Презентация на тему: Культура России в первой четверти XVIII века

Культура России в первой четверти XVIII века
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Просвещение
Публицистика
Публицистика
Развитие науки
Развитие науки
Развитие науки
Развитие науки
Развитие науки
Развитие науки
Развитие науки
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Архитектура
Культура России в первой четверти XVIII века
Архитектура
Архитектура
Живопись
Живопись
Театр
Культура России в первой четверти XVIII века
Культура России в первой четверти XVIII века
Культура России в первой четверти XVIII века
1/31
Средняя оценка: 4.1/5 (всего оценок: 33)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (4967 Кб)
1

Первый слайд презентации: Культура России в первой четверти XVIII века

Изображение слайда
2

Слайд 2: Просвещение

Петр настойчиво заставлял дворян учиться. В 1701 г. в помещении Сухаревой башни была открыта Навигацкая школа (с 1715 г. – Морская академия). Сухарева башня. Худ. А.К. Саврасов. 1872. Памятная монета Банка России к 300-летию Навигацкой школы. В 1701 г. создана Артиллерийская школа. в 1707 г. – Медицинское училище, в 1712 г. – Инженерная школа. При Посольском приказе открыта школа переводчиков. ? Чем вызвана забота Петра об образовании дворян? Просвещение Просвещение

Изображение слайда
3

Слайд 3: Просвещение

Из указа Петра I от 20 января 1714 г.: «Послать во все губернии по нескольку человек из школ математических, чтоб учить дворянских детей …, цыфири и геометрии, и положить штраф такой, что не вольно будет жениться пока сего выучится. И для того о том к архиереям о сем, дабы памятей венчальных не давали без соизволения тех, которым школы приказаны». Указ Петра I от 20 января 1714 г. Просвещение

Изображение слайда
4

Слайд 4: Просвещение

Для детей провинциальных дворян и чиновников были открыты 42 «цифирные» школы, в которых обучали чтению, письму и счету. О чем свидетельствует текст указа 20.01.1714 г.? Учеба воспринималась как тяжелая повинность, дворян приходилось буквально заставлять учиться. Урок в школе. Из букваря Ф. Поликарпова. 1701 г. «Не хочу учиться, а хочу жениться!» (Митрофанушка в пьесе «Недоросль» Д.И. Фонвизина). Просвещение

Изображение слайда
5

Слайд 5: Просвещение

Помимо школ для дворян были созданы горные школы для мастеровых, школы для солдатских детей. В школах петровской эпохи основное внимание уделялось не богословию и риторике, а практическим наукам – арифметике, геометрии, астрономии, инженерному делу. Чем объясняется такая направленность школы в петровскую эпоху? «Арифметика, сиречь наука числительная» Л.Ф. Магницкого. Первый в России учебник математики, изданный в 1703 г. Российские дети учились по нему более 50 лет. ? Просвещение Просвещение

Изображение слайда
6

Слайд 6: Просвещение

В 1702 г. началось издание первой русской печатной газеты «Ведомости». При Алексее Михайловиче в Кремле издавалась рукописная газета «Куранты». «Ведомости» сообщали о ходе войны и событиях за рубежом, биржевых ценах, строительстве заводов и поиске минералов. Какое значение имело появление газеты с точки зрения развития культуры? Верхушка русского общества обрела регулярный источник информации. ? Страница газеты «Ведомости». Просвещение

Изображение слайда
7

Слайд 7: Просвещение

С 1708 г. Петр заменил в книгопечатании церковнославянский шрифт на гражданский, который лично разработал. Какое значение имело принятие гражданского шрифта? Образец церковнославянского шрифта Образец гражданского шрифта ? Книги, напечатанные гражданским шрифтом, были дешевле, их было гораздо легче читать, по ним легче было учиться. К концу царствования Петра I в Москве работали десятки типографий, выпускавшие, в основном, учебники, официальные документы и гражданские книги. Просвещение

Изображение слайда
8

Слайд 8: Публицистика

Архиепископ Феофа́н Прокопович (1681— 1736) — епископ Православной Российской церкви. С 25 января 1721 года — первый вице-президент Святейшего правительствующего синода (и по смерти Стефана Яворского — его фактический руководитель), с 15 июля 1726 года — первенствующий член Синода Православной Российской церкви; проповедник, государственный деятель, писатель и публицист, поэт, философ, сподвижник Петра I. Публицистика

Изображение слайда
9

Слайд 9: Публицистика

Ива́н Ти́хонович Посошко́в (1652 - 1726 гг.)— первый русский экономист-теоретик, также публицист, предприниматель и изобретатель. Основное сочинение — социально-экономический трактат «Книга о скудости и богатстве» (1724, опубликован в 1842 году). Публицистика

Изображение слайда
10

Слайд 10: Развитие науки

Развитие русской науки оказалось тесно связано с задачами пополнения казны. Петр мечтал проложить через российскую территорию торговый путь в Индию. Для этого он направил в Среднюю Азию и на побережье Каспийского моря экспедицию А. Бековичем-Черкасскогом. Черкасский нанес на карту не только восточный берег Каспийского моря, но и Аральское море, о котором в Европе не знали. Эту карту царь подарил Парижской Академии Наук, за что был избран ее членом. Карта А. Бековича-Черкасского. 1715 г. Развитие науки

Изображение слайда
11

Слайд 11: Развитие науки

Были составлены также карты Азовского моря и бассейна Дона. В 1714-1716 гг. было налажено сообщение между Охотском и Камчаткой. Петр решил организовать поиск пути в Америку. В 1720-1721 гг. русская экспедиция достигла Курильских островов, но американского побережья не нашла. В 1725 г. отправилась в путь Камчатская экспедиция датчанина В. Беринга, имея приказ Петра найти пролив или перешеек между Европой и Азией. Плавание экспедиции началось уже после смерти Петра – в 1728 г. Витус Беринг. Худ. В.Н. Ефимов. Развитие науки

Изображение слайда
12

Слайд 12: Развитие науки

Из письма1721 г.: «Его Императорское Величество имеет намерение учредить Академию Наук и при ней другое заведение, где бы могли знатные лица изучать необходимые науки, а вместе с тем водворить художества и румёсла…» Академия основана указом Петра 28 января 1724 г. Первым президентом Академии Наук стал царский лейб-медик Л. Блюментрост. Он составил устав Академии, пригласил видных зарубежных ученых. Официальное открытие Академии – 27 декабря 1725 г. Первый президент Петербургской Академии Наук Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост. Развитие науки

Изображение слайда
13

Слайд 13: Развитие науки

«Академия должна, - говорил Петр, - приобресть нам в Европе доверие и честь, доказав на деле, что у нас работают для науки и что пора перестать считать нас за варваров, пренебрегающих наукой». Днем основания Академии наук считается 28 января 1724 года, когда именной указ о ее учреждении объявили Сенатом. Официально же ее открытие состоялось после смерти Петра Великого. Развитие науки

Изображение слайда
14

Слайд 14: Развитие науки

Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (МАЭ РАН) — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен своей "особенной" коллекцией анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Башню Кунсткамеры венчает Армиллярная сфера. Развитие науки

Изображение слайда
15

Слайд 15: Развитие науки

Нартов Андре́й Константи́нович (1693—1756) — русский учёный, механик и скульптор, статский советник, член Академии наук (1723—1756), изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колёс. Развитие науки

Изображение слайда
16

Слайд 16: Развитие науки

Среди иностранных ученых, ставших членами Петербургской Академии Наук, были математики Н. и Д. Бернулли Л. Эйлер, астроном и географ Ж. Делиль, историк Г.Ф. Миллер, и другие. Какую цель преследовал Петр, создавая Академию Наук и приглашая иностранных ученых? Петр полагал, что развитие науки необходимо всякому современному государству, а добиться этого без иностранцев и без поддержки государства нельзя. Леонард Эйлер. Худ. Э. Хандманн. 1756. ? Развитие науки

Изображение слайда
17

Слайд 17: Архитектура

В архитектуре 1-й четверти XVIII в. впервые появились типовые проекты зданий. Именно такими зданиями застраивался Петербург. Столица строилась по плану: с прямыми широкими улицами, пересекающимися под прямым углом. На центральных улицах столицы строились каменные дома в два-три этажа, окнами не во двор, а на улицу. Типовой проект для строительства каменных домов в Санкт-Петербурге, «присланный от его царского величества». 1717 г. Гравировал Я. Ростовцев. Архитектура

Изображение слайда
18

Слайд 18: Архитектура

Если вплоть до конца XVII в. каменными были, в основном, культовые здания, то в начале XVIII в. велось широкое гражданское строительство. Старый гостиный двор. Арх. Д. Трезини. Перестроен Росси. Здание 12 коллегий. Арх. Д. Трезини. Летний дворец Петра в летнем саду. Арх. Д. Трезини. Архитектура

Изображение слайда
19

Слайд 19: Архитектура

Преобладающий архитектурный стиль 1-й четверти XVIII в. – петровское барокко. Характерные черты: простота объёмов, чёткость членений, сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Архитекторы, работавшие в стиле петровского барокко, ориентировались на зодчество северной Европы. Вид дворца А.Д. Меншикова в 1725 г. Арх. Дж. М. Фонтана и Г.И.Шедель. 1710–1714 гг. Реконструкция. Архитектура

Изображение слайда
20

Слайд 20: Архитектура

Пример петровского барокко – самая знаменитая церковь эпохи, Петропавловский собор в Петербурге. Он построен не в традициях древнерусского зодчества, не похож ни на пятиглавые, ни на шатровые церкви. Более всего собор напоминает немецкие и прибалтийские протестантские кирхи. Такой тип храма – зальный. Шпиль колокольни достигал 112 м (увеличен в 1858 г.), т.е. был выше колокольни Ивана Великого в Москве. Петропавловский собор. 1712–1733. Арх. Д. Трезини. Архитектура

Изображение слайда
21

Слайд 21: Архитектура

1712 – 1720 гг. Петропа́вловский собо́р (официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) — православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров, памятник архитектуры петровского барокко. Доменико Трезини

Изображение слайда
22

Слайд 22: Архитектура

В Москве на рубеже XVII – XVIII вв. преобладало нарышкинское барокко, сочетавшее традиции русского зодчества с приемами украинского и европейского барокко. Характерные черты – центрические ярусные храмы, сочетание красного кирпича и белого камня отделки. Ц. Архангела Гавриила (Меншикова башня). Арх. И. Зарудный. 1707 г. Реконструкция. Ц. Иоанна Воина на Якиманке. Арх. И. Зарудный. 1706–1713 гг. Архитектура

Изображение слайда
23

Слайд 23

Еще одно направление русского барокко начала XVIII в. – голицынское барокко, восходящее к австрийскому и итальянскому зодчеству. Название связано с именем Бориса Алексеевича Голицына. Здания голицынского барокко в плане не крестово-купольные и не зальные, а эллиптичесие, напоминают ротонды. Архитекторы голицынского барокко неизвестны, но предполагается участие западноевропейских зодчих. Ц. Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах. 1690–1704. Здание увенчано не куполом, а короной. Архитектура

Изображение слайда
24

Слайд 24: Архитектура

Петропа́вловская кре́пость — крепость в Санкт-Петербурге, расположенная на Заячьем острове, историческое ядро города. Официальное название — Санкт-Петербу́ргская, в 1914—1917 годах — Петрогра́дская крепость. Крепость была заложена 16 (27) мая 1703 года по совместному плану Петра I и французского инженера Ламбера. Архитектура Архитектура

Изображение слайда
25

Слайд 25: Архитектура

Здание Двенадцати коллегий — здание на Университетской набережной Васильевского острова в Санкт-Петербурге, выстроенное в 1722—1742 гг. для размещения петровских коллегий. Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций. Общий проект составил Доменико Трезини; верхние этажи проектировал Теодор Швертфегер. Архитектура

Изображение слайда
26

Слайд 26: Живопись

Живопись начала XVIII в. окончательно стала светской. На смену парсуне пришел портрет. Крупнейшие живописцы эпохи – И.Н. Никитин и А.М. Матвеев. Картины И.Н. Никитина: Портрет царевны Натальи Алексеевны. Портрет напольного гетмана. Портрет барона С.Г. Строганова. Живопись

Изображение слайда
27

Слайд 27: Живопись

Чем отличаются портреты начала XVIII в. от парсун XVII в.? В чем, кроме техники живописи, состоит новаторство художника в картине «Автопортрет с женой»? Картины А. М. Матвеева: Автопортрет с женой. Портрет врача И.А. Ацаретти. Портрет И.А. Голицына. ? Живопись

Изображение слайда
28

Слайд 28: Театр

В 1702 г. был открыт первый в России общедоступный театр – «Комедийная хоромина» на Красной площади. Труппа состояла из немецких актеров и разыгрывала иноземные пьесы. Позднее появился школьный театр при Славяно-греко-латинской академии. Здесь играли уже пьесы российских авторов. Например, в пьесе Ф. Журовского «Слава Российская», написанной после персидского похода 1722 г., соседние страны (Польша, Швеция, Турция, Персия) признавали первенство России. Воспитательные или развлекательные задачи преобладали в театральном искусстве начала XVIII в.? ? Театр

Изображение слайда
29

Слайд 29

Дмитриев-Оренбургский Николай Дмитриевич — русский жанровый и батальный живописец, график, академик и профессор Императорской Академии Художеств Стрелецкий бунт, 1862, Таганрогская картинная галерея

Изображение слайда
30

Слайд 30

«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» — картина русского художника Николая Ге (1831—1894), написанная в 1871 году. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи

Изображение слайда
31

Последний слайд презентации: Культура России в первой четверти XVIII века

Ме́дный вса́дник — памятник Петру I на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Его открытие состоялось в 1782 году. Памятник изготовлен из бронзы. Название «медный» закрепилось за ним потому, что в XVIII—XIX веках в русском языке слово «медь» допускалось к употреблению в отношении бронзы. Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в 1768—1770

Изображение слайда