Слайд 2: Вопросы для рассмотрения
Предпосылки и основания эпохи Возрождения Гуманизм - идейная основа эпохи Искусство раннего Возрождения Искусство высокого и позднего возрождения Итоги Возрождения
Слайд 3: Ренессанс (Возрождение)
период в культурном развитии стран Западной и центральной Европы, переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени.
Слайд 4: Периодизация Возрождения
Рубеж 13-14 вв. – итальянский Проторенессанс 2-я половина 14 - 15 вв. – Итальянское Возрождение, конец 15 в. – 1-я треть 16 в. высокое Возрождение (европейское), 2-я половина 16 в. – позднее Возрождение.
Слайд 5: Социальные предпосылки Возрождения
Широкое распространение товарно-денежных отношений появление раннекапиталистических элементов, урбанизация ориентация на внешний рынок относительно высокая грамотность горожан, обогащение нобилитета социальная активность пополанов (средних слоев) изменения в общественном сознании ранней буржуазии и других слоев
Слайд 6: Термин «Возрождение»
Джорджо Вазари «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих в эпоху Возрождения» 1550 г. духовное обновление, подъем культуры после многовекового упадка восстановление преемственной связи с высокоразвитой культурой Античности «Возрождение – это юноша, бунтующий против родителей и обращающийся за поддержкой к дедам» А.Ф. Лосев
Слайд 7: культура Возрождения
культура переходной эпохи от феодального строя к капиталистическому Социальный аспект - Творцами ренессансной культуры были выходцы из различных социальных слоев Достижения ренессансной культуры -достояние всего общества(в большей степени – образованной и состоятельной его части)
Слайд 8: гуманизм
жизнеутверждающее, светско -рационалистическое мировоззрение (лат. humanus — человечный) — система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье.
Слайд 9: Элементы гуманистической мысли
Данте Алигьери (1265-1321 гг ) - «Божественная комедия» Франческо Петрарка (1304-1374) - «Книга песен» Джованни Боккачо (1313-1375) - «Декамерон» Коллючо Салютати (1331- 1406) - «О благородстве законов и медицины», «О тиране»
Слайд 10: дифференциация гуманизма
Гражданский гуманизм (Леонардо Бруни (1374-1444)) - социально-политическая проблематика Этический гуманизм (Лоренцо Вала (1407-1457)) - идеи эпикурейской этики. Флорентийский неоплатонизм ( Марсилио Ф ичино (1433—1499)) - культ разума, знания, интерес к философско-теологической тематике.
Слайд 11: Общие черты гуманизма
понимали человека как единство духовного и телесного, отстаивали право личности на свободное развитие, на счастье в земной жизни; величие и благородство связывали не с социальным происхождением, а с личным достоинством человека; оправдывали разумное накопительство, и высоко ценили меценатство. Гуманизм - возвышал человека, превращал его в духовное существо.
Слайд 12: Многоликость Ренессансного индивидуализма
Взлет индивидуализма творческий порыв, эстетика, гуманизм низменные страсти и побуждения
Слайд 13: инквизиция
от лат. inquisitio - розыск Создана католической церковью в 13 в. (особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти) Особенно свирепствовала инквизиция в Испании – Томас Торквемада (1420-1498) – Великий Инквизитор 1826 г. Валенсия – последнее аутодафе
Слайд 14: Искусство Раннего Возрождения
складывается реалистическая система - характеризовалась светскостью, интересом к человеческой природе, пониманием красоты как гармонии, соразмерностью, сочетанием жизненного и идеального, приматом чувственной красоты, основанной на знании анатомии человеческого тела утверждается идея титанической личности.
Слайд 15: расцвет живописи
обогащение жанров- развивается портрет, зарождается историческая и пейзажная живопись, новый смысл приобретают религиозно-мифологические жанры, ведущее место - станковая картина, развитие гравюры
Слайд 16: Скульптура и архитектура
завершается обособление скульптуры, как самостоятельного вида искусства – станковая и монументальная В архитектуре - идеалы гуманизма, что нашло отражение в ясном гармоничном облике сооружений, в классическом языке их форм, в их пропорциях и масштабах, соотнесенных с человеком
Слайд 17: Джотто ди Бондоне (1266-1337)
«Поцелуй Иуды» Иуды»
Слайд 18: кампанилла
В итальянской архитектуре Средних веков и Возрождения квадратная (реже круглая) в основании колокольня, как правило стоящая отдельно от основного здания храма
Слайд 20: меценатство
покровительство художникам поэтам, музыкантам со стороны аристократии Козимо Медиди (правитель Флоренции)- в 1462 г. основал Платоновскую Академию Лоренцо Медичи(Великолепный) - При дворе Лоренцо культивировалось утонченное искусство, выразителем которого был Ботичелли. Джованни Медичи – Папа Лев X (1513-1530) объединил в Риме Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля
Слайд 21: Филиппо Брунеллеско (1377-1446)
новые формы, воплощавшие в себе принципы гармонии, логики, ясности здания с законченной композицией впервые применил ордерную конструкцию регулярность всех элементов постройки четкое горизонтальное членения соответствие в расположении окон
Слайд 24: Леон Батиста Альберти (1404-1472)
10 книг о зодчестве ввел в сооружение зданий поэтажное членение ордера фасады для церквей базиликального типа
Слайд 26: Церковь Сан Франческо в Римини
Слайд 28: Скульптура
приобретает самостоятельное значение в архитектуру входит теперь как равноправный компонент, обращается к жизни и реальным образам, к человеку. Объекты изображения - ( наряду с образами мифологии и религии ) живые люди, герои современности; развиваются жанровые портреты, появляются конные статуи.
Слайд 29: Скульпторы
Гоберти Лоренцо ( 1378-1455) мастер рельефа, автор бронзовых скульптур для церкви Ор Сан Микеле Донателло (1386-1466) - реформатор итальянской скульптуры –– (Давид – первая обнаженная статуя в Италии со времен Античности ), конный памятник Марку Аврелию Андреа Верокью ( 1435-1488 ) - бронзовый «Давид», « Путто с дельфином»
Слайд 30: Гоберти Лоренцо
Слайд 31: Донателло
Слайд 32: Андреа Верокью
Слайд 33: Мазаччо (1401-1428)
объединил фигуру и пейзаж, впервые ввел воздушную перспективу, обнаженные фигуры фрески "Чудо со статиром " и "Изгнание из рая"
Слайд 36: Сандро Ботичелли (1445-1510) первый иллюстратор «Божественной комедии»
«Весна»
Слайд 37: Сандро Ботичелли «Рождение Венеры»
Слайд 38: Пьеро дела Франческа (1420-1452) трактат «О перспективе в живописи »
«Крещение Христа»
Слайд 39: Джованни Беллини (1430-1516) – усовершенствовал технику масляной живописи
Слайд 40: искусство Высокого Возрождения
В центре искусства – образ идеального, прекрасного человека, совершенного физически и духовно, наполненного жизнью, внутренней силой и значимостью Главные центры: Рим, Флоренция, Венеция
Слайд 41: Архитектор Браманте (1444- 1519)
главный архитектор папы Юлия II, главное творение – проект Собора Святого Петра в Риме оформление Ватиканских садов
Слайд 43: Леонардо да Винчи (1452-1519)
«сфумато» - особая техника письма светотени, передающаяся тонкой растушеванной контурной оболочкой, как бы обволакивающей предметы, придающей им мерцание, мягкость и зыбкость
Слайд 44: Джоконда« ( Мона Лиза)
1503-1505. Музей Лувр, Париж.
Слайд 45: Рафаэль Санти (1483-1520)
В живописи создал образ идеального человека написал около пятнадцати мадонн ватиканские фрески, выполненные для покоев папы в Станце делла Сеньятура (Комната печатей ) maniera grande ясность, выразительность, стройность композиции, новый масштаб монументальности
Слайд 47: Микельанджело Буаноротти (1475-1564)
«Давид» (мрамор) 1501 г.
Слайд 48
«Страшный суд» Сикстинская капелла 1534-1541
Слайд 49
капелла Медичи при церкви Сан- Лоренцо
Слайд 50: Джорджоне (1476-1510)
«Спящая Венера» 1508-10 гг.
Слайд 51: Андреа Палладио (1518-1580)
трактат "Четыре книги архитектуры« совмещает античную структуру и многообразные барочные элементы Вводит колонны, объединяющие несколько этажей разработал схему дворца, не стесненного городской застройкой
Слайд 55: Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573)
трактат «Правила пяти архитектурных ордеров» постройки отличаются размахом, чисто ренессансной мощью, призваны производить сильное впечатление Создает образцы для барочных фасадов
Слайд 58: Веронезе (Паоло Кальяри) (1528-1582)
светские по духу картины, панно и росписи тонкость рисунка, пластичность формы, сложность сочетаний цветов на светоносном фоне «Брак в Кане », «Поклонение волхвов», «Венера и Адонис»
Слайд 60: Тинторетто ( Якопо Робусти ) (1515-1594)
драматическая живопись, монументальные полотна, насыщенные динамикой и контрастами света и тени асимметрической композиции Цикл панно в Скуола ди Сан- Рокко в Венеции.
Слайд 62: Братья Губерт ( ок. 1370—1426) и Ян( ок. 1390—1441) Ван Эйки
основоположники реализма в Нидерландах отказались от включения в портрет религиозных символов совершили революцию в искусстве XVI века в области передачи трехмерных объемов и освещения. Введением новых составов смол или эмульсий усовершенствовали технику масляной живописи. Творчество Яна Ван Эйка создало предпосылки для возникновения в Нидерландах светского искусства
Слайд 64: Иероним Босх(1450-1516)
картины полны удивительных «дьявольских созданий», символов и намеков, которые порой сложно понять. изображения греховного человечества
Слайд 66: Брейгель Питер Старший (1525(30)-1569)
нравоучительные картины сатирические притчи-рисунки, изобилующих гротескными и причудливыми фантастическими персонажами в духе Иеронима Босха, дробные по композиции, колористически пестрые полотна
Слайд 68: Альбрехт Дюрер (1471-1528)
«А покалипсис»
Слайд 69: Богоматерь с Младенцем и святой Анной, Альбрехт Дюрер, 1519
Слайд 70: Эль Греко (Доменико Теотокопуло ) (1541-1614)
«Погребение графа Оргаса » 1586-58гг.
Слайд 71: Маньеризм
мотивы разочарования в ренессансной героизации человека ощущение неустойчивости обостренное внимание к внутреннему миру, борениям страстей, противоречиям, дисгармонии в окружающем, драматизм и напряженность образов, интерес к необычному, исключительному, манерная изощренность формы
Слайд 72: Якопо Пантормо (1497-1557)
«Юноша с алебардой» 1530 г
Слайд 73: Пармиджанино (1503-1540)
«Мадонна с младенцем младенцем » 1525 г.
Слайд 74: Аньоло Бронзино ( 1503-1572)
«Аллегория триумфа Венеры» 1540-1545
Слайд 75: Бенвенуто Челлини (1500-1571)
«Меркурий» «Ганимед»
Слайд 76: Джованни Джамболонья (1521-1608)
«Похищение Сабинянок» 1583 г.
Слайд 77: Итоги Ренессанса
Утверждается новый тип созидательно-эстетического отношения к жизни. Творчество выступает основной полноценной формой бытия человека. Формируются общности людей, связанных досугом ( гуманистические кружки) Мир искусства стремится отделиться от религии, приобретает самостоятельную ценность и самостоятельную институциональную организацию Занятия искусствами - форма благородного досуга
Последний слайд презентации: Культура эпохи Ренессанса: Итоги Ренессанса (продолжение)
меняется статус художников - превращаются в самостоятельную и определяющую силу расцвет и многообразие форм, видов и жанров искусства Появляются первые академии живописи В искусствах нарастают процессы специализации разных областей и видов