Презентация на тему: Культура России в XVII веке

Культура России в XVII веке
Культура России XVII в.: основные тенденции
Фольклор
Просвещение
Литература
Архитектура
Характерные черты Московского (нарышкинского) барокко: - контраст двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора; - ажурная легкость, устремленность
Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Гильфердинга 1790 г.
Описание дворца
Деревянный дворец в Коломенском. Современная реконструкция.
Живопись
1/11
Средняя оценка: 4.4/5 (всего оценок: 38)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (1709 Кб)
1

Первый слайд презентации

Культура России в XVII веке

Изображение слайда
2

Слайд 2: Культура России XVII в.: основные тенденции

Завершение формирования русской народности и единого русского языка (на основе московского говора) Тенденция к обмирщению культуры Освобождение от влияния церкви Разрушение религиозного мировоззрения Апелляция к разуму

Изображение слайда
3

Слайд 3: Фольклор

Главный жанр – историческая песня (песни о взятии Казани, песни об Иване Грозном, песни о Ермаке, песни о Степане Разине). Пословицы и поговорки (охватывали все стороны жизни народа). Преодолевается разрыв между фольклором и письменной литературой.

Изображение слайда
4

Слайд 4: Просвещение

Рост грамотности среди дворян и посадских людей Оживление торгово-промышленной деятельности Рост государственного аппарата Домашнее обучение Школы при церквях и монастырях 1665 г. – школа грамматического учения при Заиконоспасском монастыре (Симеон Полоцкий) 1687 г. – Славяно-греко-латинское училище (академия) (С.Полоцкий, С.Медведев, братья Лихуды) Учебные пособия 1634 г. – «Букварь» (Василий Бурцев) 1648 г. – «Грамматика» (Мелетий Смотрицкий) 1674 г.. – «Синопсис» (Иннокентий Гизель) 1694 г. – «Большой букварь» и «Полис» (Карион Истомин)

Изображение слайда
5

Слайд 5: Литература

Новый жанр – сатирическая повесть «О Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Фоме и Ереме» Биографическая повесть – «Повесть об Улиане Осоргиной» Автобиографическая повесть – «Житие» протопопа Аввакума Публицистика (об отсталости России): «Словеса дней» И.Хворостинина «Описание Московского государства» Г.Котошихина «Политика» Ю.Крижанича Симеон Полоцкий: основы русского стихосложения (силлабического) Сборники «Рифмологион» и «Вертоград многоцветный» + стихотворные пьесы В 1672 г. при дворе царя Алексея Михайловича появился первый театр в России («Артаксерксово действо»)

Изображение слайда
6

Слайд 6: Архитектура

До середины XVII в. – шатровый стиль Патриарх Никон запретил строительство шатровых храмов В конце XVII в. – нарышкинское (московское) барокко Церковь Покрова в Филях (1690-1695) Нарядность, элегантность декора, строгая симметричность Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве 1644-1645 )

Изображение слайда
7

Слайд 7: Характерные черты Московского (нарышкинского) барокко: - контраст двух тонов: красно-кирпичного фона и белокаменного узора; - ажурная легкость, устремленность высь; - декоративность

Изображение слайда
8

Слайд 8: Деревянный дворец в Коломенском. Гравюра Гильфердинга 1790 г

Изображение слайда
9

Слайд 9: Описание дворца

Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, которые соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце насчитывалось 270 покоев, в которых было три тысячи окошек. Дворец состоял из 26 теремов разной высоты — от двух до четырёх этажей Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.

Изображение слайда
10

Слайд 10: Деревянный дворец в Коломенском. Современная реконструкция

Изображение слайда
11

Последний слайд презентации: Культура России в XVII веке: Живопись

Симон Ушаков (1626-1686 гг.) Мастер Оружейной палаты Интерес к изображению человеческого лица Парсуны (портреты, написанные в иконописной манере и иконной технике – на доске яичными красками) Князь М.В. Скопин-Шуйский. Парсуна Спас Нерукотворный. 1678 г.

Изображение слайда