы и Иоанн святый Предтеча у Боровитских ворот, а мастер церквам Алевиз Новый, а колоколници Бон Фрязин » Колокольня «Иван Великий». Архитектор Бон Фрязин. 1505-1508 гг. Колокольня «Иван Великий». Архитектор Бон Фрязин. 1505-1508 гг.

Изображение слайда
54

Слайд 54

Собор Петра-митрополита в Высоко-Петровском монастыре. Архитектор Алевиз Новый.

Изображение слайда
55

Слайд 55

Шатровое зодчество Покровская церковь в Александровской слободе. Архитектор Алевиз Новый (?). Предположительно, первый шатровый храм. 1510-е гг (?). В первой половине XVI в. зарождается уникальное явление русской архитектуры – шатровые храмы. Наиболее важное качество шатровых храмов – столпообразность. Идея увенчать храм не куполом, а вытянутым шатром была принципиально нова. В исторической науке ведутся дискуссии о том, является ли шатровое храмовой искусство подлинно русским изобретением. С другой стороны, есть разные точки зрения относительно того, какой шатровый храм считать первым. Наиболее доказательной представляется версия о том, что первым образцом шатровой архитектуры является Покровская церковь в Александровской слободе. Ранее считалось, что она построена в 1570-е гг., теперь ее основание чаще датируют 1510-ми годами.

Изображение слайда
56

Слайд 56

Шатровое зодчество В шатровой архитектуре XVI в. как никогда раньше проявилось стремление ввысь, к вертикали. Самым ярким его выражением стала церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 г. Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника – Ивана Грозного. В одном летописном сообщении говорилось, что шатровые церкви строили «на деревянное дело», т.е. по образцу традиционных деревянных шатровых храмов. Декоративность храму придавало сочетание красного и белого цветов. Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Архитекторы неизвестны. 1532 г.

Изображение слайда
57

Слайд 57

Шатровое зодчество Церковь Вознесения в Коломенском – шатровый бесстолпный храм высотой 58 м. Почти половина высоты храма – восьмигранный шатер. Здание не имеет алтарных апсид, благодаря чему зрительно полностью подчинено осевому движению по вертикали. Внутри храм невелик, т. к. сложная задача поддержания каменного шатра решена за счет утолщения стен в нижней части здания (2/3 площади). Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Архитекторы неизвестны. 1532 г.

Изображение слайда
58

Слайд 58

Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Архитекторы неизвестны. 1532 г.

Изображение слайда
59

Слайд 59

Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Архитекторы неизвестны. 1532 г.

Изображение слайда
60

Слайд 60

Русские иконы XIV века В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи. Характерные особенности: узкие вытянутые фигуры, обилие изящных миниатюрных деталей, многослойные композиции, богатая цветовая гамма, особенно киноварный (алый) цвет. Сошествие во ад. Псковская икона XIV в. Св. Георгий-змееборец. Новгородская икона XIV в.

Изображение слайда
61

Слайд 61

Феофан Грек Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек. Живопись Феофана Грека отличается свободой композиции, индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной выразительностью. Фрески Феофана Грека выглядят суровыми и грозными. Феофан оказал большое влияние на новгородскую живопись. Специалисты полагают, что роспи сь церкви Федора Статилата выполнена учениками Феофана Грека. Спас Вседержитель. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. Серафим. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Изображение слайда
62

Слайд 62

Спас Вседержитель. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Изображение слайда
63

Слайд 63

Церковь Фёдора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг. Серафим. Фреска храма Федора Стратилата на Ручью. 1380–1390-е гг. Архангел. Фреска храма Федора Стратилата на Ручью. 1380–1390-е гг.

Изображение слайда
64

Слайд 64

В Москве Феофан Грек расписал Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Рождества Богородицы. Феофан Грек В связи со сносом этих построек при Иване III росписи Феофана до нас не дошли. Зато сохранились иконы, написанные им для иконостаса Благовещенского собора. Фигуры написаны мягко, пластично, выражают спокойную сосредоточенность. Иоанн Предтеча. Мастер Феофан Грек. 1405 г. Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора Московского Кремля. Архангел Гавриил. Мастер Феофан Грек. 1405 г. Икона Деисусного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Архангел Гавриил. Мастер Феофан Грек. 1405 г. Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора.

Изображение слайда
65

Слайд 65

1378-1405 Феофан Грек работает на Руси. Церкви, расписанные при участии Феофана Грека: 1378 Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород) 1395 Собор Рождества Богородицы (вместе с Семёном Чёрным) 1399 Архангельский собор Кремля 1405 Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца Феофан Грек Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1374 г. Троица. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород. Фреска в камере на хорах.

Изображение слайда
66

Слайд 66

Богоматерь. Мастер Феофан Грек. 1405 г. Икона Деисусного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Богоматерь. Мастер Феофан Грек. 1405 г. Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора.

Изображение слайда
67

Слайд 67

Феофан Грек 1378-1405 Феофан Грек работает на Руси. Церкви, расписанные при участии Феофана Грека: 1378 Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород) 1395 Собор Рождества Богородицы (вместе с Семёном Чёрным) 1399 Архангельский собор Кремля 1405 Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца Иконы, которые приписывают Феофану Греку: 1380 Донская икона Божией Матери Иконы деисусного чина Благовещенского собора Кремля. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде. 1374 г. Троица. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, Новгород. Фреска в камере на хорах.

Изображение слайда
68

Слайд 68

Богоматерь Донская. Мастер Феофан Грек. 1392 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва Спас Вседержитель. Мастер Феофан Грек. 1378 г. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

Изображение слайда
69

Слайд 69

Андрей Рублев Величайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев ( ок. 1360–1430), инок Троице-Сергиева, а позднее Спасо -Андроникова монастыря. Деисусные иконы Рождественского собора Саввино- Сторожевского монастыря, написанные Рублевым, отличает мягкая манера, чуждая византийской суровости Феофана Грека. Преображение Господне. Мастер Андрей Рублев. 1405 г. Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. Спас Вседержитель. Мастер Андрей Рублев. 1410-1420-е гг. Центральная икона Деисусного ряда иконостаса Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря.

Изображение слайда
70

Слайд 70

Андрей Рублев В 1405 г. Рублёв участвовал в росписи Благовещенского собора. Он также написал для этого собора несколько икон, отличающихся многофигурной композицией и точно найденным общим ритмом движения. Благовещение. Мастер Андрей Рублев. 1405 г. Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора. Преображение Господне.. Мастер Андрей Рублев. 1405 г. Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора.

Изображение слайда
71

Слайд 71

Андрей Рублев Самая знаменитая икона Рублёва – Троица Ветхозаветная. В христианской традиции ангелы считаются воплощением Троицы. Вопреки прежней традиции, Рублёв исключил из иконы Авраама, Сарру, слугу, закалывающего тельца. Все внимание – фигурам ангелов. Композиция подчинена ритму кругового движения, создающему настроение бесконечности, спокойствия и гармонии. Троица Ветхозаветная. Мастер Андрей Рублев. 1420-е гг. Храмовая икона иконостаса Троице-Сергиева монастыря. ~ 1390-1430 Работы Андрея Рублева. Церкви, расписанные при участии Андрея Рублева: 1405 Благовещенский собор Кремля вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца 1408 Успенский собор во Владимире вместе с Даниилом Черным 1425-1427 Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря 1427-1430 Спасо -Андроников монастырь

Изображение слайда
72

Слайд 72

Икона «Троица Ветхозаветная» Автор: Андрей Рублев Дата создания: Около 1425-1427 гг. Изначальное местонахождение: Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря Настоящее местонахождение: Государственная Третьяковская галерея Описание: На иконе изображены три прекрасных юноши. Символически это Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, явившиеся Аврааму в образе трех ангелов. Иконописное искусство предполагало «игру» символов. Фигуры на иконе как бы вписаны в восьмиугольник. А число «8» по средневековым понятиям означало «вечную жизнь». Стол, за которым они сидят, – жертвенник, в чаше – голова жертвенного тельца, символизирующего грядущую жертву Иисуса Христа во имя спасения человечества. А босые ноги ангелов – символический знак их божественного происхождения. Но поражала зрителей не только религиозная сложность образа, но и исключительная художественная мудрость «Троицы». До Рублева Троицу всегда изображали с множеством подробностей: со столом, полным яств, с патриархом Авраамом, закалывающим тельца, чтобы угостить гостей… На иконе Рублева – только главное. В годы кровавых вражеских набегов на Русь иконописец создал образ мира, спокойствия, человеческой близости. Ангелы сочувствуют страданиям человечества, их беседа – это раздумье о судьбе мира. Икона, написанная яркими, сочными красками – синей, красной, темно-вишневой, –пронизана оптимизмом, верой в будущее.

Изображение слайда
73

Слайд 73

Троица Ветхозаветная. Мастер Андрей Рублев. 1420-е гг. Храмовая икона иконостаса Троице-Сергиева монастыря. Современное местонахождение: Государственная Третьяковская галерея.

Изображение слайда
74

Слайд 74

Архангел Михаил. Мастер Андрей Рублев. Апостол Павел (из Звенигородского чина). Мастер Андрей Рублев.

Изображение слайда
75

Слайд 75

Дионисий Последний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий ( ок. 1440 или 1450 – после 1519 гг.) До наших дней сохранилась часть фресок Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля, но полнее всего творчество Дионисия представлено в Ферапонтовом монастыре. Христос Вседержитель. Мастер Дионисий. Роспись подкупольного пространства собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Изображение слайда
76

Слайд 76

Дионисий Ферапонтов Белозерский монастырь. Фотография. 1467-1503 Работы Дионисия. Церкви, расписанные при участии Дионисия: 1467-1477 Собора Рождества Богородицы в Пафнутьевском Боровском монастыре 1481 Успенский собор в Москве 1486 Церковь Успения Богоматериа в Иосифо-Волокамском монастыре 1502-1503 Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (вместе с сыновьями Феодосием и Владимиром)

Изображение слайда
77

Слайд 77

Христос Вседержитель. Мастер Дионисий. Роспись подкупольного пространства собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Изображение слайда
78

Слайд 78

Дионисий Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря сохранились почти полностью и никогда не «записывались». Фигуры легкие, стройные, удлиненные (маленькие головы, длинные ноги, высокие талии), как бы парящие в воздухе. Краски напоминают нежные акварельные полутона (вопреки легенде Дионисий использовал не местные, а итальянские краски). Роспись собора Богородицы Ферапонтова монастыря. Мастер Дионисий.

Изображение слайда
79

Слайд 79

Воскресение – Сошествие во ад. Мастер Дионисий (и его мастерская). 1502-1503 гг. Ферапонтов Белозерский монастырь. Иоанн Предтеча. Мастер Дионисий (и его мастерская). 1502-1503 гг. Ферапонтов Белозерский монастырь. Апостол Павел. Мастер Дионисий (и его мастерская). 1502-1503 гг. Ферапонтов Белозерский монастырь. Богоматерь Одигитрия. Мастер Дионисий (и его мастерская). 1502-1503 гг. Ферапонтов Белозерский монастырь. Дионисий

Изображение слайда
80

Последний слайд презентации: Культура Руси XIV – начала XVI вв. Период 1304-1533 гг. Автор разработки:

1470-е 1480-е 1450-е 1460-е 1430-е 1440-е 1410-е 1420-е 1390-е 1400-е 1370-е 1380-е 1350-е 1360-е 1330-е 1340-е 1310-е 1320-е 1300-е 1530-е 1510-е 1520-е 1490-е 1500-е 9 0 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 >1380 «Задонщина» (Софоний Рязанец ) >1380 «Сказание о Мамаевом побоище» ~ 1474 «Хождение за три моря» (Афанасий Никитин) 1360-1361 Церковь Федора Стратилата (Новгород) 1374 Церковь Спаса на Ильиной улице (Новгород) 1378-1405 Феофан Грек работает на Руси 1485-1519 Строительство Московского Кремля из красного кирпича ( Солари, Алевиз Старый) 1491 Спасская башня ( Солари ). Грановитая палата ( Руффо ) 1508 Архангельский собор ( Алевиз Новый) и Колокольня «Иван Великий» (Бон Фрязин ) 1510 Письмо монаха Филофея Василию III ( идея «Москва-третий Рим» ) 1532 Церковь Вознесения в Коломенском. Первый шатровый храм 1400 Успенский собор в Звенигороде 1423 Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря 1405 Рождественский собор Саввино- Сторожевского монастыря (Звенигород) 1479 Успенский собор (Аристотель Фиораванти) ~ 1390-1430 Работы Андрея Рублева 1467-1503 Работы Дионисия 1490-1531 Дискуссия иосифлян и нестяжателей Культура Руси в XIV- начале XVI вв. (1304-1533 гг.) XIV век Переход с пергамента на бумагу >13 18 «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» >13 27 «Повесть о Шевкале » >1501 Повесть о Петре и Февронии 1502-1503 Роспись Дионисием собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря 1378 Роспись Феофаном Греком собора Спаса на Ильине улице в Новгороде 1425-1427 Роспись Андреем Рублевым Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Создание «Троицы Ветхозаветной» 1367 Строительство белокаменного Московского Кремля 1427 Спасский собор Спасо -Андроникова монастыря 1326-1333 Успенский собор в Москве времен Ивана Калиты 1339 Строительство деревянных укреплений Московского Кремля 1489 Благовещенский собор (псковские зодчие)

Изображение слайда