Презентация на тему: Культура России в начале ХХ века

Реклама. Продолжение ниже
Культура России в начале ХХ века
Особенности художественной культуры на рубеже веков
Просвещение
Культура России в начале ХХ века
Культура России в начале ХХ века
Периодическая печать
Наука и техника
Наука
Культура России в начале ХХ века
Техника
Культура России в начале ХХ века
Гуманитарные науки
Культура России в начале ХХ века
Экономическая наука и социология
Филология
Культура России в начале ХХ века
Литература
Культура России в начале ХХ века
Культура России в начале ХХ века
Живопись и графика
Культура России в начале ХХ века
Культура России в начале ХХ века
Культура России в начале ХХ века
Культура России в начале ХХ века
Экспрессионизм
Кандинский
Культура России в начале ХХ века
Супрематизм
Примитивизм
Архитектура
Особняк Морозовой
Культура России в начале ХХ века
Культура России в начале ХХ века
Культура России в начале ХХ века
Дом Рябушинского
Культура России в начале ХХ века
Культура России в начале ХХ века
Культура России в начале ХХ века
Ярославский вокзал
Культура России в начале ХХ века
Культура России в начале ХХ века
Культура России в начале ХХ века
Дом на Моховой, арх Жолтовский
Особняк Тарасова. Арх Жолтовский
Гостиница «Метрополь», арх Валькотт
Гостиница «Метрополь», арх Валькотт
Скульптура
Культура России в начале ХХ века
Культура России в начале ХХ века
Культура России в начале ХХ века
Музыка
Театр
Культура России в начале ХХ века
Опера
Балет
Кинематограф
Культура России в начале ХХ века
1/57
Средняя оценка: 4.3/5 (всего оценок: 70)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (4443 Кб)
Реклама. Продолжение ниже
1

Первый слайд презентации: Культура России в начале ХХ века

Изображение слайда
1/1
2

Слайд 2: Особенности художественной культуры на рубеже веков

Распад традиционного уклада жизни Рост национального самосознания Переход от отображения мира к преображению его художественными средствами Ощущение неустойчивости бытия, рост интереса к мистицизму Рост влияния национальных традиций и народной культуры Новые художественные стили – МОДЕРН (символизм, футуризм, экспрессионизм и др )

Изображение слайда
1/1
3

Слайд 3: Просвещение

Начальное образование В начале ХХ века число грамотных людей выросло в 1,5 раза Средняя и высшая школы Среднее образование Выросла численность гимназий и реальных училищ Создана сеть высших начальных училищ (готовили к поступлению в среднюю школу)

Изображение слайда
1/1
4

Слайд 4

Профессиональное образование Действуют горные, речные, железнодорожные, фабричные, коммерческие училища Педагогическое образование Создано 47 учительских институтов, более 170 учительских семинарий (училищ)

Изображение слайда
1/1
5

Слайд 5

Высшее образование Восстановлена автономия вузов, выросла их численность (к 1916 г в 135 вузах обучалось127 тыс.студентов) Создаются народные вузы: университет А. Шанявского, педагогический институт П. Шалапутина

Изображение слайда
1/1
6

Слайд 6: Периодическая печать

В конце 19 в выпускалось 105 ежедневных газет, в 1912 г – 1131 газета на 24 языках «Дешевая общедоступная массовая книга – книга, всем своим характером рассчитанная на народ, прославила имя Сытина. Празднование пятидесятилетия его книгоиздательства в 1916 году стало подлинным национально- культурным торжеством… Сытин дал России самые дешевые издания собраний сочинений Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова и других классиков нашей литературы, издал популярные «народную», «Детскую», «Военную» энциклопедии.

Изображение слайда
1/1
7

Слайд 7: Наука и техника

Бурное развитие промышленности → 1. Быстрое развитие естественных и технических наук, усиление их связи с производством 2. Наука превращается в непосредственную производительную силу

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
8

Слайд 8: Наука

Н.Е Жуковский (1847-1921) – развитие основ аэродинамики. В 1904 г. создан институт аэродинамики К.Э. Циолковский (1857-1935) – «отец» современной космонавтики С.А. Чаплыгин (1869-1942) – исследования в области математики и механики П.Н. Лебедев (1866-1912) - физика, установил общие закономерности волновых процессов

Изображение слайда
1/1
9

Слайд 9

В.И. Вернадский (1863-1945) – геохимия и биохимия. Заложил основы современной экологии. Выдвинул идею о ноосфере – поверхности Земли, преображенной человеческим разумом И.П. Павлов (1849-1936) – физиология, теория условных рефлексов (Нобелевская премия 1904 г) К.А. Тимирязев (1843-1920) – процессы усвоения углекислоты зелеными растениями под воздействием света

Изображение слайда
1/1
10

Слайд 10: Техника

Развитие авиа и автомобилестроения, химической и электротехнической промышленности И.И. Сикорский – четырехмоторный самолет «Илья Муромец», «Русский витязь» (1913). Только в Петербурге 2 завода выпускали до 600 самолетов в год

Изображение слайда
1/1
11

Слайд 11

В повседневную жизнь постепенно входят трамвай, телефон, радио, электрическое освещение На вооружение армии поступают автомобиль, пулемет, миномет, противогаз, подводная лодка

Изображение слайда
1/1
12

Слайд 12: Гуманитарные науки

Социально-политический кризис начала ХХ в →Рост интереса к гуманитарным наукам → ФИЛОСОФИЯ 2 основных направления: А) материалистическое ( Г. Плеханов, А. Богданов, В. Ульянов ) Б) религиозно-философское ( Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский ) – идеи «нового религиозного сознания» сочетались с литеральной идеей о самоценности личности и духовной свободой человека. В 1909 г. Выходит сборник «Вехи» ( Н. А. Бердяев., С. Н. Булгаков., П. Б. Струве., С. Л. Франк. )

Изображение слайда
1/1
13

Слайд 13

ИСТОРИЯ С.Ф. Платонов, П.Н. Милюков, Н.П. Павлов-Сильванский, М.Н. Покровский – «Русская история с древнейших времен», первая попытка освещения истории с марксистских позиций Свои первые исследования печатают Е.В. Тарле, Б.Д. Греков

Изображение слайда
1/1
14

Слайд 14: Экономическая наука и социология

П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, М.М. Ковалевский создали Высшую школу общественных наук (Париж, 1901) П. Сорокин – исследования в области социологии

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже
15

Слайд 15: Филология

Ф.Ф. Фортунатов А.А Шахматов

Изображение слайда
1/1
16

Слайд 16

В конце Х I Х – начале ХХ в. в стране действуют более 700 научных и научно-технических обществ ( географических, ботанических, астрономических, химических и др ), возникших не только в крупных, но и в провинциальных городах.

Изображение слайда
1/1
17

Слайд 17: Литература

Л.Н. Толстой – «Живой труп», «После бала» А.П. Чехов – «Три сестры», «Дядя Ваня», рассказы А.И. Куприн – «Гранатовый браслет», «Поединок», «Яма» И.А. Бунин – «Темные аллеи», лирика Д.Н. Мамин-Сибиряк – «Приваловские миллионы» Л.Н. Андреев – «Жизнь Человека», «Царь Голод», «Бездна» Литература Продолжается расцвет критического реализма

Изображение слайда
1/1
18

Слайд 18

Модернизм Символизм (теоретик – В.Я Брюсов): К.Д.Бальмонт А.А. Блок – «Стихи о Прекрасной Даме» Амеизм : АКМЕИЗМ - Н.С Гумилев А.А. Ахматова О.Э. Мандельштам Мифотворческое восприятие мира обусловило такой взлет поэзии, что Н. Бердяев определил начало ХХ в. Как «серебряный век русской поэзии» Вернули поэзию из мира символов в мир человеческих чувств, личных переживаний

Изображение слайда
1/1
19

Слайд 19

Авангардизм Футуризм В. Хлебников Д.Бурлюк И. Северянин В. Маяковский Б. Пастернак 1912 г. – «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна», «Рыкающий Парнас» - абсолютная свобода «творить не искусство, а творить реальность»

Изображение слайда
1/1
20

Слайд 20: Живопись и графика

Сохраняются лучшие традиции русской академической школы И.Е. Репин – портреты П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева В.А. Серов – портреты современников: врачей, артистов, писателей И.Е. Репин. Портрет П. Столыпина

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
21

Слайд 21

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
22

Слайд 22

И.Е. Репин. Портрет В. Короленко

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
23

Слайд 23

Модернизм А.П. Рябушкин М.В. Нестеров К.А. Коровин М.А. Врубель Переход от драматизации прошлого к его поэтизации. Акцент на фантастический вымысел, недосказанность, символику 1898 – 1924 гг «Мир искусства»: А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, К.А. Сомов, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих, Б.М. кустодиев, А. Остроумова-Лебедева

Изображение слайда
1/1
24

Слайд 24

Авангардизм «Бубновый валет»(1910): П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк Состав объединений был текуч, непостоянен, члены одного союза переходили в другие « Голубая роза»: П. Кузнецов, М. Сарьян, С. Судейкин Экспрессионизм: В.В. Кандинский Супрематизм: К.Малевич «Черный квадрат» Бытовой символизм (примитивизм): М. Шагал Аналитическая живопись: П.Н. Филонов

Изображение слайда
1/1
25

Слайд 25: Экспрессионизм

ЭКСПРЕССИОНИЗМ  (фр. еxpressionismе, от лат. expressio – выражение, выразительность) – направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии; а также тенденция, периодически возникающая в изобразительном искусстве, литературе и кино, характеризующаяся стремлением к деформации или стилизации форм, динамизму, экзальтации и гротеску ради создания мощной выразительности художественного образа и отражения мировоззрения

Изображение слайда
1/1
26

Слайд 26: Кандинский

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
27

Слайд 27

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
28

Слайд 28: Супрематизм

Течение искусства, относящееся к геометрическому абстрактивизму или геометрическому конструктивизму, позиционирующийся как способ «выражения высшей реальности». С такой трактовкой связано и само название течения, которое происходит от слова « supremus ». Оно переводится с латинского как «последний, крайний, наивысший». Картины, созданные в духе супрематизма, изображали комбинации самых простых геометрических линий. Каждая из этих комбинаций могла быть связана с каким-либо предметом реальности либо оставаться абсолютно самостоятельной. Ощущение реальности в таких работах передается с помощью свободного сочетания треугольников, прямоугольников, квадратов, кругов.

Изображение слайда
1/1
29

Слайд 29: Примитивизм

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
30

Слайд 30: Архитектура

Господствует модернизм Особенности : Свободная планировка Подчеркнутая индивидуализированность зданий Отказ от симметрии Единый орнаментальный ритм Образно-символический замысел Ф.О. Шехтель – особняк Морозовой на Спиридоновке, дом Рябушинского на Малой Никитской, здание Ярославского вокзала

Изображение слайда
1/1
31

Слайд 31: Особняк Морозовой

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
32

Слайд 32

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
33

Слайд 33

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
34

Слайд 34

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
35

Слайд 35: Дом Рябушинского

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
36

Слайд 36

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
37

Слайд 37

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
38

Слайд 38

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
39

Слайд 39: Ярославский вокзал

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
40

Слайд 40

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
41

Слайд 41

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
42

Слайд 42

Неоклассицизм И.В. Жолтовский, В.Ф. Валькотт Создавались проекты новых городов, разрабатывались планы перестройки Петербурга

Изображение слайда
1/1
43

Слайд 43: Дом на Моховой, арх Жолтовский

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
44

Слайд 44: Особняк Тарасова. Арх Жолтовский

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
45

Слайд 45: Гостиница «Метрополь», арх Валькотт

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
46

Слайд 46: Гостиница «Метрополь», арх Валькотт

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
47

Слайд 47: Скульптура

Неоклассицизм Импрессионизм Р.Р. Бах С.М. Волнухин П.П. Трубецкой – памятник Александру III в Петербурге, портреты Л.Толстого, С. Витте, Ф. Шаляпина Н.А. Андреев – памятник Гоголю в Москве С.Т. Коненков – сочетание античной пластики с модерном и фольклорными элементами – «Самсон, разрывающий цепи», «Нике», «Лесовик», « Камнебоец »

Изображение слайда
1/1
48

Слайд 48

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
49

Слайд 49

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
50

Слайд 50

Изображение слайда
Изображение для работы со слайдом
1/2
51

Слайд 51: Музыка

В творчестве ряда композиторов проявляется музыкальный символизм, импрессионизм, экспрессионизм. И.Ф. Стравинский – «Петрушка», «Весна священная», «Жар-птица» А.Н. Скрябин – «Поэма экстаза»

Изображение слайда
1/1
52

Слайд 52: Театр

Традиции театрального искусства Х I Х века продолжали Малый и Александринский театры. 1898 г. – основан Московский Художественный театр, ставший центром новаторских экспериментов (К.А. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко) К.А. Станиславский - в ыходец из торгово-промышленных кругов Москвы, актер и режиссер, создатель новой театральной системы.

Изображение слайда
1/1
53

Слайд 53

1904 г. – основан Драматический театр в Петербурге (В.Ф. Комиссаржевская). Ставятся пьесы А. Толстого, М. Горького, А. Чехова, Л. Андреева, К. Гамсуна, Г. Ибсена.

Изображение слайда
1/1
54

Слайд 54: Опера

Большой и Мариинский театры Основываются частные оперные театры (С.И. Мамонтов, 1895 г.) Искусство вокала представлено творчеством Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой. Ставятся оперы Н. Римского-Корсакова «Садко», «Царская невеста», «Кощей Бессмертный»

Изображение слайда
1/1
55

Слайд 55: Балет

Постановки М.М. Фокина, балеты Стравинского. Танцовщики – А. Павлова, В.Ф. Нижинский, Т.П. Карсавина. Оформление спектаклей – художники «Мира искусства» - А. Бенуа, Л. Бакст, К.Коровин. С. Дягилев – «Русские сезоны» в Париже, представленные балетом, музыкой, театральной живописью.

Изображение слайда
1/1
56

Слайд 56: Кинематограф

Становится одной из массовых форм искусства. Крупнейший русский кинопромышленник в начале XX века - А.А. Ханжонков, открыл первую русскую кинофабрику. В 1908 году режиссер и предприниматель Александр Дранков поставил первый русский фильм с актерами под названием «Понизовая вольница» («Степан Разин»).

Изображение слайда
1/1
57

Последний слайд презентации: Культура России в начале ХХ века

К 1914 г. в России было более 4 тысяч кинотеатров и 30 киностудий. Режиссер – Я.А. Протазанов. Актеры – И. Мозжухин, В. Холодная, В. Максимов. 1908 г – первая игровая картина «Степан Разин» 1911 г. – первая полнометражная картина «Оборона Севастополя»

Изображение слайда
1/1
Реклама. Продолжение ниже