Презентация на тему: Культура революционной эпохи Новейшая история России

Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
Культура революционной эпохи Новейшая история России
1/33
Средняя оценка: 4.9/5 (всего оценок: 26)
Код скопирован в буфер обмена
Скачать (79906 Кб)
1

Первый слайд презентации

Культура революционной эпохи Новейшая история России

Изображение слайда
2

Слайд 2

Максим Горький. Несвоевременные мысли. 1917 г.: «Русский народ обвенчался со Свободой. Будем верить, что от этого союза в нашей стране, измученной и физически, и духовно, родятся новые сильные люди. Будем крепко верить, что в русском человеке разгорятся ярким огнем силы его разума и воли, силы, погашенные и подавленные вековым гнетом полицейского строя жизни. Но нам не следует забывать, что все мы — люди вчерашнего дня и что великое дело возрождения страны в руках людей, воспитанных тяжкими впечатлениями прошлого в духе недоверия друг к другу, неуважения к ближнему и уродливого эгоизма. Мы выросли в атмосфере «подполья»; то, что мы называли легальной деятельностью, было, в сущности своей, или лучеиспусканием в пустоту, или же мелким политиканством групп и личностей, междоусобной борьбою людей, чувство собственного достоинства которых выродилось в болезненное самолюбие…». Реакци я деятелей культуры на революцию Максим Горький (1868-1936)

Изображение слайда
3

Слайд 3

Значение революции 1917 года выходит далеко за пределы российской истории. Именно так революцию воспринимали большевики, рассматривавшие Россию как плацдарм для экспорта революционной культуры в другие страны. В марте 1919 года состоялся I Конгресс Коминтерна ( Коммунистического интернационала). На нем присутствовали 52 делегата от 35 партий и групп из 21 страны мира. Учредительный съезд Коминтерна поставил задачу создать Всемирную республику советов. Идеи мировой революции и Коминтерн Президиум заседания 1-го конгресса Коммунистического интернационала. Слева направо: Г. Клингер, Г. Эберлейн, В. И. Ленин и Ф. Платтен

Изображение слайда
4

Слайд 4

Владимир Ленин среди делегатов первого конгресса Коммунистического интернационала в Москве

Изображение слайда
5

Слайд 5

Из Манифеста Коммунистического Интернационала к пролетариям всего мира, написанного Львом Троцким, 1919 г.: «…Если I Интернационал предвосхищал будущее развитие и намечал его пути, если II Интернационал собирал и организовывал миллион пролетариев, то III Интернационал является Интернационалом открытого массового действия, революционного осуществления. Социалистическая критика достаточно бичевала буржуазный миропорядок. Задача международной коммунистической партии состоит в том, чтобы опрокинуть его и воздвигнуть на его месте здание социалистического строя. Мы призываем рабочих и работниц всех стран к объединению под коммунистическим знаменем, которое уже является знаменем первых великих побед. Пролетарии всех стран! В борьбе против империалистического варварства, против монархии, привилегированных сословий, против буржуазного государства и буржуазной собственности, против всех видов и форм классового или национального гнета - объединяйтесь ! Под знаменем рабочих советов, революционной борьбы за власть и диктатуры пролетариата, под знаменем III Интернационала, пролетарии всех стран соединяйтесь !» Идеи мировой революции и Коминтерн

Изображение слайда
6

Слайд 6

Церковь и государство Тихон (в миру Василий Беллавин ) (1865-1925) Патриарх Московский и всея России 21.11.(4.12.)1917-7.4.1925 Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, вступивший в силу 23.1.1918 (5.2.1918) 1. Церковь отделяется от государства. 2. В пределах Республики запрещается издавать какие-либо местные законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, или устанавливали какие бы то ни было преимущества или привилегии на основании вероисповедной принадлежности граждан. 3. Каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповеданием никакой веры, отменяются. 4. Действия государственных и иных публично-правовых общественных установлений не сопровождаются никакими религиозными Обрядами или церемониями. 5. Свободное исполнение религиозных обрядов обеспечивается постольку, поскольку они не нарушают общественного порядка и не сопровождаются посягательствами на права граждан Советской Республики. Местные власти имеют право принимать все необходимые меры для обеспечения в этих случаях общественного порядка и безопасности. 6. Никто не может, ссылаясь на свои религиозные воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей. Из'ятия из этого положения, под условием замены одной гражданской обязанности другою, в каждом отдельном случае допускаются по решению народного суда. 7. Религиозная клятва или присяга отменяется. В необходимых случаях дается лишь торжественное обещание. 8. Акты гражданского состояния ведутся исключительно гражданской властью, отделами записи браков и рождений. 9. Школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом. 10. Все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах, и не пользуются никакими преимуществами и субсидиями ни от государства, ни от его местных «автономных и самоуправляющихся установлений. 11. Принудительные взыскания сборов и обложений в пользу церковных и религиозных обществ, равно как меры принуждения или наказания со стороны этих обществ над их сочленами, не допускаются. 12. Никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью. Прав юридического лица они не имеют. 13. Все имущества, существующих в России, церковных и религиозных обществ сбавляются народным достоянием. Здания и предметы, предназначенные специально для богослужебных целей, отдаются, по особым постановлениям местной или центральной государственной власти, в бесплатное пользование соответственных религиозных обществ.

Изображение слайда
7

Слайд 7

Новая власть исходила из атеистической идеологии. В начале 1918 года был издан Декрет об отделении церкви от государства и школы. Он был очень болезненно воспринят Русской православной церковью. Церковь и государство «Изданный Советом Народных Комиссаров декрет об отделении церкви от государства представляет собою под видом закона о свободе совести злостное покушение на весь строй жизни Православной Церкви и акт открытого против нее гонения... Всякое участие как в издании сего враждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к Православной Церкви и навлекает на виновных лиц православного исповедания тягчайшие церковные кары вплоть до отлучения от Церкви (в последование 73 правилу святых апостолов и 13 правилу VII Вселенского Собора )...» Соборное постановление по поводу декрета совета народных комиссаров об отделении Церкви от государства.

Изображение слайда
8

Слайд 8

Реформа алфавита После прихода к власти новое правительство рассматривало радикальные реформы в области русского алфавита (вплоть до перехода на латиницу). К концу 1918 года сошлись на более скромных изменениях. Самые известные из них – изъятие трех букв (Ѣ (ять), Ѳ (фита), І («и десятеричное»); вместо них должны употребляться, соответственно, Е, Ф, И ;) и твердого знака на конце на конце слов. Анатолий Луначарский (1875-1933) Народный комиссар просвещения РСФСР в 1917-1929 гг. Из изменений правописания и новых правил. 1918 г.: «1. Исключить букву «ѣ» с последовательною заменою ее через «е» (колено, вера, семя, в избе, кроме). 2. Исключить букву «ѳ» с заменою ее через «ф» (Фома, Афанасий, фимиам, кафедра). 3. Исключить букву «ъ» в конце слов и частей сложных слов (хлеб, посол, меч, контр-адмирал), но сохранить ее в середине слов в значении отделительного знака (съемка, разъяснить, адъютант). 4. Исключить букву «і» с заменою её через «и» (учение, Россия, пиявка, Иоанн, высокий). 5. Признать желательным, но необязательным употребление буквы «ё» (пёс, вёл, всё )…»

Изображение слайда
9

Слайд 9

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась. После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность. Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета « в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени ». В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю ). Переход к григорианскому календарю

Изображение слайда
10

Слайд 10

После Октябрьской революции были поведены две важнейшие реформы семейного законодательства. 18 декабря 1917 года вышел декрет «О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния». Единственной формой брака для всех граждан Росси стало заключение гражданского в государственных органов. Условия вступления в брак упростились. 19 декабря 1917 года принят декрет «О расторжении брака». На основании декрета бракоразводные дела переданы в ведение местных судов. Реформа брака Из декрета о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния (18 декабря 1917 года): «Российская Республика впредь признает лишь гражданские браки. Гражданский брак совершается на основании следующих правил : 1. Лица, желающие вступить в брак, словесно объявляют или подают о том, по месту своего пребывания, письменное заявление в отдел записей браков и рождений при городской (районной, уездной или волостной земской) управе. Примечание. Церковный брак, наряду с обязательным гражданским, является частным делом брачущихся. 2. Заявления о желании вступить в брак не принимаются: а) от лиц мужского пола ранее 18 лет, а женского — 16 лет от рождения. В Закавказье туземные жители могут вступать в брак по достижении женихом 16 лет, а невестою 13 лет; б) от родственников по прямой линии, полнородных и не полнородных братьев и сестер, — причем наличность родства признается также между внебрачным ребенком и его потомством с одной стороны и его отцом и его родственниками — с другой; в) от состоящих в браке, и г) от умалишенных. <…> » По сравнению с женихами и невестами царских времен, молодожены первых лет советской власти выглядят на фотоснимках скромнее. Мужчины часто щеголяют в военной или полувоенной одежде.

Изображение слайда
11

Слайд 11

Новые мужские имена: Автодор — от сокращённого названия «Общества содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог». Агитпроп — от сокращённого названия (до 1934 года) Отдела агитации и пропаганды при ЦК ВКП (б). Баррикад (женский вариант имени — Баррикада). Борец — от борцов за правое дело революции и не только. Военмор — от сокращения словосочетания «военный моряк». Вождь — тут все понятно. Гласп — предположительно от «гласность печати». Кармий, Кармия — от сокращения названия Красная армия Кид — от сокращения словосочетания «коммунистический идеал». Ким — от названия организации Коммунистический интернационал молодёжи. Кравасил — (Красная армия всех сильней) Кукуцаполь — от сокращения лозунга времён правления Н. С. Хрущёва «Кукуруза — царица полей». Национал — от сокращения слова интернационал. Пячегод — сокращение от лозунга «Пятилетку — в четыре года!». Ревволь — от сокращения словосочетания «революционная воля». Ревдар — от сокращения словосочетания «революционный дар». Серп-И-Молот — сложносоставное имя; от советской геральдической эмблемы Старые имена большею частью были связаны с религиозной традицией, которая отныне отрицалась. Новые имена, которые давали людям в молодом Советском государстве, были связаны с новой, революционной традицией. Новые праздники и имена Первомайский лозунг

Изображение слайда
12

Слайд 12

К концу XIX в. (данные 1897 г.) грамотными были только 22,3% населения России. Основная масса населения оставалась неграмотной и к 1917 г., что препятствовало советской власти распространять свою идеологию с помощью печати. В 1919 г. Ленин подписал Декрет о ликвидации неграмотности. Обучение грамоте стало обязательным для всех неграмотных взрослых граждан. Были изданы новые буквари и пособия, созданы школы ликбеза (ликвидации безграмотности). Грамотные граждане в порядке трудовой повинности обучали неграмотных. В деревнях взрослые нередко учились вместе с детьми. За годы Гражданской войны были обучены грамоте 7 млн чел. В 1920 г. из каждой тысячи жителей России 319 были грамотными. Ликвидация неграмотности

Изображение слайда
13

Слайд 13

В годы Гражданской войны и в первые годы нэпа подростки, вынужденные зарабатывать, не имели времени на учебу. Школу второй ступени посещали лишь 7% детей. В 1923 г. было образовано общество «Долой неграмотность!», увеличена численность школ. К 1927 г. начальную школу посещали 70% детей. Уровень грамотности в целом по стране возрос до 51%, в том числе в городах до 76%, а к 1939 г. грамотными были свыше 90% мужчин и 72% женщин. Накануне войны удалось перейти к всеобщему начальному образованию, а в городах – к 7-летнему. Все ранее существовавшие типы учебных заведений заменила единая трудовая школа, состоявшая из двух ступеней. Образование стало бесплатным, мальчики и девочки учились вместе. Ученические комитеты ( учкомы ), находившиеся под влиянием комсомола, руководили школами наряду с учителями. Задачей школы объявлялось воспитание поколения, способного установить коммунизм. Ликвидация неграмотности

Изображение слайда
14

Слайд 14

Особая комиссия под руководством выдающегося геолога Ивана Губкина обнаружила залежи железной руды в Курской магнитной аномалии. Советская власть уделяла большое внимание развитию технических и естественных наук. В 1918 г. был создан научно-технический отдел ВСНХ. В Петрограде открывается Рентгенологический и радиологический институт во главе с академиком Абрамом Иоффе. Советская наука Иван Губкин (1871-1939) организатор советской нефтяной геологии Абрам Иоффе (1880-1960) Курская магнитная аномалия Карьеры по добыче железной руды между Губкином (слева) и Старым Осколом (справа )

Изображение слайда
15

Слайд 15

Александр Ферсман организовал в начале 1920-х годов ряд экспедиций (в том числе на Кольский полуостров, в Среднюю Азию и на Урал) по исследованию минеральных ресурсов. Александр Ферсман (1883-1945) Российский и советский минералог, один из основоположников геохимии, «поэт камня» Советская наука Александр Ферсман. Хибины, Начало 1920-х гг. Александр Ферсман (справа). Челекен, Каспийское море; Туркмения. В поисках радиоактивных руд. Справа – Александр Ферсман. 1920-ые гг.

Изображение слайда
16

Слайд 16

В январе 1922 года по инициативе академика Владимира Вернадского при активном содействии его соратников и помощников Виталия Хлопина, Александра Ферсмана и Ивана Башилова был создан Радиевый институт в Петрограде – первое научное учреждение, занявшееся изучением радиоактивных веществ, разработкой их получения и применения. Владимир Вернадский (1863-1945) российский и советский учёный-естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель конца XIX века и первой половины XX века. Советская наука Радиевый институт им. Виталия Хлопина

Изображение слайда
17

Слайд 17

В Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ) под руководством Николая Жуковского закладывались принципы самолетостроения. Советские летчики на отечественных самолетах совершили в 20-х годах беспрецедентно дальние по тем временам перелеты ( Москва – Пекин, Москва – Нью-Йорк). Советская наука Николай Жуковский (1847-1921) русский механик, основоположник гидро - и аэродинамики Сбор конструкторского бюро ЦАГИ

Изображение слайда
18

Слайд 18

Советская наука Выдающихся успехов достигла советская биология. Продолжал работу Иван Павлов. В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина ( ВАСХНИЛ ), в составе которой было 12 институтов. Президентом ВАСХНИЛ стал Николай Вавилов, возглавивший также Всесоюзный институт растениеводства (ВИР). Николай Вавилов (1883-1943) российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, химик, географ

Изображение слайда
19

Слайд 19

Основоположником советской исторической школы стал убежденный марксист Михаил Покровский. С точки зрения Покровского существуют определённые законы, по которым развивается любое человеческое общество. Зная эти законы, можно «предсказать ход человеческого развития не только ближайших лет, но и десятков, сотен лет». Таким образом, Покровский приходит к выводу, что знание прошлого дает возможность знать будущее, а «тот, кто предвидит будущее, господствует над этим будущим». Советская наука Михаил Покровский (1868-1932) советский историк-марксист, общественный и политический деятель. Лидер советских историков в 1920-е годы, «глава марксистской исторической школы в СССР «В нашей науке специалисту- немарксисту грош цена» Михаил Покровский. Историческая наука и борьба классов. «История – это политика, опрокинутая в прошлое Михаил Покровский. Доклад «Общественные науки в СССР за 10 лет» (22 марта 1928 г.)

Изображение слайда
20

Слайд 20

Гражданская война нанесла тяжелый ущерб культуре России, привела к уничтожению бесценных памятников культуры. Значительная часть художественной интеллигенции эмигрировала. В то же время в годы революции и Гражданской войны страна пережила культурный подъем, вызванный революционной ломкой старого мира. Многие писатели, даже далекие от революции, сотрудничали с большевиками. С энтузиазмом восприняли революцию «левые», авангардистские художественные направления, например футуристы. Для них революция означала возможность свободного художественного творчества. В годы Гражданской войны «левое» искусство претендовало на статус государственного, третируя реализм. Советское искусство Броневик. Гравюра Николая Купреянова. 1918 г.

Изображение слайда
21

Слайд 21

В 1917 году возникла массовая культурно-просветительская и литературно-художественная организация пролетарской самодеятельности при Наркомате просвещения – Пролеткульт. Идеологом Пролеткульта стал знаменитый своими дискуссиями с Лениным 1900-х годов Александр Богданов. Целью организации декларировалось развитие пролетарской культуры. Пролеткульт решал две задачи – разрушить старую дворянскую культуру и создать новую пролетарскую. Советское искусство «Итак, товарищи, искусство прошлого нам нужно, но так, как и наука прошлого, в новом понимании, в критическом истолковании новой, пролетарской мысли» Александр Богданов. О пролетарской культуре. 1919 г. Александр Богданов (1873-1928)

Изображение слайда
22

Слайд 22

В 1918 году Ленин выдвинул программу развития монументального искусства и его мобилизации в качестве главного агитационного средства коммунистической идеологии. План монументальной пропаганды в широком масштабе обеспечил скульпторов государственными заказами на городские монументы и тем самым явился прямым стимулом для самобытного развития советской скульптурной школы. Большинство работ были выполнены из недолговечных материалов и до настоящего времени не сохранились. Ленинский план монументальной пропаганды Ленин выступает на открытии памятника Марксу и Энгельсу (скульптор Сергей Мезенцев ). 7 ноября 1918 года. Москва Анатолий Луначарский и скульптор Карл Зале на открытии памятника Гарибальди в Петрограде. 1919 год

Изображение слайда
23

Слайд 23

В 1918 году был также издан декрет о памятниках республики. По нему предполагалось установить монументальные памятники вольнодумцам и революционерам (в диапазоне от Радищева до Гарибальди) и сносить памятники царям и царским слугам. Ленинский план монументальной пропаганды Монумент советской конституции. 1919 год. Скульптор Николай Андреев. Снос памятника Михаилу Скобелеву в Москве

Изображение слайда
24

Слайд 24

Вырезка из газеты, Петроград, 10 марта 1919 года

Изображение слайда
25

Слайд 25

В 1919-1921 годах советскими поэтами и художниками были созданы плакаты из серии «Окна сатиры РОСТА» (Окна РОСТА ). Художники работали в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). « Окна РОСТА» – специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны и интервенции ( 1918-1920). Участником «Окон РОСТА» стал Владимир Маяковский. Плакатное искусство «Нигде, кроме как в Моссельпроме ». Плакат Владимира Маяковского. 1920-е годы.

Изображение слайда
26

Слайд 26

Окна РОСТА

Изображение слайда
27

Слайд 27

Изображение слайда
28

Слайд 28

Окна РОСТА

Изображение слайда
29

Слайд 29

Александр Родченко. Реклама Добролета. 1923 год

Изображение слайда
30

Слайд 30

Казимир Малевич. Белое на белом. 1918 год

Изображение слайда
31

Слайд 31

Александр Родченко. Из серии «Черное на черном». 1918 год

Изображение слайда
32

Слайд 32

Кузьма Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде (Петроградская Мадонна). 1920 год.

Изображение слайда
33

Последний слайд презентации: Культура революционной эпохи Новейшая история России

Тема «Культура революционной эпохи ». Термины: Коминтерн * Юлианский календарь * Григорианский календарь * план ГОЭЛРО * Наркомпрос * Ликбез * Единая трудовая школа * Минералогия * Радиевый институт в Петрограде * ЦАГИ * ВАСХНИЛ * Левое искусство * Авангард * Пролеткульт * Ленинский план монументальной пропаганды * Окна РОСТА * Имена: Максим Горький * Лев Троцкий * патриарх Тихон * Анатолий Луначарский * Иван Губкин * Абрам Иоффе * Александр Ферсман * Владимир Вернадский * Николай Жуковский * Иван Павлов * Николай Вавилов * Михаил Покровский * Александр Богданов * Владимир Маяковский * Дмитрий Моор * Александр Родченко * Казимир Малевич * Марк Шагал * Кузьма Петров-Водкин * Исаак Бродский * Всеволод Мейерхольд * Евгений Вахтангов

Изображение слайда